Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми thumbnail

Раскраски, снимающие стресс, продолжают удерживать позиции бестселлеров в книжных магазинах. «Афиша Daily» решила узнать, настолько они действенны, связалась с арт-терапевтом Анной Ше и попросила людей разных профессий посвятить раскраскам несколько дней.

История раскрасок для взрослых

Выпускать подобные раскраски впервые стали в Калифорнии еще в 1970-х годах. Делалось это на том же социокультурном подъеме, который мы переживаем сейчас. Сначала популярным стало изменять сознание, затем проявился интерес к древним учениям, культам света, добра, творчества, здоровья, идеям о внутреннем ребенке, а также практикам, позволяющим с этим ребенком соединиться. Сегодня происходит популяризация микса всего популяризованного ранее. Базовая идея раскрасок в том, что каждый человек способен созидать и творить, это заложено в его психофизической природе. Важная особенность такого творчества — вовлеченность и получение максимальной психоэмоциональной разрядки.

Часть аудитории раскрасок в России в определенной мере перенимает эти ценности, часть просто хочет чего-то красивого или прикольного и нового. Некоторые хотят рисовать, но боятся начать с белого листа. Еще большая часть получает раскраску в подарок и практически никогда ее не открывает.

Алена Попова

продавец секс-шопа «Точка любви». Предпочтения в изобразительном искусстве: модерн

«У меня на работе не бывает такого, чтобы я ничего не делала. Когда совсем скучно, я могу порисовать и послушать музыку. Мне очень понравились раскраски, их дизайн и идея. Причем нужно было не только раскрашивать, но и выполнять задания — например, придумать какие-то символы, разгадать загадку. На меня всегда рисование действует успокаивающе, а процесс увлекает. Раскрашивала до трех часов ночи и чуть не проспала утром. Сейчас пока возможности раскрашивать нет, я сломала правую руку, рисовать не могу в ближайший месяц».

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

«Зачарованный лес. Книга для творчества и вдохновения». Джоанна Бэсфорд. Издательство «КоЛибри»

5 причин популярности раскрасок

Современные люди — существа беспокойные, живущие в потоке постоянной информационной стимуляции, зачастую излишней. Внешние импульсы поступают постоянно: телефон, интернет, социальные сети, городские развлечения. Постоянно нужно что-то выбирать, решать, соотноситься и куда-то спешить. Чтобы не разорваться на части, иногда стоит сосредоточиться на чем-то одном, например, на раскраске.

Больше всего устаем от смены деятельности и момента выбора и принятия решений. Раскраски в этом отношении устроены удивительно безопасно. Нам оставляют возможность выбирать цвета, но поддерживают тем, что выбирать и решать, что рисовать, нам не нужно. Мы выбираем, какой рисунок раскрашивать, но не несем ответственность за его структуру. Нам предлагают структурированную творческую свободу. Также раскраски обычно заполняются фломастерами, ручками и карандашами. А это очень контролируемые материалы — в отличие от краски или глины, которые более регрессивны.

Неинтересную раскраску неинтересно раскрашивать. Поэтому мы все чаще получаем искусно созданные художественные трафареты. Мы вовлекаемся сначала через рассматривание, сопереживание теме, а после через сотворчество, сосозидание. В итоге мы действительно ощущаем себя тем, кто сделал эту красочную картинку. Так оно и есть. Возможность создавать и видеть результаты своего действия — вершина пирамиды потребностей в гуманистической психологии. И конечно, нам хочется там оказаться.

Чем мельче рисунок, который мы раскрашиваем, тем активнее включается наша мелкая моторика. Работа мелкой моторики соотносима с функцией речи и когнитивными способностями в целом, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Поэтому, когда мы что-то создаем руками, мозг будто участвует в диалоге, мы переживаем сопричастность и удовлетворение от этого, свойственное человеку как существу социальному.

Важным свойством раскраски является то, что ее можно взять с собой. Она легче куска глины, раскраска не пачкается, и фломастеры крайне контролируемый материал.

Екатерина Гребенникова

Главный врач «Клиники цифровой стоматологии». Предпочтения в изобразительном искусстве: Клод Моне

«Когда никого в кабинете нет, я раскрашиваю и пою. Раскраски мне очень понравились. Я дальше продолжаю этим заниматься. Это действует успокаивающе. Успокаиваются мысли».

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

«Целительные мандалы-раскраски». Г.П. Малахов. Издательство «Эксмо»

Как правильно раскрашивать раскраску

Раскрашивайте, как хотите. И только так. Если так надоело, то используйте только одну гамму. Если и так надоело, раскрашивайте только точками, потом только короткими штрихами, потом только теми цветами, которые для вас выберет ваш друг. А потом снова как хотите.

Действительно ли раскраски снимают напряжение

Очевидно, что раскраски можно использовать для снятия напряжения. Вечером вместо того, чтобы думать о работе и сидеть в соцсетях, абсолютно точно лучше пораскрашивать. От этого занятия вы испытаете больше удовлетворения и сможете наслаждаться осязаемым результатом. Кроме того, эта деятельность может вас вдохновить на создание собственного произведения.

Можно весьма эффективно использовать раскраску для переключения внимания. Например, ваш ребенок не хочет делать уроки (мыть посуду или убираться в комнате) — вместо того чтобы нервничать, ерзать от мыслей о своей и его никудышности, вы можете посидеть какое-то время в спокойствии и создать нечто красивое. От раскрашивания вы получите то удовлетворение и к своему ребенку вернетесь через 15 минут или час уже в совершенно ином состоянии. Ваше взаимодействие будет проходить уже совсем иначе.

Читайте также:  Кефир для волос чем полезен отзывы

Алиса Яхонтова

Дизайнер мебели и интерьеров. Предпочтения в изобразительном искусстве: Альфонс Муха

Раскраски не для того, чтобы занять себя, когда скучно, а скорее помочь сконцентрироваться. С одной стороны, это медитативная форма творчества, а с другой стороны — можно собраться с мыслями. Вроде бы выполняешь однообразные движения, механическую работу, и в то же время вроде что-то пытаешься придумать, оформить в цветах. Если был бы свободный день или пара свободных часов, то села бы еще за них с удовольствием».

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

«Таинственный сад. Книга для творчества и вдохновения». Джоанна Бэсфорд. Издательство «КоЛибри»

Раскраски как способ заменить вредные привычки

Конечно, как все остальным, этим не устоит злоупотреблять, но раскрасками можно заменить более вредные привычки — например, переедание или постоянное сидение перед компьютером. Раскрашивание действительно вовлекающий процесс. И, конечно, вашим глазам полезнее перед сном смотреть на аналоговый лист, чем на светящийся дисплей. А лишнее пирожное можно и просто раскрасить вместо того, чтобы съесть и мучить себя самоуничижительными мыслями о неналезающих джинсах.

Раскраска как тренировка мозгов

Раскраски (как и кроссворды), возможно, помогут людям с геронтологическими сложностями. Но с точки зрения терапии качество только этой деятельности достаточно низкое и нуждается в других поддерживающих действиях: рефлексии, постановке задач на удерживание определенных цветовых гамм или использование определенного вида штрихов и т. д., но тогда занятие уже не доставит столько удовольствия.

Ян Еловский

Менеджер по производству Pony Express. Предпочтения в изобразительном искусстве: Иван Константинович Айвазовский

«В пятницу уделил раскраскам полчаса. У меня был такой стресс, что я сел успокаиваться за раскраску. Выбирал между самолетом-бомбардировщиком и гранатой. Листал-листал, смотрю — отлично. Решил взять гранату. Если рисунок интересный, потом можно детям показывать и говорить: смотрите, папа ваш творческая личность».

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

«Вторжение дудлов. Не самая обычная раскраска для взрослых». Зиффлин, Керби Росэйнс. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Раскраски как помощь детям с аутизмом

Реальные истории о том, как людям помогли эти раскраски, конечно, есть. История такая: я проходила практику в Rebecca School в Нью-Йорке, это прекрасная школа для детей с аутизмом. В моем классе было три семилетних ребенка. В качестве одной из практик я дала им большие листы с уже изображенными границами предметов для заполнения контуров. Это задание пошло у них удивительно легко и свободно, и я решила продолжать его как практику, увеличивающую количество позитивного совместного опыта. Мы заполняли разные контуры — большие и малые, фигуративные и нет. Постепенно перешли к усложнению, потом появились раскраски совсем малого формата, за ними общие малые листы для раскрашивания. И постепенно мы дошли до создания раскрасок друг для друга и их заполнения. Это был действительно успех в групповой коммуникации для детей с таким диагнозом. Но в целом задача раскрасок приносить радость, улыбки и иногда приумножать количество красоты в мире. Они прекрасно с этим справляются. Уже за это им огромное спасибо.

Анастасия Румянцева

Домохозяйка Предпочтения в изобразительном искусстве: И.К. Айвазовский, советский реализм

«Обычно, когда скучно, я занимаюсь оформлением детских альбомов — скрапбукингом, это мое увлечение с декретного отпуска. Вообще, я бы себе такую раскраску, конечно, не купила. Здесь такие мелкие детали, такие дотошные рисунки, которые раздражают. Более крупные — еще можно. Первую картинку — девочку с котиком — я с удовольствием разрисовала. Потом уже напрягалась. Я в курсе, что сейчас это новомодная тенденция, но это не мое, конечно».

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

«Кототерапия. Раскраска-антистресс для творчества и вдохновения». Излательство «Эксмо»

Можно ли считать такое раскрашивание арт-терапией

Любое занятие творчеством полезно, но не любое занятие творчеством является арт-терапией. Арт-терапия — это процесс, в котором задействован квалифицированный специалист арт-терапевт. Все остальное — это творческие занятия для разных целей: альтернативного времяпрепровождения, снятия напряжения, переключения внимания, объединения сообщества и т. д.

Кроме того, увлечение раскрасками вряд ли поможет выбраться из дезадаптивных защитных механизмов (замещения, вытеснения, аутоагрессии, примитивной идеализации и т. д.). То есть если вам необходимо на работу, люди от вас ждут чего-то, а вам страшно или лень и вы вместо выполнения своих обязанностей раскраску раскрашиваете, то никакой пользы в этом нет. Знакомое чувство вины и опустошенности все равно вас настигнет, даже если вы раскрасите свой «Магический лес» самым лучшим образом.

Арт-директор «Пикника «Афиши». Предпочтения в изобразительном искусстве: Карел Мартенс, Эйке Кениг, Slavs and Tatars

«Вообще, мне нравится уединение, оно позволяет больше внимания уделить задаче. Будучи дизайнером классно почитать бриф, погрузиться в него и придумывать свои правила игры. Мне не бывает скучно — я часто думаю о новых делах и возможностях. Раскрашивая, я придумала свои правила, которые позволили сделать работу немного другой, возможно, более увлекающей, чем задумывалось авторами. Я просто получила удовольствие от процесса. Не знаю, медитация ли это была, но мне нравилось работать с материалом».

Читайте также:  Творог полезнее есть во второй половине дня

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

«Мандалы. Раскраска-антистресс для творчества и вдохновения». Издательство «Эксмо»

Что делать с раскрасками, когда они раскрашены

Раскрашенные листы, конечно, можно ставить в рамку и радоваться им. Приятно поставить в рамку лист, раскрашенный другим человеком. Их можно дарить и радовать других. Можно собрать архив раскрашенных раскрасок и показать через много лет внукам, а можно даже оставить незакрашенными пару страниц для них. Стоит завести одну раскраску на семью и раскрашивать по-очереди: это хорошая практика для творческого взаимодействия. Нужно всячески пользоваться тем, что это именно аналоговый объект — его можно отослать по почте бабушке, разместить на полке, залить кофе и играть с его следами. Главное, тут не нужно слишком мудрствовать, это объекты для мимолетного удовольствия, не перегружайте их смыслами и получайте удовольствие.

Кирилл

Охранник в «Духless Bar». Предпочтения в изобразительном искусстве: неизвестно

«Вы знаете, вообще на работе скучно не бывает. 6 дней в неделю совсем не скучно. Когда бывает окно — выходной, я иду в спорт-зал и встречаюсь с друзьями. Расскраски понравились, очень прикольно. Книжка с маленькими предметами, некоторых раздражает, но мне наооборот — полезно развить мелкую моторику. Мне кажется любая раскраска и вообще творческтво успокаивает. Процесс увлек. Теперь они лежат в баре и переодически кто-то из персонала их разукрашивает».

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

«Удивительные города». Стив Макдональд. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Источник

Придуманные Наташей и Виталием Бабаевыми достигаторы помогли уже очень многим детям и взрослым. Кто-то благодаря этим забавным картинкам делает уроки, а кто-то качает пресс или учит английский.

Рождение идеи

Наташа Бабаева — мама двоих детей. Как и у многих, в её семье периодически возникали житейские трудности: сын не чистит зубы или взрослые спорят, кто не мыл посуду, и обижаются друг на друга.

Тогда Наташа с мужем Виталиком придумали достигаторы.

Большой достигатор «Планеты»Достигатор «Бродилка с планетами». Нарисовал Виталий Бабаев. Кликните на картинку, чтобы распечатать

Достигаторы помогли с чисткой зубов, уроками, чтением и в целом с тренировкой детской силы воли. Решился вопрос с мытьём посуды. А сегодня Виталик качает по достигаторам пресс.

Осенью 2016-го Наташа рассказала в Facebook об этом методе и пригласила добровольцев поучаствовать в эксперименте.

Мы с дочкой вписались. За месяц она научилась застилать утром кровать без 100 500 напоминаний. Потом это стало привычкой, а достигатор стал не нужен. Взрослые участники ставили разные цели: пить каждый день полтора литра воды, делать планку, рисовать — и по большей части успешно их достигли.

Поэтому я попросил у Наташи разрешения рассказать на Лайфхакере о достигаторах, о том, как это работает и какие подводные камни стоит учитывать.

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

Наташа Бабаева

Директор по развитию издательства «Манн, Иванов и Фербер». Ведёт блог о маркетинге и здравом смысле.

Общий принцип

Достигаторы помогут видеть каждый шаг на пути к цели. Повесьте картинку на видном месте и решите, что считать достижением (например, утреннюю зарядку). Раскрашивайте один элемент достигатора после каждого выполненного задания.

Придумайте приз, который хочется получить вам или ребёнку. Можно получать награду каждый день или в конце недели. Не закрасили картинку — приз откладывается на день. Детям стоит делать небольшие послабления в зависимости от ситуации.

Можно накапливать бонусы, чтобы заработать что-то более солидное. Но начинать лучше с малого и со временем брать более длинные дистанции.

Достигатор не сразу, но помогает выработать у ребёнка терпение для прохождения зефирного теста. Это знаменитое исследование, согласно которому нетерпеливые дети, съедающие маленькую зефирку вместо того, чтобы подождать и получить большую шоколадку, становятся менее успешными в жизни.

Виды достигаторов

Бродилка с планетами

Простой достигатор для начинающих (картинка была выше). Нет ограничений по срокам: можно закрасить всё в один день или сделать перерыв на неделю, а потом продолжить. Добрался до последней планеты  —  приз твой.

Клад

Полезные и вредные привычки раскраски с детьми

Можно соревноваться с другом, ребёнком или супругом. Кто первый докопается до сундука, тот и получит приз.

Читайте также:  Полезный материал к занятиям для воспитателей

Звёздочки

Большой достигатор Звездочки

Распечатайте звёздочки, чтобы выработать сразу пять привычек. Один лучик —  одна привычка. Звёздочка  —  это день. Три-четыре привычки должны быть простыми:   вроде чистки зубов. Ещё одна или две — посложнее. Это самый непростой достигатор.

Как не возненавидеть достигатор

  1. Не навязывайте ребёнку (или себе) приз. Поймите, чего на самом деле хочется. Иногда вы думаете, что ребёнок мечтает о большой и крутой игрушке, а он охотно будет чистить зубы за простую машинку.
  2. Абстрактная цель не работает. Не начинайте закрашивать достигатор до того, как выбрана мечталка.
  3. Повесьте достигатор на видное место. Листочек должен висеть там, где выполняется задание. Чтобы о нём не забывать.
  4. Закрашивайте сразу. Карандаш должен лежать или висеть рядом с листочком.
  5. Покажите на своём примере. Лучший способ приучить ребёнка к достигатору — заполнять его самому. Наташа с мужем используют соревновательный достигатор «Клад» для мытья посуды, и дети это видят.
  6. Не используйте достигаторы для любимых занятий ребёнка. Всё лучшее в мире создано за просто так. Достигатор подходит для «нехочухных» задач, когда просто так не получается.
  7. Не используйте достигаторы для творческих заданий. Объективно оценить качество в творческих заданиях сложно. Ребёнок может делать их тяп-ляп. В остальных случаях установите чёткие требования к качеству: например, чистить зубы в течение трёх минут. Или делать домашнее задание по-человечески, не растягивая одно слово на всю строку, чтобы побыстрее закончить.
  8. Не приравнивайте планеты и звёздочки к деньгам. Ребёнок решит, что может покупать за достижения что угодно.
  9. Следите, чтобы задания не повторялись. Однажды Наташа заметила, что сын Ярослав закрашивает несколько лучиков звёздочки в день за работу только с ножницами и клеем. Здорово, если ребёнок любит поделки, но есть и другие задания. Постарайтесь это объяснить.
  10. Осторожно используйте достигаторы для чтения. Правильнее, когда ребёнок читает ради удовольствия, а не ради приза. Хотя в некоторых ситуациях достигаторы полезны. Был этап, когда Ярослав уже знал буквы и умел складывать слоги, но ещё не понимал смысл того, что читает. Получался замкнутый круг: он не любил читать, потому что не понимал, о чём читает. А не понимал потому, что ещё не начитал объём для осознанного чтения. В преодолении этого разрыва достигатор как раз помог.
  11. Не переусердствуйте. Может быть неправильным прошивать жизнь ребёнка чем-то слишком системным. Особенно если он совсем малыш. Наташа использует для сына не больше двух достигаторов одновременно. Для школы — один.
  12. Поймайте момент, когда достигатор уже не нужен. Если вы преодолели барьер или выработали привычку, тренируйте новую.

Начните менять свою жизнь

Некоторые психологи критикуют подобные методики. Они считают, что призовая мотивация вытесняет интерес к настоящей цели. Например, ребёнок начинает делать домашние задания без особого интереса, ради очередной игрушки. Тогда как умение решать задачи по математике, письму и другим предметам и есть лучшая награда. Развивается мозг и сила воли.

Конечно, это стоит учитывать. Но многие дела мы даже не начинаем, постоянно откладываем.

Если листочек с карандашом помогут делать зарядку или учить английский, когда другое не сработало, это же круто!

Вначале вы будете мотивировать себя закрашиванием звёздочек и призами. Сложно любить то, что не получается. Для примера: однажды я учил друга кататься на роликах. Он не мог понять, почему мне это нравится, ведь у него болели ноги, он падал и чувствовал себя неуклюжим идиотом. Поэтому нужна была моральная компенсация.

Но когда у вас начнёт получаться и вам это понравится, тогда настоящая цель и станет главным призом.

Важный постскриптум

Иногда человек не может выработать привычку не потому, что он ленивый и глупый. Например, у ребёнка проблемы с правописанием. Если у него дисграфия, достигатор не поможет. Поможет невролог и другие детские специалисты.

Взрослым тоже полезно иногда обследоваться. Организм может быть вымотан больше, чем его хозяин думает. Отсюда усталость и снижение концентрации.

В общем, берегите себя и развивайте полезные привычки!

Источник