Полезные и вредные продукты питания для школьников
В этой статье приведём продукты, которые являются вредными для неокрепшей пищеварительной системы малыша. Процесс привыкания к взрослой пище не так быстр, и торопиться с рядом продуктов не стоит. А некоторые не стоит давать детям вообще.
Многие продукты не полезны и нам, взрослым, но мы едим, их не задумываясь.
К сожалению, к вредным продуктам ребенка приучаем мы сами — родители. Мы вознаграждаем детей сладким. Это мы, желая устроить малышу праздник, ведем его в фаст фуд. И мы же сами кушаем все те вредные продукты, от которых так хотим оградить своих детей.
Конечно, было бы лучше, чтобы семья пересмотрела свой рацион питания для блага будущего здоровья своих детей.
То, что полезно и необходимо детям — нам известно. А вот что вредно — об этом читайте ниже.
Пальму первенства занимают сладости — конфеты, торты, печенье. Пользы от них никакой, они не содержат витаминов и минералов, да и не стоит забывать, что сладкое отбивает аппетит к здоровой и полезной пище. Поэтому ребенку следует давать кондитерские изделия очень редко, в небольших количествах.
Сладкое, к тому же, может негативно отразится на развитии зубов.
Отдельно хочу упомянуть про шоколадные батончики. Они содержат гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. Натуральных продуктов там минимум, если есть вообще!
Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «мэйбоны», чупа-чупсы — по моему мнению, их вред не должен даже вызывать сомнений. Огромное количество сахара и его заменителей, низкопробные химические добавки, красители, загустители и прочее.
Глазированные сырки — покупая их, мама думает, что они детские и подходят для малышей. Но состоят они из калорийного творога, консервантов, не говоря уже о начинке — повидла или сгущенки и шоколадной оболочки, которые не совместимы с творогом по пищевым правилам. В некоторые добавляют растительный жир, вместо молочного, также добавляют добавку трансизомер жирных кислот, которая может спровоцировать риск сердечно-сосудистых заболеваний. До 5 лет их лучше не давать вообще.
Не стоит давать детям и консервированные продукты. Это относится и к консервированной кукурузе, огурцам, помидорам, фасоли, зеленому горошку.
По сути, консервы — это мертвые продукты. Мясные и рыбные консервы содержат в себе много соли, красителей и консервантов. Консерванты вступают в реакции с продуктами, вызывая изменение их состава. Так что стоит избегать консервацию в рационе детей, даже если эти продукты домашнего консервирования.
В консервах нет полезных веществ, потому что перед попаданием в банку, продукты проходят тщательную тепловую обработку, теряя свои полезные вещества. От консервов ребенка может пучить, могут возникнуть проблемы со стулом. При частом употреблении они могут привести к заболеваниям почек, желудка, печени. Предлагать консервированные продукты ребенку можно не раньше семи лет и в мизерных количествах!
Газированная вода — помимо сахара в газировке содержится множество химических красителей и ароматизаторов, которые просто «убивают» пищеварительную систему человека. Да и сами газы, которыми насыщается газировка, несут огромный вред детской пищеварительной системе.
Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем отправлять такую жидкость в желудок, способную растворят накипь, пластмассу….
Ко всему прочему газированные напитки очень сладкие, и равноценны 4-5 ложкам сахара на стакан воды, жажду они не утоляют совершенно.
Пища из фаст-фуда — целый набор вредностей, из насыщенных жиров и углеводов, синтетических добавок и заменителей.
Чипсы, сухарики, снэки просто кричат о своей вредностьи. При производстве этих продуктов используется много жира и химии, не избежали они и консервантов. Так же ничего хорошего не принесет поедание картофеля фри.
Кукурузные палочки. Особенно вредным этот продукт, конечно, назвать нельзя. Скорее, более подходящим определением для него будет слово «бесполезный». НО! производители добавляют в кукурузные палочки не только обычные сахар и масло, но также и различные ароматизаторы, красители и вкусозаменители, а вот на них может развиться аллергия — особенно это касается совсем маленьких детей, которых мамы привыкли баловать этим вкусным лакомством
Кроме всего прочего, кукурузные палочки могут вызвать повышенное газообразование и как следствие этого — метеоризм.
Вареные и копченые колбасы, мясные и рыбные деликатесы из-за своей насыщенности разными специями и добавками вредны для детского организма. Они содержат тяжелые для пищеварения жиры — сало, нутряной жир, свиная шкурка, в них добавляют ароматизаторы, заменители вкусов, красители. В колбасе содержится много соли и раздражающих веществ, которые пагубно влияют на пищеварительные и выделительные органы, также они сильно закисляют кровь. Около 80% сосисок, колбас, сарделек состоят из трансгенной сои. Мало того, неизвестно из какого мясо были сделаны сосиски и колбасы.
Если все-таки мамы хотят кормить детей сосисками, то нужно покупать только те, которые изготовлены специально для малышей. И обязательно стоит изучить состав продукта
Так же вредно и жирное мясо. Жиры приносят в организм холестерин, который забивает сосуды, чем ускоряет старение и повышает риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Полуфабрикаты, без сомнения, являются находкой для мамы. Их приготовление не занимает много времени, только разогреть. Многие мамы даже не догадываются, что такая еда совсем не подходит для маленького ребенка. Пельмени — это тесто с мясом, которое для пищеварительной системы ребенка является тяжелым продуктом. Готовые котлеты, обжаренные на масле, содержат большое количество жира и румяную корочку, которая очень трудно и долго будет перевариваться желудком. Также при жарке замороженных продуктов образуются канцерогенные вещества, способствующие возникновению онкозаболеваний.
Полуфабрикаты нельзя давать детям ни в каком возрасте, лучше приготовить паровые котлеты или фрикадельки. Естественно, приготовленные самой.
Следующий продукт — грибы. Сами по себе они трудноусвояемый продукт, который не усваивается организмом, так еще и вдобавок современная экологическая обстановка делает их опасными, они впитывают из окружающей среды вредные вещества.
Майонез, кетчуп. Приготовленный в домашних условиях и используемый, образно говоря, по граммам, особого вреда нашему организму не принесет. Но мы покупаем фабричный. Майонез очень калорийный продукт, кроме этого содержит огромное количество жиров и углеводов, а также красители, подсластители, заменители и так далее. К числу вредных продуктов относится не только майонез, но и кетчуп, различные соусы и заправки, в широком ассортименте представленные на прилавках наших магазинов. К сожалению, натуральных продуктов там нет, а вот содержание красителей, заменителей вкусов и ГМО продуктов в — в полной мере.
Морепродукты— красная и черная икра, креветки, омары, кальмары, морская капуста, мидии и прочие являются сильными аллергенами. Бесспорно, они очень питательны, но не полезны для маленьких детей. В них холестерин достигает от 1,5 до 14%, в соленых морепродуктах содержится поваренная соль (хлористый натрий), которая неблагоприятно может сказать на водно-солевом и жировом обмене веществ.
Ко всему прочему, морепродукты могут вызвать отравление, так что, стоит не давать их до 5-7 лет.
Можно назвать следующие продукты не пригодными для питания вообще:
· лапша быстрого приготовления,
· растворимые супчики,
· растворимые картофельные пюре,
· растворимые соки типа «Юпи» и «Зуко».
Кроме химии в них нет ничего.
Источник
Я выбрал эту тему, потому что младшим школьникам очень важно правильно питаться, для того чтобы оставаться здоровыми, побыстрее вырасти и учиться на пятёрки.
В книге Усова «Здоровый ребёнок» мы с мамой прочитали о том, насколько важно в жизни детей является возрастной период 7–10 лет, так как в это время дети усиленно растут, набирают массу тела. И еще, что особенно важно, к 8 годам в основном заканчивается формирование нервной системы. А масса головного мозга у 10-летнего ребенка становится равной массе головного мозга взрослого. Поэтому взрослым следует обратить особое внимание на меню младших школьников.
В своей работе я поставил цель – доказать необходимость рационального питания младших школьников.
Задачи:
1. Узнать о продуктах питания, выяснить их значений для детей.
2. Исследовать свойства отдельных продуктов и объяснить их действие на организм детей.
3. Определить, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие помогают нам.
4. Выяснить, какие продукты повышают интеллектуальный потенциал школьника.
Методы работы:
– анализ изученных материалов;
– наблюдение за детьми;
– анкетирование младших школьников;
– сопоставление результатов исследований.
Предмет исследования – отдельные продукты питания: пепси-кола, бифидум продукты, морская рыба, овощи, фрукты.
Место исследования: дом, школа.
Продолжительность исследования с сентября 2006 по февраль 2008 гг.
Описание исследования
Моя работа посвящена организации правильного, сбалансированного питания младших школьников в школе и дома. Интерес к данному вопросу у меня возник в процессе наблюдения за питанием детей в школьной столовой. При этом я выяснил, что многие дети предпочитают высококалорийную «пустую» еду, пренебрегая свежими овощами и фруктами. А любимым лакомством детей служат чипсы, сухарики и газированные напитки.
Мои наблюдения полностью подтвердили результаты анкетирования школьников 1Т и 2М классов. В своей анкете я пытался выяснить, какие продукты питания предпочитают дети. Анализ анкет позволил установить, что от 15 до 25% детей данного возраста предпочитают «вредные» продукты. Полезные продукты выбрали лишь 4–25% детей. А у 60–71% детей количество полезных продуктов в меню менее 50%.
Продукты питания – это как кубики, из которых строится наш организм и насколько они будут полезные, настолько прочным будет наше здоровье. В книге Усова «Здоровый ребенок» мы с мамой еще прочитали о полезных и вредных продуктах питания для детей. А для того чтобы доказать какие продукты вредят нашему здоровью, мама показала мне такой опыт: берем «Пепси-колу», добавляем к ней соляную кислоту или лимонный сок и через 5 минут выливаем ее из стакана. Мы видим, что на стенках стакана остался налет, и точно такой же налет остается на стенках желудка при употреблении этого напитка. Вот только стакан можно вымыть, а желудок не промоешь. Из этого я сделал вывод о том, что газированные напитки вредят нашему здоровью. А еще мне мама прочитала, что газированные напитки вымывают кальций из зубов и костей: от этого зубы выпадают, а кости становятся хрупкими как сухая веточка.
А вот что полезно кушать младшим школьникам, я выяснил, прочитав журналы «Здоровье школьника» №№ 5 и 9 за 2007г. неизвестно, как бы пошло развитие человечества, если бы не рыба – источник полноценного белка, ценнейших жиров, фосфора и других веществ, необходимых для работы мозга. Ученые не перестают повторять, что современному школьнику, испытывающему огромные интеллектуальные нагрузки и стрессы не обойтись без этого продукта. Научные исследования подтвердили, что дети, которые едят много рыбы, отличаются хорошим физическим и психическим здоровьем и у них редко возникают проблемы с учебой и поведением.
В чем же секрет этого полезного продукта? Рыба входит в состав так называемой энергетической диеты. Она особенно полезна тем школьникам, которые в течение дня переживают постоянные перепады настроения, легко утомляются, а к вечеру остаются совсем без сил. Быстро восстановить силы помогают блюда из лососевых рыб и скумбрии.
Рыба – богатый источник фосфора (важный компонент костной ткани, обеспечивающий ее прочность). Им особенно богаты кета, окунь, форель. Также рыба богата витамином Д, который заставляет «работать» фосфор. Рыба является практически единственным источником витамина Д, им особенно богаты сельдь, лосось, сардины. В меню школьника полезно включить жирную соленую рыбу, так как без термической обработки в ней хорошо сохраняется витамин Д. Рыба повышает иммунитет. Дети, которые постоянно кушают морскую рыбу, реже болеют простудными заболеваниями.
Рыбу можно отнести к пище для ума, так как она содержит холин, вещество, которое называют носителем памяти. Так же он помогает вывести из организма токсичные вещества, снижает агрессию, раздражительность, беспокойство, обладает успокаивающим действием, улучшает усвоение и запоминание новой информации. Рыба – источник Омега-3 жирных кислот, которые улучшают внимание, память, зрение. В икре рыб много полезного лецитина. В книге Усова «Здоровый ребенок» я прочитал о том, что наш мозг на 30% состоит из этого вещества. Проанализировав весь прочитанный материал, я сделал вывод о том, что меню современного школьника обязательно должно включать разнообразные блюда из рыбы
Я также решил исследовать на себе влияние рыбных блюд на интеллект школьника. На протяжении 1 месяца с 15. 01. 08 по 15. 02. 08 четыре раза в неделю я кушал различные виды рыб и отметил, что у меня улучшилось внимание, память, увеличилось количество пятерок в дневнике. Из этого я сделал вывод о том, насколько важна рыба в меню школьника.
Кроме рыбы всем школьникам полезно кушать кисломолочные продукты, так как они нормализуют работу микрофлоры кишечника, что повышает иммунитет детей. Эффективность бифидум продуктов я исследовал на себе. В течение месяца с 01. 11. 07 по 01. 12. 07 я ежедневно употреблял бифидум продукты из серии «Целебная радуга». К концу этого периода я отметил, что у меня исчезли аллергические проявления на коже, улучшилась работа кишечника, и я не болел простудными заболеваниями
Не следует забывать о важности продуктов, содержащих йод. Всем известно, что йод нам нужен для ума, здоровья, роста. Йодом богаты морепродукты, жирная морская рыба. В школьных столовых полезно в приготовленные блюда добавлять морскую соль
Детям школьного возраста также полезно кушать творог, он богат кальцием, который укрепляет кости и зубы.
Мясо – это источник белка, который является строительным материалом для клеток.
Сыр, яйца, печень, соя, бобы – содержат лецитин, фактор защиты печени и нервной системы.
Но особенно хочется остановится на свежих овощах и фруктах, так как они не только вкусные но и полезные, а так же содержат большое количество витаминов и минеральных веществ.
Вот, к примеру, морковка.
Хрустят морковкой ловко и взрослые и дети
Капуста и морковка вкусней всего на свете
Морковку очень важно есть – в ней витамины есть
Ребята очень рады бывают шоколаду
А я считаю вкусной морковку и капусту.
Неспроста еще с давних времен морковку называли лакомством гномов, и считалось, что если гномик съедал морковку, он сразу вырастал. И отчасти это правда, так как в морковке содержится фактор роста. Поэтому ребята, если вы хотите подрасти, то почаще кушайте свежую морковку.
А яблоко называют чемпионом витаминов. Еще он содержит специальные вещества, которые притягивают к себе, как губка, вредные токсины и выводят их из организма. Достаточно каждый день съедать по 1 яблоку. Кто хочет учиться на пятёрки должен почаще кушать клюкву, чернику и шпинат. А тем, кто занимается спортом, полезно пить свекольный сок, он помогает восстановить энергию, затраченную при физических нагрузках.
А некоторые из овощей защищают нас от инфекций. Вот взять к примеру лук и чеснок, еще в средние века этим овощам приписывали чудесные свойства. Лук называли – победитель. А рыцари носили как амулет на груди зубчик чеснока или луковицы, считали, что это оберегает их от болезней. И представьте себе, были правы, так как эти овощи выделяют специфические летучие вещества – фитонциды, которые убивают многие микробы. И это легко доказать, если разрезать пополам луковицу или зубчик чеснока, то мы почувствуем специфический запах. И, чтобы не болеть, полезно добавлять в первые блюда младших школьников свежий лук. А из чеснока можно сделать амулеты и носить их на шее.
А любителям чипсов, гамбургеров, хот-догов следует обратить внимание. частое употребление этих блюд может привести к аллергии, излишнему весу и многим заболеваниям. Чипсы и картофель фри содержат канцерогены. Колбаса, гамбургеры, хот-доги приводят к ожирению и атеросклерозу. Я тоже после употребления чипсов заметил аллергические высыпания на коже. Из этого я сделал вывод: данные продукты не должны входить в меню младших школьников. В кодексе здоровья, разработанном НИИ педиатрии я прочитал, что совершенно здоровые дети без вреда для собственного здоровья могут употреблять чипсы не чаще, чем 1 раз в месяц. А дети, которые имеют хронические заболевания органов пищеварения могут попробовать чипсы только 1 раз в год.
Проанализировав изученный материал, я составил примерное меню школьников, обучающихся по 6-ти дневной программе.
День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша «Геркулес» с бананом Салат из свежей капусты с клюквой Бифидум «Неженка» Творожные сырники с изюмом
Зеленый чай с лимоном Суп «Солянка» Киви Сметанный соус
Хлеб с маслом Свежий лук Грушевый сок
Картофельное пюре
Мясной гуляш
Компот из сухофруктов
Вторник Каша рисовая с курагой Овощной салат Бифидум сметана с Творожная запеканка с яблоками
Чай Суп с мясными фрикадельками сахаром Компот сливовый
Хлеб с маслом, сыром Отварной картофель
Гуляш из печени
Клюквенный морс
Среда Молочный суп Салат из сельди с луком Бифидум «Снежинка» Горбуша запеченная в фольге под
Какао с молоком Борщ Банан овощами
Хлеб с сыром Рожки с мясом Салат из свежих огурцов
Яблоко Чай с лимоном Клюквенный морс
Четверг Омлет со свежей зеленью Салат свекольный с сыром Бифидум «Снежинка» Форель отварная
Чай Щи мясные с чесноком Гранат Запеченный картофель
Хлеб с печеночным паштетом Пельмени со сметаной Ягодный кисель
Напиток из шиповника
Пятница Творог со сметаной Салат из свежих помидор Бифидум «Лакомка» Соленая семга
Морковь свежая Суп «Рассольник» Груша Картофельное пюре с зеленым луком
Кофейный напиток Овощное рагу Персиковый сок
Хлеб с сыром Отварное мясо
Яблочный сок
Суббота Греча с мясным соусом Салат из свежей капусты с огурцом Бифидум «Неженка» Отварной язык
Клюквенный морс Уха апельсин Овощное рагу
Хлеб с сыром Свежий лук Морковный сок
Сок гранатовый
И в заключение своего выступления мне хочется вам пожелать: кушайте полезные продукты, приятного вам аппетита, будьте здоровы.
На основании изученного материала можно сделать вывод, что только при условии правильного питания возможно улучшение здоровья младший школьников и повышение их интеллектуального потенциала.
Источник