Полезные и вредные растения для класса
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ “Экология”
Комнатные растения. Полезные или вредные?
Автор: Терентьева Екатерина
учащаяся 5 класса
ГБОУ СОШ с. Новое Аделяково, Челно-Вершинский район,
Научный руководитель: Денисова Людмила Ивановна
учитель биологии
2016 год
Оглавление.
Введение………………………………………………………..3
- Основная часть.
Глава 1. Анализ литературы и Интернет-ресурсов по выбранной проблеме…………………………………………………4
Глава 2. Практическая часть.
2.1.Акетирование………………………………………11
2.2. Систематические карточки……………………….12
- Заключение…………………………………………………13
- Список использованных источников и литературы….14
Введение.
Я с детства привыкла жить в окружении цветов. Начиная с самой ранней весны и до поздней осени, у нас в палисаднике цветут цветы. В доме цветы нас радуют круглый год. Ухаживать за растениями – моё любимое занятие.
В начале учебного года в кабинете биологии я увидела, как учителя по какому-то списку сверяли растения и некоторые из них выносили. Я поинтересовалась, что это за растения, оказалось – это растения с ядовитыми свойствами и, согласно перечню, они не должны расти на территориях образовательных учреждений.
Я, конечное, слышала про ядовитые растения, но не думала, что они так опасны и не должны находиться в помещениях. У меня ведь дома очень много комнатных растений, значит, среди них тоже могут быть ядовитые. Как я должна их различать? В интернете можно найти списки ядовитых комнатных растений, но их научные названия сложно сразу запомнить. Часто под одним названием выставляют разные фотографии растений. Значит, я должна научиться определять и различать названия комнатных растений, потом разделить их на ядовитые и полезные растения. Разобравшись, насколько опасны ядовитые растения, эти растения нужно будет убрать из помещений.
Цель исследования: Определить названия комнатных растений и собрать информацию о комнатных растениях, опасных для человека.
Задачи:
- составить анкету и провести анкетирование;
- определить с помощью учителя комнатные растения;
- на каждое комнатное растение закрепить систематическую карточку, включающую бытовое название растений;
- собрать информацию о ядовитых комнатных растениях;
- изучить, какая опасность подвергает людей при выращивании ядовитых комнатных растений;
- подготовить перечень опасных для человека растений;
- с презентацией выступить перед учащимися на Неделе Науки. (Приложение 1)
Актуальность. Данная тема заинтересовала меня, потому что все знают, какую пользу приносят растения: очищают воздух от пыли и вредных газов, смягчают шум, способствуют хорошему настроению людей. Но не все знают, какие из них являются опасными, какое отрицательное воздействие комнатные растения оказывают на здоровье человека. Возникает вопрос: если комнатные растения мы выращиваем с любовью, покупаем в цветочных магазинах, может быть, они не настолько опасны? Это стало целью моей работы, я решила найти как можно больше информации, какие же комнатные растения ядовиты.
Объект исследования: Комнатные растения.
Предмет исследования. Перечень полезных и опасных комнатных растений для человека.
Гипотеза: Возможно, прекрасные комнатные растения являются как опасными, так и полезными.
Методы исследования:
- анализ специальной литературы
- анализ интернет-ресурсов
- анкетирование учащихся и учителей школы
- исследование комнатных растений школы
- выявление опасных комнатных растений в школе
Результатом работы будет: Систематизация комнатных растений в школе и дома. Перечень наиболее опасных для человека комнатных растений. Также я пополню свои знания по биологии и дам совет учащимся школы, родным, близким по уходу за опасными комнатными растениями.
- Основная часть.
Глава 1. Анализ литературы и Интернет-ресурсов по выбранной проблеме.
В первую очередь я отправилась в поселенческую библиотеку, где мне порекомендовали книги «Азбука цветовода», «Комнатные растения в вашем доме и офисе», также периодически издания. В первой книге дана была информация не только о способах выращивания комнатных растений, но и выборе растений для сада, цветника, газона. Описания растений дано мало, в основном рассказывается об уходе, о ядовитых свойствах не встретила ничего.
Больше понравилась книга «Комнатные растения в вашем доме и офисе». Она рассказывает о самых распространенных комнатных растениях, на цветных иллюстрациях показаны растения и их варианты размещения. В тексте имеются описания некоторых видов и их сортов.
Из интернет-сайтов больше всех понравился «Зеленый уголок». Здесь даётся более полная информация, включающая историю происхождения, описание семейства, разнообразие видов и сортов. Всё это сопровождается качественными фотоиллюстрациями, что облегчает определение. Попробовала поработать на сайте «Onlainе определитель», но так как я систематику растений ещё не изучала, мне оказалось сложно подбирать признаки растений. Этот сайт меня заинтересовал, и в будущем я ещё к нему обращусь. Так же для себя я открыла сайт «Электронные журналы онлайн», где есть возможность прочитать, например, журнал «Комнатные растения». Там я даже обнаружила работы детей, сходные с моей темой, но никто определением не занимается.
Для начала определять мне помогала учительница. Она познакомила меня с основными систематическими группами. Теперь я понимаю, что мы называем не вид растения, а род. Внутри одного рода виды достаточно сильно отличаются друг от друга. Например, род Бегонии включает очень большое разнообразие видов. У нас в школе 3 вида: коралловая, клещевинолистная и воротничковая.
Изучая растения, я с удивлением обнаружила, что большинство комнатных растений в той или иной степени являются ядовитыми. Всем известный бальзамин, или «Ванька мокрый» — ядовитое растение. Бальзамин прозван недотрогой из-за способа разбрасывать семена. Даже при легком касании созревшей коробочки с семенами, она трещит, лопается и рассыпает семена.
Монстера у нас в школе тоже растет, его нет в перечне ядовитых комнатных растениях, но все источники утверждают, что растение обладает очень ядовитым соком, который способен нанести ожог на кожу тела или даже повредить глаза.
Если один вид отнесён к ядовитым, то нужно изучить всё семейство. Например, в перечне назван Молочай ребристый, а у нас в школе я обнаружила молочай трёхреберный, и вообще всё семейство молочайных отнесено к ядовитым. Все виды внутри семейства внешне сильно отличаются. Я у одноклассницы дома увидела красиво цветущий Молочай блестящий. Когда я её предупредила об опасности, она испугалась, оказывается, она пробовала ломать колючки, чтобы наблюдать, как выделяется млечный сок. А ведь именно он обладает ядовитыми свойствами.
Молочай ребристый Молочай блестящий. Молочай трёхгранный
Конечно, по фотографиям и краткой характеристике сложно определять виды, тем более сорта, которые всё время обновляются. Я допускаю, что мы могли ошибиться. Например, по рисунку на листьях я отнесла растение к роду Аглонема, а при более детальном изучении оно оказалось совсем из другого семейства Марантовые, это Ктенанте.
Ктенанте Аглонема
Спорный момент возник при определении Алоэ остистого. Он схож с видом из рода Хавортия. Хоть я и сомневаюсь в результате, но по описанию всё же в школе у нас Алоэ остистое. У Хавортии на верхней стороне листа чётко виден продольный рисунок, у алоэ лист с этой стороны однороден и только в верхней половине имеются белые бугорки. Нижняя часть листа Хавортии имеет продольное «ребрышко», а у алоэ остистого она ровная. Теперь я знаю как называется всем привычный «Столетник» — Алоэ древовидное и , что все алоэ и кактусы относятся к суккулентам (Суккуле́нты (от лат. succulentus, «сочный») — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом) .
Стеблевые суккуленты сохраняют влагу в утолщённом, часто ребристом, стебле. Листья, как правило, мелкие или редуцировались в колючки. К стеблевым суккулентам относится большинство кактусов, многие виды молочая.
Апорокактус плетевидный Зигокактус (шлюмбергера, декабрист)
Листовые суккуленты сохраняют влагу в толстых листьях. К листовым суккулентам относятся представители родов алоэ, хавортия.
Алоэ остистое Хавортия Алоэ древовидное
Крассула (Толстянка) древовидная
Я задалась вопросом – какие же растения точно не ядовиты и полезны для человека? И опять столкнулась с противоречием.
«Сансевиерия — это маленькое растение способно вырабатывать огромное количество кислорода. У нее есть особенное свойство, которое будет полезно абсолютно всем людям – она повышает иммунитет человека. Кроме того, сансевиерия нейтрализует вредоносные испарения, которые вырабатывает линолеум и другие синтетические материалы.»
(Источник: © sad-doma.net — все о комнатных растениях и правила ухода за ними).
«Сансевиерия (сансевьера) трехполосная – ядовитое растение, содержит сапонин, при отравлении наблюдаются тошнота и рвота. При попадания сока на кожу, раздражения не происходит».
(Источник: https://blot.ru/)
Герань . Сансевиерия
Герань — растение, безусловно, очень полезное. С одной стороны герань — отличный антисептик, помогает снимать стресс и напряжение, снимает боль при отитах и ангинах. Однако, есть люди, у которых запах герани может спровоцировать сильнейший приступ астмы и вызвать аллергическую реакцию. Герань также противопоказана беременным, людям с пониженным содержанием сахара в крови, маленьким детям. Анализируя разные источники, я выделила 10 растений, которые однозначно относят к ядовитым. (Приложение 2) Те кто имеет дома эти растения должны придерживаться определенных правил по уходу.
Памятка при работе с ядовитыми комнатными растениями.
Соблюдаем безопасность:
— При обращении с ядовитыми комнатными растениями нужно надеть перчатки. Следить, чтобы сок случайно не попал в глаза, рот или на открытую ранку. После окончания работы тщательно вымыть руки.
— Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от таких растений. Как вариант – ставить их в труднодоступные места (подвесные полки, высокие стеновые ниши).
— Если отравление случилось, нужно пить воду, чай. Выпить адсорбенты (активированный уголь). Вызвать рвоту для выведения ядов из организма.
— После оказания первой помощи немедленно обратиться в больницу.
Глава 2. Практическая часть.
2.1.Анкетирование.
Я увлекаюсь комнатными растениями с детства, стараюсь больше о них узнавать. Мне стало интересно, насколько школьники обладают информацией о комнатных растениях. Чтобы это выяснить было проведено анкетирование среди учащихся 5-10 классов и учителей.
Всего респондентов 42.
Вопрос | Да | Нет | Иногда, |
Сомневаюсь | |||
1. Интересуетесь ли вы комнатными растениями? | 18 /43% | 17 /40% | 7 /17% |
2. Знаете ли вы названия комнатных растений? | 22 /52% | 12/ 28% | 8/ 20% |
3. Вы ухаживаете за комнатными растениями? | 26 /62% | 12 /28% | 4 /10% |
4. Нужны ли комнатные растения в доме? | 34 /80% | 4 /10% | 4 /10% |
5. Вам известны ядовитые комнатные растения? | 9 /21% | 32 /76% | 2 / 5% |
6. Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями? | 9 /21% | 33/ 78% | |
7. Вам известны случаи аллергии вызванной комнатными растениями? | 16 /38% | 26 /62% | |
8. Сколько комнатных растений у вас дома | 0-7%; 1-5 – 26%; 6-10 – 36%; 11-15 – 17%; >15 – 14% |
К сожалению, выяснилось, что комнатными растениями интересуется меньшая часть респондентов (43%). Обратила внимание на то, что интерес уменьшается к старшим классам. На второй вопрос утвердительно ответили 52%, но при этом они могли от силы назвать 3-5 названий комнатных растений. Больше всего назвали учителя русского языка, в кабинетах которых и больше всего растений (за исключением кабинета биологии). Конечно, большинство «за» комнатных растений в доме, а вот про ядовитые растения знают всего 9 %. При этом у большинства дома количество растений от 10 до 15. Думаю, что моя презентация о комнатных растениях вызовет интерес к дальнейшему изучению наших зелёных друзей.
2.2. Систематические карточки.
В интернете я нашла информацию о паспортах растений. Зачастую в паспорт комнатных растений заносится такая информация:
- Название растения
- Принадлежность к определенному семейству
- Страна или континент происхождения
- Среда обитания – лес, пустыня, горы или другое
- Описание растения — внешний вид стебля, особенности формирования листьев и цветков
- Правила ухода, пересадки, размножения.
Вести и заполнять паспорт можно любым удобным способом – в альбоме, в виде отдельных карточек или в папке с файлами. Но я думаю, что если известно название растения, то всю информацию быстро можно найти в интернете. Поэтому решили систематику напечатать на маленькие карточки и приклеить к цветочным горшкам. К видовому названию добавили известные бытовые названия.
Царство: Растения Отдел: Цветковые Класс: Двудольные Порядок: Верескоцветные Семейство: Бальзаминовые Род: Недотрога Вид: Недотрога Уоллера Ванька мокрый | Царство: Растения Отдел: Цветковые Класс: Двудольные Порядок: Мальвоцветные Семейство: Мальвовые Род: Гибискус Вид: Гибискус китайский Кита́йская ро́за |
- Заключение.
Я сравнила свой список ядовитых растений с «Перечнем растений с ядовитыми свойствами» (Приложение 3), который был разослан по школам. Большинство растений совпадают. Нет монстеры, поэтому она стоит у нас в школе и про семейство Молочайных не сказано, а указан только один вид.
Эту информацию я предоставлю в администрацию школы. У меня дома растений из этого списка нет
В процессе работы выявилась ещё одна проблема в школе: в некоторых классных кабинетах очень плохо ухаживают за цветами. Не убираются засохшие листочки, почва не разрыхлённая. Я хочу предложить Министерству труда и дисциплины школы, чтобы при оценивании порядка в классах учитывалось и состояние комнатных растений или организовать «Зелёный патруль», так как растения имеются и в рекреациях школы, они оказываются «ничейными».
Список использованных источников и литературы:
- Азбука цветовода / Сост. Н.С.Лявер. –Мн.:А35 Парадокс, 2000.
- Зелёный уголок (https://www.greencorner)
Online определитель комнатных растений https://homeflowers.ru/
- Комнатные растения в вашем доме и офисе. Сост. Беляева Г.Н. Серия «Домашняя энциклопедия».- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Счастливые растения . Уход за комнатными растениями
https:// happyflora.ru
- Электронные журналы онлайн https://100pdf.net/site/
Приложение 2.
10 самых опасных комнатных растений.
1. Адениум.
Растение родом из Африки. Цветет ярко-красными цветками. Сок этого растения очень ядовит и может стать причиной очень серьезного пищевого отравления, также спровоцировать приступ астмы.
2. Азалия (Рододендрон)
Красивоцветущее растение. Листья ядовиты из-за содержания гликозида андромедотоксина. Признаками отравления является обильное слюнотечение, выделения из носа, слезотечение, рвота. Отравиться можно, если поставить рододендрон возле кровати или рабочего стола.
3. Монстера
Относится к семейству ароидных. Сок растения вызывает ожог кожи и очень опасен для глаз. Признаками отравления является сильное жжение во рту и горле, обильное слюновыделение, имеющее неприятный запах. Пищеварительный тракт от рта до заднего прохода воспаляется и имеет яркий цвет. Растения очень опасны.
4. Кливия
Луковичное растение родом из Южной Африки. Луковицы служат рвотным средством, при приеме в большом количестве возникает отравление. Большие дозы сильно ядовиты. Кливия часто становится причиной отравления домашних животных и маленьких детей.
5. Броваллия красивая
Цветущее растение семейства пасленовых. При отравлении растениями семейства пасленовых появляются тошнота, позывы к рвоте, болевые ощущения, а далее –сонливость и расширение зрачков.
6. Глориоза роскошная
Травянистое растение, используемое в медицине. В больших дозах вызывает рвоту, понос, выпадение волос, поражение почек, нарушение свертываемости крови.
7. Гортензия
Цветущий миниатюрный кустарник. Произрастает в Японии. Растение лекарственное. Отравления происходят при передозировке, а не при контакте.
8. Диффенбахия
Яд содержат все части растения. При попадании яда в ротовую полость происходит сильное опухание, что приводит к временной потере речи, возможны приступы удушья.
9. Молочайные
Очень популярное комнатное растение. Все части молочая (особенно листья) содержат очень ядовитый млечный сок, который может вызывать сильное жжение, волдыри на коже, а при попадании в глаза временную слепоту.
10. Фикусы
Род фикусов насчитывает множество деревьев и кустарников. Это одно из самых распространенных комнатных растений. Фикусы выделяют ядовитый сок, который вызывает раздражение кожи и другие аллергические реакции.
Источник
Юлия Сонина
Вредные и полезные растения в ДОУ
Детский сад очень сложно представить скучным, серым и однообразным учреждением. Каждый детский сад отличается от другого, например, рисунками на стенах, мебели, какими-то особыми отличительными чертами, а также наличием в коридорах и группах живых растений. Растения в детском саду являются не только важной частью декора, но и элементом очищения воздуха. Однако, не все растения можно держать в группах садика. Есть среди них запрещенные и даже ядовитые.
Польза комнатных растений
Грамотно расставленные растения хорошо сказываются на эмоциях и здоровье детей, снимают усталость, вызывают радость.
К тому же многолетники создают свежесть, смягчают сухой воздух в помещении. Это особенно важно в отопительный период.
При помощи растений вполне возможно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе.
Для помещений детского сада большое значение имеют растения, выделяющие фитонциды — легкие, натуральные вещества, которые обладают бактерицидными свойствами. Мы знаем, что малыши очень чувствительны к разным инфекциям, часто они переносят и распространяют бактерии и вирусы. Для этого им достаточно покашлять или почихать.
Многолетники с фитонцидными свойствами улучшают воздушную среду в группах.
Выбираем комнатные растения в детский сад.
Для детского дошкольного учреждения нужно подбирать растения, которые не принесут вреда малышам.
Если в детском саду деток научат ухаживать за цветами, это поможет приучить их к труду. Комнатные растения замечательно поглощают из воздуха вредные вещества и пыль.
Учеными доказано, что в комнате с растениями количество вредных микроорганизмов уменьшается в 2 раза.
Комнатные цветы в группах садика — хорошее средство для очищения воздуха. Главное требование к ним — безопасность.
Растения лучше выбирать неприхотливые, чтобы за ними смогли ухаживать и малыши.
Знакомить с многолетниками нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Главная задача — развитие у малышей познавательного интереса к миру растений и цветов.
Комнатные растения, разрешенные в детском саду
В детских дошкольных учреждениях допускается высаживать следующие комнатные растения:
— алоэ (1, толстянки (2, пеперомии(3, аукуба японская(4). Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.
— хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.
— азалия (1, фуксия (2, бегония (3). У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.
— геогенантус (1, денежное дерево (2). У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.
— каланхоэ
— китайская роза
— глоксинии
— крассула
— колеус (1, каладиум двухцветный (2, гипестес с разноцветными листьями (3). Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.
Комнатные растения запрещенные в детском саду.
В садиках нельзя содержать следующие виды растений:
— фикус (1, диффенбахия (2). Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.
— все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
— олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.
— герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.
Выбирайте комнатные растения в детский сад грамотно, следуйте советам.
Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее.
Комнатные растения — лучшее решение для детского сада.
Источник