Полезные и вредные растения для класса

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

СЕКЦИЯ “Экология”

Комнатные растения. Полезные или вредные?

        Автор: Терентьева Екатерина

учащаяся 5 класса

ГБОУ СОШ с. Новое Аделяково, Челно-Вершинский район,

Научный руководитель:         Денисова Людмила Ивановна

                                        учитель биологии

2016 год

Оглавление.

     Введение………………………………………………………..3

  1. Основная часть.

Глава 1. Анализ литературы и Интернет-ресурсов по выбранной проблеме…………………………………………………4

Глава 2.  Практическая часть.

2.1.Акетирование………………………………………11

2.2. Систематические карточки……………………….12

  1. Заключение…………………………………………………13
  2. Список использованных источников и литературы….14

Введение.

          Я с детства привыкла жить в  окружении цветов. Начиная с самой ранней весны и до поздней осени,  у нас в палисаднике цветут цветы. В доме цветы нас радуют круглый год. Ухаживать за растениями – моё любимое занятие.

          В начале учебного года в кабинете биологии я увидела, как учителя  по какому-то списку сверяли растения и некоторые из них выносили. Я поинтересовалась,  что это за растения, оказалось – это растения с ядовитыми свойствами и, согласно  перечню, они не должны расти на территориях образовательных учреждений.

       Я, конечное, слышала про ядовитые растения, но не думала, что они так опасны и не должны находиться в помещениях. У меня ведь дома очень много комнатных растений, значит, среди них тоже могут быть ядовитые. Как я должна их различать? В интернете можно найти списки ядовитых комнатных растений, но их научные названия сложно сразу запомнить. Часто под одним названием выставляют разные фотографии растений. Значит, я должна научиться определять и различать названия комнатных растений, потом разделить их на ядовитые и полезные растения. Разобравшись,  насколько опасны ядовитые растения,   эти растения нужно будет убрать из помещений.

        Цель исследования: Определить названия комнатных растений и собрать информацию о комнатных растениях, опасных для человека.

       Задачи:

  • составить анкету и провести анкетирование;
  • определить с помощью учителя комнатные растения;
  • на каждое комнатное растение закрепить систематическую карточку, включающую бытовое название растений;
  • собрать информацию о ядовитых комнатных растениях;
  • изучить, какая опасность подвергает людей при выращивании ядовитых комнатных  растений;
  • подготовить перечень опасных для человека растений;
  • с презентацией выступить перед учащимися на Неделе Науки. (Приложение 1)

          Актуальность.          Данная тема заинтересовала меня, потому что все знают, какую пользу приносят растения: очищают воздух от пыли и вредных газов, смягчают шум, способствуют хорошему настроению людей. Но не все знают, какие из них являются опасными, какое отрицательное воздействие комнатные растения оказывают на здоровье человека. Возникает вопрос: если комнатные  растения мы выращиваем с любовью, покупаем  в цветочных магазинах, может быть, они не настолько опасны? Это  стало целью моей работы, я решила найти как можно больше информации, какие же комнатные растения ядовиты.

        Объект исследования:  Комнатные растения.

        Предмет исследования.  Перечень полезных и опасных  комнатных растений для человека.

        Гипотеза:  Возможно, прекрасные комнатные растения являются как опасными, так и полезными.

        Методы исследования:

  • анализ специальной литературы
  • анализ интернет-ресурсов
  • анкетирование учащихся  и учителей школы
  • исследование комнатных растений школы
  • выявление опасных комнатных растений в школе

       Результатом работы будет:  Систематизация комнатных растений в школе и дома.  Перечень наиболее опасных для человека комнатных растений. Также я  пополню свои знания по биологии и дам совет учащимся школы, родным, близким по уходу за  опасными комнатными растениями.

  1. Основная часть.

Глава 1. Анализ литературы и Интернет-ресурсов по выбранной проблеме.

В первую очередь я  отправилась в поселенческую библиотеку, где мне порекомендовали книги «Азбука цветовода», «Комнатные растения в вашем доме и офисе», также периодически издания. В первой книге дана была информация  не только о способах выращивания комнатных растений, но и выборе растений для сада, цветника, газона.  Описания растений дано мало, в основном рассказывается об уходе, о ядовитых свойствах не встретила ничего.

          Больше понравилась книга «Комнатные растения в вашем доме и офисе». Она рассказывает о самых распространенных комнатных растениях, на цветных иллюстрациях показаны растения и их варианты размещения. В тексте имеются описания некоторых видов  и их сортов.

          Из интернет-сайтов больше всех понравился «Зеленый уголок». Здесь даётся более полная информация, включающая историю происхождения, описание семейства, разнообразие видов и сортов. Всё это сопровождается качественными фотоиллюстрациями, что облегчает определение. Попробовала поработать на сайте «Onlainе  определитель», но так как я систематику растений ещё не изучала, мне оказалось сложно подбирать признаки растений. Этот сайт меня заинтересовал, и  в будущем я ещё к нему обращусь. Так же для себя я открыла сайт «Электронные журналы онлайн», где есть возможность прочитать, например, журнал «Комнатные растения». Там я даже обнаружила работы детей, сходные с моей темой, но никто определением не занимается.

       Для начала определять мне помогала учительница. Она познакомила меня с основными систематическими группами. Теперь я понимаю, что мы называем не вид растения, а род. Внутри одного рода виды достаточно сильно отличаются друг от друга. Например,  род  Бегонии включает очень большое разнообразие видов. У нас в школе 3 вида: коралловая, клещевинолистная и воротничковая.

Читайте также:  Полезные приложения на windows 10 mobile

      Изучая растения, я с удивлением обнаружила, что большинство комнатных растений в той или иной степени являются ядовитыми. Всем известный бальзамин, или «Ванька мокрый»  — ядовитое  растение. Бальзамин прозван недотрогой из-за способа разбрасывать семена. Даже при легком касании созревшей коробочки с семенами, она трещит, лопается и рассыпает семена.

         

Монстера у нас в школе тоже растет, его нет в перечне ядовитых комнатных растениях, но все источники утверждают, что растение обладает очень ядовитым  соком, который способен нанести ожог на кожу тела или даже  повредить глаза.

       Если один вид отнесён к  ядовитым, то нужно изучить всё семейство. Например, в перечне назван Молочай ребристый, а у нас в школе я обнаружила молочай трёхреберный, и  вообще всё семейство молочайных отнесено к ядовитым. Все виды внутри семейства внешне сильно отличаются. Я у одноклассницы дома увидела красиво цветущий Молочай блестящий. Когда я её предупредила об опасности, она испугалась, оказывается, она пробовала ломать колючки, чтобы наблюдать, как выделяется млечный сок. А ведь именно он обладает ядовитыми свойствами.

               

Молочай ребристый          Молочай  блестящий.           Молочай трёхгранный

      Конечно, по фотографиям и краткой характеристике сложно определять виды, тем более сорта, которые всё время обновляются. Я допускаю, что мы могли ошибиться. Например, по рисунку на листьях я отнесла растение к роду Аглонема, а при более детальном изучении оно оказалось совсем из другого семейства Марантовые, это Ктенанте.  

                                                                                                           

      Ктенанте                                                                Аглонема

                Спорный момент возник при определении Алоэ остистого. Он схож с видом из рода Хавортия. Хоть я и сомневаюсь в результате, но по описанию всё же в школе у нас Алоэ остистое. У Хавортии  на верхней стороне листа чётко виден продольный рисунок, у алоэ лист с этой стороны однороден и только в верхней половине имеются белые бугорки. Нижняя часть листа Хавортии имеет продольное «ребрышко», а у алоэ остистого она ровная. Теперь я знаю как называется всем привычный «Столетник» — Алоэ древовидное и , что все алоэ и кактусы относятся к суккулентам (Суккуле́нты (от лат. succulentus, «сочный») — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом) .

Стеблевые суккуленты сохраняют влагу в утолщённом, часто ребристом, стебле. Листья, как правило, мелкие или редуцировались в колючки. К стеблевым суккулентам относится большинство кактусов, многие виды молочая. 

Апорокактус плетевидный                                            Зигокактус (шлюмбергера, декабрист)          

Листовые суккуленты   сохраняют влагу в толстых листьях. К листовым суккулентам относятся представители родов алоэ,  хавортия.

                        

Алоэ остистое                      Хавортия                      Алоэ древовидное

 

 Крассула (Толстянка) древовидная

Я задалась вопросом – какие  же растения точно не ядовиты и полезны для человека? И опять столкнулась с противоречием.

«Сансевиерия — это маленькое растение способно вырабатывать огромное количество кислорода. У нее есть особенное свойство, которое будет полезно абсолютно всем людям – она повышает иммунитет человека. Кроме того, сансевиерия нейтрализует вредоносные испарения, которые вырабатывает линолеум и другие синтетические материалы.»

(Источник: © sad-doma.net — все о комнатных растениях и правила ухода за ними).

«Сансевиерия (сансевьера) трехполосная – ядовитое растение, содержит сапонин, при отравлении наблюдаются тошнота и рвота. При попадания сока на кожу, раздражения не происходит».

(Источник: https://blot.ru/)

 

 Герань .                                                   Сансевиерия

Герань — растение, безусловно, очень полезное. С одной стороны герань — отличный антисептик, помогает снимать стресс и напряжение, снимает боль при отитах и ангинах. Однако, есть люди, у которых запах герани может спровоцировать сильнейший приступ астмы и вызвать аллергическую реакцию. Герань также противопоказана беременным, людям с пониженным содержанием сахара в крови, маленьким детям. Анализируя разные источники, я выделила 10 растений, которые однозначно относят к ядовитым. (Приложение 2) Те кто имеет дома эти растения должны придерживаться определенных правил по уходу.

      Памятка при работе с ядовитыми комнатными растениями.

Читайте также:  Имбирь полезные свойства и противопоказания дозы

Соблюдаем безопасность:

— При обращении с ядовитыми комнатными растениями нужно надеть перчатки. Следить, чтобы сок случайно не попал в глаза, рот или на открытую ранку. После окончания работы тщательно вымыть руки.

— Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от таких растений. Как вариант – ставить их в труднодоступные места (подвесные полки, высокие стеновые ниши).

— Если отравление случилось, нужно пить воду, чай. Выпить адсорбенты (активированный уголь). Вызвать рвоту для выведения ядов из организма.

— После оказания первой помощи немедленно обратиться в больницу.

Глава 2.  Практическая часть.

       2.1.Анкетирование.

          Я увлекаюсь комнатными растениями с детства, стараюсь больше о них узнавать. Мне стало интересно, насколько школьники обладают информацией о комнатных растениях. Чтобы это выяснить было проведено анкетирование среди учащихся 5-10 классов и учителей.

Всего респондентов 42.

Вопрос

Да

Нет

Иногда,

Сомневаюсь

1.      Интересуетесь ли вы комнатными растениями?

18 /43%

17 /40%

7 /17%

2.      Знаете ли вы названия комнатных растений?

22 /52%

12/ 28%

8/ 20%

3.      Вы ухаживаете за комнатными растениями?

26 /62%

12 /28%

4 /10%

4.      Нужны ли комнатные растения в доме?

34 /80%

4 /10%

4 /10%

5.      Вам известны ядовитые комнатные растения?

9 /21%

32 /76%

2 / 5%

6.      Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями?

9 /21%

33/ 78%

7.      Вам известны случаи аллергии вызванной комнатными растениями?

16 /38%

26 /62%

8.   Сколько комнатных растений у вас дома

0-7%; 1-5 – 26%; 6-10 – 36%; 11-15 – 17%; >15 – 14%

К сожалению, выяснилось, что комнатными растениями интересуется меньшая часть респондентов (43%).  Обратила внимание на то, что интерес уменьшается к старшим классам. На второй вопрос утвердительно ответили 52%, но при этом они могли от силы назвать 3-5 названий комнатных растений. Больше всего назвали учителя русского языка, в кабинетах которых и больше всего растений (за исключением кабинета биологии). Конечно, большинство «за» комнатных  растений в доме, а вот про ядовитые растения знают всего 9 %. При этом у большинства дома количество растений от 10 до 15. Думаю, что моя презентация о комнатных растениях вызовет интерес к дальнейшему изучению наших зелёных друзей.

          2.2. Систематические карточки.

В интернете я нашла информацию о паспортах растений. Зачастую в паспорт комнатных растений заносится такая информация:

  • Название растения
  • Принадлежность к определенному семейству
  • Страна или континент происхождения
  • Среда обитания – лес, пустыня, горы или другое
  • Описание растения — внешний вид стебля, особенности формирования листьев и цветков
  • Правила ухода, пересадки, размножения.

Вести и заполнять паспорт можно любым удобным способом – в альбоме, в виде отдельных карточек или в папке с файлами. Но я думаю, что если известно название растения, то всю информацию быстро можно найти в интернете. Поэтому решили систематику напечатать на маленькие карточки и приклеить к цветочным горшкам. К видовому названию добавили известные бытовые названия.

Царство:         Растения

Отдел:       Цветковые

Класс:        Двудольные

Порядок:   Верескоцветные

Семейство: Бальзаминовые

Род:                      Недотрога

Вид:                      Недотрога      Уоллера

                      Ванька мокрый

Царство:         Растения

Отдел:        Цветковые

Класс:          Двудольные

Порядок:     Мальвоцветные

Семейство:  Мальвовые

Род:                     Гибискус

Вид:                     Гибискус  китайский    

                      Кита́йская ро́за    

  1. Заключение.

           Я сравнила свой список ядовитых растений с «Перечнем растений с ядовитыми свойствами» (Приложение 3), который был разослан по школам. Большинство растений совпадают. Нет монстеры, поэтому она стоит у нас в школе и про семейство Молочайных не сказано, а указан только один вид.

 Эту информацию я предоставлю в администрацию школы. У меня дома растений из этого списка нет

         В процессе работы выявилась ещё одна проблема в школе: в некоторых классных кабинетах очень плохо ухаживают за цветами. Не убираются засохшие листочки, почва не разрыхлённая. Я хочу предложить Министерству труда и дисциплины школы, чтобы при оценивании порядка в классах учитывалось и состояние комнатных растений или организовать «Зелёный патруль», так как растения имеются и в рекреациях школы, они оказываются «ничейными».

Список использованных источников и литературы:

  1. Азбука цветовода / Сост. Н.С.Лявер. –Мн.:А35 Парадокс, 2000.
  2. Зелёный уголок (https://www.greencorner)
  3. Online определитель комнатных растений https://homeflowers.ru/

  4. Комнатные растения в вашем доме и офисе. Сост. Беляева Г.Н. Серия «Домашняя энциклопедия».- Ростов н/Д: Феникс, 2002.  
  5. Счастливые растения . Уход за комнатными растениями

https:// happyflora.ru                     

  1.    Электронные журналы онлайн  https://100pdf.net/site/

Приложение 2.

10 самых опасных комнатных растений.

1. Адениум.

Растение родом из Африки. Цветет ярко-красными цветками. Сок этого растения очень ядовит и может стать причиной очень серьезного пищевого отравления, также спровоцировать приступ астмы.

2. Азалия (Рододендрон)

Красивоцветущее растение. Листья ядовиты из-за содержания гликозида андромедотоксина. Признаками отравления является обильное слюнотечение, выделения из носа, слезотечение, рвота. Отравиться можно, если поставить рододендрон возле кровати или рабочего стола.

Читайте также:  Что полезнее вода из под крана или в бутылках

3. Монстера

Относится к семейству ароидных. Сок растения вызывает ожог кожи и очень опасен для глаз. Признаками отравления является сильное жжение во рту и горле, обильное слюновыделение, имеющее неприятный запах. Пищеварительный тракт от рта до заднего прохода воспаляется и имеет яркий цвет. Растения очень опасны.

4. Кливия

Луковичное растение родом из Южной Африки. Луковицы служат рвотным средством, при приеме в большом количестве возникает отравление. Большие дозы сильно ядовиты. Кливия часто становится причиной отравления домашних животных и маленьких детей.

5. Броваллия красивая

Цветущее растение семейства пасленовых. При отравлении растениями семейства пасленовых появляются тошнота, позывы к рвоте, болевые ощущения, а далее –сонливость и расширение зрачков.

6. Глориоза роскошная

Травянистое растение, используемое в медицине. В больших дозах вызывает рвоту, понос, выпадение волос, поражение почек, нарушение свертываемости крови.

7. Гортензия

Цветущий миниатюрный кустарник. Произрастает в Японии. Растение лекарственное. Отравления происходят при передозировке, а не при контакте.

8. Диффенбахия

Яд содержат все части растения. При попадании яда в ротовую полость происходит сильное опухание, что приводит к временной потере речи, возможны приступы удушья.

9. Молочайные

Очень популярное комнатное растение. Все части молочая (особенно листья) содержат очень ядовитый млечный сок, который может вызывать сильное жжение, волдыри на коже, а при попадании в глаза временную слепоту.

10. Фикусы

Род фикусов насчитывает множество деревьев и кустарников. Это одно из самых распространенных комнатных растений. Фикусы выделяют ядовитый сок, который вызывает раздражение кожи и другие аллергические реакции.

Источник

Юлия Сонина
Вредные и полезные растения в ДОУ

Детский сад очень сложно представить скучным, серым и однообразным учреждением. Каждый детский сад отличается от другого, например, рисунками на стенах, мебели, какими-то особыми отличительными чертами, а также наличием в коридорах и группах живых растений. Растения в детском саду являются не только важной частью декора, но и элементом очищения воздуха. Однако, не все растения можно держать в группах садика. Есть среди них запрещенные и даже ядовитые.

Польза комнатных растений

Грамотно расставленные растения хорошо сказываются на эмоциях и здоровье детей, снимают усталость, вызывают радость.

К тому же многолетники создают свежесть, смягчают сухой воздух в помещении. Это особенно важно в отопительный период.

При помощи растений вполне возможно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе.

Для помещений детского сада большое значение имеют растения, выделяющие фитонциды — легкие, натуральные вещества, которые обладают бактерицидными свойствами. Мы знаем, что малыши очень чувствительны к разным инфекциям, часто они переносят и распространяют бактерии и вирусы. Для этого им достаточно покашлять или почихать.

Многолетники с фитонцидными свойствами улучшают воздушную среду в группах.

Выбираем комнатные растения в детский сад.

Для детского дошкольного учреждения нужно подбирать растения, которые не принесут вреда малышам.

Если в детском саду деток научат ухаживать за цветами, это поможет приучить их к труду. Комнатные растения замечательно поглощают из воздуха вредные вещества и пыль.

Учеными доказано, что в комнате с растениями количество вредных микроорганизмов уменьшается в 2 раза.

Комнатные цветы в группах садика — хорошее средство для очищения воздуха. Главное требование к ним — безопасность.

Растения лучше выбирать неприхотливые, чтобы за ними смогли ухаживать и малыши.

Знакомить с многолетниками нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Главная задача — развитие у малышей познавательного интереса к миру растений и цветов.

Комнатные растения, разрешенные в детском саду

В детских дошкольных учреждениях допускается высаживать следующие комнатные растения:

— алоэ (1, толстянки (2, пеперомии(3, аукуба японская(4). Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.

— хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.

— азалия (1, фуксия (2, бегония (3). У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.

— геогенантус (1, денежное дерево (2). У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.

— каланхоэ

— китайская роза

— глоксинии

— крассула

— колеус (1, каладиум двухцветный (2, гипестес с разноцветными листьями (3). Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Комнатные растения запрещенные в детском саду.

В садиках нельзя содержать следующие виды растений:

— фикус (1, диффенбахия (2). Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.

— все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.

— олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.

— герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.

Выбирайте комнатные растения в детский сад грамотно, следуйте советам.

Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее.

Комнатные растения — лучшее решение для детского сада.

Источник