Полезные игры для детей и правила
Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru
Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.
В чем польза этого процесса?
Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:
— познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.
— образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.
— физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.
— речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.
— нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.
— мотивационная сфера. Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.
Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:
• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.
С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.
Какие игры выбрать и как заниматься?
Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:
• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.
Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.
Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.
Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.
Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.
Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.
Источник
Вопреки традиционному убеждению, что игры являются просто захватывающим источником развлечений, недавние исследования доказали, что игры имеют многочисленные преимущества, и ключевым из них является развитие познавательных навыков как у детей, так и у взрослых. Подобно тому, как физические упражнения помогают в улучшении и укреплении мышц, познавательные игры помогают потакать мозгу в постоянной стимуляции, тем самым улучшая его работу. Ниже приведены некоторые из когнитивных преимуществ игр.
1. Улучшают координацию
Когда взрослый человек или ребенок играет в видеоигру, он не только неактивно смотрит на компьютер. Действия на экране обеспечивают большую умственную стимуляцию. Чтобы играть, ему нужно будет координировать свои визуальные, звуковые и физические движения.
2. Улучшают навыки решения проблем
Видео игры включают в себя определенные правила. Это означает, что игрок должен тщательно подумать, прежде чем сделать какие-либо шаги, чтобы убедиться, что он остается в рамках требуемых правил этой конкретной игры. Игрок должен принять решения за доли секунд, которые будут определять, добьется ли он успеха.
3. Улучшают память
Для игры в любимую видеоигру может потребоваться как зрительная, так и аудиальная память. Игрок должен прочитать или выслушать инструкции, которые могут быть предоставлены только в начале игры, поэтому необходимо помнить их на протяжении всей игры. Мастерство нажатия клавиш на клавиатуре поможет вам легко перемещать своих персонажей в игре. Это помогает улучшить вашу память, как краткосрочную, так и долгосрочную.
4. Улучшают внимание и концентрацию
Видеоигры, особенно в жанре экшн, доказали, что способны привлекать внимание игрока на протяжении всего периода игры. Это обусловлено необходимостью игрока достичь определенных целей в игре и быть в состоянии перейти на следующий уровень.
5. Это отличный источник обучения
Игры полезны не только для взрослых и подростков, но и для детей. Многие современные учебные заведения используют видеоигры в качестве методики обучения. Это помогает детям улучшить свои академические навыки, используя видеоигры, которые специально направлены на повышение их когнитивных и творческих навыков.
6. Улучшают скорость работы мозга
Во время игры мозг получает множество стимуляций, как визуальных, так и слуховых. Согласно исследованию, люди, которые часто играют в видеоигры, могут обрабатывать эти стимуляторы быстрее, чем другие. Эти стимуляторы гарантируют, что мозг постоянно работает, чтобы интерпретировать их.
7. Улучшают навыки многозадачности
Например, игра в жанре экшн может потребовать от вас быстрой наблюдательности. Это требуется, чтобы вы могли перемещать джойстик или нажимать клавиши, улавливая малейшие изменения на вашем экране. Мозг должен оценивать уровни энергии, встречных противников, оставшиеся боеприпасы, доступное время и другие факторы, которые имеют жизненно важное значение для победы. Следовательно мозг учится параллельно оценивать и учитывать много факторов.
8. Улучшают социальные навыки
Онлайн-игры позволяют многим игрокам одновременно участвовать в определенной игре. Таким образом, между игроками существует постоянное общение, что, в свою очередь, приводит к развитию как значимых, так и случайных отношений между ними.
Это помогает игрокам встретить новых друзей, а также укрепляет навыки общения.
Хотя компьютерные игры могут быть полезными, необходимо играть в них в меру. Также важно выбрать правильную игру, поскольку не все из них дают одинаковые преимущества. Возраст также стоит учитывать. Маленькие дети не должны играть в страшные или жесткие игры.
Источник
Дорогие читатели! Мой канал в целом посвящен вопросу, указанному в заголовке, поэтому для удобства я решила объединить несколько своих статей с перечнем полезных для здоровья игр и занятий.
Некоторые из них я выписала сама для себя на листочек, повесила на холодильник, чтобы не мучаться вопросом, что еще поделать с малышом.
Итак, поехали…
бой подушками здорово разряжает атмосферу во время самоизоляции всей семьи в одной квартире)
Подвижные игры,
которые в первую очередь нужны для здоровья, нормального самочувствия, хорошего аппетита и сна. Ведь, при нахождении дома, у детей уменьшается физическая активность.
???? Играть в мяч — подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.
????Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе. Есть даже такой вид «малышковой» гимнастики — динамическая гимнастика. Походит для детей до года.
????Крутить ребенка, держа за руки.
????С малышами — подбрасывать на коленях: «По кочкам, по кокам, в ямку — бух»
????Игры по принципу «Замри — отомри». Например, бежать и орать, пока не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до команды «отомри».
????Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать наперегонки до угла дома: «На старт, внимание, марш»
????Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.
????Хлопать ладонями мыльные пузыри.
????Прыгать через скакалку.
????Строить «шалаши» из стульев, одеял, подушек и сидеть в них.
????Проползать через тоннель, сделанный из стульев.
????Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.
????Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он одернет руку. Наша любимая — «Киса, киса, брысь»
???? «Камень, ножницы, бумага»
????Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит)
????Играть с воздушными шарами (подрабатывать, ловить, перебрасывать через забор)
????Считалки — ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки
????Качаться на качелях (гамаке)
????Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться на снегу
????Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, перепрыгивание, боковые приставные шаги. Можно сделать разметку малярным скотчем на полу.
????Крутить ребенка в офисном кресле.
????Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа скамьи, бордюра.
????Кататься на велосипеде, если позволяет площадь. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли.
Игры на развитие сенсорных ощущений — отлично развивают мозг:
рисование на манке
- Чудесный мешочек — определять на ощупь, с закрытыми глазами — что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т.п.
- Различать ощущения от прикосновения к коже разных текстур (щеток, перышек и проч.)
- Игры на различение запахов. Можно взять небольшие емкости (например, стеклянные баночки из-под детского пюре) и насыпать в них кофе, корицу, гвоздику, какие-либо пряности или разбавленные натуральные эфирные масла (апельсин, грейпфрут) — и изучать с малышом запахи.
- Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
- Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек. Попросить ребенка найти их. Можно использовать для этого кинетический песок.
- Рисовать пальчиковыми красками
- Рисовать пальцем по манке или песку, высыпанному на противень или широкое блюдо.
- Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры.
- Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
- Делать легкий массаж — просто гладить по спинке или со словами типа «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».
- «Рисовать» у ребенка на спинке буквы или цифры пальцем и просить укладывать их, потом поменяться ролями.
- Искать и считать повторяющиеся фрагменты рисунка на обоях, коврах.
- Стихи с движениями
- Хлопать в ладоши в ритм музыке
- Ритмично танцевать под музыку, петь
- Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошельки с разными типами крышек и замков.
Рисуем с малышами
учим ребенка рисовать прямые линии
- «Рука в руке». Мама учит правильно держать фломастер/мелок. Рисуем вместе с ребёнком все основные фигуры, прямые линии, кривые. В возрасте 1,5 лет ребёнок уже может сам рисовать прямые линии и круги. Кстати, к 2,5 годам малыш уже может изображать лицо человека.
- Для того, чтобы малыш научился рисовать линии и формы отлично подходят упражнения «дорисуй забор/рельсы, шпалы/ниточку от шарика/дождик»
- Играем в маляра. Для того, чтобы рука слушалась карандаш, сначала она должна потренироваться с большой и широкой кистью. Поэтому для маленьких детей лучше приобрести кисть из малярного магазина. И просто раскрашивать большие листы бумаги.
- Рисуем пальчиковыми красками. Ставим отпечатки и изучаем цвета.
- Рисуем на манке/песке. Отличное сенсорное занятие. С 2-х лет можно создавать узоры с помощью клея и цветной манки.
- Отпечатки всем, что придет в голову. Я предлагаю поролон, овощи, растения.
- Использование трафаретов
- Рисование ватными палочками
- Рисование трубочками для напитков. Сделать кляксу, потом на неё дуть.
- Рисование пластилином/тестом для лепки.
Больше примеров тут
Игры с ортоковриками (сенсорные и подвижные)
сортировка по цвету с помощью ортоковриков
1️⃣ Изучаем коврики руками. Считаем шишки на ковриках. Польза: развитие речи, массаж рук, запоминание счёта. Ребёнок как бы щипает шишки на ортоковрике, а вы проговариваете стишок:
Белки прыгали по веткам —
Собирали шишки деткам:
Две сосновых, три еловых,
Да ещё пяток кедровых.
Десять очень вкусных шишек
Понабрали для детишек. (Н.Радченко)
Можно просто проговорить, какие жесткие шишки, давай их потрогаем и посчитаем, или — какие шипы, или какая травка (на коврике с травкой), она мягче, чем твёрдые шишки.
2️⃣Закрепляем знание цветов. Я уже показывала пример игры на сортировку, когда образцом цвета служит ортоковрик. После того, как ребёнок выучил основные цвета, просим его вставать на коврики того или иного цвета по команде мамы. Можно представить, что малыш-это зайчик, и ему надо быстро запрыгнуть на жёлтый/красный/зелёный коврик, чтобы спрятаться от волка.
3️⃣Полоса препятствий. Идеально, если есть ортокочки. Тогда можно играть в «болото», когда коврики -болото и нужно ходить только по кочкам. Или выложить дорожку из ортоковриков, ортокочек, перевёрнутых тазов и стульев и в конце на возвышении, например, детском столе, поставить игрушку, которую нужно «добыть».
4️⃣Если ортокочек нет, то «полоса препятствий» превращается в «дорожку к полянке». Делаем извилистую дорожку из ортоковриков, в конце кладём покрывало (полянка), на покрывале — цветочки/игрушки/наклейки. Задача: проползти до полянки на четвереньках, взять цветок/игрушку и обратно добежать ногами по дорожке.
5️⃣Для детей постарше подходит супер-упражнение для профилактики плоскостопия-на ковриках лежат мелкие камушки и игрушки, и ребёнок по просьбе мамы берет пальцами ног ту или иную игрушку. Игра называется «Найди клад».
6️⃣Зарядка на ортоковриках. Желательно, чтобы зарядка входила в утренний ритуал, тогда ребёнок будет заниматься легко и с удовольствием. Встаём на носочки, тянемся к солнышку, кружимся. Затем садимся и шагаем как гуси, проходим всю дорожку вприсядку.
Затем встаём и прыгаем как зайчики по дорожке. После этого нужно быстро пробежать по ортодорожке как лошадка несколько раз. В конце можно устроить дискотеку на орто-полянке вместе с мамой.
И, конечно, не забываем класть ортоковрики там, где ребёнок в любом случае несколько раз за день побывает-например, у стеллажа с игрушками и книгами, или у входа в комнату.
Учим цвета и формы:
Цвет
- Сортировка игрушек по цветам. Вместо поддонов и одновременно цветовых образцов использую ортоковрики. Игрушки нужно выдавать по одной, а то ребёнок может растеряться и вообще забыть про задание.
- Сортировка мелких предметов по цветам (крышки, пуговицы, детали от мозаики, окрашенные макароны и пр). В качестве поддона (корзинки) можно использовать цветные тарелочки, цветную бумагу или картон, пластилин плей-до. Мама также выдаёт по 2-3 предмета, либо ребёнок сам достаёт предметы по одному из мешочка.
- Сортер с цветными изображениями животных. Мы «кормим» животных крышками от фруктового пюре.
- Используем коробку от яиц вместо поддона для сортировки. Рисуем нужный узор (для начала можно просто разукрасить в 2-3 цвета) и раскладываем цветные помпоны в коробку. Также для игр с помпонами отлично подходит радуга в качестве шаблона.
- Цветное лото в виде цветочков. Рисуем цветы разных цветов без сердцевины. Вырезаем либо круги из цветного картона, либо используем цветные крышки для сердцевины цветка.
И потом лучше всего закрепить занятие рисованием пальчиковыми красками в нужных цветах)
Примеры с картинками были в этой статье
самодельный сортер для изучения форм и понятия «большой»/»маленький»
Форма
- Игра по Монтессори. «Кормим игрушки». Ставим три игрушки и тарелочки рядом с ними. Одну игрушку «кормим» треугольными пряниками, другую-круглыми, третью -квадратными. Формы можно вырезать из цветного картона или бумаги, заодно повторить цвета.
- Сортеры из старых коробок. Вырезаем формы на одной стороне коробки. Для сортировки можно использовать те же заготовки, часто и для первой игры. Либо отобранные по формам игрушки.
- Рамки-вкладыши из цветного картона. Вырезаем формы, ребёнок вставляет круг/квадрат/треугольник в соответствующую рамку.
- Рисуем формы пальчиковыми красками.
- Трафареты. Делаем сами из плотного картона. Можно предлагать ребёнку обводить с 1,5 лет.
- Лото. Можно использовать 4-6 форм. На картонке рисуем квадраты, в каждом квадрате- форму. Аналогичный экземпляр разрезаем на части и используем в качестве «фишек».
- Аппликации. Малыш учится приклеивать, заодно запоминает формы. Для начала можно просто приклеивать круги и квадраты, затем составлять из них картины.
- Подвижная игра «встань на круг/квадрат/треугольник». Можно использовать цветной картон, можно рисовать формы мелом на улице, малярным скотчем -дома. Ребёнок по команде взрослого встаёт на ту или иную форму.
- Печём печенье разных форм вместе с ребёнком.
Игры с прищепками и счетными палочками:
Прищепки
Чем же хороши игры с прищепками:
????Самое очевидное — прекрасно развивается мелкая моторика рук
????Нажим на прищепку напоминает нажим на ручку, и это хорошая тренировка перед письмом или просто рисованием ( для совсем маленьких детей).
????Все игры с прищепками обогащают сенсорный опыт, развивают усидчивость, внимание и речь.
Игры без заготовок:
- Прикрепить на одежду мамы несколько прищепок, попросить ребёнка их снять
- Попросить ребёнка прикрепить прищепки на салфетку, бумагу, картон или ткань. Можно сказать, что это мухи/рыбки/акулы ищут домик.
- Просто сжимать и разжимать, представлять, как будто «крокодильчик» разговаривает
- Игра по совету от логопеда на соматогнозис: ребенок закрывает глаза, а мама прищепочкой «защимляет» слегка ему кожу на руке, на ноге, на спине, на пальчике, и он не открывая глаз должен сказать, где его укусила собачка или уточка (на выбор). Ребёнок учится ориентироваться в собственном теле, учит части тела, развивает чувствительность и тактильные ощущения!
Игры с заготовками лучше объяснений иллюстрируют картинки. Ссылка на статью с картинками тут
счетные палочки
Игры с счетными палочками
- Сортировать палочки по цвету. Раскладывать на цветные листы бумаги, просто собирать в кучки или класть рядом с игрушками-цветовыми аналогами.
- Собирать рассыпанные палочки и складывать в коробку-такая игра подходит малышам до года. Можно сделать отверстие в любой коробке и просовывать палочки в коробку как в сортер.
- Складывать вместе с малышом геометрические фигуры из палочек.
- Играть в игру «Сложи палочки как на картинке». Чем младше ребёнок, тем проще узор. Для совсем маленьких предлагаю рисовать шаблоны 1:1 на бумаге. Пусть ребёнок сначала разложит палочки по нарисованным линиям.
- Изучать понятия «длинный/короткий/широкий/узкий/много/мало». Выкладываем длинные, короткие, широкие, узкие дорожки. Показываем, в какой кучке мало палочек, а в какой много.
- Палочки и пластилин. Используем палочки как иголки ёжика, стебель цветка или ствол дерева, ножки-ручки пластилинового человека. Пластилиновые шарики можно использовать как соединительную часть конструктора и создавать трёхмерные шедевры.
- С помощью палочек можно создавать рисунки: использовать в играх как границы домиков для кукол, дорожки для машин.
Также даю ссылку на статью с картинками
Источник