Полезные ископаемые 3 класс конспекты уроков
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Этапы урока
Деятельность учителя и обучающихся
Примечания
УУД
Организационный момент.
Повторение изученного
Постановка темы и целей
Изучение нового материала
Физминутка
Закрепление изученного
Домашнее задание
Рефлексия
У: Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.
Как обычно, урок окружающего мира мы начинаем с прогноза погоды.
Д:
У: Как называет раздел, который мы изучаем?
Д: Чему учит экономика.
У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?
Д: Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.
У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.
Проверка домашнего задания
Тест представлен в Приложении 1
Задания, выполняемые у доски представлено в Приложении 2
Задание в рабочих тетрадях «проверим себя» стр.12 № 1,2
Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
Д: О полезных ископаемых
У: Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе.
Какие полезные ископаемые вы уже знаете?
Д:
У: Какие вы молодцы, что знаете столько полезных ископаемых! А сегодня мы с вами более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много.
Практическая работа: (на столах лежит оборудование)
У: Посмотрите, у вас на столах образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, что это за полезные ископаемые?
Д: Каменный уголь, известняк, гранит.
У: Давайте откроем учебник на стр.48 и проверим, правильно ли вы определили.
У: А что такое полезное ископаемое?
Д:
У: Прочитайте в учебнике
На какие группы делятся полезные ископаемые?
Д: Жидкие, твердые, газообразные
У: Какие еще полезные ископаемые вы здесь увидели?
Д: Железная руда, нефть, каменный уголь.
У: Кто желает познакомить нас с этими полезными ископаемыми на следующем уроке?
Вы можете воспользоваться атласом-определителем «От земли до неба», а так же воспользоваться материалами, которые я для вас приготовила.(Приложение 3)
У: А у меня сейчас есть возможность показать вам жидкое полезное ископаемое, как вы думаете, какое?
Д:
У: Это нефть!
У: А сейчас вы рассмотрите свойства полезных ископаемых, которые лежат у вас на парте.
У вас перед глазами план работы. Ваша задача — по плану рассмотреть полезное ископаемое, лежащее на парте и заполнить в рабочих тетрадях на стр.26, в №2 первый и второй столбик.
План.
- Назови исследуемое полезное ископаемое
- Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.
- Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.
- Сыпучее или несыпучее это вещество?
- Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.
- Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.
- Запиши все полученные данные в таблицу.
У: Давайте проверим, как каждый ряд справился с работой.
Д:
У: Аккуратно отодвиньте лотки и стаканы с водой.
Ребята, чтобы познакомиться с месторождениями полезных ископаемых, нам нужно воспользоваться картой, где каждое полезное ископаемое имеет условное обозначение. Откройте атласы. Давайте рассмотрим их.
— Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?
Д: Каменный уголь.
У: Найдите месторождения каменного угля. Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?
Д: Нефть.
У: Найдите месторождения нефти. Какое полезное ископаемое обозначается таким знаком?
Д: Железные руды
У: Найдите месторождения железной руды.
Хорошо! Видите, как богата наша страна. И это еще далеко не все полезные ископаемые, которые есть у нас в земле.
У: Дежурные, проведите разминку.
Откройте ваши учебники на странице в которой 5 десятков и 0 единиц, что это за страница?
Д: 50
У: Хорошо! Прочитайте самостоятельно, как добывают полезные ископаемые.
У: Как называют место, где залегают полезные ископаемые?
Д: Месторождение
У: Как называют людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их?
Д: Геологи
У: Каким образом добывают полезные ископаемые?
Д: В шахтах, в карьерах, строят буровые вышки.
У: Хорошо! А как вы думаете, что добывают в шахтах?
Д: Каменный уголь…
У: А в карьере?
Д: Песок…
У: А с помощью буровых вышек?
Д: Нефть…
У: А как вы думаете, для чего добывают полезные ископаемые? Может это даже и не нужно?
Д:
У: Давайте узнаем, для чего еще нужны полезные ископаемые. Откройте учебник на странице 49 и заполните таблицу в рабочих тетрадях на стр.27 №4.
У: Для чего нужна глина?
- Известняк?
- Нефть?
- Песок?
- Природный газ?
- Железная руда?
- Каменный уголь?
Кроссворд.
(Кроссворд представлен в Приложении 4)
У: Ребята, во всех уголках нашей огромной страны есть полезные ископаемые. Как вы думаете, могут ли они закончиться, если мы будем постоянно их брать из подземной кладовой?
Д:
У: Значит, какой вывод можно сделать?
Д: Мы должны охранять полезные ископаемые.
У: А как, давайте прочтем в учебнике на стр.51.
У: Что мы с вами можем сделать для охраны полезных ископаемых?
Д:
Рабочая тетрадь: № 1,3,5,6,8 на стр. 25-29
У: Ребята, поднимите руку те, кто узнал сегодня на уроке много нового.
А кто ничего нового не узнал?
О чем вам захотелось рассказать родителям дома?
Д:
У: Оценки за урок…Спасибо за работу, урок окончен!
Дежурные рассказывают о погоде
Трое обучающихся получают карточки с тестом, двое выполняют задания у доски, остальные работают в рабочих тетрадях
Показать глобус
Табличка с темой урока
Рассматривание иллюстрации в учебнике
1 обучающийся читает вслух
Табличка
Отметить желающих
Выставить книгу
Раздать материал
Показать образец нефти
Записать задание на доску
Работа в парах
Самостоятельная работа
Вывесить карту
Спросить 3 обучающихся с разных рядов
Работа с картой, 1 об. у доски
Табличка
Табличка
Табличка
Самостоятельное чтение
Записать задание на доску
Проверка
Чтение вслух
1.3
1.1, 1.2,1.4,2.1,2.3
1.4, 2.4
1.3
2.3
2.4
1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.4
1.1, 1.2, 1.3, 2.3, 2.4
2.4
2.4
2.4
1.1, 1.4, 2.4
1.3
1.4
1.3
2.3, 2.5
1.1, 1.3, 2.2, 3.1
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье
План-конспект урока
по окружающему миру
3класс
ТЕМА: Полезные ископаемые.
Учитель: Малышева Лариса Алексеевна
Тема: Полезные ископаемые.
Цель: Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) знать о значении камней в жизни человека;
2) вызвать интерес к изучению новой темы;
3) расширение кругозора учащихся.
Предметные:
1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;
2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;
3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.
Ход урока
I. Оргмомент.
Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
У: Как называет раздел, который мы изучаем?
— Чему учит экономика.
У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?
— Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.
У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.
На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал)
Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные)
Какой бывает труд? (Умственный и физический.)
Пересказ домашнего задания
III. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
Д: О полезных ископаемых
Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых? (Ответы)
Конечно, сегодня вы узнаете о некоторых их свойствах, познакомитесь с использованием их человеком, способами добычи, с некоторыми профессиями людей.
Как вы думаете, что означает сочетание этих слов ( ответы детей). Это тела созданные природой из веществ находящихся в земной коре.
Назовите мне полезные ископаемые?
Какие вы молодцы, что знаете столько полезных ископаемых! А сегодня мы с вами более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много.
IV. Работа по теме урока.
От какого слова произошло слово «Ископаемые»(от слова «копать»)
Почему они полезные? (Приносят пользу людям)
– Подберите синонимы к каждому слову.
(Полезные ископаемые, нужные доставать, необходимые добывать,приносят пользу извлекать)
Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали? (Ответы детей)
– А теперь откройте учебники. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили?
(Дополнительно: минерал – твёрдое природное кристаллическое вещество; горная порода – природная совокупность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре)
Полезные ископаемые- богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
Назовите их.
Большинство из них твердые. Нефть – жидкое , природный газ – газообразное.
Ребята, скажите, кто ищет полезные ископаемые? Люди какой профессии ищут полезные ископаемые? (Геологи)
Всё правильно, ребята.
Физкультминутка.
По дорожке геологи шли.
Много камешков разных нашли.
Присели, собрали.
Присели, собрали
И дальше вприпрыжку пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгали на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгали на правой ножке.
«Стоп! Немного отдохнём
И камни изучать пойдём!»
– Сейчас вы будете работать «геологами» в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника попробуйте определить, какое полезное ископаемое вы «нашли».
Практическая работа:
У: Посмотрите, у вас на столах образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, что это за полезные ископаемые?
Д: Каменный уголь, известняк, гранит.
У: Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли вы определили.
У: А что такое полезное ископаемое?
Д:
У: Прочитайте в учебнике
На какие группы делятся полезные ископаемые?
Д: Жидкие, твердые, газообразные
Полезные ископаемые делятся на 3 группы
1 Горючие: Каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
2. Рудные (металлические): медная руда, железная руда.
3. Нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит
У: Какие ещё полезные ископаемые вы здесь увидели?
Сейчас мы будем составлять таблицу в тетрадях «Полезные ископаемые» по плану.
План.
Назови исследуемое полезное ископаемое
Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.
Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.
Сыпучее или несыпучее это вещество?
Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.
Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.
Запиши все полученные данные в таблицу.
— Давайте проверим, как каждый ряд справился с работой.
Название | Основные свойства | Использование |
Гранит | Зернистый, твёрдый и прочный | Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников |
Известняк | Белого, чёрного или розового цвета | Строительство, мел, мрамор |
Глина | Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета | Кирпич, посуда |
Каменный уголь | Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч | Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи |
Нефть | Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча | Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло |
Железная руда | Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы |
А сейчас я дополню ваши рассказы.
Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.
Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.
Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.
Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений . Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.
Газ. – Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (– Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)
Добыча полезных ископаемых
Для чего добывают полезные ископаемые?
(Для использования в экономике)
— Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.
Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.
– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?
— Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.
В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.
С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.
— Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
— Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)
А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)
Вывод: полезные ископаемые – бесценное богатство Земли.
А сейчас послушайте о полезных ископаемых.(диск)
А теперь рассмотрите коллекции полезных ископаемых (рассматривают)
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
V. Закрепление изученного материала.
Тест »Полезные ископаемые»
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:
А Шахта
б Карьер
в Месторождение
г Бассейн
2. Как называется открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые?
А Шахта
Б Карьер
В Скважина
Г Бассейн
3. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых ?
А Геологи
Б Археологи
В Спелеологи
Г Географы
4. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?
А соль
Б Нефть
В песок
Г Медная руда
6.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:
А Известняк
Б Каменный уголь
В .Природный газ
Г .Железная руда
7. Какое полезное ископаемое относится к рудным полезным ископаемым?
А Каменный уголь б Нефть в Гранит г Железная руда
12. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют как топливо:
А Мрамор б Медь в Газ г Глина
14. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для приготовления пищи:
А Известняк б Нефть в Каменная соль г Глина
VI. Рефлексия
Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке
Я узнал…
Мне было интересно…
Теперь я могу…
Сегодня я научился…
Меня удивило…
Я попробую…
Мне захотелось…»
VII. Домашнее задание.
Стр.45-50 пересказать, тест
Тест « Полезные ископаемые» 3 класс
Тест 11 вопросов 3 варианта ответов.
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) камни
б) полезные ископаемые
в) вода
2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки
б) кирпич, бензин, известняк
в) нефть, глина, торф
3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи
б) строители
в) геологи
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руда
б) глина, известняк
в) каменный уголь, природный газ
5. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?
а) глина
б) торф
в) гранит
6. Жидкое горючее полезное ископаемое
а) природный газ
б) нефть
в) известняк
7. Где добывают поваренную соль?
а) в болотах
б) в подземных шахтах
в) со дна озёр
8. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
а) из угля
б) из гранита
в) из руды
9. Кто создал горные породы?
а) люди
б) природа
в) животные
10. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
а) из угля
б) из нефти
в) из газа
11. Места залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для их добычи называются..
а) шахтами
б) месторождениями
в) карьерами
Ответы к тесту « Полезные ископаемые» 3 класс
Б ВВВББАВБББ
Источник