Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир ответы
Тест: «Полезные ископаемые» 1 вариант
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые; б) камни; в) вода.
2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки; б) кирпич, бензин, известняк;
в) нефть, глина, торф.
3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; б) геологи; в) строители.
4. Установи соответствие.
а) твёрдые 1) гранит 4) нефть
б) газообразные 2) природный газ 5) железная руда
в) жидкие 3) глина
5.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руды; б) каменный уголь, природный газ;
в) глина, известняк.
6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?
а) глина; б) торф; в) гранит.
7.Жидкое горючее полезное ископаемое
а) природный газ; б) нефть; в) известняк.
8. Установи соответствие, что изготавливают из этих полезных ископаемых.
а) известняк 1) стекло
б) торф 2) мел
в) кварцевый песок 3) удобрение
9. 3ачем собирать металлолом?
1) чтобы сохранить запасы руды;
2) чтобы очистить территорию от мусора
10. Кто создал горные породы?
а) люди; б) природа; в) животные.
Тест: «Полезные ископаемые» 2 вариант
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые; б) камни; в) вода.
2. Установи соответствие.
а) твёрдые 1) каменный уголь 4) нефть
б) жидкие 2) известняк 5) песок
в) газообразные 3) природный газ
3. Какие бывают горные породы?
а) твердые, жидкие и газообразные; б) твердые и жидкие;
в) твердые и газообразные.
4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; б) геологи; в) строители.
5. Какие из перечисленных полезных ископаемых образовались из магмы?
а) песок; б) каменный уголь; в) базальт.
6. 3ачем собирать металлолом?
1) чтобы сохранить запасы руды;
2) чтобы очистить территорию от мусора
7.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина; б) гранит, торф;
в) каменный уголь, поваренная соль.
8.Газообразное полезное ископаемое
а) природный газ; б) нефть; в) известняк.
9. Установи соответствие, что изготавливают из этих полезных ископаемых.
а) нефть 1) сталь
б) железная руда 2) керамика
в) глина 3) бензин
10. Кто создал горные породы?
а) люди; б) природа; в) животные.
Источник
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Окружающий мир 3 класс Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом. Как заполнить таблицу на стр 29 «Применение полезных ископаемых»? Название полезного ископаемого / Применяется в строительстве / Служит топливом / Применяется для получения металлов. lady v 3 года назад Задание муравья Вопросика о применении полезных ископаемых оказалось неожиданно сложным и интересным, потому что как оказалось современный человек научился использовать полезные ископаемые не только по прямому назначению, но и во многих других отраслях промышленности. Так нефть стали использовать в химической промышленности, как и уголь, а это огромное количество материалов, которые применяются в том числе и в строительстве. Но это отмечать в таблице не буду, а вот касательно глины поставлю две звездочки — глина не только строительный материал, но сырье для получения алюминия, то есть определенные глины могут служить для получения металлов. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Nelli4ka 3 года назад Я бы в таблице про применение полезных ископаемых расставила плюсики таким образом: Пройдусь по интересным моментам. Из нефти получаются такие строительные материалы, как битум, гудрон, а также заменитель стекла — прозрачная пластмасса. Также из нефти получают жидкое топливо. Из глины делают кирпичи, кровельный материал (черепица), плитку, с ней замешивают цемент. Известняк идет на строительство дорог, зданий, применяется часто для сцепления кирпичей. Кстати, мел — это и есть известняк. Из чистого песка делают стекло, также его добавляют в цемент. Железная руда — это черная металлургия, из нее делают чугун и сталь. Насчет природного газа — оказывается, это не только топливо, из него еще и пластик делают (не так много, как из нефти), поэтому в принципе плюсик правомерно поставить и в графе «строительство». Каменный уголь — отличное топливо, но он слишком хрупок, чтобы использовать его в строительстве. Odessitka 3 года назад Чтобы ответить Муравью Вопросику, вспомним, для чего использует человек все перечисленные материалы — полезные ископаемые. Из глины человек делает не только посуду, но и кирпичи и цементные растворы, то есть это строительный материал. Известняк — это камень, который может служить как строительный материал, например для устройства дорог. Также к строительным материалам отнесем песок, без которого не получишь бетон, который нужен для возведения зданий. Нефть — это конечно топливо, также как и природный газ. Еще одним видом топлива будет уголь. А вот железная руда идет на получение металлов — и черных и цветных. Sveta S 3 года назад Полезные ископаемые — это богатства нашей Земли, которые человек научился добывать и использовать в своих целях. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Одни полезные ископаемые служат топливом (например, нефть, природный газ, торф, каменный уголь); другие применяются в строительстве (например, песок, глина, известняк); а некоторые — для производства металлов (например, железная руда). Чтобы выполнить это задание, в таблице надо проставить знак + следующим образом: Татьяна Толмачева 3 года назад Применяется в строительстве- глина, известняк, песок ,железная руда.Служит топливом-нефть, природный газ, каменный уголь.Применяется для получения металлов-глина, известняк ,песок, железная руда. Знаете ответ? |
Источник
«Полезные ископаемые» по предмету «Окружающий мир», 3 класс (система: «Школа России»)
Учитель начальных классов Благова Т.В.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3.
Система: «Школа России».
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их некоторыми свойствами; способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.
Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.
Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
карта, атлас «Ямало-Ненецкого автономного округа», коллекция полезных ископаемых, инструкция, карточка «Помогай-ка», условные обозначение полезных ископаемых;
учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Воспитание культуры учебного труда.
II. Актуализация опорных знаний.
Подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.
Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Экономика».
? Назовите «три кита» экономики.
Дети.
? Природные богатства, капитал, труд.
Учитель.
? Без чего не возможно производство товаров и услуг?
Дети.
? Без природных богатств.
Работа со схемой.
Учитель.
? С какими природными богатствами мы уже познакомились?
Дети.
? Воздух, вода, почва, животные, растения.
Учитель.
? Что такое верхний плодородный слой земли?
Дети.
? Почва.
Учитель.
? Как использует человек почву?
Ответы детей.
Учитель.
? Как называется эта отрасль сельского хозяйства?
Дети.
? Растениеводство.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Постановка темы и цели урока.
Выведение учащимися темы урока.
Учитель.
? Продолжите ряд.
Дети.
? Полезные ископаемые.
Учитель.
? Так какая тема нашего урока?
Дети формулируют тему урока.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи.
V. Изучение нового материала.
Продолжение работы со схемой.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Давайте выясним, что такое полезные ископаемые?
? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?
? Подберите синонимы к каждому из слов.
Предложить детям разобрать слово «ископаемые» по составу.
Работа в группах.
Постановка проблемной ситуации.
Учитель.
? Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель.
? Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, называют полезными ископаемыми.
? Что вы отнесете к полезным ископаемым?
VI. Практическая работа.
Использование частично-поискового метода.
Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.
Учитель.
? Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию.
Инструкция
1) Раскрой учебник на стр. 48-51.
2) Используя план практической работы на стр. 48, изучи сведения о полезных ископаемых (название).
3) Заполни таблицу в рабочей тетради на с. 26.
? Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».
Карточка «Помогайка»
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Способы добычи.
4. Значение и применение.
5. Условное обозначение на карте.
Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых.
1 группа – железная руда, известняк.
2 группа – нефть, глина.
3 группа – гранит, каменный уголь.
Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.
Проверка.
Учитель.
? Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».
Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.
Учитель.
? О каких полезных ископаемых вы узнали?
Дети перечисляют.
Учитель.
? На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые?
Состояние
Твердые
каменный уголь
гранит
железная руда
известняк
Жидкие
нефть
Газообразные
природный газ
Способы добычи
Карьеры
глина
известняк
гранит
Шахты
каменный уголь
Скважины
нефть
газ
Учитель.
? Что такое месторождения?
Применение
Строительные
глина
известняк
гранит
Топливо
каменный уголь
нефть
Металл
железная руда
Предложить детям разобрать слово «применение» по составу.
VII. Обобщение.
Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей.
Детям показываются картинки или предметы. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.
Например:
ванилин, фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
краски, пластилин – глина;
лампочки, стекло – песок;
ложка, самолет – железная руда.
Учитель.
? Что делают люди этих профессий:
шахтер;
геолог;
старатель;
бурильщик.
Дети отвечают.
Развитие словарного запаса.
Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.
Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.
VIII. Охрана полезных ископаемых.
Учитель.
? Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Работа с атласом.
Заслушиваются сообщения о добыче нефти и газа в нашем округе.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?
Дети отвечают.
Учитель.
? Почему нужно беречь полезные ископаемые?
Дети.
? Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.
IX . Рефлексия.
Учитель.
? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
X. Домашнее задание.
Подготовить сообщение.
Источник