Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир песок

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир песок thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: » Полезные ископаемые. Песок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Г

Описание слайда:

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Гимназия № 9» г.о. Электросталь

2 слайд

Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скреплен

Описание слайда:

Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой, он разного цвета, не имеет запаха, твердый, рыхлый, пропускает воду. Песок бывает желтый, серый, белый, бурый. Песок содержит разнообразные минералы. Основной элемент, составляющий песчинки — это кварц, но в разных количествах встречаются и другие минералы: руда, слюда, гранат, топаз.

3 слайд

Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате

Описание слайда:

Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Когда прочная могучая скала в течение сотен лет пыталась выстоять под влиянием порывистых ветров, леденящего холода, сильного ливня, и других природных катаклизмов, она потихоньку разрушалась на крохотные кусочки, которые называются песком. Он выглядит, как мелкие крупинки, из которых состоят горные хребты.

4 слайд

МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные

Описание слайда:

МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные породы, за счет постоянного соприкосновения, распад некоторых минеральных элементов в соленом море — все это способствует появлению песка. Морской песок считается самым востребованным и применяется практически везде.

5 слайд

РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной ч

Описание слайда:

РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной чистотой

6 слайд

Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие

Описание слайда:

Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие случаи, когда пустыни появлялись там, где раньше простирались моря, но спустя тысячи лет вода ушла.

7 слайд

Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски - вымывание св

Описание слайда:

Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски — вымывание светлых элементов, но в отличие от остальных видов песка, которые применяются в хозяйственных и промышленных целях, такой песок радиоактивен. Он непривычно блестящий и его можно встретить в разных уголках планеты. РАДИОАКТИВНЫЙ (МОНАЦИТОВЫЙ) ПЕСОК

8 слайд

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для доро

Описание слайда:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для дорог, насыпей создания строительных растворов (кирпичная кладка, штукатурка, фундамент, бетон, тротуарная плитка, бордюры, кольца для колодцев) для декоративного украшения территорий (речной песок) отделочных работ внутри уже построенного здания фильтрация и очистка воды создание материалов для сварки (кварцевый песок)

9 слайд

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре

Описание слайда:

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре около 1700 градусов! Песок – основной компонент в выплавке стекла

10 слайд

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду

Описание слайда:

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие — размером с книгу.

11 слайд

Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали гре

Описание слайда:

Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали грелки. По горячему песку полезно бегать босиком, из горячего песка делают ванночки для ног. В современной медицине есть целое направление лечения горячим песком – ПСАММОТЕРАПИЯ. Медицина

12 слайд

Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже п

Описание слайда:

Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже птицы улетают подальше от зыбучих песков. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. ЗЫБУЧИЕ ПЕСКИ пески в пустыне, перенасыщенные воздухом (газом или горячими парами), влагой, из-за чего способны засасывать вглубь попадающие на них предметы

13 слайд

ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам

Описание слайда:

ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам песчаных дюн и создают необычные звуки, которые слышатся даже за километры В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются, то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. «Петь» может только сухой песок.

14 слайд

ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Н

Описание слайда:

ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Но если песок намочить, то он хорошо держит форму.

15 слайд

Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно

Описание слайда:

Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно место. Образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если песок сыпать долго, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

16 слайд

Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло?

Описание слайда:

Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло? Выводы: песок тяжелее воды тонет не растворяется

17 слайд

Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой)

Описание слайда:

Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой), воронка, бумага. В воронку вложить бумагу, а сверху в воронку насыпать песок. Налить воду до краев воронок. Водопроницаемость песка Вывод: песок хорошо пропускает воду Эта способность связана с его строением.

Читайте также:  Семена льна какие полезнее коричневые или белые

18 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир песок

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир песок

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир песок

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир песок

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-939620

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой,песок, глина, диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: — Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала.

Учитель:Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

II. Работа с учебником

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. Для чего необходимы полезные ископаемые?

3. Где производится добыча полезных ископаемых?

4. Что называют месторождением?

5. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых? На этот вопрос вы сможете ответить, разгадав ребус .

Учитель: – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.

III. Исследование

Учитель: — Что мы будем исследовать сегодня на уроке, узнаем, отгадав загадки.

Он на дорожках во дворе.

И он в стекле расплавлен даже.

Загадка 2.

То увязнут сильно ноги.

Она понадобится сразу.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

Учитель: — Что же мы будем исследовать? (песок и глину)

— Что такое песок и глина? (горные породы).

— Нужны ли человеку эти горные породы?

-Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

— Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

2.Эмоциональный настрой.

Учитель:– На некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

— Вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

Учитель:– Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? Ученик: Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?

Физ.минутка:

«Думательный колпак»

3. Практическая часть. Работа в группах.

На столах стоят подносы со всем необходимым для проведения опытов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

Полезные

ископаемые

Цвет

Состояние

Взаимодействие

со стеклом

Запах

Сохранение

формы

Пропускает

ли воду

Растворимость

Песок

Глина

— Ученикам под номером №1 выданы файлы с планом наших экспериментов.

Учитель:— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Вспомним правила работы в группе.

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Используя структуру «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»

(Подумай – запиши – обсуди)

Пошаговая инструкция.

  1. Каждый участник обдумывает ответ самостоятельно (1 мин.).

  2. Записывает в свою тетрадь ответ, данный на поставленный вопрос.

  3. Участники команды по очереди обсуждают свои ответы (1 мин.).

  4. Учитель спрашивает представителей команд.

(учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На опыт отводится определенное время – 5 минут. Учитель засекает время по таймеру.

После опытов делаем вывод по группам, один ученик от каждой группы зачитывает свои выводы, остальные заполняют до конца таблицу.

Опыты.

  1. Опыт №1. Что такое глина и песок, из чего они состоят.

Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. (твёрдое, жидкое, газообразное)

Заполните в таблице.

Вывод: песок — ……….. горная порода, состоящая из отдельных ……………, не соединённых между собой. Песок сыпуч.

Глина- …………….. горная порода. Она состоит из ………………..

Читайте также:  Полезен ли для собаки сухой корм или

частиц, которые скреплены между собой.

Песок и глина бывают ………………………. цвета.

2. Опыт №2. Действие песка и глины на стекло.

Положите перед собой стекло, насыпьте на него немножко глины и потрите о стекло. Изменилась ли поверхность стекла? Почему?
А, если мы потрем песком, что произойдет со стеклом? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Заполните в таблице.

Вывод: глина не оставила следа на стекле, потому что она мягкая, состоит из пылинок, а после песка ……………… след, потому что песок твердый, он состоит из ……………….

  1. Опыт №3. Имеют ли песок и глина запах.

Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице.

Вывод: песок …………………… запах, глина в сухом состоянии …………………..запах, а сырая глина …………………

характерный запах.

(имеет, не имеет)

4. Опыт №4. Что получится из мокрой глины и мокрого песка.

Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Заполните в таблице.

Вывод: из песка шарик высох и ………………….. , а из глины он

………………… свою форму шара. При высыхании глина …………

форму, а песок …………. .

  1. Опыт №5. Как глина и песок проводят воду.

В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Заполните в таблице.

Вывод: Мы наблюдали: в стакане с песком вода появляется ………………, а глина воду ………………………. . Значит вода свободно проходит через ………………….. , а через глину — ………

6. Опыт №6. Растворяются ли песок и глина в воде.
Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? А что осталось на его поверхности? Растворяется песок в воде?
А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной?

Вывод: песок опустился на дно, значит он ………………., на поверхности осталась песочная пыль, в воде песок …………. растворяется. Глина ……….. растворяется в воде, но постепенно оседает на дно, опять получается глина.

4. Выводы.

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина— плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

  1. Составление синквейна

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У одних листки-модели- «горки песка», а у других листки-модели-«комки глины».

Ребята выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Вязкая, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

IV. Творческая работа с цветным песком.

«Песочная церемония»

Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов. Песок – основной компонент в выплавке стекла. Речной песок чаще всего применяют для декоративных целей.

Песок – замечательнейший материал для детского творчества! 

Сегодня я познакомлю вас с очень интересной и красивой церемонией. Называется эта церемония- песочной. Всыпая в сосуд разноцветный песок, мы создадим с вами оберег, который наполним своими добрыми чувствами и пожеланиями. Пусть человек, который возьмет его в руки, почувствует тепло наших сердец, ощутит всю ту доброту, которую мы в него вложили.

Теперь я предлагаю вам создать оберег, насыпайте в этот сосуд по очереди песок разного цвета. Не торопитесь, думайте в этот момент о самых добрых пожеланиях, ведь все это обязательно сбудется!

Подобно тому, как эти отдельные песчинки не смогут разделиться и снова вернуться в свои сосуды, так и наши дружеские пожелания, и лучшие чувства останутся навсегда в этом сосуде!

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок,  глина).

(Учебник «Окружающий мир»  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63;  рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.        

Задачи:    

Образовательные:

— познакомить с видами полезных ископаемых;

— формировать навыки различать полезные ископаемые;

Развивающие:

-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

 Воспитывающие:

— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;

— воспитывать потребность в знаниях;

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование:  лупы, стекла, стаканчики с водой, песок, глина, диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся. (1 мин)

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

Читайте также:  Полезно ли пить настой шиповника каждый день

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала. (1 мин)

I.Проблемный вопрос

Учитель: Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Добыча полезных ископаемых  производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Учитель: Так что же такое полезные ископаемые?

Ученик:  Полезные ископаемые  — это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.

II. Объявление задач урока

— Мы продолжаем работу по изучению полезных ископаемых

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование.

–В группах разгадайте ребус: 
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (ребус на партах)

 – Правильно! (Геолог.) На доске появляется табличка ГЕОЛОГ.

— Кто такие геологи?

Геологи –  это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). 
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 

III. Исследование        

1.(Учитель  предлагает загадку.) 

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

Загадка.

Если встретить  на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

— Что же мы будем исследовать? (песок и глину)

2. Практическая часть. Работа в группах.

Через программу ClassroomManagment передаю файл детям с планом экспериментов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

Полезные

ископаемые

Цвет

Состояние

Взаимодейст

вие

со стеклом

Запах

Сохранение

 формы

Пропускает

 ли воду

Песок

Глина

— Вам были посланы файлы с планом наших экспериментов.

— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными  руками глаза

Используя структуру ФИНК-РАЙТ – РАУНД РОБИН  (учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На каждый опыт отводится определенное время. На доску выводятся часы.

После каждого опыта делаем вывод по группам, отвечают ученики  под номером 4,2  

Опыты.

1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние.  Заполните в таблице. (2 мин)

2.Потрите песком и глиной по стеклу. Что увидели? Какой вывод можно сделать?

Заполните в таблице. (2 мин)

3. Понюхайте сухую глину и песок. Смягчите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице (2 мин)

4. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? (3 мин)

5. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в нее воды. Проверьте пропускает ли эта чашка воду. Заполните в таблице. (3 мин)

3. Выводы.

Используем  структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН

Проговариваем выводы по опытам по кругу все 7 групп. Ученики под номером 1 встают и отвечают на вопросы учителя по кругу.

— Каков цвет  и состояние песка?

— Каков цвет и состояние глины?

— После того как потерли по стеклу песком и глиной, что заметили?

— Какой был запах у мокрого песка и мокрой глины?

— Что лучше сохраняет форму?

— Пропускает ли чашка из глины воду?

— Для чего можно использовать глину, используя это ее свойство?

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется 1 слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина- плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

IV. Проверка усвоенных знаний.

Через программу ClassroomManagment отправляю тест детям, в течении 2 минут они его выполняют и отправляют учителю. С помощью полученной диаграммы проверяем усвоение знаний урока.

Вопросы теста:

1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды

а). песок   б) глина  в) гранит  г) железная руда

2. Что хорошо пропускает воду?

а) глина  б) кварц  в) песок г) известняк

3.Что такое полезные ископаемые?

а) горные породы, которые добывают из недр Земли  б) искусственные породы

 в) водные источники

4. Как называется профессия людей, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

а)географы  б)геологи   в) нефтяники     г) топографы

Источник