Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир учебник

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир учебник thumbnail

Разработка урока по окружающему миру в 3классе

(по учебнику А.А. Плешакова)

Авторы: Телегина С.Ю.-

учитель МОУ Плоскинской ООШ

2014год

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

  1. Создать условия для:

    • усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

    • осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Дидактический материал и оборудование: географическая карта, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых и их применении.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

На доске пословица: « БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

Что вы видите? Прочитайте.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Как вы думаете, почему я взяла её на наш урок?

Какую большую тему мы начали изучать? (Чему учит экономика.)

3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторение пройденного.

Без чего не может существовать экономика?

— Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.

Практическая работа.

Учитель выдает детям образцы полезного ископаемого (известняк).

-Внимательно рассмотрите, то что вы получили. Заполните таблицу.

Самостоятельная работа.

Проверка выполнения работы.

Есть ли одинаковые ответы?

У кого нет ответа? Кто не смог сделать? Почему?

С чем вы встретились?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение?

(Нужно понять причину затруднения)

4.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы выполняли?

Какими знаниями вы пытались воспользоваться?

В чем причина вашего затруднения? ( Нет четкого правила, инструкции, по которой можно определить тип данного образца)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Кто догадался, что это за камни перед вами? ( полезные ископаемые)

Что вы пытались сделать? Какова же тема урока?

(Полезные ископаемые и их значение в жизни человека)

— Кто попытается сформулировать цель урока?

(научиться определять свойства и применение полезных ископаемых)

-Давайте подумаем, что нам поможет определить свойства и применение полезных ископаемых? (нужно составить план действий)

ПЛАН

1.Определить название полезного ископаемого.

-С помощью чего мы можем это сделать? ( с помощью учебника, атласа-определителя)

2. Определить свойства.

-Как? (с помощью учебника, атласа-определителя, на ощупь, по запаху)

3. Применение полезного ископаемого. ( с помощью учебника, атласа-определителя)

4. Вывод о значении полезного ископаемого в жизни человека.

6. Реализация построенного проекта.

-Опираясь на план, используя дополнительный материал заполните данную таблицу снова.

(Работа в парах)

— Какие результаты получили? ( Заслушиваем ответы)

-Почему похожие результаты?

-Кому было трудно?

7. Первичное закрепление.

-Для закрепления данного умения выполним задание четко по плану, всё проговаривая в слух.

— Заполните таблицу в рабочей тетради, пользуясь учебником. (с. 48 Железная руда)

Вывод: Что такое полезное ископаемое? Проверим по учебнику, по словарю.

8. Самостоятельная работа. (Работа в группах, парах)

Каждая группа, (пара) получает свой образец полезного ископаемого и записывает результаты своего исследования в таблицу.

Проверка. Заполнение общей таблицы на слайде.

9. Включение в систему знаний, повторение.

— Где мы можем использовать эти знания?

-Зачем нужно знать свойства полезных ископаемых?

-К какому киту экономики относятся полезные ископаемые?

-Что значит «полезные?» «ископаемые»?

-Что вы знаете о добыче полезных ископаемых?

10. Просмотр видео фрагмента о полезных ископаемых.

— Что нового узнали о добыче полезных ископаемых?

— Где добывают песок и глину?

-Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?

— Как называется место где залегают полезные ископаемые?

— Как добывают нефть и природный газ?

-Как добывают гранит и железную руду?

-Зачем добывают полезные ископаемые?

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель мы ставили на уроке?

-Удалось ли достичь цели?

-Каким образом?

_Вспомните пословицу, с которой начали урок?

-Нам пришлось потрудиться, чтобы открыть новые знания?

Оцените свою работу на уроке.

12.Домашнее задание.

Подготовить рассказ о полезном ископаемом, котрое добывают в нашем крае.

Зад. В рабочей тетради № 8с.29

Источник

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Читайте также:  Чем полезно хоз мыло для лица

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Читайте также:  Что можно сделать из картона полезное для дома

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру. 3 класс. Полезные ископаемые.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учител

Описание слайда:

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учитель начальных классов Мокеева И.А. МАОУ СОШ № 1, г. Когалым, ХМАО-Югра -2016- ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

2 слайд

КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА

Описание слайда:

КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА

3 слайд

1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь          Б) полезные

Описание слайда:

1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь          Б) полезные ископаемые В) игрушки                      Г) книги 2. К природным богатствам не  относятся: А ) воздух   Б) почва В) вода               Г) завод 3. В каком утверждении содержится ошибка? А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, учитель. Б) Умственным трудом занимаются архитектор, писатель, учёный.

4 слайд

КОРЗИНА ИДЕЙ

Описание слайда:

КОРЗИНА ИДЕЙ

5 слайд

значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ

Описание слайда:

значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ

6 слайд

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в

Описание слайда:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

7 слайд

Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Ч

Описание слайда:

Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Что же ждёт нас впереди? ….

8 слайд

Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) - отгадай з

Описание слайда:

Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) — отгадай загадку; — определи № полезного ископаемого; — выбери его свойства; — способы добычи; — применение. 2. Проверка (анализ ошибок). 3. Итоги. Приём «Шесть шляп».

9 слайд

ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо

10 слайд

ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо

11 слайд

ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере из

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере изготовление металла

12 слайд

ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство

13 слайд

ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство

14 слайд

ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство

Описание слайда:

ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство

15 слайд

Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»

Описание слайда:

Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»

16 слайд

Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Ег

Описание слайда:

Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Его найдёшь в болоте. 4. Из неё делают металл. 5. Он нужен для печи. 6. Его найдёшь в песочнице. 7. Из неё делаю посуду. 8. Без неё не поедут машины. 9. Из него делают метро, ступеньки. 10. Из него делают известь.

17 слайд

Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О

Описание слайда:

Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О В Е Р К А

18 слайд

«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве испо

Описание слайда:

«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве используют каменный уголь. Из глины делают ножи, ложки, вилки.

19 слайд

Рефлексия Я узнал, что ... Мне было интересно ... У меня получилось ...

Описание слайда:

Рефлексия Я узнал, что … Мне было интересно … У меня получилось …

20 слайд

Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!

Описание слайда:

Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир учебник

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир учебник

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир учебник

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир учебник

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-509304

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Мультимедийная разработка учебного занятия

Колбиной Натальи Олеговны, учителя начальных классов

МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова

Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Место данной темы

в учебном курсе

Урок 8 в разделе «Разрез как новый способ изображения»

УМК

Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. – 12-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 88 с.

Цели урока

Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.

  2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

  3. Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.

  2. Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.

Воспитательные:

  1. Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

Формы работы

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

3. Групповая.

Приемы работы

1. Ребус.

2. Кластер.

Читайте также:  Как приготовить полезный картофель для ребенка

3. Бортовой журнал.

4. Практическая работа учащихся.

5. Построение домика.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер,

Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал).

Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», ребусы на каждую группу, образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, торф, железная руда, известняк, емкость с водой.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

Используемый материал

Формируемые метапредметные

и предметные умения

  1. Организационный этап

Задача: создать условия

для последующего про-

явления эмоционально-

го отношения к учебно-

познавательной дея-

тельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

hello_html_m38a3be52.jpg

— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

— умение организовывать своё рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

Учитель читает текст:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах и секретах говорится в этом стихотворении? (Рубин, сапфир, минералы, кристаллы и т.д.)

— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как в общем назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

hello_html_24b775b1.jpg

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

— отвечать на постав-ленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые».

— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это гранит и известняк (демонстрация учителем). Можем ли мы сказать, что они одинаковые? (Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

(Что такое «полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

— Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, применением).

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (В группах).

— Вы распределились в группы по 4 человека. Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (Распределить роли в группе)

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответ.

Прочитывают вопросы по ходу их появления на экране.

Фhello_html_m4614d11f.jpgормулируют цель урока

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Сhello_html_1affbc29.jpgамостоятельно между собой распределяют роли в группе:

Организатор

Спикер

Контролер

Секретарь

hello_html_m6d80cd06.jpg

hello_html_m40628893.jpg

— умение формули-ровать тему и цель урока;

— принимать высказы-вания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценоч-ную деятельность;

— осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

— умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

— Как вы понимаете значение слова «полезные»? «Ископаемые»?

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Составление кластера со слов учащихся.

необходимые нужные доставать извлекать

— У нас получилась схема. В технологии критического мышления это называется «кластер».

— Для более точной формулировки, взглянем на слово с точки зрения происхождения. Происхождением слов занимается наука – «этимология».

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в «Толковом словаре русского языка» (просмотр страницы словаря в onlain режиме)

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?

(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)

— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить. Я предлагаю решить интелле?