Полезные ископаемые 3 класс плешаков фгос

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Читайте также:  Морская соль для ванны чем полезна для детей

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Тема: «Полезные ископаемые».

Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: презентация, учебник «Школы России»  Окружающий мир 3 класс 2 часть (А. А. Плешков), карточки, заготовки.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин.

Учитель приветствует учащихся. Организация внимания школьников.

Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно.

Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Карандаши, линейка, ручка, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

II.  Актуализация знаний

Словесный — ответы на вопросы;

практический-игра.

5 мин.

— Давайте проверим домашнюю работу. Итак, откройте Р.Т. Я пройду и посмотрю.

-Кто хочет прочитать выполненное домашнее задание.

1)Подпишите, что составляет основу экономики.

Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей).

2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

3)Что такое природное богатство? (То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

Выполнять задания, записывать правильно ответы.

Регулятивные:

— развивать логическое  мышление;

— развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.   Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

III. Мотивационный этап

Практический,

вопросы первичного восприятия;

словесный – объяснение.

5 мин.

Прослушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету

 — Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

Читайте также:  Корица с медом полезна или нет

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

Формулировать тему урока.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Личностные:

-смыслообразование.

IV. Постановка учебной задачи

Словесный.

Прием- беседа, слово учителя

7 мин.

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?(О полезных ископаемых )

-Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе

-Какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств – полезных ископаемых.

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

Какова цель нашего урока? (Ответить на вопросы и изучить полезные ископаемые)

Формулировать тему, задачи урока.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Читать текст в учебнике.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка

1-2 мин

Показывает движения.

Выполнять упражнения.

V. Решение учебной задачи

Практический, ответы на вопросы;

Письменные упражнения.

7 мин.

Беседа. Работа с учебником.

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Работа в тетради. Работа в группах.

Вам нужно объединиться в группы, я раздам вам коллекции полезных ископаемых. Сначала вместе обсуждаете, затем каждый записывает.

Стр. 28 №2.

Затем каждая группа рассказывает об одном полезном ископаемом.

Читать, записывать значение, делать вывод.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.

VI. Первичное закрепление

5 мин

Работа в тетради. Работа в парах.

Сейчас откройте ваши учебники на странице 47.

№3. Вам нужно заполнить пропуски.

Подведение итогов.

Выполнять задания в Р.Т.

Познавательные:

 выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

VII. Вторичное закрепление

5

мин

Работа с учебником.

Давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?

Как охраняют полезные ископаемые? (Презентация, рассказ учителя)

Выполнять задания в Р.Т.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

VIII. Итог урока

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Рефлексия

Домашнее задание

4 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Рубрика обсудим и проверь себя. Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

-Домашнее задание.

Учебник: прочитать текст на стр. 46-49, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 50.

Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

Источник

Разработка урока по окружающему миру в 3классе

(по учебнику А.А. Плешакова)

Авторы: Телегина С.Ю.-

учитель МОУ Плоскинской ООШ

2014год

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

  1. Создать условия для:

    • усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

    • осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Дидактический материал и оборудование: географическая карта, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.

Читайте также:  Мед акации и черноклена полезные свойства

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых и их применении.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

На доске пословица: « БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

Что вы видите? Прочитайте.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Как вы думаете, почему я взяла её на наш урок?

Какую большую тему мы начали изучать? (Чему учит экономика.)

3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторение пройденного.

Без чего не может существовать экономика?

— Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.

Практическая работа.

Учитель выдает детям образцы полезного ископаемого (известняк).

-Внимательно рассмотрите, то что вы получили. Заполните таблицу.

Самостоятельная работа.

Проверка выполнения работы.

Есть ли одинаковые ответы?

У кого нет ответа? Кто не смог сделать? Почему?

С чем вы встретились?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение?

(Нужно понять причину затруднения)

4.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы выполняли?

Какими знаниями вы пытались воспользоваться?

В чем причина вашего затруднения? ( Нет четкого правила, инструкции, по которой можно определить тип данного образца)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Кто догадался, что это за камни перед вами? ( полезные ископаемые)

Что вы пытались сделать? Какова же тема урока?

(Полезные ископаемые и их значение в жизни человека)

— Кто попытается сформулировать цель урока?

(научиться определять свойства и применение полезных ископаемых)

-Давайте подумаем, что нам поможет определить свойства и применение полезных ископаемых? (нужно составить план действий)

ПЛАН

1.Определить название полезного ископаемого.

-С помощью чего мы можем это сделать? ( с помощью учебника, атласа-определителя)

2. Определить свойства.

-Как? (с помощью учебника, атласа-определителя, на ощупь, по запаху)

3. Применение полезного ископаемого. ( с помощью учебника, атласа-определителя)

4. Вывод о значении полезного ископаемого в жизни человека.

6. Реализация построенного проекта.

-Опираясь на план, используя дополнительный материал заполните данную таблицу снова.

(Работа в парах)

— Какие результаты получили? ( Заслушиваем ответы)

-Почему похожие результаты?

-Кому было трудно?

7. Первичное закрепление.

-Для закрепления данного умения выполним задание четко по плану, всё проговаривая в слух.

— Заполните таблицу в рабочей тетради, пользуясь учебником. (с. 48 Железная руда)

Вывод: Что такое полезное ископаемое? Проверим по учебнику, по словарю.

8. Самостоятельная работа. (Работа в группах, парах)

Каждая группа, (пара) получает свой образец полезного ископаемого и записывает результаты своего исследования в таблицу.

Проверка. Заполнение общей таблицы на слайде.

9. Включение в систему знаний, повторение.

— Где мы можем использовать эти знания?

-Зачем нужно знать свойства полезных ископаемых?

-К какому киту экономики относятся полезные ископаемые?

-Что значит «полезные?» «ископаемые»?

-Что вы знаете о добыче полезных ископаемых?

10. Просмотр видео фрагмента о полезных ископаемых.

— Что нового узнали о добыче полезных ископаемых?

— Где добывают песок и глину?

-Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?

— Как называется место где залегают полезные ископаемые?

— Как добывают нефть и природный газ?

-Как добывают гранит и железную руду?

-Зачем добывают полезные ископаемые?

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель мы ставили на уроке?

-Удалось ли достичь цели?

-Каким образом?

_Вспомните пословицу, с которой начали урок?

-Нам пришлось потрудиться, чтобы открыть новые знания?

Оцените свою работу на уроке.

12.Домашнее задание.

Подготовить рассказ о полезном ископаемом, котрое добывают в нашем крае.

Зад. В рабочей тетради № 8с.29

Источник