Полезные ископаемые 3 класс пнш презентация
Инфоурок
›
Окружающий мир
›Конспекты›Урок (конспект, презентация, видеоматериал) по окружающему миру 3 класс ПНШ по теме «Полезные ископаемые»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ дополнительный материал.doc
Выбранный для просмотра документ конспект Полезные ископаемые 3 кл.docx
Выбранный для просмотра документ презентация Полезные ископаемые 3 кл.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Окружающий мир» 3 кл Глазкова Раиса Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Тема: «Полезные ископаемые»
3 слайд
Описание слайда:
Мы узнаем: 1.Что такое « Полезные ископаемые»? 2. Какие полезные ископаемые бывают? 3. Как люди используют полезные ископаемые? 4. Как их добывают? 5.Как нужно относиться к полезным ископаемым?
4 слайд
Описание слайда:
Геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Руды цветных металлов
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Правило поведения в группе Тихо обсуждать тему Не мешать другим командам Выслушивать мнение участников Делать работу вместе
18 слайд
Описание слайда:
Глина и песок Песок Глина
19 слайд
Описание слайда:
Мрамор и гранит Мрамор Гранит
20 слайд
Описание слайда:
Морёный дуб Сотни лет назад росли в этих местах дубовые леса. Водные потоки разрушили берега. Дубы падали на дно реки, заносились илом, консервировались и пропитывались минеральными солями. Пролежав под водой без доступа воздуха, дуб принял чёрную окраску. Кроме того, дуб приобрёл прочность и долговечность. Чёрный морёный дуб используется в мебельной промышленности. На Мокше дуб применялся для отделки Дворца съездов в Москве.
21 слайд
Описание слайда:
стр.16-23, прочитать сведения. Р/т стр. 5 №5.
22 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Преподаватель естествознания
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель экологии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1012851
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Источник
2. Проверка домашнего задания
10 мин.
— Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?
— Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!
— Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.
— Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.
Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока
Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы
Проверка знаний учащихся.
- Подготовка к основному этапу занятий:
- Мотивационный этап;
- Постановка целей
1 мин.
5 мин.
10 мин.
— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие — спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнёшься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).
— Правильно ребята, о полезных ископаемых.
(Слайд 2).
— А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.
— Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.
(Слайд 3)
— Молодцы ребята, у вас все правильно!
— Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)
(Слайд 4)
А какую проблему мы можем поставить на уроке?
— Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?
(Слайд 5)
— Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)
— Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.
— Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).
(Слайд 6)
— Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.
— Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран
(Слайд 7)
— Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?
– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.
(Слайды 8, 9, 10)
— Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.
.
— Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?
— Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?
(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)
(Слайд 11)
— А кто мне скажет, что такое месторождение?
— Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).
— Кто нам прочитает? (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).
(Слайд 12)
— Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.
— Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?
— Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.
(Слайд 13)
А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.
(Слайд 14)
Уточняет понимание учащимися поставленных;
формулирует задачи урока;
объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;
Показывает свою схему полезных ископаемых
Спрашивает значение слов
Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником
Записывают схему полезных ископаемых;
Думают над значением слов; работает со словарем
Проверка знаний учащихся.
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Осладение базовыми предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между обектами и процессами
строят рассуждения
Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;
Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.
- Изучение нового материала
3 мин.
7 мин.
10 мин.
5 мин.
— Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.
Каждой группе я раздам несколько карточек:
1 – инструкция работы с материалом;
2 – как нужно работать в группе;
3 – карточка с заданием.
— В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.
(Слайд 15)
Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.
-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.
(работа в группах)
— Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.
— Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.
(ответы учеников по темам)
(Слайды: 16 – 20)
— Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.
Инструктирует учеников; распределяет роли
Слушают учителя, выполняют групповую работу,
находят в тексте информацию
Определение основной информации; учатся работать в группе.
Источник
Слайд 1
Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010
Слайд 2
Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
Слайд 3
— Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? — Какие виды топлива вы знаете? — Как получают металлы? Где их используют? — Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:
Слайд 4
Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.
Слайд 5
Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.
Слайд 7
Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.
Слайд 8
Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.
Слайд 9
Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.
Слайд 10
Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены . Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки .
Слайд 11
Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.
Слайд 12
Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.
Слайд 13
Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.
Слайд 14
Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.
Слайд 15
Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.
Слайд 16
Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.
Слайд 17
Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант — нефть, известняк. 2 вариант — гранит, глина. 3 вариант — железная руда, песок. 4 вариант — каменный уголь, природный газ. Практическая работа
Слайд 18
Задани я Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6 . Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.
Слайд 19
Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29
Слайд 20
Ресурсы Интернет: Песок https://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые » h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg
Источник