Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь thumbnail

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Окружающий мир, 3 класс

Урок 24. «Экономика. Основы экономики. Полезные ископаемые»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое экономика
  2. Основы экономики
  3. Полезные ископаемые
  4. Роль природных богатств и труда людей в экономике

Глоссарий по теме

Экономика – совокупность производственных отношений, соответствующих определённой ступени развития производительных сил.

Воздух – смесь газов, составляющая атмосферу Земли.

Вода – прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.

Полезные ископаемые – природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые добывают, а затем используют в естественном либо переработанном виде в различных производствах или строительстве.

Почва – верхний слой земной коры.

Природные богатства – полезные ископаемые, естественные богатства.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Капитал – созданные людьми средства производства.

Ключевые слова

Экономика, воздух, вода, полезные ископаемые, почва, природные богатства, труд, капитал.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 38 – 50.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2 ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 23 – 28
  3. Атлас-определитель «От земли до неба» С. 6–17

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей. Экономика бывает мировая, рыночная, производственная, плановая, смешанная. Но какой бы экономика ни была, она учит людей сберегать средства, правильно распределять их для удовлетворения собственных потребностей.

Чтобы человек имел все необходимое, и необходима экономика. При этом она обучает нас бережно относиться к природным ресурсам, с разумом применить их для ублажения собственных дел.

Природные богатства, не обращая внимания на все своё многообразие и значение, не в состоянии обеспечить население Земли необходимыми товарами и услугами.

Для этого необходима некая сила, которая смогла с умом использовать богатую сырьевую базу.

И подобной движущей силой считается человеческий труд.

Без него невозможно:

  1. добыча природных богатств;
  2. создание капитала;
  3. производство любых услуг и товаров.

В экономике нужен труд людей разных профессий, к примеру, труд архитектора, инженера, работника банка, учёного.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Успех труда во многом зависит от качества полученного образования, и здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет изредко. Хорошо, если человек с детских лет беспокоится о своём здоровье.

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Экономика без природных богатств невозможна.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.

Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.

Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.

У любого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилье, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.

Всё то, что нужно для удовлетворения потребностей даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой – всё это мы получаем именно от природы.

Достояние природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом.

Богатства природы можно разделить на три части:

  1. живые природные богатства;
  2. неживые природные богатства;
  3. силы природы.

Живые природные богатства – растения, животные.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Неживые природные богатства – воздух, вода, почва, полезные ископаемые

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Силы природы – течение рек, ветер, солнечный свет.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадьПолезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадьПолезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Без почвы было бы невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.

Без воздуха не будет гореть топливо в двигателе автомобиля. Если вдруг исчезнет вода – остановятся заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские и весь водный транспорт. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

В мире существует много полезных ископаемых, большинство из них твёрдые.

Нефть – жидкое полезное ископаемое

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Природный газ – это полезное ископаемое в газообразном состоянии.Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Добывая полезные ископаемые, люди преследуют разные цели.

Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк. Из глины делают кирпичи. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадьПолезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Экономика не может обойтись без угля, природного газа, бензина.

Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже даёт природа.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадьПолезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Полезные ископаемые (нефть, природный газ, каменный уголь и др.) потому и называются полезными, что используются в хозяйстве.

Вокруг нас много металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра. А станки на заводе, самолёты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Всё это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.

Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своём составе соединения железа. Из неё выплавляют сталь.

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадьПолезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. К примеру, уголь добывают в шахтах.

Карьер – это открытый котлован с полезными ископаемыми.

Шахты – это глубокие колодцы, в которых добывают полезные ископаемые.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадьПолезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в море.

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадьПолезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Полезные ископаемые являются бесценным кладом нашей Земли. Очень важно их беречь и охранять. Ведь запасы полезных ископаемых на нашей планете не бесконечны. Нужно правильно и бережно их использовать.

Разбор типового тренировочного задания

Что может рассматриваться как товар?

Картинка 1

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 2

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 3

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 4

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 5

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 6

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Правильные варианты:

Картинка 1

Картинка 4

Картинка 5

Разбор типового контрольного задания

Заполните таблицу, сортируя товары и услуги по колонкам.

Картинка 1

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 2

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 3

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 4

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 5

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 6

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 7

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Картинка 8

Полезные ископаемые 3 класс рабочая тетрадь

Правильный вариант ответа:

Товары

Услуги

Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Картинка 4

Картинка 6

Картинка 5

Картинка 8

Картинка 7

Источник

Плешаков. 3 класс. РТ №2, с. 44 – 46

Что такое деньги

Ответы к стр. 44 — 46

1. С помощью учебника напиши определения двух способов обмена товарами.

Бартер – это обмен товарами без участия денежных средств.

Купля-продажа – это обмен товарами, в котором участвуют деньги.

2. Какими деньгами ты воспользуешься, если будешь покупать товары в России? А во время поездки в Европу или США? Вырежи из Приложения фотографии банкнот и помести их в соответствующие окошки. Попроси учителя проверить тебя. После проверки наклей фотографии. Подпиши названия денежных единиц.

3. Практическая работа «Изучаем российские монеты».

1) Запишите, монеты какого достоинства вы рассмотрели.

10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.

Сторона, на которой написано: 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, то есть её номинал, называется оборотной стороной или «реверс», в народе называют «решка».

Лицевая сторона монеты называется «аверс» или «орёл», на ней изображён герб (российский герб или герб Москвы, Георгий Победоносец). Почему «орёл», понятно, а почему – «решка»? «Решка» от слова «решётка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырёх переплетённых букв «П» и римской цифры I. Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала «решкой».

Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда». (Какой страны монета, в каком году изготовлена.)

2) покажите стрелками части монеты.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):

Цель работы достигнута. Рассмотрены монеты разного номинала.

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Здесь ты можешь записать вопросы по содержанию урока для своих одноклассников.

1. Что такое деньги?
2. Какие способы обмена товаров и услуг существуют?
3. Что такое бартер?
4. Что такое купля-продажа?
5. Какие деньги бывают?
6. Какие денежные единицы вы знаете?

5. Найди в дополнительной литературе, Интернете другой удивительный факт о деньгах. Запиши. Укажи источник информации.

Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги – куны. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Гривны – серебряные слитки различной формы. Если нужно было заплатить половину гривны, её просто рубили топором пополам. Такую половинку называли «рубль» (от слова «рубить). Позднее появился рубль или рублёвая гривна. (Гривна весом 200 граммов.) Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 граммов. С 1534 года в Руси введены монеты с изображением всадника с копьём. Они назывались копейными деньгами. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка (1/2 копейки), и полушка (1/4 копейки).

У металлических денег оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги.

Источник:

Сайт: razviwaika.ru

Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 2. Плешаков А. А.

Окружающий мир. 3 класс

Плешаков. 3 класс. РТ №2, с. 44 – 46

4.5 (90%) от 140 голосующих

Источник