Полезные ископаемые 3 класс загадки с ответами

Загадки про гранит

Детские загадки про гранит с ответами. Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и различных слюд.

Загадки про гранит

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Загадки про полезные ископаемые с ответами

Детские загадки про полезные ископаемые с ответами. Если бы не было полезных ископаемых, то тогда картина мира была совершенно иной. Ведь полезные ископаемые используют во всех сферах жизни человека — для изготовления украшений, для решения транспортных проблем, в строительстве.

Загадки про уголь

Детские загадки про уголь с ответами. Уголь — это полезное ископаемое, а также вид топлива, который образуется из остатков древних растений под землей без доступа кислорода.

Загадки про уголь

В воде не тонет, 

Загадки про торф

Детские загадки про торф с ответами. Торф — это горючее полезное ископаемое, а также агроруда, образуется при скоплением остатков мхов, которые подверглись неполному разложению в болотистой местности.

Загадки про торф

Росли на болоте растения…

Загадки про сталь

Детские загадки про сталь с ответами. Сталь — это сплав железа с углеродом и другими химическими элементами. Содержание углерода в стали составляет не более 2,14 %. Углерод придает сплавам железа прочность и твердость, износостойкость, снижает пластичность и вязкость.

Загадки про серебро

Детские загадки про серебро с ответами. Серебро обладает характерными особенностями, которые позволяют использовать его в медицине, промышленности и ювелирном деле. О бактерицидных свойствах серебра известно уже давно, поэтому его используют для очистки воды и дезинфекции.

Загадки про руду

Детские загадки про руду с ответами. В земной коре содержится достаточно много железной руды, причем руда широко распространена по всему земному шару, а добыча и производство металла не составляет каких-то особых трудностей. 

Загадки про руду

Загадки про нефть

Детские загадки про нефть с ответами. Нефть — это природная маслянистая горючая жидкость с особым характерным запахом, которая состоит из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических элементов.

Загадки про нефть

Загадки про мрамор

Детские загадки про мрамор с ответами. История мрамора насчитывается с древних времен. Слово «мрамор» впервые появился в Древней Греции и означал в переводе «блестящий камень».

Загадки про мрамор

Он очень прочен и упруг,

Загадки про металлы

Детские загадки про металлы с ответами.

Загадки про мел

Детские загадки про мел с ответами. Мел — это осадочная горная порода белого цвета, которая по своей структуре мягкая и рассыпчатая, при этом нерастворимая в воде. Мел входит в состав земной коры и его составная часть более 4% от всего объема коры.

Загадки про мел

Загадки про медь

Детские загадки про медь с ответами. Медь широко используется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов или других видов проводников. 

Загадки про медь

Иду на мелкую монету, 

В колоколах люблю звенеть, 

Загадки про кристалл

Детские загадки про кристалл с ответами. Самые большие кристаллы на планете были обнаружены в пещере кристаллов в шахтовом комплексе Найка.

Загадки про кристалл

В конце двойное «Л» пиши,

А как зовут меня – реши:

Загадки про известняк

Детские загадки про известняк с ответами. Известняк — это осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения.

Загадки про известняк

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Загадки про золото

Детские загадки про золото с ответами. Золото — это драгоценный металл, который хорошо проводит тепло и электричество и никогда не ржавеет. Чистое золото никогда не вызывает раздражение кожи.

Загадки про золото

Ни огня, ни света,

Страницы

Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!

Сайт развития ребенка Умные дети

На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, интересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети.

Источник

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Каракозова Светлана Анатольевна

Предмет: Окружающий мир Класс: 3

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Урок изучения нового материала. 1-ый урок

Цели:

Создать условия для:

  • формирования знаний о полезных ископаемых, их свойствах и способах их добычи.

  • развития у детей наблюдательности, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

  • воспитания интереса и любви к природе, бережного к ней отношения.

Планируемый результат: уметь различать полезные ископаемые и их условные обозначения

Основные понятия: «Полезные ископаемые»,

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык.

Ресурсы:

основные учебник, тетрадь

— дополнительные мультимедийный проектор, образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, песок, каменный уголь) и их условные обозначения, карточки для самостоятельной работы; ребус; физическая карта России

Организация пространства: фронтальная, парная, групповая.

Содержание этапа

1.

Организационный момент

(1 мин)

Цель: Создать доброжелательную атмосферу, организовать внимание учащихся, настроить на позитивный результат.

Учитель:

Долгожданный дан звонок 
Начинается урок. 
Все ль у вас, друзья, в порядке? 
Есть учебники, тетрадки? 
Настроенье каково? 
Во! 
Значит, будем начинать 
Мир чудесный открывать 
Для себя и для друзей 
К новым знаниям скорей! 

2.

3.

Актуализация опорных знаний

(1 мин)

Сообщение темы урока

(3 мин)

Цель: создать условия для развития у детей умения актуализировать ранее полученные знания, умения работать коллективно.

Учитель:

Сейчас мы с вами проведём блиц опрос. Посмотрим, какая группа справится быстрее и лучше.

— Из чего состоит верхний твёрдый слой земли?

-Какие горные породы вы знаете?

— Какие бывают горные породы?

— Какие горные породы относятся к осадочным ?

— Какие горные породы относятся к магматическим?

-Из чего состоит любая горная порода ?

-Какие три минерала содержатся в граните?

— Из какого минерала сделан стержень у карандаша?

Возможные ответы детей:

. горные породы, торф известняк, гранит, осадочные, магматические, песок ,глина, галька, известняк, гранит, базальт, минералы кварц, полевой шпат ,слюда, графит.

Цель: создать условия для развития у детей умения анализировать и делать выводы.

Учитель:

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

– Правильно! 

Возможные ответы детей:

Геолог. Слайд№2

Учитель:

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их. Им приходится переплывать бурные реки, подниматься высоко в горы, ходить по болотам, пробираться неизвестными тропами, в мороз и жару жить в палатках. Издавна человек учился использовать разнообразные богатства, которые лежат на поверхности земли или в ее недрах, строя шахты, образуя карьеры

Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.) 
1.Он очень прочен и упруг, 
Строителям -надёжный друг: 
Дома, ступени, постаменты 
Красивы будут и заметны.
2. На кухне у мамы 
Помощник отличный. 
Он синим цветком 
Расцветает от спички.
3.Без неё не побежит 
Ни такси, ни мотоцикл, 
Не поднимется ракета 
Отгадайте, что же это?  
4.Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги. 
А сделать миску или вазу- 
Она понадобится сразу.
5.Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий. 
От него кругом светло, 
Помогает плавить стали, 
Делать краски и эмали.

Возможные ответы детей:

Гранит, газ, нефть, глина, уголь.

Учитель:

Как одним словом назвать все эти образцы?

Возможные ответы детей:

— Полезные ископаемые

Учитель:

-Кто может сформулировать тему урока?

Возможные ответы детей

Полезные ископаемые

Учитель:

— Какова цель урока?

Возможные ответы детей:

— Научиться различать горные породы.

Учитель:

— Итак, сегодня вы познакомитесь с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, использованием человеком, способами их добычи.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Изучение нового материала (20 мин)

Фронтальная работа

( 5 мин)

Самостоятельная работа. (3 мин)

Включение в систему

знаний и повторение

(5мин.)

Итог урока (1мин)

Рефлексия (1мин)

  1. Цель: создать условия для формирования знаний о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способами их добычи.

Учитель: Слайд№3

— Как вы понимаете название «полезные ископаемые»? Почему их так называют?

Возможные ответы детей:

— Они нужны людям в жизни.

Учитель:

— Подберите синонимы к каждому слову.

( Запись на доске)

полезные ископаемые

Возможные ответы детей:

нужные доставать

необходимые добывать

приносят пользу извлекать

Работа с учебником.

Учитель: Слайд№4

— Откройте учебники на стр.16. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые»

Учитель:

Слайд №5

— Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы: твёрдые, жидкие, газообразные?

— Кто может привести примеры твёрдых, жидких, газообразных полезных ископаемых?

Возможные ответы детей:

-гранит, уголь, песок, нефть, газ.

Учитель:

-Найдите подтверждение своих ответов в учебнике.

Учитель:

— Продолжим работу

-Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карты (карта у каждой группы на столе)

Название полезного ископаемого
Твёрдое или жидкое _________ _________________________ 
Цвет _____
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______ 
Прозрачное или непрозрачное __________________________ 
Горючее или негорючее ________________________________ 
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов

1 группа: гранит

2 группа: торф

3 группа: железная руда

4 группа: мрамор

-Учитель: Слайды № 6-15

Каждая группа подготовила сообщение о своём полезном ископаемом.(Сообщение сопровождается презентацией «Полезные ископаемые».) учитель обращает внимание на условные знаки
После сообщений каждая группа зачитывает карту.

Учитель:

.А как добывают полезные ископаемые?

Возможные ответы детей:

— в карьерах, шахтах, котлованах.

Учитель:

Слайд № 16-19

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины

Цель: создать условия для закрепления знаний о «полезных ископаемых» и их условных обозначениях.

Работа с учебником и тетрадью С.17-21, т. с.5 ( работа в парах)

Учитель:

Откройте тетради на с.5. и прочитайте первую часть задания,

Возможные ответы детей:

— золото, нефть, природный газ, каменный уголь, графит.

Учитель:

_ Прочитайте вторую часть задания.

Возможные ответы детей:

Учитель:

_- Приведи другие примеры полезных ископаемых?

Возможные ответы детей:

-песок, глина, мрамор, гранит, уран.

Учитель:

– Интересно быть геологом? Почему?

Возможные ответы детей:

— Геологи много путешествуют, много видят и делают много открытий.

Цель: создать условия для выполнения самостоятельной работы по карточке

Учитель:

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1 ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

2 ЗАДАНИЕ: Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых.

 

Учитель: Слайд № 20

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проектору).

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

– Молодцы!

Цель: создать условия для выявления границ применимости новых знаний, повтора учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

— Как вы думаете, нужны в Волгоградской области люди с такой профессией как геологи?

Возможные ответы детей:

— Нужны. У нас в области тоже есть полезные ископаемые.

Учитель:

Волгоградской области насчитывается 209 месторождений и 110 проявлений твёрдых полезных ископаемых, Среди них выделяются группы сырья (поваренная и каменная соль, магниевая соль-бишофит, фосфориты, торф); сырьё для промышленности стройматериалов (породы для производства извести, строительного щебня и бетонов, пески различного назначения, глины и суглинки для производства керамического кирпича, черепицы и керамзитового гравия. Основная часть месторождений находится на правобережье р. Волги. Керамзит, Щебень, Пески, Карбонатно-цементное сырьё, Цементное сырьё, Железная руда, Титано-циркониевые руды ,Подземные воды , Минеральные воды.

Работа по карте РФ и Волгоградской области.

Учитель:

— Назовите какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области (России)?

— Что нам поможет определить полезные ископаемые?

Возможные ответы детей:

— Условные обозначения

Цель: Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. 
Слайд № 21

— Что нового узнали сегодня на уроке?

— Что особенно запомнилось, понравилось? 

Цель: Оценить собственную деятельность и деятельность группы на уроке. Согласовать домашнее задание

СЛАЙД № 22
1. Урок был – полезный, познавательный… 
2. На уроке чувствовал себя…. 
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… 
Домашнее задание. с. 16-21 пересказ.

Источник

Презентация на тему: » Загадки о полезных ископаемых. Автор Тюлин Вячеслав.» — Транскрипт:

Источник

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Фетисова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 8»

г.о. Коломна, Московской области.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

— развивать экологическое мышление;

— учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

— формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

— формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой, выставка детских поделок из глины.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос— «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. — Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  2. — Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  3. — Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  4. — Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

— Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

— А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

— Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

— Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

— Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).

— Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

— Почему они полезные? (служат людям).

— Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

— Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

— Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

— А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

— На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

—  На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

— Как добывают полезные ископаемые.

— Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

— Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

— Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

— Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река т(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VI. Практическая работа.

Учитель:

— Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

— А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

— Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

  3. Плотное или рыхлое (пористое).

  4. Выясните на сколько прочен и тверд.

  5. Растворяется в воде или нет.

  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

 Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

1 группа – гранит 3 группа – песок

2 группа – известняк 4 группа – глина

— Теперь вы можете приступать к работе.

На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований.

Учитель:

Давайте теперь сверим ваши ответы с таблицей на экране.

Просигнальте, как вы справились с этим заданием.

Защита работ. (Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.)

— Начнем с гранита (слайды 5-8)

1-я группа.

Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора, бортики Исаакиевского собора, а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

2-я группа.

Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.

Учитель:

Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.

3-я группа.

Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Цвет песка желтый, белый, серый. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью. Эту смесь помещают на 12 часов в печь 1200 градусов. За тем достают трубкой, несколько вдохов и получается пустой, прозрачный пузырь. Другими инструментами придают любую форму, остужают и получают готовое изделие.

4-я группа.

Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.

Учитель:

Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Дети перечисляют.

На экране появляется схема-«паучок» использования полезных ископаемых.

VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).

— Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

— Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Ответы детей:

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.

Учитель:

— Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

Ответы детей:

-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

— Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

— Люди собирают металлолом, из которо?