Полезные ископаемые 4 класс про нефть

Полезные ископаемые 4 класс про нефть thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • География
  • Нефть — полезное ископаемое

Становление, а также развитие нашего общества зависит от многих вещей. Конечно, не обходится и без добычи полезных ископаемых, которые люди научились добывать благодаря долгому и кропотливому процессу. Самым ключевым энергетическим источником на нашей планете Земля является такое полезное ископаемое, как нефть. Наверное, нет ни в одной стране отрасли промышленности, в которой бы не использовали и не применяли нефтяную продукцию. Роль нефти в жизни многих стран достаточно велика.

Сама по себе нефть — это полезное ископаемое, располагающееся глубоко в недрах Земли. Нефть представляет собой горючую масляную жидкость. Ее залежи можно обнаружить только при помощи специальных установок и приспособлений. Даже сегодня это самое важное топливное сырье по всему миру. Нефть имеет свой цвет, и даже запах. Она может быть как светло-желтая, так и темно-коричневая. Встречается еще бесцветная, и даже черная нефть. Смотря сколько в состав нефти, входит кислорода, серы и азота, ее запах может быть похож на запах мазуты или солярки. Чаще всего нефть добывают с помощью буровых установок, но бывает такое, что в некоторых местах нефть пробивается через поверхность, это получило название нефтяной источник.

Самый важный показатель, которым должна обладать нефть — это ее плотность. Чем легче нефть, тем больше она имеет ценность. Кроме этого у нефти есть своя температура кристаллизации, определенная вязкость и даже электропроводимость. Специалисты отнесли нефть к ресурсам, которые не возобновляются. Всего несколько стран, которые могут похвастаться месторождениями нефти на их территории. В первую очередь это Саудовская Аравия, Иран, Канада и Ливия. На восьмом месте будет находиться Россия. Сложного процесса занимает добыча нефти. Всего существует несколько видов добычи нефти. В том случае, если нефть под собственным давлением поднимается на поверхность земли, специалисты устанавливают там насосы и выкачивают ее.

Добытая нефть проходит специальную переработку. Ее очищают от воды, газов и других пород путем очень сложных операций. Оказываются, имеются сведения, что нефть использовали еще древние люди. Сегодня без нее очень трудно обойтись. Это очень важное полезное ископаемое, благодаря которому продолжает держаться экономика в мире.

Доклад-сообщение Нефть — полезное ископаемое

Нефть – полезное ископаемое, которое, является невозобновляемым. Это жидкая маслянистая смесь черного цвета, которая залегает в подземных резервуарах на глубине 5-6 километров.

По предположениям ученых, нефть образовалась миллионы лет назад. Однако, точно сказать, как она сформировалась – сложно. Есть два мнения по этому поводу. Одни считают, что нефть формировалась из останков древних животных и растений. Эту теорию выдвинул М.В.Ломоносов. Д.И.Менделеев считал, что нефть получается в результате химических реакций в недрах Земли.
Еще несколько сотен лет назад основным источником топлива для масляных фонарей и других вещей, которым для работы требовался огонь, служил китовый жир. Каждый месяц китобои выходили в море и убивали китов, собирая их жир и продавая как ценное топливо. С каждым годом популяция китов все больше уменьшалась и их находили все реже и реже. Они могли навсегда исчезнуть с лица Земли, если бы люди вовремя не отыскали нефть, которая полностью изменила жизнь цивилизации.

Сейчас из нефти делается практически все, что нас окружает. Это не только бензин и керосин. Из продуктов переработки нефти делают пластмассу, а это детские игрушки, садовая мебель, корпуса мобильных телефонов и компьютеров и еще много чего разного. Подумайте сами, что еще делается из пластмассы?

Кроме того, из продуктов переработки нефти делается битум, который используется в дорожном строительстве. А знаете ли вы, что из нефти получается резина? А это не только школьный ластик, но и покрышки автомобилей, шасси самолетов, различные уплотнители и много всякой всячины!

Нефтепродукты применяют в медицине, сельском хозяйстве, строительстве. Из продуктов нефтепереработки делают так же ракетное топливо, на котором космические корабли взлетают в космос. Страшно представить, но из нефти уже научились делать даже продукты питания!

Из-за универсальности этого сырья цена на нефть достаточно высока, поэтому люди называют ее «черное золото». А такая универсальная нефть потому, что в ней содержится около 1000 различных веществ, которые можно использовать по их назначению!

Самая богатая по запасам нефти страна – Саудовская Аравия. Далее идут Канада и Иран. Россия занимает лишь 8 место в этом списке, хотя наша страна одна из самых продающих нефть.

НефтьНефть разделяют на три различных типа – легкую, среднюю и тяжелую. Все они отличаются своей плотностью. Чем плотнее она – тем качественнее.

Добыча нефти – сложный процесс. После того, как бурят скважину, нефть начинает фонтаном бить наружу. На этом месте ставят нефтяную вышку и качают нефть. Затем, когда напора не хватает, в нефтяную скважину ставят насос, который начинает выкачивать нефть принудительно, опустошая резервуар. Далее нефть нагревают, она становится более жидкой. Так выкачиваются последние остатки нефти из резервуара.

Далее идет переработка нефти. Это сложный процесс, которым руководят химики и физики. Нефть сначала очищают от газов, воды и разных примесей, а затем доставляют на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее получают необходимые продукты.

Нефть не пропускает через себя кислород. Это бывает опасным, если ее разлить в океане во время транспортировки. «Черное золото» растекается тонкой пленкой по поверхности моря, не пропуская кислород, которым дышат рыбы и они умирают. Работая с нефтью, нужно соблюдать много мер предосторожности.
И, тем не менее, открытие нефти человечеству дало возможность сделать колоссальный рывок вперед. Теперь отказаться от ее добычи невозможно, потому что без этого сырья дальнейшее развитие Цивилизации на данный момент невозможно. Поэтому надо помнить, что это невосполнимый ресурс и надо экономно и бережно относиться к нему.

3, 4 клас окружающий мир, кратко

Нефть — полезное ископаемое

Нефть - полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

  • Обитатели океана

    Довольно сложной системой в мире является океан. Именно в нем взаимодействует солнце с землей, а воздух с водой. В океанских водах живет столько всего интересного. Жизнь в океане идет своим чередом, не подвластным никаким законам.

  • Ель

    Ель относится к семейству сосновых. Это – вечнозеленое дерево, символ Нового Года. Ель может вырастать в высоту до пятидесяти метров, а жить до трехсот лет. В США растет ель, возраст которой – восемьсот пятьдесят два года.

  • Город Якутск

    Якутск – это столица Якутии. На якутском языке название города звучит как «Дьокуускай». Это крупнейший среди городов, находящихся на территории многолетней мерзлоты.

Источник

Нефть – это полезное ископаемое, которое имеет большое значение в хозяйственной деятельности человека. Основное ее предназначение – производство горюче-смазочных материалов, однако на основе нефти и ее компонентов изготавливают огромное количество разных предметов. За свой темный цвет и большую значимость в мировой экономике нефть была прозвана «черным золотом».

Полезные ископаемые 4 класс про нефть

Общая характеристика

Нефть – это полезное ископаемое, которое представляет собой маслянистую жидкость. Чаще всего это горючее вещество имеет темный, почти черный цвет, но в природе встречаются и другие оттенки: коричневый, желтый, зеленый, вишневый, и даже прозрачный. Такое разнообразие окраски нефти является в пределах нормы, и зависит от региона добычи ископаемого.

По своему химическому составу нефть представляет собой сложную смесь углеводородов. Но, помимо этих веществ, в состав входит множество других соединений в небольших концентрациях: азот, сера, металлы, минеральные соли, вода. В зависимости от состава примесей запах нефти также может быть самым разным, от ненавязчивого до очень тяжелого, токсического.

Нефть

Рис. 1. Нефть.

Залежи нефти располагаются глубоко под землей. Иногда месторождения находятся на глубине несколько десятков метров, но, порой, эта цифра может достигать 5-6 км. Чаще всего наибольшее количество залежей нефти находится на глубине 2-3км.

Самый главный показатель качества нефти – ее плотность. От данного свойства нефти зависит ее стоимость: чем легче это ископаемое, тем выше оно ценится. Нефть остается самым главным топливным природным сырьем во всем мире, и его доля в энергобалансе составляет почти 50%.

Добыча и применение нефти

Добыча нефти из недр земли – сложный технологический процесс, состоящий из множества этапов.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Выделяют 3 способа добычи горючего ископаемого:

  • Первичный. Нефть способна фонтанировать из-под земли под естественным давлением. Для этого используют станки-качалки и насосы. Так добывают 15% нефти во всем мире.
  • Вторичный. Когда естественного давления становится недостаточно, в пласт закачивают воздух, углекислый газ или воду. В этом случае эффективность добычи нефти увеличивается в несколько раз.
  • Третичный. Используют в случае, когда вторичный метод становится неэффективным. В пласт закачивают водяной пар или же нагревают нефть до разжиженного состояния, чтобы было легче ее выкачать.

Добыча нефти

Рис. 2. Добыча нефти.

Добытую нефть очищают от воды, газов, примесей, после чего транспортируют на нефтеперерабатывающие заводы, где в результате сложных процессов получают необходимую продукцию.

Наши предки начали использовать нефть еще в глубокой древности. Так, при строительстве стен Вавилона были использованы битум и асфальт. Древнегреческий историк Геродот в своих трудах подробно описал популярный способ добычи нефти. Широко использовалась нефть и в строительных работах на территории Древней Индии.

Читайте также:  Полезные навыки 7 класс я и мои поступки

В настоящее время спектр применения нефтепродуктов невероятно широк. Их используют практически во всех видах промышленности, в автомобилестроении, ракетостроении, строительстве, медицине, сельском хозяйстве.

Нефть в промышленности

Рис. 3. Нефть в промышленности.

Что мы узнали?

При изучении темы «Нефть» по программе 3-4 класса окружающего мира мы узнали, что представляет собой нефть, какими характеристиками обладает. Мы выяснили, как происходит добыча этого горючего ископаемого, каковы сферы его применения.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 633.

Источник

Полезные ископаемые 4 класс про нефтьНефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире. Ее доля в мировом энергобалансе – 46%.

Характеристики и виды нефти

По химическому составу нефть – смесь около 1000 веществ. Главный «ингредиент» – углеводороды с различной молекулярной массой. В составе нефти их около 80-85%. Различают три вида углеводородов: парафиновые (метановые), нафтеновые и ароматические. Последние – самые токсичные.

Около 4-5% в составе нефти занимают органические соединения – сернистые, азотистые и кислородные. Остальные компоненты: углеводородные газы, вода, минеральные соли, металлы, механические примеси (песок, глина, известняк).

Полезные ископаемые 4 класс про нефть

Цвет нефти разнится: от светло-желтого до темно-коричневого. Встречается и черная нефть, и насыщенно-зеленая и даже бесцветная. Запах тоже может быть разным: от легкого и приятного до тяжелого. Все зависит от содержания в нефти серы, кислорода и азота.

Самый важный показатель качества нефти – ее плотность. Чем она легче, тем выше ценится. Выделяют: легкую нефть (800— 870 кг/м ³), среднюю (870-910 кг/м ³) и тяжелую (свыше 910 кг/м ³). Показатели зависят от состава нефти, от температуры, давления и количества содержания газов. Плотность нефти измеряют ареометром.

Другие параметры, по которым определяется качество нефти: вязкость, температура кристаллизации, горения и вспышки, электрическая проводимость и теплоемкость.

Месторождение нефти

Полезные ископаемые 4 класс про нефть

Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Месторождения этого полезного ископаемого классифицируют по-разному: в зависимости от географического месторасположения, от разведанности и изученности, от форм и размеров залежей.

Самая богатая нефтью страна – Саудовская Аравия (36 млрд. тонн). Далее следуют Канада (28 млрд. тонн), Иран (19 млрд. тонн) и Ливия (15 млрд. тонн). Россия в этом списке на 8-ом месте (13 млрд. тонн).

Супергигантские месторождения нефти, запасы которых превышают отметку 5 млрд. тонн: Румайла в Ираке, Кантарел в Мексике, Тенгиз в Казахстане, Аль-Гавар в Саудовской Аравии, Самотлорское в России, Бурган в Кувейте и Дацин в Китае.

Постоянно ведутся работы по разработке новых месторождений. По оценочным данным BP Statistical review of world energy, весьма перспективны в этом отношении Венесуэла и Канада. Специалисты считают, что при нынешних темпах развития промышленности, нефти только в этих двух странах хватит всему миру на 110 лет.

Добыча и переработка нефти

Добыча нефти – весьма сложный процесс, состоящий из множества этапов.

Полезные ископаемые 4 класс про нефть

Выделяют три способа нефтедобычи:

• Первичный – нефть сама под естественным давлением верхних пластов фонтанирует. Чтобы нефть поднялась на поверхность, используют погружные насосы и станки-качалки. Таким образом добывают до 15% нефти во всем мире.

• Вторичный способ. Когда естественного давления уже не хватает, в пласт для усиления давления закачивают пресную воду, углекислый газ или воздух. Коэффициент извлечения нефти в этом случае составляет 45%.

• Третичный метод применяют, когда вторичный становится уже не актуальным. В этом случае либо закачивают водяной пар, либо разжижают нефть, нагревая ее до определенной температуры. Таким образом из месторождения можно выкачать еще процентов 15 нефти.

Полезные ископаемые 4 класс про нефть

Переработка нефти – многоступенчатый цикл операций, который проводят с целью получения нефтепродуктов из сырья. Вначале нефть очищают от газов, воды, различных примесей, затем транспортируют на нефтеперерабатывающие заводы, где путем сложных операций получают промышленные продукты.

Применение нефти

Люди стали использовать нефть задолго до нашей эры. Так, например, при строительстве стен Вавилона использовали асфальт и битум. Царь Навуходоносор топил нефтью огромную печь. А древнегреческий историк Геродот описывал способ добычи нефти, которым пользовались древние греки. А в Древней Индии нефть вовсю применяли в строительстве.

Полезные ископаемые 4 класс про нефть

В настоящее время перечень продуктов, получаемых из нефти, исчисляется тысячами. Достаточно упомянуть, что продукты из нефти используют практически во всех видах промышленности: энергетической, тяжелой и легкой, химической и пищевой. Нефтепродукты нашли применение в автомобилестроении, медицине, в ракетостроении, сельском хозяйстве и строительстве.

Источник

Тема. Горючие полезные ископаемые. Нефть. Газ.

Цель: познакомить уч-ся с горючими полезными ископаемыми- нефтью и газом ,их свойствами, применением в народном хозяйстве.

Дать представление об образовании нефти и газа

Формировать умение находить на карте месторождения нефти и газа

Развивать речь уч-ся, коммуникативные умения

Воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за страну.

1.Орг.момент .Создание положит. эмоционального настроя.

2.Опрос домашнего задания.

-Ребята, вспомните какую тему изучали на предыдущем уроке?(каменный уголь)

-На дом вам было предложено изучить статью и подготовиться к тесту.

А сейчас мы напишем тест из 10 вопросов.

3.Проведение теста. Взаимопроверка.

4.Подведение к теме урока.

Загадки.

Без неё не побежит

Ни такси, не мотоцикл

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это?(нефть)

-Кто догадался ,о каком полезном ископаемом говорится?

Чудесный дар, летучий дар природы

Он ожидал нас сотни тысяч лет

И вот на нём работают заводы

На нём на кухне варится обед.

Но этот дар бывает и опасен

Когда неосторожный человек

В плите огонь неправильно загасит

И этим навлечёт беду на всех.(газ)

-Итак, с какой темой познакомимся на уроке? «Горючие полезные ископаемые. Нефть. Газ.»

Исходя из темы определите цели урока по плану:

Узнать

Учиться

Познакомиться

Развивать

5.Информация по теме урока

Еще в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывались пленку темно-коричневого цвета- жирную пачкающую, резко пахнущую.Жидкость эта была похожа на деготь, который делали из бересты. На Руси эту жидкость стали называть земляной деготь. Использовали как лекарство, для смазки. Использовали на войне.

Вывод: в природе уже давно находили темную жидкость. Эта жидкость-нефть. Ее активно использовали в хозяйстве и на войне.

6.Работа по учебнику стр.47 данная информация потребуется вам при заполнении таблицы

Опыт№1.Вывод:нефть легче воды

Опыт №2.Вывод:нефть горючее полезное ископаемое

7.Физминутка

8.3аполнение таблицы про нефть(в парах)

Проверка по эталону

-Кто знает как образовалась нефть?

-Как добывают нефть?(информация уч-ся)

-Кто знает, где в РК сосредоточены запасы нефти и газа. 9.Работа с картой

10.Работа в группах(заполнение оставшихся пропусков таблицы: местоождение применение нефти) Вывод: нефть важное сырье для получения топлива и масел для всех машин,а также хим.сырье. И.Сценка про газ

-Какие основные свойства газа узнали? 12.3аполнение таблицы про газ(в группах)

Вывод: при обращении с газом нужно быть осторжным, потому что можно им отравиться, газ ядовит и взрывоопасен. Он может быть другом и врагом.

13.Творческая работа. Составление памятки безопасности при обращении с газом . Работа в парах с контурными картами(обозначение месторождений нефти и газа. 14.Итог.Чему учились ? О каких полезных ископаемых говорили.

  • Что интересного узнали?

  • Что понравилось?

  • Назовите основное свойство нефти и газа.

  • Назовите и покажите месторождения нефти и газа.

  • Заслушивание выступления творческой группы уч-ся.

Вывод: нефть и газ -природные ресурсы. Нужно разумно их использовать, потому что их запасы ограничены.Их всегда меньше, чем хотелось бы иметь.

Источник

                                                 175-летию  со  дня  рождения

                                                        великого  русского  учёного-естествоиспытателя

                                                        Д. И. Менделеева  посвящается

Полезные ископаемые. Нефть.

Урок учителя

начальных классов

МОУ «СОШ №5 г. Ершова

Бутенко Елены Эдуардовны

 Описание системы работы.

Цели школы должны соответствовать с одной стороны потребностям общества и государства, а с другой стороны психологическим, социальным
и биологическим потребностям учащихся.

Наша школа ставит цель: формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.

Исходя из этого я уверена, что образование и воспитание неразделимы. Перед собой я ставлю цель: превратить ребёнка в активного субъекта собственного учения. А потому ввела в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На таких уроках каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг.

Английское слово «rating» на русский язык переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке (Москва, Советсткая энциклопедия, 1987 г.)    (слайд №2)

Читайте также:  Чем полезны груши и какие в ней витамины

Целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли:

  1. Текущий – ежеурочный контроль;
  2. Промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
  3. Итоговая аттестация – в конце года.

В моём варианте специально организована периодическая процедура, частично выполняющая функции мониторинга успешности процесса. Она имеет преимущества: свободна от влияния личных симпатий или антипатий учителя и ученика, а также даёт возможность развивать у учащихся навыки самооценки, самоконтроля в дальнейшей деятельности.

Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.

                                                                                                                           (слайд№3) Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:

  1. оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя
    и ученика;
  2. незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

 —  ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

        Таким образом, рейтинговая система не самоцель в учебном процессе — она увязана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности школьников. Использование элементов рейтинговой системы уместно
на всех уроках в начальной школе.  

          Выведение оценки за урок по рейтинговой системе                      (слайд №4)    

 Тема: Полезные ископаемые. Нефть.                              (слайд №5)

Цели урока:                                                                                (слайд №6)

  1. Познакомить учащихся с нефтью, как полезным  ископаемым,

       её свойствами, образованием,  месторождениями,    

       транспортировкой и применением в народном хозяйстве.

  1.    Ввести новые понятия и термины (словарная работа).

 Задачи урока:      

  1. Обучать учащихся проведению элементарных опытов.
  2.  Развивать исследовательские навыки, познавательную активность.
  3.  Развивать логическое мышление. Развивать речь учащихся.
  4.  Воспитывать потребности участия в действах на уроке исследовательского типа, сотрудничества с учителем.
  5.  Экологическое воспитание .
  6.  Воспитание гордости за Отечество, стремление  способствовать

          процветанию  Родины.

  1.  Профориентация.

Оборудование:                             (слайд №7)

                                    посуда для проведения химических опытов: спиртовка, склянки с нефтью. Установка мультимедиа.  

Наглядность:                                       (слайд №8)                                                     видеофильм «Работы на буровой»,

                                 физическаякарта РФ;

                                  таблица-коллекция «Использование нефтепродуктов»; раздаточный материал,

                                  рефераты и сообщения по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

     Приветствие. Рассаживание.

     Сообщение порядка подсчёта баллов за урок.                       (слайд №9)

     — Оценка за урок будет выставлена по сумме баллов двух проверочных   работ:  тестирование и построение графика, за сообщения из дополнительной литературы (по 5 баллов), будут учитываться ответы с места (по 1 баллу). Каждый правильный ответ поощряется жетоном, равным одному баллу.                                                                   (слайд №10) 

          На доске таблицы выведения оценки по рейтинговой системе.

                     (см. приложения № 2, № 3)

………………………………………………………………………………………………………………………….

II. Повторение пройденного.                                        (слайд №11)       

  1. Продолжаем изучать Полезные ископаемые. Перечислите известные вам полезные ископаемые.

           Ответы учащихся.

  1. Проведём тестирование по пройденным темам. Крестиком нужно отметить правильные ответы на листах контроля №1:

                                                                    (см. приложение №4)  

            Вопросы:

  1. Назовите самое твёрдое полезное ископаемое. (Гранит)
  2. Назовите полезное ископаемое, которое обладает свойством сыпучести. (Песок)
  3. Полезное ископаемое, применяемое для изготовления посуды. (Глина)
  4. Полезное ископаемое, из которого изготавливают удобрение. (Торф)
  5. Полезное ископаемое, образованное из раковин древних моллюсков (Известняк)
  6. Твёрдое полезное ископаемое, используемое для отапливания помещений. (Уголь)

Проверка: взаимопроверка по образцу.                                (слайд №12)         

  1. Учитель показывает образец на доске.

                                                                   (см. приложение №4)        

III. Постановка темы и цели урока:                                 (слайд №13)

  1. Сегодня знакомимся с Нефтью. Это тоже полезное ископаемое.

Мы рассмотрим свойства нефти, совершим экскурсию в места

                                                                                                  добычи нефти.

IV. Знакомство со свойствами нефти.  Демонстрация Нефти.

Задание: Рассмотрите в стоящих на партах пробирках нефть.

    Опишем её свойства.                                                                                

  1. Физическое состояние тела — Жидкое (вязкое, густое)
  2. Цвет:   Тёмно-бурый
  3. Открыть флакончик и осторожно, (рукой махнув)

 Запах — Резкий, (похожий на бензин)

  1. Ещё одно свойство покажу я. Зажигаю.                (ОПЫТЫ)           (слайд №14)

В ложечке горит нефть. —  Горючесть.

  1. Записать свойства на доске. (Словарная работа)
  1. Капните из склянки в стоящую на столах тарелочку с водой.
  1. Нерастворима в воде, плавает — легче воды.

V. Применение, использование.  

  1. Как вы думаете, что получают при переработке нефти? – Определите по знакомому запаху .

Ответы учащихся:  Бензин, Ацетон …

  1. Демонстрация таблицы — коллекции.                                             (слайд №15)
  1. Зачитать надписи в таблице.
  2. Ребята, как много нужно нефти, чтобы получить всё это!

VI. Как образовалась нефть.                                              

Работа с учебником. Стр.165,  первый абзац.

  1. Зачитать.

VII. Работа по физической карте.                                                              (слайд №16)

 Перечислить названия мест добычи нефти.

Они называются месторождениями.       

 —  Ответы учеников:     Западная Сибирь (Сургут),

                                           Куйбышевское месторождение (Самара),

Читайте также:  Лимонник китайский чем полезен для мужчин

    Саратовская обл.-   С 1947 г. введены в промышленную

                                         разработку         нефтяные залежи.  

                                         (Перелюбский,  Фёдоровский,   Советский

                                         и др.районы)

VII.   Экскурсия к месторождению нефти.                               (слайд №17)

  1. — Приглашаю всех на экскурсию.

Комментарии:   Место добычи нефти называется буровая.

                              Люди, добывающие нефть — нефтяники.    

       2.     Демонстрация видеофильма.                                (слайд №18)

Места добычи нефти находятся далеко от мест проживания людей,

в тайге, среди болот. Доставляют  туда  рабочих на вертолётах.

  1.  Первичное закрепление. Краткая беседа по просмотренному отрывку: — Что запомнилось? Что удивило?

— Как думаете, зачем столько труб?

— Что с ними делают?

(Сначала бурят скважины, очень глубоко! Затем качают нефть)

  1. Демонстрация породы — шлама. (Он лежит над поверхностью нефти.

  Вот его-то и бурят)

                  Физминутка.

(Имитирующая действия буровиков)

 VIII. Транспортировка нефти.

  1. Мы только что из Сибири, где нефть добывают.
  2. Как же она попадает в места, где её перерабатывают?

( Например Саратовский нефтеперерабатывающий завод).

Прочитайте стр. 166   (Работа по учебнику).

Просмотр  слайдов (фотографий).                                                   (слайд №19,20)

XII. Вопросы Экологии.                                                                  (слайд №21)

                  Результаты работы групп.

Учитель:   -А бывает ли потеря нефти?

  1.    Какие могут быть потери?                                                              

Ответы учащихся (Гр. №1)  «Аварии на буровой»

                                                   «Утечка нефти»                                              (слайд №22)

    2.    Ответы учащихся (Гр. №2)  

        «Сведения об авариях и разливах нефти. Слайды, фото).            (слайд №23)

— Посмотрите на тарелочки, в которых налита нефть в воду.

— Что произошло с вылитой нефтью?

Ответы: Нефть не растворилась, осталась пятном.

— Пролитая нефть загрязняет природные объекты, наносит вред животным и растениям. Это и есть экологическая катастрофа.

  1. Ответы учащихся (Гр. №3)

(Что делать?  Как очистить от нефти природные объекты?)

        Ответы учеников (дополнения) по 1 баллу;

    Подготовленные сообщения из дополнительной литературы

                                                                                                      —  по 5 баллов.

XIII. Конституция. Охрана природных богатств.

Статья 58.  Зачитать.                                                                                       (слайд №24)

XIV. Подведение итогов.                                                             (слайд №25)

  1. Сегодня мы узнали:  (Учащиеся)

               свойства нефти, способы её добычи, транспортировки.

  1. А сейчас проведём проверочную работу.

Задания:

  1. Отвечая на мои вопросы, соедините точки с ответами.

                                          (см. приложение № 5)                                       (слайд №26)

Вопросы:

  1.  Найдите слово, которое обозначает тему урока. (Нефть)
  2.  В каком физическом состоянии она находится? (Жидкое)
  3.  Судно для перевозки нефти (танкер)
  4.  Какой у неё цвет?       (тёмно-бурый)
  5.  Основное свойство.   (горючесть)
  1. Завершите соединение ответов, вернувшись к теме урока.

         Итог: У кого получилась пятиконечная звезда? — Ставьте 5 б.     (слайд №27)

Остальные покажите мне.

Выставление баллов.

  1. Подсчёт суммы баллов, набранных за урок.

               Выведение оценок за урок.                                                            (слайд №28)

XV. Домашнее задание.

Стр.  165 – 166   читать.

В тетради: таблица свойств нефти.

      ОТ   АВТОРА:          ПРИМЕНЕНИЕ:                                   (слайд №29)

  1.   Возможно использование фрагментов урока «НЕФТЬ»

     при изучении темы «Полезные ископаемые»

     (курс А.А.Плешакова «Окружающий мир – 4 класс»).

  1.   Как дополнительный материал к внеклассным занятиям

     в начальной школе. 

                                     Положительные результаты               (слайд №30)

использования элементов системы на уроке «НЕФТЬ»

1) реализация принципов объективности, точности, гласности,

                 демократичности при оценке качества знаний учащихся;

2) формирование у учащихся позитивного стремления и  

                 потребности в получении знаний;

3)  создание конкурентной среды среди учащихся;

4) внедрение новых современных педагогических и  

      информационных технологий с целью сделать урок более

       насыщенным, разнообразить видами работ;

5)  достижение конечного результата:

      освоение учащимися более высоких уровней знаний.

Мониторинг успешности процесса                                      (слайд №31)

  1. Уровневое распределение баллов.
  1. Текущий контроль. (Ежеурочный) 
  2. Промежуточный контроль. 
  3. Итоговая аттестация. 
  1.  Положительные результаты использования элементов системы 

   ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 1.

Пример варианта текущего контроля.

Урок математики 4 класс.

Тема:  Таблица единиц длины.

Виды работ

Кол-во заданий

Макс.балл

Устный счёт

5 заданий

5 баллов

Математич. диктант

3 задачи

5 баллов

Тестирование.

5 вопросов

5 баллов

Планирование урока математики по теме

«Таблица единиц длины» см. в приложении №6.

   Сумма баллов

           Уровень

        Оценка

   15 б. и выше

           высокий

          «5»

   12 б. – 14 б.

           средний

          «4»

    8 б.  — 11 б.

           низкий

          «3»

    0 б.  —  7  б.

  Неусвоение программы

Приложение № 2.

Таблица подсчёта уровня рейтинга по количеству баллов.

         Виды работ

     Количество

         баллов

Тестирование

        5 баллов

Проверочная работа (графическая)

        5 баллов

Сообщения из дополнительной литературы

        5 баллов

Ответы с места

       по 1 баллу

 Приложение № 3

Виды контроля знаний учащихся на уроке по теме «НЕФТЬ»  

  Приложение № 4.

           Лист контроля №1       (раздаточный материал)<