Полезные ископаемые 4 класс умк гармония

Полезные ископаемые 4 класс умк гармония thumbnail

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые — горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют «самоцветы», относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » — больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Тесты›Презентация по окружающему миру 4 класс УМК Гармония «Полезные ископаемые»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразоват

Описание слайда:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Березники Пермского края Окружающий мир 4 класс УМК «Гармония» Автор- составитель: учитель начальных классов Лапаева Оксана Валерьевна 2016 год

2 слайд

Тест по теме «Полезные ископаемые»

Описание слайда:

Тест по теме «Полезные ископаемые»

3 слайд

Инструкция: Прочитай внимательно вопрос. Прочитай внимательно все ответы. В п

Описание слайда:

Инструкция: Прочитай внимательно вопрос. Прочитай внимательно все ответы. В предложенных вариантах ответов ты должен выбрать верный и написать букву (буквы) в контрольном листе. Контрольный лист: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

4 слайд

1.Какие вещества называются «полезными ископаемыми»? А) все полезные вещества

Описание слайда:

1.Какие вещества называются «полезными ископаемыми»? А) все полезные вещества Б) витамины В) залегающие под землей природные вещества Г) древние вещества

5 слайд

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природ

Описание слайда:

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? А) психологи; Б) геологи; В) строители  Г) археологи

6 слайд

3. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым? А) ножницы, ложки,

Описание слайда:

3. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым? А) ножницы, ложки, вилки; Б) кирпич, бензин, известняк В) нефть, глина, торф.

7 слайд

4. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое А) каменный угол

Описание слайда:

4. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое А) каменный уголь Б) нефть В) гранит Г) природный газ

8 слайд

4. Выдели лишнее: А) кирпич Б) песок В) железная руда Г) глина

Описание слайда:

4. Выдели лишнее: А) кирпич Б) песок В) железная руда Г) глина

9 слайд

5.Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью? А) песок Б) гранит В) изв

Описание слайда:

5.Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью? А) песок Б) гранит В) известняк Г) нефть

10 слайд

6.  Какие из полезных ископаемых служат топливом? А) оловянная и медная руды

Описание слайда:

6.  Какие из полезных ископаемых служат топливом? А) оловянная и медная руды Б) глина, известняк В) каменный уголь, природный газ; Г)золото, платина, серебро.

11 слайд

7.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали? А)

Описание слайда:

7.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали? А) каменная соль Б) железная руда В) торф Г) гранит

12 слайд

8.  О каком полезном ископаемом говорят: рыхлая горная порода, состоящая из о

Описание слайда:

8.  О каком полезном ископаемом говорят: рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой, не имеет запаха и хорошо пропускает воду , сыпуч А) глина Б) торф; В) песок; Г) гранит

13 слайд

9.Выделите полезные ископаемые, которые используют в строительстве: А) песок,

Описание слайда:

9.Выделите полезные ископаемые, которые используют в строительстве: А) песок, Б) нефть В) гранит Г) газ Д) известняк Е) глина Ж) базальт З) торф

14 слайд

11. С помощью фрагмента карты определи, какие полезные ископаемые залегают в

Описание слайда:

11. С помощью фрагмента карты определи, какие полезные ископаемые залегают в этой местности.

15 слайд

12.Выпиши полезные ископаемые, которые добывают в твоём крае. А) железная руд

Описание слайда:

12.Выпиши полезные ископаемые, которые добывают в твоём крае. А) железная руда, Б) каменный уголь В) нефть Г) базальт Д) калийная соль Е) глина Ж) марганцевые руды З) песок

16 слайд

Список литературы Поглазова О. Т. «Тестовые задания к учебникам для 4 класса»

Описание слайда:

Список литературы Поглазова О. Т. «Тестовые задания к учебникам для 4 класса» Смоленск Ассоциация XXI век; О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс Смоленск Ассоциация XXI век;

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые 4 класс умк гармония

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые 4 класс умк гармония

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые 4 класс умк гармония

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые 4 класс умк гармония

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-382016

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Учитель начальных классов: Чернова Ирина Витальевна

Класс: 4 «Б»

Учебник: О.Т. Поглазова «Окружающий мир», часть 1.-Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014г.

Тема: «Кладовые Земли».

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Цель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».

Предметные:

  • знать, на какие группы делят полезные ископаемые;

  • знать способы добычи полезных ископаемых;

  • знать условные обозначения полезных ископаемых;

  • указывать месторождения основных полезных ископаемых на карте России и на карте Ставропольского края;

  • познакомиться с профессией геолога.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;

  • развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.

Познавательные:

  • развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;

  • развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность;

Коммуникативные:

  • развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.

Личностные:

  • понимать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека;

  • осознавать важность профессии геолога в развитии экономики нашей страны.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, презентация, ТПО, коллекция полезных ископаемых.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель этапа

1.Оргмомент

— Ребята, к нам на урок пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их. А теперь посмотрите на меня.

СЛАЙД 2 hello_html_69faec52.png

Вот звонок нам дал сигнал…

— Поработать час настал!

Так что время не теряем

И работать начинаем!

— А для того, чтобы наша работа прошла успешно, давайте настроимся. Я говорю тихо, а вы повторяете громко:

 «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…«.

— Включим все системы нашего организма на рабочий лад:

— рисуем «ленивые восьмёрки»;

— наденем «шапку для размышлений»

-помассируем уши.

-Достаточно.

Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому, давайте работать вместе, и у нас все получится!

Приветствуют гостей, проверяют свою готовность к уроку.

Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

СЛАЙД 3hello_html_m490dacfb.png

— Наши старые знакомые Маша и Миша в этом учебном году записались в кружок «Юный геолог», потому что в будущем решили стать геологами.

— Кто из вас сможет объяснить, чем занимаются люди этой профессии, и какую пользу для общества они приносят?

Геологи занимаются разведкой и исследованием почвы на наличие в ней полезных ископаемых, составляют карты месторождений ценных полезных ископаемых. Профессия геолога трудна и опасна, ведь им приходится работать в любую погоду высоко в горах, спускаться на дно водоёмов и в кратеры вулканов. Поэтому люди этой специальности должны обладать такими качествами как смелость и мужество, выносливость и находчивость, умение ладить с людьми, обладать коммуникабельностью и отзывчивостью, и, конечно же, любить природу и быть наблюдательными. Ежегодно 5 апреля геологи отмечают свой профессиональный день.

— А в каких источниках мы можем найти толкование этого слова?

— Маша и Миша обратились к толковому словарю.

— Прочтите на экране точное значение этого слова.

— А что такое геология? Давайте и мы поработаем с толковым словарём на стр.174

— В данном толковании встретилось прилагательное «земных». Найдите существительное, к которому оно относится. Как в русском языке называют два слова, связанные по смыслу?.. Скажите кратко.

— Как вы понимаете значение словосочетания «земные недра «?

Геологи ходят в экспедиции, занимаются поиском полезных ископаемых, изучают их свойства, как их использовать. Полезные ископаемые нужны для развития экономики нашей страны. Их применяют в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и даже для лечения людей. Поэтому профессия геолога важна.

-В толковых словарях, в интернете, спросить у взрослых.

— Геолог — это специалист по геологии.

Геология – наука о строении, составе и истории земных недр, о методах изыскания полезных ископаемых.

-Словосочетание.

-Земные недра – это то, что находится под земной поверхностью.

Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала.

3. Постановка темы и учебной задачи

— Как вы думаете, почему именно об этой профессии мы с вами говорим? Предположите тему сегодняшнего урока.

— Откройте учебники на стр.82 и прочтите, как звучит тема урока.

СЛАЙД 4 hello_html_44ca17f0.png

— Как вы понимаете выражение «кладовые Земли»?

— Исходя из темы урока, определите цель своей деятельности.

— Чтобы достичь этой цели, поставьте перед собой учебные задачи, пользуясь опорными словами на экране.

СЛАЙД 5: hello_html_5e7a8b90.png

— Работа нам предстоит трудная, но интересная.

— К списку задач будем возвращаться, чтобы знать, с чем справились и что делать дальше. Результаты своей деятельности будете заносить в оценочные листы.

— Мы говорили о профессии геолога. А геологи находят полезные ископаемые. Значит, тема урока – полезные ископаемые.

— Подземные богатства
Сокровища недр
Подземные клады.
Полезные ископаемые

-Нам надо познакомиться с полезными ископаемыми

Задачи на предстоящий урок:

Узнать:

  • что такое полезные ископаемые;

  • как находят полезные ископаемые;

  • способы добычи полезных ископаемых;

Выяснить:

  • какие полезные ископаемые добывают в нашей стране и в нашем крае

Цель: Сформулировать тему урока, цель деятельности, выбирать средства для ее достижения

4.Усвоение

 новых знаний

— Россия – одна из богатейших стран мира. Она занимает огромную территорию. Назовите её площадь.

-Какова протяжённость России с запада на восток и с севера на юг?

-Я не зря сказала, что Россия — одна из богатейших стран в мире. И под богатством подразумевала не золото и бриллианты, а полезные ископаемые. Так что же такое полезные ископаемые?

Работа с учебником. СЛАЙД 6 hello_html_61f8e1e8.png

— Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно прочитать текст на с.82-83. Работать будете в парах.

— Итак, дайте определение полезным ископаемым.

— Может кто-то скажет, почему их называют ископаемыми?

— Почему полезные?

Работа в парах.

— Продолжаем работать в парах. Вам нужно составить кластер, отвечая на вопрос: «На какие группы геологи разделили ископаемые?» Приведите примеры полезных ископаемых каждой группы.

СЛАЙД 7: hello_html_6cdf0716.png

-Проверим работу. На какие группы геологи разделили ископаемые?

-Приведите примеры твёрдых полезных ископаемых.

— Перечислите жидкие полезные ископаемые.

— Назовите газообразные полезные ископаемые.

— Бывают ли ископаемые бесполезными? Приведите примеры.

— Вспомните задачи, поставленные вами вначале урока. С какими из них уже справились?

-Возьмите оценочные листы и оцените свою работу по 1 и 2 пункту.

Работа в группах.

— Продолжим нашу работу. Что дальше должны узнать? Вам предстоит совместная работа в группах, поэтому вспомним правила сотрудничества. СЛАЙД 8: hello_html_m74614e24.png

-Образуйте группы по цвету квадрата ,у каждого из вас лежащего на парте, внимательно прочтите задание на слайде и приступайте к работе.

СЛАЙД 9: hello_html_52a9f937.png

— Пора поделиться добытыми знаниями со всеми. Представители каждой группы остались у доски, остальные – вернитесь на свои места.

СЛАЙДЫ 10-15 hello_html_m263fbcf8.png

hello_html_2678bbc1.pnghello_html_m1a167b22.png

— Готовясь к уроку, я натолкнулась на интересные факты и хочу поделиться с вами. Послушайте…СЛАЙД 14

hello_html_m65a01e09.pnghello_html_2a40dd3a.png

— С какой задачей вы справились, работая в группах?

— Как вы понимаете слово «месторождения»?

— Оцените свои знания, добытые при совместной работе.

Физминутка — СЛАЙД 16

— Геологи должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей работе и проведём физминутку.

Мы геологами стали. Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)
Её не обойдешь (топают ногами), её не проплывешь (плывут),
Её не пролетишь (крылья). Надо напрямик.
Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).

— Продолжаем работать. Какую следующую задачу ставили?

— Самостоятельно рассмотрите схему добычи различных полезных ископаемых. Расскажите, какими способами их добывают.

СЛАЙД 17 hello_html_6bb96dc9.png

— Пополнить свои знания по этому вопросу вы сможете, прочитав текст на с.85-87. Читая, делайте на полях пометки:

СЛАЙД 18 hello_html_m74658d6d.png

-Какие сведения вам были уже известны? (V)

-О чём вы думали иначе? (-)

-Какую новую информацию смогли добыть? (+)

-Что вам хотелось бы узнать? (?)

— С этим вопросом я вам помогу. На территории России поваренную соль добывают из озера Эльтон, что находится в Волгоградской области, на границе России и Казахстана; из озера Баскунчак, что находится восточнее города Ахтубинска Астраханской области; в соляных шахтах вблизи городов Соль-Илецк в Оренбурской области, в Соликамске в Пермском крае, в Усолье –Сибирское Иркутской области.

— Скажите, с какой задачей вы справились на данном этапе урока?

— Оцените свои знания на этом этапе работы.

Работа с картой.

-Залежи полезных ископаемых обозначают на карте с помощью специальных условных знаков. Откройте форзац вначале учебника, найдите их на шкале условных обозначений и рассмотрите.

Маша и Миша предлагают вам игру «Угадай условный знак»

СЛАЙД 19: hello_html_1276bdb3.png

— Продолжаем работать по группам. Каждой группе, пользуясь картой в учебнике, необходимо заполнить таблицу «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых на территории России». Впишите в таблицу названия полезных ископаемых.

— Проверим работу групп. СЛАЙД 20:hello_html_5b441d4f.png

— С какой задачей урока вы справились, работая над таблицей?

— Вернитесь на свои места и оцените свою работу в группе.

 — Кто знает, какой регион, из представленных в таблице, имеет отношение непосредственно к нам с вами?

 — Наш Ставропольский край входит в состав Южного Федерального округа, расположенного на Северном Кавказе. Недра Ставрополья богаты различными полезными ископаемыми. Послушаем выступления ребят, которые дополнительно добывали информацию из различных источников.

Сообщение подготовленных учеников.

СЛАЙДЫ 21-27

hello_html_m16bb85ab.pnghello_html_1688b67f.pnghello_html_73db9b8f.png

hello_html_m49b2a37.pnghello_html_3f18108f.pnghello_html_m75ea85a8.pnghello_html_6f31e2ff.png

— Особо хочется отметить кварцевые пески, которыми богат Ставропольский край. Полезные ископаемые этого вида добывают в окрестностях Минеральных Вод, Невинномысска и в нашем районе в Благодарненском и Спасском месторождениях. Отменное качество песка – практически без примесей с высоким содержанием кремнезёма – позволяет делать медицинские и оптические приборы, зеркальные приспособления. Используется также этот песок для производства хрусталя и художественного литья.

 — Скажите, с какой задачей справились на данном этапе урока?

— Если вы запомнили всё, что вам сообщили ребята, и сможете рассказать родителям, поставьте в оценочном листе себе плюс, не запомнили – минус.

— Площадь составляет 17 075 200 кв. км.

 -Протяженность с запада на восток почти 10000 км, с севера на юг почти 4000 км.

Читают текст в учебнике на с. 82-83 про себя.

-Горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком, называют полезными ископаемыми.

-Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.

-Служат людям.

Составляют кластер в рабочих листах, работая в парах.

— Твёрдые, жидкие, газообразные.

-Песок, глина, металлические руды, соль.

— Вода, нефть.

— Природный газ.

— Да, если человеку не известны полезные свойства ископаемых, и они не используются в быту. Например, вольфрам сто лет назад считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают наши дома. Урановые руды долгое время считали пустыми, сегодня — ценное сырьё для атомной энергетики

-Узнали, что называем полезными ископаемыми, и на какие группы они делятся.

Оценивают себя в оценочном листе.

-Должны узнать, как геологи находят полезные ископаемые.

Вспоминают правила сотрудничества в группе.

Работают в группах.

Представители каждой группы демонстрируют результат своей работы.

-Узнали, как геологи находят месторождения полезных ископаемых.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Оценивают себя в оценочном листе.

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

-Узнать способы добычи полезных ископаемых.

Чтение INSERT с выделением новых знаний.

Ответы детей.

— Узнать, где находятся месторождения поваренной соли в Росии

— Узнали способы добычи полезных ископаемых.

Оценивают себя в оценочном листе.

Называют условные знаки полезных ископаемых.

Работают в группах, заполняют второй столбик, пользуясь физической картой России.

Группы представляют свои работы.

-Выяснили, какие полезные ископаемые добывают на территории нашей страны

Оценивают себя в оценочном листе.

Северный Кавказ.

подготовленные ученики работают с картой СК

1.Сотников Савелий:

Если говорить про то, какие полезные ископаемые есть в Ставропольском крае, то можно отметить его уникальность в том, что на относительно небольшой территории находится более сорока видов минеральных вод. Месторождение: Кавказские Минеральные Воды.

2.Миженсков Кирилл:

На территории Ставрополья очень много лечебных грязей. На дне озера Тамбукан, на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи.

3.Дорохина Виктория:

Край относится к старейшим нефтедобывающим центрам страны, самые крупные из которых Ачикулакское, Величаевское, Зимняя Ставка и Прасковейское. Нефть выкачивается из скважин глубиной более трех километров. Она имеет высокое качество и богата парафином.

4. Исаева Марьям:

В озёрах Довсун (Арзгирский район), Птичье (Изобильненский район) и Солёное (Красногвардейский район) добывают поваренную соль.

— Получили сведения о полезных ископаемых нашего края и района.

Оценивают себя в оценочном листе.

Цель: организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации учебного материала.

5. Итог урока.

— Давайте подытожим. Со всеми, поставленными перед собой, задачами справились?

— Для проверки своих знаний предлагаю группам составить «Синквейн» на тему «Ископаемые». На экране для вас «Напоминалочка» СЛАЙД 28:

hello_html_69ac0283.png

— Настало время проверить.

— Итак, наш урок подошел к концу. Каждый из вас добывал новые знания. Подсчитайте количество плюсов в своём оценочном листе, переведите в отметку и наклейте на лист кружок, соответствующий данной отметке.

«Синквейн» работа в группах

1гр.

Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

Недра.

2 гр.

Ископаемые.

Полезные, необходимые

Обнаруживают, извлекают, применяют.

Используют в разных отраслях.

Кладовая Земли.

3 гр.

Ископаемые.

Подземные, наземные.

Отыскивают, производят, перерабатывают.

Необходимы для жизни человека.

Несметное богатство.

Представители групп зачитывают синквейны.

Подводят итоги в оценочном листе

Цель: закрепление знаний и УУД.

6.Домашнее задание

СЛАЙД 29:

Для всех: уч.- с. 82-87 пересказ, ТПО — с.35 №12, 13.

Задание по выбору:

  • написать сочинение-рассуждение на тему: «Почему профессия геолога нужна для развития нашей страны?»

  • подготовить сообщение о том, как используют полезные ископаемые в разных отраслях.

7. Рефлексия учебной деятельности

СЛАЙД 30

— А сейчас, пожалуйста, вс