Полезные ископаемые 5 класс русский язык

Полезные ископаемые 5 класс русский язык thumbnail

Тема: Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

Цель: раскрыть свойства горючих полезных ископаемых  и их значение в жизни человека;

Задачи: 1. Формировать представление  учащихся в ходе исследовательской 

                 работы со свойствами горючих ПИ и их использованием;

              2. развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, 

                    делать выводы;

             3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу,

                  ответственность к окружающей среде, любовь к природе и 

                  бережному отношению к источниками  ресурсов человечества.

Оборудование: учебник, тетрадь, ребусы, карточки для дом.задания, образцы горючих полезных ископаемых, , приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов, видеосюжет «Добыча каменного угля».

Ход урока.

  1. ОРГ.МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

— Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

2. ПОВТОРЕНИЕ.

-Отгадайте ребусы. (соль, золото, глина)

-Продолжите ряд слов…(песок, гранит, …..)

-Каким общим понятием можно объединить эти слова? Что это? (полезные ископаемые)

-Что такое полезные ископаемые? (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности) СЛАЙД№1-C:UsersAdminDesktop2_15.jpg

-Почему их так назвали «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?

-Где человек использует ГРАНИТ, ГЛИНУ, ПЕСОК, МРАМОР? (в строительстве)

-А где – железные и алюминиевые руды? (при изготовлении деталей и предметов из железа или алюминия)

3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

-Мы продолжаем изучать полезные ископаемые.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы вспомнить как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

–Правильно! (Геолог) СЛАЙД№2-C:UsersAdminDesktop�9de73c0df8427a3174490ffd780560b25a26d5b (1).jpg

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке побываете геологами. Вам предстоит самостоятельно исследовать некоторые свойства полезных ископаемых и записать их в таблицу:

НАЗВАНИЕ, СОСТОЯНИЕ, ЦВЕТ, ЗАПАХ, ТВЁРДОСТЬ, ХРУПКОСТЬ, СВОЙСТВО, ПРИМЕНЕНИЕ, УСЛОВНЫЙ ЗНАК.

— Каждый из вас внесёт свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока.

— Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Мы геологами станем

Да?-Да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами.

Да?-Да! (хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь(топают ногами)

Ее не проплывешь(плывут),

Ее не пролетишь(крылья),

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да?-Да! (хлопок над головой)

И так, в путь!

4. СООБЩЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих.

Назовем их, отгадав загадки.

  1. На кухне у мамы 

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ) – показать образец, заполнить таблицу.

  1. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть) — показать образец, заполнить таблицу.

3. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф) — показать образец, заполнить таблицу.

4.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь). — показать образец, заполнить таблицу.

— Какое общее свойство есть у нефти, газа, угля и торфа? (горят)

— Какое общее применение у них? (топливо)

-РАБОТА С ФИЗ.КАРТОЙ РОССИИ.

— Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о том, как добывают каменный уголь (СМ. ВИДЕО) (небольшая физ пауза, не вставая из-за парт – «потягуши»).

Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

Читайте также:  Чем полезны омега3 и в чем он содержится

– Как вы думаете, нужны нашей стране люди с такой профессией, как геологи?

– Так как наша страна развивается и богата полезными ископаемыми, нам конечно же нужны грамотные геологи.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – КАРТОЧКИ: Вставить пропущенные слова. Запомнить правила пользования газом.

Вставь пропущенные слова. Запомни правила пользования газом.

Нельзя оставлять включённой ________________________________________.

Это может привести к ______________________________. Если человек почувствовал запах газа, надо: выключить __________________________, быстро открыть ________________________ и скорее бежать на __________________________. Ни в коем случае нельзя зажигать ____________________ и включать ___________________________________.

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация к уроку географии в 5 классе на тему»Горные породы, минералы, полезные ископаемые»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Описание слайда:

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

2 слайд

Известно более 3000 минералов

Описание слайда:

Известно более 3000 минералов

3 слайд

Гранит Кварц Слюда Полевой шпат

Описание слайда:

Гранит Кварц Слюда Полевой шпат

4 слайд

В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гра

Описание слайда:

В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гранит В глубине остывал, Базальт на поверхности Лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, …. магматические

5 слайд

Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разруш

Описание слайда:

Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разрушаются, Дробятся на глыбы, Обломки, пески, Выносятся водами Быстрой реки Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает

6 слайд

А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Ког

Описание слайда:

А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Когда же раствор остывает, То соль из него оседает

7 слайд

А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А

Описание слайда:

А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А также растений Отмерших остатки, Они образуют Породы-осадки. Все то, что разрушено, Переотложено, Осело солями, Остатками сложено

8 слайд

Полезные ископаемые 5 класс русский язык

9 слайд

Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте

Описание слайда:

Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте такого вторжения Наметятся вдруг превращения. Сыпучий песок превратился в кварцит, Был мел очень мягкий, вдруг мрамор лежит, Такие породы, весьма специфические, Зовутся геологами… метаморфическими мрамор гнейс кварцит

10 слайд

Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происх

Описание слайда:

Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происхождения

11 слайд

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельн

Описание слайда:

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ. Можно ли их разделить на группы? Если да, то по какому признаку? Железная руда Каменный уголь Нефть Природный газ Калийная соль Поваренная соль Золото Алмазы

12 слайд

Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, изв

Описание слайда:

Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, известняк 2. Гранит, базальт, обсидиан 3. Мрамор, янтарь, нефть Какие ошибки содержатся в следующих суждениях? 1.По своему происхождению горные породы делятся на магматические и осадочные 2.Осадочные породы делятся на химические, органические и метаморфические 3. Среди горных пород выделяют магматические, осадочные и обломочные 4. Среди топливных полезных ископаемых различают уголь, каменный уголь и торф 5. В хозяйстве человек использует строительные полезные ископаемые, торф, нефть и каменный уголь

13 слайд

Самоанализ 1. На уроке я работал	 активно / пассивно 2. Своей работой на урок

Описание слайда:

Самоанализ 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя: Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял:

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые 5 класс русский язык

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые 5 класс русский язык

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Полезные ископаемые 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые 5 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Читайте также:  Семена льна полезные свойства при климаксе

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-763135

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Предварительный просмотр:

Горные породы и отдельные минералы, используемые человеком,-

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.МЕТАЛЛЫ»П  О  Л  Е  З  Н  Ы  Е              И  С  К  О  П  А  Е  М  Ы  Е

Руда – это  минерал или горная порода, из которого получают металлы

Р У Д Н Ы Е

НЕРУДНЫЕ

Магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк

Медный колчедан, боксит, цинковая обманка, свинцовый блеск, ртутная руда

РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

РУДЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

Мел,

 сода,

 песок,

 глина,

 песок,

 нефть,

 каменный уголь

Медь, алюминий, цинк, свинец, золото, серебро, олово, платина

Железо и его сплавы (чугун и сталь)

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА (КРОМЕ  РТУТИ)

Теплопроводность

МАГНЕТИЗМ

Блеск

Тягучесть

Плавкость

Ковкость

С  В  О  Й  С  Т  В  А                         М  Е  Т  А  Л  Л  О  В

№ ПП

ВОПРОС

А

В

С

1

Магнетизмом обладают…

Все металлы

Только цветные металлы

Только черные металлы

2

При невысокой температуре плавится…

Цинк

железо

Золото

3

Рудные полезные ископаемые относят к…

Осадочным горным породам

Магматическим горным породам

Метаморфическим горным породам

4

Что не является рудой черных металлов :

Магнитный железняк

Медный колчедан

Бурый железняк

5

Каменный уголь относится к

Железу

Рудным  полезным ископаемым

Нерудным полезным ископаемым

6

Как называют фосфорные соли ?

Апатиты

Колчедан

Цинковая обманка

7

Выбери верное утверждение:

Металлы и дерево одинаково хорошо проводят тепло

Металлы плохо проводят тепло, а дерево — хорошо

Металлы хорошо проводят тепло, а дерево — плохо

8

Цинк получают из…

Руд цветных  металлов

Руд черных металлов

Каменного угля

9

Сталь получают из…

Магнитного железняка

Свинцового блеска

Медного колчедана

10

Какой металл не является твердым телом ?

Мел

Ртуть

Золото

Тест «Образование почв и их разнообразие.»

ВОПРОС, ЗАДАНИЕ

А

В

С

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1

На каких почвах хорошо растут растения ?

на бесструктурных

на структурных

на горизонтальных

В

2

Мелко раздробленная, пылеватая почва называется…

структурной

бесструктурной

мелкоструктурной

В

3

Где преобладают подзолистые почвы  в нашей стране ?

В северных районах, под пологом леса и травянистым покровом лугов

В южный районах, на склонах рек, под пологом   растений полей и степей

В горных районах

А

4

Какого цвета самый верхний слой почвы ?

светлого

темного

зеленого

В

5

Слой почвы в 1 см образуется за один век. На сколько миллиметров (примерно) увеличился слой почвы в 21 веке ?

на 1 мм

на 1 см

на 1 дм

А

6

Верхний плодородный слой земной коры называется

гранит

перегной

почва

С

7

В нашей стране кроме черноземных и подзолистых, встречаются…

лесные, торфяные, солончаковые и песчаные типы почв

песчаные, торфяные, солончаковые и глинистые типы почв

торфяные, солончаковые, степные, глинистые и песчаные типы почв

В

8

Если почва рыхлая, то…

она быстро высыхает

в ней много воздуха, но не сохраняется вода

в ней больше воздуха и лучше сохраняется вода

С

9

Рыхлая почва, состоящая из маленьких комочков, называется

структурной

бесструктурной

крупноструктурной

А

10

Чего в структурной почве больше, чем в бесструктурной ?

песка

глины

перегноя

С

11

Остатки растений и животный образуют…

перегной

минеральные соли

горную породу

А

12

В какой почве хорошо растут растения ?

в структурной

в бесструктурной

в любой

А

13

Почва, которая содержит мало перегноя, называется…

черноземом

подзолистой

осадочной

В

14

Почва состоит из слоев, которые называют…

полями

залежами

горизонтами

С

15

От чего зависит плодородие почвы ?

от количества песка в почве

от количества горных (осадочных) пород в почве

от количества перегноя в почве

С

16

Какие почвы преобладают на юге нашей страны ?

черноземные

подзолистые

торфяные

А

17

Какой толщины  достигает верхний плодородный слой земной коры ?

до 1 метра

2-3 метра

7-8 км

В

Читайте также:  Чем полезен и вреден яичный желток

Тест «Образование почв и их разнообразие.»

ВОПРОС, ЗАДАНИЕ

А

В

С

1

На каких почвах хорошо растут растения ?

на бесструктурных

на структурных

на горизонтальных

2

Мелко раздробленная, пылеватая почва называется…

структурной

бесструктурной

мелкоструктурной

3

Где преобладают подзолистые почвы  в нашей стране ?

В северных районах, под пологом леса и травянистым покровом лугов

В южный районах, на склонах рек, под пологом   растений полей и степей

В горных районах

4

Какого цвета самый верхний слой почвы ?

светлого

темного

зеленого

5

Слой почвы в 1 см образуется за один век. На сколько миллиметров (примерно) увеличился слой почвы в 21 веке ?

на 1 мм

на 1 см

на 1 дм

6

Верхний плодородный слой земной коры называется

гранит

перегной

почва

7

В нашей стране кроме черноземных и подзолистых, встречаются…

лесные, торфяные, солончаковые и песчаные типы почв

песчаные, торфяные, солончаковые и глинистые типы почв

торфяные, солончаковые, степные, глинистые и песчаные типы почв

8

Если почва рыхлая, то…

она быстро высыхает

в ней много воздуха, но не сохраняется вода

в ней больше воздуха и лучше сохраняется вода

9

Рыхлая почва, состоящая из маленьких комочков, называется

структурной

бесструктурной

крупноструктурной

10

Чего в структурной почве больше, чем в бесструктурной ?

песка

глины

перегноя

11

Остатки растений и животный образуют…

перегной

минеральные соли

горную породу

12

В какой почве хорошо растут растения ?

в структурной

в бесструктурной

в любой

13

Почва, которая содержит мало перегноя, называется…

черноземом

подзолистой

осадочной

14

Почва состоит из слоев, которые называют…

полями

залежами

горизонтами

15

От чего зависит плодородие почвы ?

от количества песка в почве

от количества горных (осадочных) пород в почве

от количества перегноя в почве

16

Какие почвы преобладают на юге нашей страны ?

черноземные

подзолистые

торфяные

17

Какой толщины  достигает верхний плодородный слой земной коры ?

до 1 метра

2-3 метра

7-8 км

Кроссворд «Образование почв и их разнообразие»Начало формы

Конец формы

1. Верхний, тонкий слой земной коры, обладающий плодородием.

2. Один из типов почвы.

3. Слои почвы, отличающиеся друг от друга.

4. Основное свойство почвы.

5. Промежутки между мельчайшими частицами почвы.

6. Животные, обитающие в почве.

7. Частички почвы, смытые водой.

8. Почва с мощным отложением перегноя на юге нашей родины.

9. Эрозия, разрушающая почву под воздействием ветра.

10. Эрозия, разрушающая почву под воздействием воды.

11. Разлагающиеся остатки растений и останки животных, делающие почву плодородной.

12. Мелкораздробленная, пылевая почва.

13. горизонт почвы, содержащий мало перегноя и имеющий серый цвет.

14. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром.

Источник

Теория

1. Минералы
2. Интересные факты из мира минералов
3. Горные породы
4. Магматические горные породы
5. Обломочные горные породы
6. Органические и химические горные породы
7. Метаморфические горные породы
8. Преобразование горных пород

Задания

1. Кристаллы, минералы и горные породы

Сложность:
лёгкое

1

2. Признаки минералов

Сложность:
среднее

2

3. Редкие и распространённые минералы

Сложность:
лёгкое

1

4. Горные породы: рыхлые или плотные

Сложность:
лёгкое

1

5. Магматические горные породы

Сложность:
среднее

2

6. Виды осадочных горных пород

Сложность:
лёгкое

1

7. Образование органических горных пород

Сложность:
среднее

1

8. Образование химических горных пород

Сложность:
среднее

1

9. Размеры обломочных пород

Сложность:
среднее

2

10. Метаморфические горные породы

Сложность:
среднее

2

Тесты

1. Тренировка по теме «Минералы и горные породы»

Сложность: среднее

8

Методические материалы

1. Технологическая карта

Источник