Полезные ископаемые беларуси человек и мир 3 класс
Анонимный вопрос · 2 ноября 2018
2,5 K
Лучший ответ на 99.9% вопросов: «Поисковик в помощь».
На территории Беларуси есть месторождения калийной и каменной соли, известно о нескольких десятках небольших месторождениях нефти и природного газа, залежах бурого угля, горючих сланцев, железной руды.
Так же на территории страны довольно большие залежи торфа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белоруссия#Полезные_ископаемые
Есть ли в Антарктиде какие-нибудь полезные ископаемые?
Эксперт в области компьютерных технологии, программирования и сео продвижения
Согласно оценкам учёных, недра Антарктиды содержат значительное количество каменного угля, медной руды, молибдена, слюды, графита, никеля, свинца, цинка и прочего сырья. Геологическая служба США утверждает, что здесь хранятся огромные запасы нефти (7 млрд т) и природного газа (более 4 трлн кубометров)[1] если верить данным их википедии.
Где впервые в России стали добывать природный газ?
Самые первые попытки промышленного использования газа в России относятся к 1859 г., когда в Сураханах (Баку) был построен небольшой нефтеперегонный завод, на котором в качестве топлива использовался природный газ. Развитие отечественной газодобывающей промышленности началось в 1902 г., с получения в Сураханах первого газового фонтана. Дебит этой скважины составил около 33 тыс. м3 газа в сутки при давлении 15 кг/см2. Она обратила на себя внимание многочисленных частных фирм, разрабатывающих бакинские нефтяные месторождения, и многие промышленники стали бурить скважины на газ. От них потянулись многочисленные газопроводы к нефтеперерабатывающим заводам.
В 1906 г. добыча природного газа началась в Дагестане вблизи г. Дербента. Впоследствии это месторождение получило название «Дагестанские Огни». В том же году в Саратовской губернии купец Мельников при бурении артезианской скважины вышел на природный газ и начал использовать его в качестве топлива на своих стекольном и кирпичном заводах. В 1910 г. в Ставрополе при бурении артезианской скважины на воду произошло то же самое, что и у купца Мельникова: на глубине 185 м был обнаружен природный газ, который стал использоваться в качестве топлива на местном заводе. По мере роста добычи нефти вместе с ней стал извлекаться и попутный нефтяной газ, который применялся в качестве топлива в промысловых котельных установках.
Транспортировка газа в России началась с перевозки светильного газа. В середине Х1Х в. в Москве в необычных каретах с установленными на них причудливыми железными цилиндрами развозили светильный газ с небольших частных заводов по магазинам, использующим его для освещения витрин.
Первые газопроводы были построены на месторождениях Баку и Грозного в 1902-1906 гг., где добывался природный газ или утилизировался попутный нефтяной газ. Они строились диаметром 80-100 мм, и их протяженность составляла 2-4 км. Опыт их строительства стал накапливаться с тех пор, как в 1878 г. впервые в нашей стране был проложен трубопровод местного значения для перекачки нефти с Сураханских промыслов в
Баку. Его протяженность составляла 7,6 км, диаметр -76 мм, пропускная способность — 1,3 тыс. т в сутки. Но уже в 1906 г. был проложен уникальный по тем временам нефтепровод Баку-Батуми протяженностью 760 км, диаметром 203 мм с 16 перекачивающими станциями. Трубопровод был изолирован суриковой краской, хол-стовым покрытием и соединялся в сплошную нитку с помощью фланцев. Для того времени это было грандиозное сооружение, не имеющее себе равных во всей Европе.
Где в Челябинской области добывают мрамор?
Крупнейший поставщик и производитель строительно-отделочных материалов на…
Если вы спрашиваете о белом мраморе, то в Челябинской области расположен Коелгинский мраморный карьер — крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождение белого мрамора.
А в общем: 29 месторождений
Лидером по добыче и самым известным месторождением уральского мрамора является Коелга (ЗАО «Коелгамрамор»). Здесь добывают до 50 тыс. кубов камня в год, 80% всего добываемого мрамора в области. Остальные 20% добываются небольшими объемами в Верхнем Уфалее, на Хамитовском, Еленинском и других месторождениях. И еще четыре месторождения: Восточно-Аргаяшское, Пугачевское, Усть-Багарякское и Булзинское.
Кому принадлежат недра России?
Существующие в рфии реалии показывают; что всем, что добывается из «..недр России..»полностью распоряжается гопота и барыги, находящиеся у «ручек машинного телеграфа» ( отсюда у сечина и миллера ежедневные доходы по несколько миллионов). А кому при этом принадлежат сами недра — это вопрос малозначительный.
Прочитать ещё 36 ответов
Источник
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по теме «Полезные ископаемые»
Автор: Ускова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Школа №1504»
Г.Москвы
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием, показать необходимость их бережного использования.
Задачи:
— развивать экологическое мышление учащихся;
— учить детей самостоятельно добывать информацию, использовать её;
— формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;
— формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? (ученики показывают своё настроение)
Значат, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей.
К новым знаниям скорей!
Актуализация знаний.
-Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).
— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон», экономика-наука о рациональном ведении хозяйства)
— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).
— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).
— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда, конц. товары…).
— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской, маникюр в салоне, вызов такси, проведение экскурсии).
Мотивация.
Слайд 2. Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Слайд 3.Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы.
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь? (о полезных ископаемых)
— Это и есть тема сегодняшнего урока. Ребята, а какова будет наша цель и учебные задачи? (ученики формулируют цель и задачи урока, учитель корректирует их высказывания)
-Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств. Кто эти люди? (Геологи) Слайд 3.
Изучение нового материала.
Прежде, чем отправиться за полезными ископаемыми, геологам нужно проверить всё ли у нас готово (дневники для записей данных исследований- рабочие тетради, необходимая литература — учебники), а так же свои знания.
Работа в группе.
У каждой группы исследователей на парте лежит листочек с таблицей. В первой строчке вы видите номера вопросов, а под ними на 2 строчке вы будете ставить «+» — если вы верите или «-» — если не верите.
Учитель зачитывает вопросы, ученики отвечают на них в таблице. Слайд 4. Приложение1.
Верите ли вы, что…
1.Природный газ извлекают из-под земли?
2.Гранит используют, как топливо?
3.Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых?
4.Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?
5.Нефть добывают на поверхности земли?
6.Песок бывает только жёлтый?
7.Геологи используют в своей работе вездеходы?
8.Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?
9.Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?
А сейчас отложите эти листочки, а в конце урока мы вернёмся к ним и проверим ваши знания.
Давайте начнём наше исследование и узнаем что такое полезные ископаемые. Слайд 5.
полезные – значит… нужные, необходимые.
— ископаемые – значит …их нужно доставать, извлекать.
— Поработайте в группе и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые». В этой работе вам может помочь учебник, откройте его на странице 48, если вам потребуется подсказка.
Давайте проверим, что у вас получилось.( Слайд 6) Запишите это определение в свой дневник (тетрадь) на странице 25.
Молодцы! Вы справились с этим заданием, и мы можем перейти к изучению полезных ископаемых.
-На столах каждой группы стоят коробочки с образцами полезных ископаемых.
Сейчас вы будете исследовать каждый образец по определённому плану (он лежит на столах). Приложение 2.
План изучения:
Рассмотри образец полезного ископаемого.
Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.
Полученные данные запишите в свои дневники (тетради) в таблицу на странице26. Мы с вами будем заполнять пока только 1 и 2 столбик (названия и свойства полезных ископаемых).
-1 группа запишет данные об известняке, граните.
-2 группа запишет в дневник данные о железной руде, каменном угле.
— 3 группа запишет в дневник данные о нефти, глине.
-4 группа запишет данные о песке, торф.
-Какие есть вопросы? На эту работу вам 7 минут.
-Проверим, что у вас получилось в таблице.
— Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых? (Чтобы знать, как их применяют.)
-Верно. Вот сейчас мы с вами и узнаем, как их применяют. Для чего их добывают. Сейчас вы в группе читаете текст на стр. 49 по абзацам и карандашом отмечаете (подчёркиваете), о каких полезных ископаемых там говорится. Затем заносите данные о нужных вам полезных ископаемых в таблицу № 2 в 3 столбик – применение. Каждая группа запишет в таблицу применение полезных ископаемых с которыми работала ранее.
-Если возникнут вопросы, поднимите руку. Работайте в группе, вместе обсуждайте и записывайте полученную информацию. На эту работу вам 5 минут. Если группа закончила – поднимите руки (вместе на локотке)
V. Физкультминутка.
Давайте отдохнём и выполним разминку.
Мы геологами станем
Да? – Да! (хлопок над головой)
Будут все гордиться нами
Да? – Да! (хлопок над головой)
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная рука (показывают руками)
Её не обойдёшь (топают ногами)
Её не проплывёшь (плывут)
Её не пролетишь (крылья)
Надо напрямик!
Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!
Да? – Да! (хлопок над головой)
VI.Изучение нового материала.
А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые. Отгадайте загадку:
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна
С угольком зимой страна! (Шахтеры)
Слайд 7.
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву
— Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.
— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)
— Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.
— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти — это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.
VII. Беседа об охране полезных ископаемых (Cлайд 8-9).
— Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.
На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.
Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.
— Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
Ответы детей:
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.
Учитель:
— Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?
Ответы детей:
-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.
— Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.
— Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.
— Экономно использовать газовые и электрические приборы.
— Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.
— Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.
Учитель:
— Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.
VIII. Закрепление изученного материала.
Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест- презентацию на тему «Полезные ископаемые»)
— Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.
-Теперь возьмите листочки с ответами «Верите ли вы, что…» и ответьте ещё раз на вопросы, записывая ответы в 3 строчке таблицы. По ходу обсуждаем и записываем ответы.( +,-,+,-,-,-,+,+)
Кто с первого раза ответил верно на все 9 вопросов? На 8? На 7? На 5? Меньше 5?
IX.Итог урока.
Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Почему полезные ископаемые необходимы человеку?
-Что помогло нам в работе?
-Какие открытия вы для себя сделали?
-Поднимите руку, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение? Это задание в тетради №8.
X. Домашнее задание.
Учебник стр. 48-52
Приложение 1.
Приложение 2.
План изучения:
Рассмотри образец полезного ископаемого.
Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.
План изучения:
Рассмотри образец полезного ископаемого.
Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.
План изучения:
Рассмотри образец полезного ископаемого.
Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.
План изучения:
Рассмотри образец полезного ископаемого.
Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.
Источник
Какие полезные ископаемые Беларуси отличаются значительными запасами? Что скрывается в недрах этой восточноевропейской страны? Насколько рационально осваиваются и используются минеральные ресурсы республики? Ответить на все эти вопросы мы попробуем в данной статье.
Республика Беларусь: общие черты природы страны
Физическая география Белоруссии отличается несколькими особенностями. Это:
- равнинность территории;
- преобладание бедных дерново-подзолистых и дерново-болотных почв;
- умеренно-континентальный климат с частыми зимними оттепелями;
- значительная заболоченность земель (около 30 %);
- большое количество пресных озёр (всего их — не менее 10 тысяч).
Около трети страны покрыто лесами, состоящими преимущественно из дуба, березы, осины, ели или сосны. Многочисленные озера и болота Беларуси облюбовали различные виды пернатых. В государстве находится заповедник Беловежская пуща, который известен далеко за пределами страны. Именно здесь охраняется крупная популяция зубров, а также последний в Европе участок реликтового леса.
Полезные ископаемые Беларуси: запасы и уровень освоения
В Республике Беларусь насчитывается около 4 тысяч месторождений различного минерального сырья. На весь мир страна славится своими огромными запасами калийной соли. По объему её промышленных залежей она занимает ведущее место в Европе.
Другие полезные ископаемые Беларуси — это каменная соль, торф, а также сырье для строительной индустрии (граниты, доломиты, мел, известняк и прочие). Есть в стране и незначительные месторождения нефти. Их разработка началась в 1960 годах. Однако на сегодняшний день свои внутренние потребности в черном золоте страна покрывает лишь на 12-15 %.
В недрах Беларуси есть и обычное, традиционное золото, а также алмазы (по предположениям некоторых экспертов-геологов). Однако их разработка и добыча в любом случае будет нерентабельной вследствие слишком глубокого залегания данного ресурса.
Горно-химическое сырье: фосфориты, калийная и каменная соли
В пределах Могилёвской области республики разведаны залежи фосфоритов. Здесь, по оценкам геологов, находится примерно 60 миллионов тонн данного сырья. В Беларуси фосфориты представлены в виде тонких плит либо же рассредоточены в нескольких слоях песка.
В недрах страны обнаружены и калийные соли. Месторождения этого минерального ресурса сосредоточены в южной части Беларуси (Старобинское, Октябрьское, Петриковское). Их промышленные ресурсы оцениваются геологами в 10 миллиардов тонн, а общие (прогнозные) — почти в 80 миллиардов тонн.
В Беларуси обнаружены практически неограниченные запасы каменной соли. Они находятся в Припятской впадине, на площади в 25 000 квадратных километров. Верхнедевонские залежи каменной соли сформировались в два слоя. Добыча ресурса пока ведется только в двух местах — на Мозырском и Старобинском месторождениях. Их промышленные запасы составляют около 22 миллиардов тонн сырья.
Минеральное сырье для строительной индустрии
К полезным ископаемым, которые используются в строительстве, следует отнести суглинки и глины, пески, гравий, гальку, мел, мергель, известняк, граниты, доломиты, лабрадориты, мрамор, каолин и прочие горные породы. Территория Беларуси чрезвычайно богата этими полезными ископаемыми.
Легкоплавкие глины распространены практически по всей территории страны. Вплоть до начала ХХ века их добывали даже в черте Минска. Глины самого высокого качества залегают в пределах Витебской области. Общие запасы легкоплавких глин в Беларуси оцениваются почти в полтора миллиарда тонн. Примерно столько же по объему и гравийно-галечных материалов в стране. Огнеупорные и тугоплавкие глины залегают в пределах Лоевского и Столинского районов.
На территории Беларуси также активно добываются силикатные и строительные пески. Их общие прогнозные запасы оценены в два миллиарда кубических метров сырья. Строительные пески сегодня добывают на 20 месторождениях. Самое крупное из них находится близ села Лебежаны Барановичского района.
В белорусских недрах залегает и сырье для цементной промышленности — мергель, мел, а также моренные глины. В частности, в Костюковичском районе разведано крупнейшее месторождение цементного сырья в Европе — Коммунарское. На его базе функционирует три завода. А вот близ города Витебска находится крупное месторождение доломита.
В Беларуси из земных недр также извлекают минеральные пигменты (красители), которые широко используются в различных отраслях хозяйства. Это белый мел, охра, сидерит и глауконит.
Рудные полезные ископаемые
В Беларуси известно как минимум о двух месторождениях железной руды. Они расположены в Кореличском и Столбцовском районе. Содержание железа в местных кварцитах невелико и составляет 30 %. Добыча руды также затруднена довольно глубоким залеганием её пластов.
В южной части страны, как полагают геологи, могут быть месторождения некоторых цветных металлов, в частности, самородной меди и халькопирита. В Лельчицком районе концентрация урана в отложениях достаточно велика и достигает промышленных показателей (то есть, организация её добычи здесь может быть рентабельной). В целом геологи продолжают исследовать юг страны, где на поверхность выходят породы кристаллического щита. По их убеждению, в скором будущем там можно будет открыть новые месторождения различных металлических полезных ископаемых.
Топливные полезные ископаемые: нефть, газ, торф
Первая нефтяная скважина Беларуси была пробурена в начале 50-х годов прошлого столетия. Однако извлеченная из неё нефть была не самого высокого качества. Черное золото в промышленных масштабах стали добывать здесь лишь в середине 1960 годов. Центром белорусской нефтедобычи стал город Речица в Гомельской области. Здешняя нефть отличалась уже более высоким качеством. Еще одно крупное нефтяное месторождение (Осташковичское) было открыто в двадцати километрах от Речицы.
Всего же на сегодняшний день в Беларуси разведано около пяти десятков нефтяных месторождений. Общие запасы черного золота в них составляют почти 90 миллионов тонн. Ежегодно страна извлекает из своих недр около двух миллионов этого сырья.
В белорусской нефти также содержится некоторое количество попутного газа. Однако его добыча покрывает лишь один процент от общих потребностей страны в этом ресурсе. Попутный газ используется для производства электроэнергии на одной из ТЭС, а также идет на обогрев жилых домов в населенных пунктах Гомельской области.
В недрах республики находятся колоссальные залежи еще одного топливного ресурса — торфа. Их общие запасы составляют около 30 миллиардов метров кубических сырья. На сегодняшний день торф в Беларуси добывается на 42 месторождениях. Большая их часть находится в Полесском регионе.
Некоторые перспективные полезные ископаемые страны
Какие еще полезные ископаемые перспективно добывать в Беларуси? Можно выделить несколько таковых:
- бурый уголь;
- горючие сланцы;
- гипс.
На территории страны разведано несколько месторождений горючих сланцев, которые залегают на глубине до 600 метров. Их общие запасы оцениваются одиннадцатью миллиардами тонн. Богаты белорусские недра и бурым углем. Крупные месторождения этого топливного ресурса выявлены на западе Припятского прогиба. В том же регионе сосредоточены значительные залежи гипса. Общие запасы этого строительного сырья оцениваются экспертами в 400 миллионов тонн.
Территория Беларуси, благодаря особенностям геологического строения, богата и подземными минеральными водами. В пределах страны выявлены многочисленные источники сульфатных, гидрокарбонатных, магниевых и других вод.
Современные проблемы и особенности использования минеральных ресурсов Беларуси
В конце 2015 года президент республики Александр Лукашенко провел совещание, на котором, в частности, обсуждалось состояние и современное использование минерально-сырьевой базы страны. Глава государства подчеркнул, что Беларусь должна максимально снизить свою зависимость от зарубежного минерального сырья. Для этого необходимо наладить добычу уже разведанных месторождений, а также активно заняться поиском новых.
Беларусь тратит ежегодно около 11 миллиардов долларов на закупку углеводородов из-за рубежа. В то же время страна импортирует и те полезные ископаемые, которые в большом количестве содержатся в недрах республики. Речь идет о гравии, щебне, гипсе. Та же ситуация с еще одним важным ресурсом: так, имея в своем распоряжении богатейшие запасы качественных минеральных вод, страна закупает питьевую воду у Франции, Италии и других государств.
В Беларуси уже разработана специальная программа по освоению и рациональному использованию местных минеральных ресурсов, которая должна исправить ситуацию в лучшую сторону.
В заключение…
В пределах страны уже разведано около 4 тысяч различных месторождений. Самые известные полезные ископаемые Беларуси, которые сегодня активно разрабатываются — это калийная соль, нефть и газ, торф, каменная соль, доломиты, строительный песок, глины и мергели.
Источник