Полезные ископаемые беларуси география 10 класс

Полезные ископаемые Беларуси
Цель :знать классификацию полезных ископаемых Беларуси, дать характеристику различным группам полезных ископаемых, объяснять связь полезных ископаемых с геологическим и тектоническим строением территории, определять обеспеченность территории минеральными ресурсами, называть и показывать на карте расположение крупнейших месторождений.
Задачи:
образовательные
— сформировать у учащихся понятие о полезных ископаемых Беларуси и их размещении;
— сформировать у учащихся умение показывать связь полезных ископаемых с геологическим и тектоническим строением;
— научить учащихся давать оценку обеспеченности страны полезными ископаемыми;
— научить учащихся различать группы полезных ископаемых и давать им характеристику;
— обеспечить системность и прочность знаний учащихся по теме;
развивающие
— продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и картографическим материалом, совершенствовать навыки самоконтроля;
— учиться строить ответ, используя правильную географическую речь.
воспитательные
— создать условия для воспитания патриотических чувств и формирования экологического мышления;
Методы: объяснительно- иллюстрированный, частично-поисковый
Оборудование урока: раздаточный материал , учебеник по географии 10 класс.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о полезных ископаемых нашей страны, постараемся дать им объективную оценку.
Этап актуализации знаний и целеполагания
У каждой группы на столах есть листы бумаги и маркеры. В течение 30 секунд вы должны записать ассоциации с темой урока.
Листы вывешиваются на доступном для всех месте.
К вашим ассоциациям мы вернемся в конце урока и увидим, насколько они были верны. А сейчас я хочу спросить у вас – что мы с вами сегодня на уроке должны сделать, что узнать, чему научиться.
Операционно-познавательный этап
Классификация полезных ископаемых
В недрах Беларуси на настоящее время с различной степенью изученности выявлено более 10 тыс. месторождений полезных ископаемых, включающих около 30 видов полезных ископаемых. Часть полезных ископаемых сегодня добывается, часть разведана и может разрабатываться в будущем.
Но, прежде чем заняться изучением полезных ископаемых Беларуси, нам необходимо вспомнить, какая же связь существует между геологическим и тектоническим строением и полезными ископаемыми:
— что лежит в основе территории Беларуси с геологической точки зрения (платформа);
— какое строение имеет платформа (двухъярусное: кристаллический фундамент и осадочный (платформенный) чехол);
— различаются ли полезные ископаемые, образующиеся в различных слоях платформы, перечислите п/и осадочного чехла и кристаллического фундамента (Для платформенного чехла наиболее характерны осадочные полезные ископаемые. Преимущественно это нерудные полезные ископаемые и горючие, ведущую роль среди которых играют газ, нефть, уголь, горючие сланцы. К кристаллическому фундаменту платформы приурочены магматические полезные ископаемые, а именно руды черных и цветных металлов, строительный камень);
— какая связь наблюдается между мощностью осадочного чехла и залежами полезных ископаемых осадочного происхождения (чем мощнее осадочный чехол, тем больше запасы п/и);
— как Вы думаете, в пределах какой тектонической структуры может быть сосредоточено большее количество осадочных п/и и почему (в пределах Припятского прогиба, так как там самая большая мощность осадочного чехла).
На доске параллельно опросу выстраивается схема (с помощью магнитов и листов с напечатанным текстом)
Полезные ископаемые
платформенных областей
(по условиям залегания)
кристаллического платформенного
фундамента чехла
магматические осадочные
рудные нерудные
горючие
Это схема остается в доступном для обзора месте.
Кроме этой классификации существует и классификация по условиям потребления. Давайте обратимся к учебному пособию на стр. 50, рис. 23.
Закрепление материала.
Упражнение «Закончи предложение»
3.2. Группы полезных ископаемых
Итак, мы приступаем к изучению различных групп полезных ископаемых. Для этого вы и поделены на 5 групп (группы формируются разноуровневые, самые слабые 5 и 2, самая сильная — 1). Каждая группа имеет лист с учебными заданиями и ссылками на источники информации. Вам необходимо в порядке очередности выполнить задания и подготовить отчет о работе своей группы.
От каждой группы 1 ученик выходит к доске, отвечает на вопросы учебного листа, пользуясь созданной схемой, показывает на карте месторождения. Этот ответ оценивается.
Закрепление знаний.
1. Анализ таблицы «Запасы основных полезных ископаемых Беларуси»
Вид ископаемого
Запасы
Количество месторождений
Нефть
65 млн. т
60
Газ
8,1 млрд. м 3
Попутный
Калийная соль
6,7 млрд. т
2
Каменная соль
Более 22 млрд. т
3
Глины кирпичные
248 млн. м 3
227
Песчано-гравийный материал
688 млн. м 3
147
Пески силикатные и строительные
477 млн. м 3
100
Цементное сырье
853 млн. т
15
Мел
207 млн. т
32
Доломит
758 млн. т
1
Пески стекольные
15 млн. т
2
Пески формовочные
52 млн. т
3
Глины тугоплавкие
53 млн. т
6
Строительный камень
577 млн. м 3
3
Пресные подземные воды
6 млн. м 3/сут
246
Минеральные воды
4,3 тыс. м 3/сут
58
Учащиеся должны сделать вывод: наша страна не богата горючими полезными ископаемыми, достаточно значимы запасы химического сырья и строительных материалов.
2. Анализ таблицы «Обеспеченность Беларуси полезными ископаемыми» (при темпах добычи 2000 года) с точки зрения экологов и экономистов.
Нефть
Более 30 лет
Калийная соль
От 17 лет до 101 года на разных комбинатах
Каменная соль
Неисчерпаемы
Доломит
Более 50 лет
Сапропели
Более 60 лет
Пески стекольные
Более 50 лет
Цементное сырье
Длительная перспектива
Мел для извести
От 8 до 50 лет
Глины тугоплавкие
Более 30 лет
Пески строительные
Более 30 лет
Песчано-гравийный материал
Более 25 лет
Вывод: запасов большинства видов полезных ископаемых хватит не более, чем на 50 лет, и это говорит о том, что белорусам нужно соблюдать строгий режим экономии. Особенно это касается горючих полезных ископаемых, качество которых оставляет желать лучшего.
Контрольно-оценочный этап
Выходной контроль
Наш урок подходит к концу, мы выполнили весь план.
Итоговая тестовая работа по теме «Полезные ископаемые Беларуси»
1
Сколько на территории Беларуси выявлено видов полезных ископаемых?
1) около 10
2) около 100
3) около 30
A2
По условиям залегания п/и делятся на:
1) приуроченные к платформенному чехлу и кристаллическому фундаменту
2) горючие, жидкие, металлические и неметаллические
A3
По условиям потребления п/и делятся на :
1) приуроченные к платформенному чехлу и кристаллическому фундаменту
2) горючие, жидкие, металлические и неметаллические
A4
Из перечисленных полезных ископаемых выберите те, которые имеют осадочное происхождение
1) нефть
2) строительный камень
3) железная руда
4) каменная соль
A5
Наибольшее количество горючих полезных ископаемых сосредоточено в пределах:
1) Оршанской впадины
2) Брестской впадины
3) Припятского прогиба
4) Белорусской антеклизы
A6
Крупнейшими месторождениями нефти являются:
1) Бриневское и Житковичское
2) Туровское и Любанское
3) Речицкое и Осташковичское
A7
Какие металлические полезные ископаемые добываются на территории Беларуси?
1) железная руда
2) руды цветных и редких металлов
3) все перечисленные добываются
4) не добывается ни один из перечисленных п/и
A8
Из предложенного списка полезных ископаемых выберите те, которые являются химическим сырьем:
1) нефть
2) строительный камень
3) фосфориты
4) каменная соль
A9
Качество какого полезного ископаемого является одним из лучших в Европе?
1) нефть
2) питьевые подземные воды
3) калийная соль
A10
Какое полезное ископаемое Беларуси по оценкам экспертов имеет неограниченные запасы?
1) нефть
2) калийная соль
3) каменная соль
4.2. Подведение итогов урока. Самооценка и оценивание учащихся
Источник
1. Пользуясь материалом учебного пособия (§ 7 и рис. 20), выпишите основные тектонические структуры, классифицируя их по форме поверхности кристаллического фундамента
- а) Положительные: Белорусская антеклиза, Воронежская антеклиза, Микашевичско-Житковичский выступ;
- б) отрицательные: Оршанская впадина, Брестская впадина, Припятский прогиб;
- в) переходные: Латвийская, Жлобинская, Полесская, Брагинско-Лоевская седловины.
3. Используя текст учебного пособия (§ 7—10) и карты атласа (с. 8—9), заполните таблицу
Тектонические структуры Беларуси
Тектоническая структура | Географическое положение | Преобладающие формы рельефа | Полезные ископаемые |
Белорусская антеклиза | центральная и восточные части | краевые, ледниковые возвышенности, гряды | железная руда |
Оршанская впадина | северо-восток | равнины, ледниковые возвышенности | песок, мел |
Брестская впадина | юго-запад | низменности | песочно-гравийная материя |
Припятский прогиб | юго-восток | низменности | калийная соль, нефть, бурый уголь |
Латвийская седловина | северо-запад | водно-ледниковые низменности, ледниковые возвышенности | глина, торф, строительные пески |
Жлобинская едловина | Припятский прогиб, Оршанская впадина | равнины | песочно-гравийная смесь, торф, песок |
Полесская седловина | южная часть | возвышенности, равнины | глина, строительные пески |
Брагинско-Лоевская седловина | юго-восток | низменность | строительные пески |
4. Укажите правильный ответ
Самым мощным на территории Беларуси было оледенение:
- Сожское;
- Березинское;
- Днепровское;
- Позерское.
5. Укажите правильный ответ
На формирование возвышенной центральной части Беларуси в наибольшей. степени повлияло оледенение.
- Сожское;
- Березинское;
- Днепровское;
- Позерское.
6. Проанализируйте карты четвертичных оледенений Беларуси (с. 57 Учебного пособия, рис. 26 и 27) и геоморфологическую карту атласа (с. 11). Определите, как границы оледенений выражены в рельефе и как они соотносятся с положением озер. Сделайте выводы о влиянии четвертичного оледенения
а) на рельеф: оледенениями были сформированы как положительные, аккумулятивные формы рельефа (равнины, возвышенности), так и отрицательные (рытвины и термокарстовые котловины);
б) на гидрографическую сеть: сформировалась густая гидрографическая сеть, которая отличается своим возрастом в зависимости от времени ухода последнего оледенения;
в) на почвенный и растительный покров: распространены почворазрушающие породы ледникового происхождения, почвы завалунены, растительность молодая.
7. Используя рис. 29, 30 (§ 10 учебного пособия) и карты атласа (с. 6, 27), заполните таблицу
Полезные ископаемые — сырьевая база промышленности Беларуси
Виды сырья | Полезные ископаемые | Месторождения |
Горючие | нефть | Речицкое, Осташковичское |
бурый уголь | Житковичское, Бриневское | |
горючие сланцы | Туровское, Любанское | |
торф | Полесье, Стречно и ещё 9 тыс. | |
Металлические | железные руды | Околовское, Новосёлковское |
цветные металлы | Микашевичское | |
редкие металлы | Житковичский выступ | |
Неметаллические: химическое сырье | калийные соли | Старобинское, Октябрьское, Петриковское |
каменные соли | Мозырское, Старобинское, Давыдовское | |
фосфориты | Мстиславское, Лобковичское | |
доломиты | Рубовское | |
Неметаллические: строительные материалы | стекольные и формовочные пески | Ленинское, Четверня |
гипс, янтарь каолина, трепел, алмаз | Тектонические структуры | |
мел и мергель | 40 месторождений: Коммунарское, Колядичи, Каменска и др. | |
тугоплавкие глины | Гайдуковка, Фанипольское, Лукомль-1 | |
легкоплавкие глины | Гайдуковка, Фанипольское, Лукомль-1 | |
строительные пески и песочно-гравийная смесь | около 350 месторождений | |
строительный камень | Глушковичское, Микашевичское | |
Жидкие | пресные воды | Белорусский, Воронежский, Украинский щит |
минеральные воды | около 70 месторождений |
Сделайте вывод, какими полезными ископаемыми Беларусь:
- а) обеспечена: калийными солями, строительным сырьём;
- б) недостаточно обеспечена: нефтью, природным газом;
- в) не обеспечена: углём, рудами.
8. Укажите правильные ответы и ответьте на вопросы
Наибольшим количеством суммарной радиации отличается:
- Бобруйск;
- Полоцк;
- Пинск.
Почему? Количество суммарной массы зависит от широты местности, Пинск — самый южный город.
Наименьшее количество осадков наблюдается:
- в Новогрудке;
- в Верхнедвинске;
- в Лиде.
Почему? Более западное положение и возвышенный рельеф.
9. Проанализируйте рис. 41,42 (§ 13 учебного пособия) и климатические карты атласа (с. 1 2—1 5). Ответьте на вопросы
Как отличаются показатели температуры по сезонам года в Витебске и Бресте? В Витебске температура по всем сезонам года ниже, чем в в Бресте.
Чем ото объясняется? Изменение широты местности и изменением континентального климата.
Как отличаются количество и распределение осадков по сезонам года в Витебске и Бресте? Max. осадков в обоих городах приходится на тёплое время суток, но для Витебска характерно большее количество осадков, особенно в июле и осенние месяцы.
Чем это объясняется? Объясняется рельефом местности: Витебск расположен на возвышенности.
10. На климатической карте Беларуси июльские изотермы проведены с запада на восток, а январские — с северо-запада на юго-восток. Объясните причины этого явления
Распределение январских температур зависит от атмосферы, а летние температуры — от потока солнечной радиации.
12. Укажите правильные ответы
Бассейну Черного моря принадлежат реки:
- Вилия;
- Припять;
- Сож;
- Щара.
Бассейну Балтийского моря принадлежат реки:
- Зельвянка;
- Западная Березина;
- Нёман;
- Днепр.
13. Охарактеризуйте какое-нибудь озеро (на выбор) по предложенному плану
- Географическое положение: озеро Луковское расположено в Чашникском районе на границе Витебской и Минской областей
- Происхождение озерной котловины: ледниковое
- Максимальная глубина: 11,5
- Площадь: 37,7 км2
- Хозяйственное использование: водоснабжение г. Новолукомле, забор воды для охлаждения Лукомской ТЭС
14. Сравните данные приложений 3 и 4 к учебному пособию и ответьте на вопрос
Среди озер, имеющих наибольшую площадь (приложение 3), нет тех, которые имеют наибольшую глубину (приложение 4). Чем это объясняется?
Самые глубокие озёра имеют ледниковое происхождение, но котловины рытвинные, и они имеют значительную глубину, вытянутую по ходу движения ледника.
15. Укажите правильный ответ
Наибольшую площадь в Беларуси занимают болота:
- верховые;
- низинные;
- переходные.
16. Используя текст учебного пособия (§ 18), заполните схему
Последствия осушительной мелиорации
Положительные | Последствия | Отрицательные |
Освоение территории, введение в сельскохозяйственный оборот новых земель | Понижение УГВ, деградация торфяных почв, изменение микроклимата, сауны и флоры |
Внесите предложения по решению возникших проблем.
Повторное обводнение территории, посев на торфяных почвах не пропашных культур, а многолетних трав.
17. Ответьте на вопросы
Какие факторы приводят к формированию типов почв и их свойств? Почвообразовательные породы, климат, рельеф, растительный и животный мир.
С какой целью проводится известкование почв? Проводится для уменьшения кислотности почв.
18. Ответьте на вопросы
В какой части Беларуси преобладают сосновые леса: распространены по всей территории
С чем это связано? Сосна нетребовательна к условиям произрастания.
В какой части Беларуси преобладают широколистные леса? В южной.
Какими причинами это обусловлено? Широколиственным лесам нужны более благоприятные условия.
19. В чем проявляются следующие функции леса?
а) Социальные: места отдыха и организации здравниц и санаториев, организации сбора ягод, грибов, охоты;
б) Экологические: леса являются природными «лёгкими», поглощают вредные вещества, закрепляют почвы, задерживают влагу;
в) Сырьевые: обеспечивают население древесным сырьём и лесными ресурсами (ягодами, грибами, промысловыми животными, берёзовым соком).
20. С помощью стрелок установите соответствие
- Овсяница → Луговая растительность → Мятлик
- Клюква → Болотная растительность
- Кубышка малая → Растительность водоемов → Ряска и Рогоз
Источник