Полезные ископаемые беларуси презентация 10 класс

Полезные ископаемые беларуси презентация 10 класс thumbnail

Цель: предоставить возможность изучить земельные ресурсы и проблемы их использования

Задачи:

Образовательные: изучить структуру земельных ресурсов, знать земельный фонд РБ и уметь давать оценку земельных ресурсов в РБ, рассмотреть мелиорацию почв и экологические проблемы использования земельных ресурсов (ветровую и водную эрозии;.

Развивающие: умение работать с атласом «Почвенной картой РБ» и давать анализ земельных ресурсов (почвенно географических районов), уметь предлагать пути решения проблем по восстановлению земель, формировать мыслительные операции при анализе, сравнение, умозаключении.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к земельным ресурсам РБ

Термины: земельные ресурсы, земельный фонд, сельскохозяйственные земли, лесные земли, земли под открытыми болотами и водоёмами, мелиорация почв, водная и ветровая эрозия почв.

Оборудование: Почвенная карта РБ, физическая карта РБ, строение почвы — схема, тетради, атласы, учебники. Презентация.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Опрос домашнего задания. (Тематический контроль по теме «Почвы РБ») с взаимопроверкой

1) Вопросы стр.105 учебника № 1-4

4. Актуализация знаний.

— Что такое земельные ресурсы? К какой группе, согласно классификации природных ресурсов, относятся земельные ресурсы? Какие современные экологические проблемы связаны с использованием земельных ресурсов в разных регионах мира?

5. Мотивация

— Для чего необходимо изучать земельные ресурсы РБ? Специалистам каких профессий пригодятся эти знания?

6. Новая тема. Учащиеся ставят самостоятельно цель изучения материала, а затем учитель корректирует ими поставленные цели.

План (работа в парах по изучению новой темы с последующим рассказом и с сопровождением слайдов презентации).- индивид. задания для одарённых учащихся.

1. Структура земельных ресурсов ( стр.106-108, анализ диаграммы р. 58 стр. 108)

— Физкультминутка

— А теперь мы продолжим работу в парах с текстом параграфа

2. Оценка земельных ресурсов. (стр. 108-102)

3. Мелиорация почв. ( стр.109-110, атлас стр.16)

4. Экологические проблемы использования земельных ресурсов

А) Водная эрозия

Б) Ветровая эрозия

Рассказ учащимися изученного материала с сопровождением слайдов презентации).

— проверка индивидуальных заданий

7. Первичное закрепление стр. 111 вывод. Задание тетради №16,17 стр. 16

8. Закрепление. Тест «Да» или «Нет». вопрос 1-3 стр. 105,анализ « Почвенной карты РБ» стр. 16.Вопросы

9.Домашнее задание § 18, вопр.1-4 стр. 111

10. Рефлексия. Справились ли мы с целью урока? Составьте синквейн

1 существительное – Почва

2 прилагательных –

3 глагола –

Предложение (вывод)

Приложение

Задачи для индивидуальной работы по теме «Почвы»

Задача 1

Одной из серьёзных социальных проблем является перепрофилирование продуктивных сельскохозяйственных земель под другие человеческие нужды. Определите, изменилась ли и на сколько процентов площадь прямоугольного приусадебного земельного участка длиной 200 м и шириной 150 м, если для государственных нужд (строительства дороги) была изъята полоса 30 м по ширине (то есть ширина уменьшилась на 30 %), а для компенсации добавлена полоса в 30 м по длине.

Задача 2. Крупнейшей геоэкологической проблемой Беларуси остаётся загрязнение территории в результате катастрофы на ЧАЭС. Если по состоянию на 1991 г. площадь загрязнения радиоцезием, основным загрязнителем, была 4650 тыс. га, то по состоянию на 2008 г. —4011 тыс. га. Как изменилась площадь загрязнённых радиоцезием земель за 16 лет?

Задача 3. В первые годы после аварии на ЧАЭС уровень загрязнения земель оценивали в Ки/км2. В последние годы перешли на единицы системы СИ — Бк (беккерели), в 1 Ки насчитывается 3,7-1010 Бк. Определите уровень загрязнения радиоцезием Гомеля в кБк/м2, если он составляет 1,5 Ки/км2.

Задача 4. Одной из геоэкологических проблем Беларуси является локальное загрязнение территории в результате складирования отходов соледобычи. Солеотвалы Солигорского горнопромышленного узла занимают значительные территории несмотря на существенную высоту. Любознательные школьники решили определить высоту солеотвалов, измерив длину тени от искусственной горы по аэрофотоснимку масштаба 1:50 000. Она составила 4,6 мм. Зная, что Солнце в момент съёмки освещало искусственную гору под углом 30° к горизонту, рассчитайте высоту солеотвала.

Тематический контроль по теме «Почвы РБ» 10 кл.

1 вариант

  1. Тонкий поверхностный слой земной коры, который развивался в результате взаимодействия разных сфер земного шара -________________. (1б)

  2. Элементы природной среды и процессы, под влиянием которых образуются почвы_______________________. (1 б)

  3. Какие почвы относятся к нормально увлажнённым? а) бурые лесные;

б) торфяно-болотные (1 б)

  1. К супесчаным почвам относят почвы с содержанием песка: а) до 20 %; б) от 20 до 50 %; в) от 50 до 80 %. (1б)

  2. По долинам рек формируются типы почв: а) бурые; б) подзолистые;

Читайте также:  Полезные свойства сыворотки из под творога

в) аллювиальные. (1 б)

  1. Самыми распространёнными почвообразующими породами в РБ являются: А) супесчаные, б) глинистые; в) суглинистые; г) песчаные; д) торфяные.(1б)

  2. Самыми плодородными почвами в РБ являются: А) чернозёмы, б) дерново-подзолистые; в) дерново-карбонатные; г) бурые лесные; д) антропогенные. (1б)

  3. Отличие дерново-подзолистых заболоченных почв от дерново-подзолистых автоморфных: а) более высока кислотность; б) наличие оглеения; в) близкая к нейтральной реакции среды; г) более высокое содержание гумуса. (1б)

  4. Укажите по характеру увлажнения преобладающие почвы в Северной (1), Центральной (2), Южной (3) почвенной провинции.

а) нормального увлажнения; б) периодического переувлажнения;

в) постоянного переувлажнения. (1 б)

  1. Установите соответствие между процессами почвообразования и характерными для них особенностями. (1б)

1. Дерновый процесс

почвообразования

а) почвы образуются под хвойными и смешанными лесами с моховым покровом, почва развивается в условиях промывного водного режима и кислой реакции среды, а так же избыточного увлажнения, питательные вещества вымываются из верхних горизонтов в нижние.

2.Подзолистый процесс

почвообразования

б) почвообразование происходит в условиях длительного застоя влаги и недостатка кислорода, образованию закисных соединений железа, с избыточным увлажнением, с уменьшением количества бактерий и медленного разложения растительных остатков, глеевый горизонт серо-голубого цвета.

3. Болотный процесс почвообразования

в) почвообразование происходит под воздействием травянистой и лесной растительности, почвообразование приводит к формированию хорошо выраженного гумусового горизонта и образованию водопрочной структуры в верхнем горизонте, тут не происходит вымывания органических веществ.

Тематический контроль по теме «Почвы РБ» 10 кл.

2 вариант

  1. Главное свойство почвы, которое определяет способность почв обеспечивать растения питательными веществами и тем самым получение необходимых человеку продуктов питания- ___________________.(1б)

  2. Зарождение и формирование почвы под влиянием природных факторов и хозяйственной деятельности человека это-__________________________.(1б)

  3. Главные почвообразовательные процессы, характерные для Беларуси: подзолистый, дерновый, ___________________. (1 б)

  4. К суглинистым почвам относят почвы с содержанием глины: а) до 20 %;

б) от 20 до 50 %; в) от 50 до 80 %.(1б)

  1. В результате нерациональной хозяйственной деятельности человека образуются почвы: а) подзолистые: б) торфяные; в) антропогенные. (1 б)

  2. Самым распространённым типом почв в РБ являются: А) чернозёмы, б) дерново-карбонатные; в) дерново-подзолистые; г) бурые лесные; д) антропогенные. (1б)

  3. Самыми плодородными почвами в мире являются: А) чернозёмы, б) дерново-карбонатные; в) дерново-подзолистые; г) бурые лесные; д) антропогенные. (1б)

  4. Укажите преобладающие почвы по механическому (гранулометрическому) составу в Северной (1), Центральной (2), Южной (3) почвенной провинции.

А) супесчаные и песчаные; б) суглинистые и супесчаные; в) глинистые. (1 б)

  1. Отличительные признаки дерново-карбонатных почв: а) бедны перегноем;

б) содержат значительное количество гумуса; в) большая кислотность;

г) нейтральная реакция среды; д) образуются на известковых породах. (1 б)

  1. Установите соответствие между указанными факторами и воздействием на почвы. (1б)

1)литологический фактор -почвообразующие (материнские) породы)

а) влияет на перераспределение — Тепла и влаги увлажнение почв, поступление органических остатков, протекания эрозионных процессов, значительно изменяющих почвенный покров.

2) климат

б) определяет минералогический и механический состав почв, от состава зависит свойство почв.

3) рельеф

в) обусловливает тепловой и водный режим почвы, развитие процессов выветривания, поступление органических остатков, условия увлажнения и интенсивность почвенных процессов.

4) биологический фактор

(растительность и жизнедеятельность макро- и микро-организмов)

г) определяет поступление органических веществ в почву и степень их разложения, количество гумуса, преобразование органических веществ в минеральные.

Тест «да»- согласны, или «нет»- не согласны,

по теме «Земельные ресурсы и проблемы их использования».

  1. По классификации, земельные ресурсы относят к исчерпаемым, возобновимым ресурсам;

  2. Болотные почвы, при проведении мелиорации могут быть превращены в сельскохозяйственные угодья;

  3. Осушение почв (земель) приводит к понижению грунтовых вод.

  4. В Республике Беларусь средний показатель обеспеченности на 1 чел. земельными ресурсами ниже среднемирового.

  5. Внесение удобрений, не приводит к увеличению плодородия почв.

  6. Создание почвозащитных лесополос вдоль полей, уменьшает эрозию почв.

  7. Орошение почв, это борьба с засолением земель.

  8. Деградация земель происходит в результате добычи полезных ископаемых, строительства транспортных магистралей и перевыпаса скота.

  9. РБ превосходит по обеспеченности сельскохозяйственными угодьями страны: Францию, Италию, Германию, Великобританию, Китай, США, Украину.

  10. РБ не входит в Конвенцию ООН по решению проблем по опустыниванию земель.

Ответы: «ДА» — 1, 2,3, 6, 8, 9;

«НЕТ» — 4, 5, 7, 10

Задачи по теме « Земельные ресурсы РБ»

Задача 1

Одной из серьёзных социальных проблем является перепрофилирование продуктивных сельскохозяйственных земель под другие человеческие нужды. Определите, изменилась ли и на сколько процентов площадь прямоугольного приусадебного земельного участка длиной 200 м и шириной 150 м, если для государственных нужд (строительства дороги) была изъята полоса 30 м по ширине (то есть ширина уменьшилась на 30 %), а для компенсации добавлена полоса в 30 м по длине.

Читайте также:  Для чего полезна гречка и как правильно ее готовить

Ответ на задачу 1. Площадь земельного участка до процесса изъятия предоставления земель составляла 150 • 200 = 30 000 м2, или 3,0 га.

После проведения землеустройства площадь участка составила

(150 — 30 •150/100) •(200 + 30 • 200/100)= 105 • 260 = 27 300 м2, или 2,73 га.

В целом площадь земельного участка уменьшилась на 3,0 — 2,73 = 0,27 га, что составляет 0,27 • 100/3,0 = 9 %.

Задача 2

Задача 2. Крупнейшей геоэкологической проблемой Беларуси остаётся загрязнение территории в результате катастрофы на ЧАЭС. Если по состоянию на 1991 г. площадь загрязнения радиоцезием, основным загрязнителем, была 4650 тыс. га, то по состоянию на 2008 г. —4011 тыс. га. Как изменилась площадь загрязнённых радиоцезием земель за 16 лет?

Ответ на задачу 2. Площадь загрязнённых радиоцезием земель за 16 лет уменьшилась в 4011/4650=1,16 раза, или лишь на 16 %. Другими словами, несмотря на то, что уже прошёл один период полураспада радиоцезия, площадь загрязнённых земель уменьшилась не вдвое, как предполагают некоторые, а лишь на 16 %, так как большая часть загрязнённых земель имела начальный уровень существенно выше 2 Ки/км2, то есть снижение вдвое уровня загрязнения всё ещё оставляет эти земли в числе загрязнённых.

Задача 3. В первые годы после аварии на ЧАЭС уровень загрязнения земель оценивали в Ки/км2. В последние годы перешли на единицы системы СИ — Бк (беккерели), в 1 Ки насчитывается 3,7-1010 Бк. Определите уровень загрязнения радиоцезием Гомеля в кБк/м2, если он составляет 1,5 Ки/км2.

Ответ на задачу 3. Уровень загрязнения города Гомеля составит 1,5 Ки/км2= 1,5 • 10-6 Ки/м2= 1,5 • 10-6 •3,7-1010 Бк/м2= 5,5•104 Бк/м2= = 55 кБк/м2.

Задача 4. Одной из геоэкологических проблем Беларуси является локальное загрязнение территории в результате складирования отходов соледобычи. Солеотвалы Солигорского горнопромышленного узла занимают значительные территории несмотря на существенную высоту. Любознательные школьники решили определить высоту солеотвалов, измерив длину тени от искусственной горы по аэрофотоснимку масштаба 1:50 000. Она составила 4,6 мм. Зная, что Солнце в момент съёмки освещало искусственную гору под углом 30° к горизонту, рассчитайте высоту солеотвала.

Ответ на задачу 4. В чертеже высота горы и длина тени являются катетами

прямоугольного треугольника, в котором отношение высоты к длине тени является тангенсом угла падения солнечных лучей, поэтому высота горы равна: длина тени

• tg 30° = 4,6 мм-50 м/мм- •tg 30° = 230 м•0,52= 120 м.

Урок в 10 классе, по теме Земельные ресурсы и проблемы их использования с использованием ИКТ.

Автор: Трофимова Елена Викторовна, учитель географии высшей категории, государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Орши. Домашний адрес индекс 211030, г. Орша, 1-ый пер. Крылова, дом 172, д. тел. 8-0216-543709, мобильный МТС +37529 8909361, рабочий адрес: индекс 211030 г. Орша, ул. Ленина, дом 140, тел. 54-09-42. Паспортные данные: ВМ2141809, выдан Оршанским РОВД Витебской области 30.08.2013 года, личный номер 4030170Е014РВ4

Информация об уроке:

C:UsersadminPictures2014-01-07Image0001.JPG

Е.В. Трофимова,

учитель географии ГУО «Средняя школа №4 г. Орши»

10 класс

Источник

Слайд 1

БЕЛАРУСЬ

Слайд 2

Беларусь- государство в Восточной Европе. Площадь: 207,6 тыс. км2. Численность населения на 1 апреля 2014 года 9 467 000 тыс человек. Государственный язык: белорусский и русский. Столица: Минск Денежная единица: белорусский рубль.

Слайд 3

Президент республики Беларусь Александр Лукашенко

Слайд 4

Население НАСЕЛЕНИЕ Численность населения Беларуси — 9 миллионов 467 тысяч человек. Женщины составляют 53.2% населения, мужчины — 46.8%. Горожане составляют 71.5% населения, сельские жители — 28.5%. Возрастную структуру современной Беларуси характеризует увеличение доли пожилых людей и снижение доли детей. Каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте. Данная ситуация сложилась, главным образом, вследствие снижения уровня рождаемости.

Слайд 5

Плотность населения Беларусь — сравнительно густонаселенная страна. Средняя плотность населения — 49 человек на 1 км2. Территория республики заселена довольно равномерно, наиболее густо — центральные районы (Минская область — 82 человека, Гродненская — 48 человек на 1 км2). Низкая плотность населения — на севере Витебской области ( менее 10 человек на 1 км2).

Слайд 6

География Белоруссии Белоруссия граничит (начиная с северо-востока, по часовой стрелке) с Россией , Украиной , Польшей , Литвой и Латвией . Территория в основном равнинная с редкими возвышенностями, расположенными преимущественно в центральной части Белоруссии, составляющими Белорусскую гряду . Белоруссия является крупнейшим по территории европейским государством (из целиком расположенных в Европе)

Читайте также:  Полезные приложения для детей 5 лет на андроид

Слайд 7

Климат Климат Белоруссии умеренно-континентальный , переходный от морского к континентальному, формирующийся под влиянием воздушных масс Атлантики. В зимний период нередки оттепели. Средняя летняя температура колеблется от +17° С на севере (июль), до +18—19° С на юге. Осадки выпадают равномерно. Максимальное количество осадков обычно выпадает в осенне-зимний период. В лесных районах толщина снежного покрова может составлять 1—1,2 м.

Слайд 8

Флора и фауна Леса покрывают около третьей части территории страны. В них произрастают 28 пород деревьев и около 70 видов кустарников. Наиболее распространены береза , сосна , ель , дуб , осина , в заболоченных низменных районах на юге имеются сосновые леса. Луга и пастбища занимают 20 % территории страны. Около одной трети территории, в основном центральные и юго-восточные равнины, распаханы. В лесах страны сосредоточены значительные природные ресурсы пищевых медоносных, лекарственных, технических и других хозяйственно-полезных растений. В основном заготавливается черника, клюква, брусника, голубика, рябина красная, груша дикая, калина. Ежегодно в Беларуси в среднем заготавливается около 1,5 тыс. т. грибов, 0,4 тыс. т лекарственного сырья, 34 тыс. т березового сока, 16 тыс. т лесных орехов, более 20 тыс. т живицы.

Слайд 9

Животный мир сочетает представителей широколиственных лесов, тайги и лесостепи. Распространены водоплавающие птицы. Среди представителей фауны наиболее часто встречаются дикий кабан, лось, заяц, бобр. На территории заповедно-охотничьего хозяйства «Беловежская Пуща» живут зубры (европейские бизоны), находящиеся под охраной государства. В верхней части бассейна реки Березины находится Березинский заповедник, в котором среди охраняемых животных — бобр и выдра.

Слайд 10

Животный мир Беларуси насчитывает 457 видов позвоночных (в том числе 73 вида млекопитающих, 290 видов птиц, около 60 видов рыб) и более 20 тыс. видов беспозвоночных животных. К охотничье-промысловым относится 22 вида млекопитающих, 31 вид птиц и 1 вид рептилий. Важное хозяйственное значение имеет промыслово-охотничьи виды животных – лисица, куница, заяц, выдра, хорь, горностай, а также лось и дикий кабан.

Слайд 12

Водные ресурсы В Беларуси более 20 тысяч рек и ручьев общей протяженности около 91 тыс. км и около 11 тыс. озер, в том числе 470 площадью более 0,5 км2 каждое. Самым крупным озером Беларуси является Нарочь (80 км2, наибольшая глубина около 25 м). Более половины водных ресурсов страны (56%) приходится на долю бассейна Черного моря, остальные – бассейна Балтийского моря. Наиболее важное значение для судоходства имеют реки Припять, Днепр, Неман, Березина и Западная Двина, а также Днепровско-Бугский канал.

Слайд 13

Полезные ископаемые Беларуси В Беларуси разведано около 30 видов минерального сырья (более 4000 месторождений и залежей полезных ископаемых). Особое место среди них занимают калийные соли, по промышленным запасам которых страна занимает одно из первых мест в Европе. Запасы каменной соли в Беларуси практически неисчерпаемы. Страна богата нерудными полезными ископаемыми: гранитами, доломитами и доломитизированными известняками, мергелем и мелом, легкоплавкими и тугоплавкими глинами, суглинками, песчано-гравийными материалами. Имеется сырье для получения природных красок (болотные железные руды, охра, глауконит и др.).

Слайд 14

На территории Беларуси широко распространены минеральные воды, которые являются базой для создания санитарно-курортных комплексов, а также предприятий по продаже и экспорту минеральных лечебных и столовых вод. Разведаны 63 источника с общими запасами 15572 м3/сутки.

Слайд 15

Республика располагает достаточно мощной сырьевой базой для производства строительных материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в качественных стекольных песках и глинах. Широко распространены в Беларуси залежи торфа, однако вследствие интенсивного использования торфяные месторождения, как ресурсные источники добычи, в основном исчерпаны. Запасы нефти невелики и поэтому добыча ее ведется в небольших объемах. В Беларуси открыты месторождения бурых углей и сланцев. Однако низкая калорийность и высокая зольность не позволяет использовать их в ближайшей перспективе в большой энергетике.

Слайд 16

Панорама города Минска. Московское шоссе. Уручье

Слайд 17

Главный проспект в районе ГУМа. Минск

Слайд 18

Национальная библиотека Беларуси

Слайд 19

Могилёв

Слайд 20

Гродно

Слайд 21

Гродно

Слайд 22

Витебск

Слайд 23

Витебск

Слайд 24

Брест

Слайд 25

Брестская крепость

Слайд 26

Гомель

Слайд 27

Спасибо за внимание Минск

Источник