Полезные ископаемые белый рыхлый крошиться колется

hello_html_m280f7221.jpgОлимпиада по окружающему миру

для обучающихся 4-х классов

  1. Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:

а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется — _____

__________________________________________________________________________

б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды – это ____________; используется — ________________________________________________

__________________________________________________________________________

в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется — _________

__________________________________________________________________________

г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________

  1. Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.

а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________

б) лист дерева _______________________ синица _______________________

в) травинка мышка _____________________ ___________________________

  1. Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:

Заповедник – это _________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:

а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________

в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________

г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________

  1. Отгадай лекарственные растения:

а) Ты растение не тронь –

Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________

б) Тонкий стебель у дорожки

На конце его серёжки;

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________

в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________

г) Стоят кругом сестрички:

Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________

  1. Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?

с3ж _________________

лас _________________

_____________________

___________________

__________________________________________________________________________

  1. Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.

    1. Если ветер подует с севера – похолодает.

    2. Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.

    3. Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.

    4. Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.

  1. Узнай животное по описанию:

а)Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________

б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________

  1. Вычеркни лишнее название в каждой строчке:

а) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж;

б) лист, почва, стебель, плод, корень;

в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;

г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка;

д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;

е) Венера, Марс, Луна, Земля;

ж) Россия, Франция, Кемерово, Китай.

  1. Определи признаки живого организма:

а) движется, питается, размножается, растёт, дышит;

б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;

в) размножается, дышит, растёт, питается, летает;

г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается.

  1. Частью какого океана является Балтийское море?

а) Тихого; б) Северного Ледовитого;

в) Атлантического; г) Индийского.

  1. Смена дня и ночи происходит из-за того, что:

а) Солнце вращается вокруг Земли;

б) Земля вращается вокруг Солнца;

в) Земля вращается вокруг своей оси;

г) ось вращения Земли немного наклонена.

  1. Какая часть света состоит из двух материков?

а) Америка; б) Евразия; в) Африка; г) Антарктида.

  1. У каких растений никогда не бывает плодов?

а) у берёзы; б) у осины;

в) у дуба; г) у папоротника.

  1. Какое животное является млекопитающим?

а) крокодил; б) ящерица;

в) бегемот; г) черепаха.

  1. В развитии какого представителя животного мира нет стадии куколки?

а) майского жука; б) пчелы;

в) комнатной мухи; г) кузнечика.

  1. Какой камень после обработки называют бриллиантом?

а) рубин; б) алмаз;

в) гранат; г) изумруд.

  1. Определи животное по описанию. Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает, как свинья.

а) бизон; б) як;

в) лось; г) ишак.

Ты справился с работой. Молодец!

Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:

Задание 1.

Ответ:

1) Уголь (топливо).

2) Гранит (строительство).

3) Нефть (топливо).

4) Мел (строительство).

За верно указанное полезное ископаемое — 1 балл

За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.

Задание 2.

За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.

Задание 3.

Ответ:

Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.

За верно записанное определение – 3 балла.

Задание 4.

За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.

Задание 5.

Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.

За каждое верно записанное слово – 1 балл.

Задание 6:

Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.

«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).

За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.

За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.

Задание 7.

Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.

За верный ответ – 3 балла.

Задание 8:

Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.

Читайте также:  Полезные ископаемые минералы 5 класс презентация

За каждое верно указанное название животного – 2 балла.

Задание 9:

а) ёж б) почва в) курятник г) снегирь д)полиэтилен е) Луна ж) Кемерово

Задание 10:

б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;

Задание 11:

в) Атлантического;

Задание 12:

в) Земля вращается вокруг своей оси;

Задание 13:

а) Америка;

Задание 14:

г) у папоротника.

Задание 15:

в) бегемот;

Задание 16:

г) кузнечика.

Задание 17:

б) алмаз;

Задание 18:

б) як.

Источник

 Олимпиада по окружающему миру

для обучающихся 4-х классов

  1. Узнай полезное ископаемое по описанию.  Укажи название и использование полезных ископаемых:

а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется — _____

__________________________________________________________________________

б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды – это ____________; используется —  ________________________________________________

__________________________________________________________________________

в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется — _________

__________________________________________________________________________

г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________

  1. Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.

а)  _____________________            личинка жука усача                  дятел            ____________________

б) лист дерева                _______________________              синица              _______________________

в) травинка                мышка              _____________________              ___________________________

  1. Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:

Заповедник – это _________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:

а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника;  ___________________________________________________________________________      

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________        

в) традесканция, ландыш, колеус, бегония;  ___________________________________________________________________________            

г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________

  1. Отгадай лекарственные растения:

     а)  Ты растение не тронь –

     Жжётся больно, как огонь.                        Отгадка: __________________________

     б)  Тонкий стебель у дорожки

     На конце его серёжки;

     На земле лежат листки –

     Маленькие лопушки.                                 Отгадка: __________________________

     в)  Белые горошки на зелёной ножке.           Отгадка: __________________________

     г)  Стоят кругом сестрички:

     Жёлтые глазки, белые реснички.              Отгадка: _________________________

  1. Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?

с3ж  _________________   

лас ⋅ _________________

        

        _____________________

        ___________________

__________________________________________________________________________

  1. Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
  1. Если ветер подует с севера – похолодает.
  2. Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и                                                                                        опоздать в школу.
  3. Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
  4. Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.
  1. Узнай животное по описанию:

а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________

б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________

  1. Вычеркни лишнее название в каждой строчке:

а) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж;

б) лист, почва, стебель, плод, корень;

в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;

г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка;

д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;

е) Венера, Марс, Луна, Земля;

ж) Россия, Франция, Кемерово, Китай.

  1. Определи признаки живого организма:

а) движется, питается, размножается, растёт, дышит;

б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;

в) размножается, дышит, растёт, питается, летает;

г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается.

  1. Частью какого океана является Балтийское море?

а) Тихого;                                 б) Северного Ледовитого;

в) Атлантического;                  г) Индийского.

  1. Смена дня и ночи происходит из-за того, что:

а) Солнце вращается вокруг Земли;

б) Земля вращается вокруг Солнца;

в) Земля вращается вокруг своей оси;

г) ось вращения Земли немного наклонена.

  1. Какая часть света состоит из двух материков?

а) Америка;         б) Евразия;         в) Африка;            г) Антарктида.

  1. У каких растений никогда не бывает плодов?

а) у берёзы;                            б) у осины;

в) у дуба;                                г) у папоротника.

  1. Какое животное является млекопитающим?
Читайте также:  Полезные ископаемые которые добывают в украине

а) крокодил;                          б) ящерица;

в) бегемот;                            г) черепаха.

  1. В развитии какого представителя животного мира нет стадии куколки?

а) майского жука;                  б) пчелы;

в) комнатной мухи;               г) кузнечика.

  1. Какой камень после обработки называют бриллиантом?

а) рубин;                  б) алмаз;

в) гранат;                 г) изумруд.

  1.  Определи животное по описанию. Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает, как свинья.

а) бизон;                      б) як;

в) лось;                        г) ишак.

Ты справился с работой. Молодец!

Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:

Задание 1. 

Ответ:

1) Уголь (топливо).

2) Гранит (строительство).

3) Нефть (топливо).

4) Мел (строительство).

За верно указанное полезное ископаемое — 1 балл

За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.

Задание 2.

За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.

Задание 3.

Ответ:

Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.

За верно записанное определение – 3 балла.

Задание 4. 

За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.

Задание 5. 

Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.

За каждое верно записанное слово – 1 балл.

Задание 6: 

Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.

«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).

За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.

За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.

Задание 7. 

Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.

За верный ответ – 3 балла.

Задание 8: 

Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.

За каждое верно указанное название животного – 2 балла.

Задание 9:

а) ёж        б) почва        в) курятник        г) снегирь        д)полиэтилен                е) Луна        ж) Кемерово

Задание 10:

б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;

Задание 11:

в) Атлантического;

Задание 12:

в) Земля вращается вокруг своей оси;

Задание 13:

а) Америка;

Задание 14:

г) у папоротника.

Задание 15:

в) бегемот;

Задание 16:

г) кузнечика.

Задание 17:

б) алмаз;

Задание 18:

б) як.

Источник

Конкурсные задания по окружающему миру

Четвертый класс

Первый этап

1.  Назови одним словом.

  • Прочный предмет, который имеет определенную и постоянную форму.                                    

                                                                                             ______________________________________

  • Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками.            

                                                                                               _____________________________________

  • Уменьшенная модель Земли. _____________________________________________________
  • Вид местности (рельеф, растительный и животный мир этой местности).                                      

                                                                                         _____________________________________

  • Линия на глобусе и карте, условно проведенная на поверхности земного шара на одинаковом расстоянии от географических полюсов.                

                                                                                                _____________________________________

  • Самая северная область Земли.  __________ ________________________________________
  • Умение находить на местности стороны горизонта. __________________________________
  • Ровный или холмистый обширный участок суши. ____________________________________    
  • Движение воздуха. ______________________________________________________________
  • Наука о взаимосвязях в природе. __________________________________________________

2.  Найди «лишнее» слово. Подчеркни его.

  • Дикие звери: овца, соболь, кабарга.
  • Оседлые птицы: воробей, свиристель, сорока.
  • Деревья: ольха, калина, ясень.
  • Энергетические полезные ископаемые: уголь, нефть, мрамор.
  • Первоцветы: подснежник, медуница, ромашка.
  • Части света: Америка, Евразия, Северная Америка.
  • Моря Северного Ледовитого океана: Белое, Мраморное, Карское.
  • Полководцы: М.В.Ломоносов, М.И.Кутузов, А.В.Суворов.
  • Животные тундры: лемминг, тюлень, северный олень.
  • Великие князья: Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Александр Невский.

3.  Почему…

     А) … глобус разноцветный?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) … снег хрустит под ногами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) …в  густом молодом березняке поверхность земли голая, нет цветущих растений и зеленой травы? Только прошлогодние листья лежат на поверхности почвы, да кое-где виднеются проростки семян ели.

Читайте также:  Полезные ископаемые по географии 7 класс

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) … так говорят «Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Узнай полезное ископаемое по описанию. Заполни таблицу – укажи название и использование полезных ископаемых.

Свойства

Название

Использование

1.

Черный, твердый, горит, тяжелее воды.

2.

Серый (может быть другого цвета), твердый, колется с трудом, тяжелее воды.

3.

Черный, жидкий, легче воды, горит.

4.

Белый, рыхлый, легко колется, крошится.

  1. Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни.
  • Если ветер подует с севера – похолодает.
  • Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и    

                                                                                         опоздать в школу.

  • Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
  • Если не выучишь урок – получишь двойку, и мама будет ругать.

6. Сделай экологический прогноз о дальнейших изменениях в природе.

А) Отдыхающие в лесу горожане сорвали с корнем все съедобные грибы, а несъедобные растоптали.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)  Из водоема извлекли все водоросли для промышленных целей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Как ты думаешь, какими экологическими знаниями надо обладать, чтобы составлять экологические прогнозы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Восстанови пищевые цепи. Напиши, для какой природной зоны они характерны.

А) _____________             личинка жука усача           дятел              _____________________________.  

Б) Лист дерева          ____________________          синица           _____________________________.

В) Травинка           мышка         ______________________          ______________________________,

Природная зона: ______________________________________________________________________

8.  Рассели грибы по месту их жительства (Имей в виду, что некоторые грибы можно встретить в разных лесах):   

       Белый гриб, маслята, подберезовик, рыжик, подосиновик, волнушка розовая, лисичка настоящая, опята осенние, строчки, сморчки.

Березовый лес

Сосновый лес

9. На твоем пути река. Как перейти реку, не замочив ног?

    Предложи 10 решений выхода из данной ситуации.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Конкурсные задания

Четвертый класс

Ответы

Максимальное количество баллов –

Рекомендуемое время для выполнения работы – 50-60 минут.

1. Всего – 5 баллов (0, 5 балла за слово).

Тело, план, глобус, ландшафт, экватор, Арктика, ориентирование, равнина, ветер, экология

2. Всего – 5 баллов (0, 5 балла за слово).

     Овца, свиристель, калина, мрамор, ромашка, Америка, Мраморное,     М.В.Ломоносов, тюлень, Иван Грозный.

3. Всего – 6 баллов. (А и Б  – по 1 баллу при условии обоснованного ответа;

 В и Г – по 2 балла при условии обоснованного ответа).

      А)  С помощью разных цветов глобус рассказывает о Земле. Каждый цвет – это условное обозначение: голубой – моря, океаны, реки, озера. Чем глубже водоем, тем более темный синий цвет будет на глобусе. Ровные, низкие пространства окрашены в зеленый цвет. Более высокие участки суши, от возвышенностей до гор, окрашены от темно-желтого до темно-коричневого. И т.д.

Б) Это ломаются лучики  снежинок, издавая при этом характерный звук.

В) Здесь мало света, светолюбивые и травянистые растения не растут, но зато создались условия для прорастания семян теневыносливых растений.

Г) В отличие от других клеток организма, клетки мозга не меняются в течение всей жизни. Они просто погибают, а новые на их месте не появляются. Это вызывает различные болезни, например, потерю памяти, нарушения движения и др.

4. Всего – 4 балла (1 балл за правильно написанное полезное ископаемое и его назначение).

1) Уголь, топливо.

2) Гранит, строительство.

3) Нефть, топливо.

4) Мел, строительство.

5.  Всего – 2 балла.

  • Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоги, приведет к гибели многих животных.

6.  Всего – 6 баллов (3 балла за прогноз).

А) Ответ: уменьшится минеральное питание деревьев и кустарников, корни которых срастаются с грибницей. На этом месте грибы больше не вырастут, а значит, пострадают животные, для которых грибы являются пищей и лекарством.

Б)  Погибнут многие животные в водоеме, т.к. начнется кислородное голодание. Животным негде будет укрываться и нечем питаться. Начнут вымирать хищники водоема, потому что им не хватит пищи, т.к. они поймают всех мелких животных, оставшихся без укрытия.

В) – Знания о растениях.

     —  Знания о животных.

     — Знания об условиях их произрастания и проживания.

     — Знания о влиянии организмов друг на друга и на окружающую среду.

7.  Всего – 4 балла.

     Зона лесов.

     А) Древесина – личинка жука усача – дятел – ястреб.

     Б) Лист дерева – гусеница – синица – ястреб (сокол).

     В) Травинка – мышка – ласка (лиса, куница) – сова.

Задание предусматривает вариантность, поэтому следует засчитывать и другие правильные случаи, предложенные детьми.

8. Всего – 5 баллов. Минус 0,5 балла за каждое ошибочное распределение.

Березовый лес

Сосновый лес

Белый гриб

Белый гриб

Подберезовик

Маслята

Подосиновик

Опята осенние

Рыжик

Строчки

Волнушка розовая

сморчки

Лисичка настоящая

9.  Всего – 20 баллов (2 балла за каждое предложенное решение).

Речушка маленькая или это крупная река? Найти мост? Сделать плот? Поможет шест? Лодка? …

Возможность засчитать вариант как правильный принадлежит проверяющему учителю.

Источник