Полезные ископаемые его группы 4 класс
Предмет
Познание мира
Класс 4
урок
Тема урока:
Полезные ископаемые, его группы
Общая цель:
Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использования.
Задачи:
Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Ожидаемые результаты обучения
Вспомнят о полезных ископаемых и его группах;
Смогут классифицировать полезные ископаемые по группам
Смогут дать оценку роли полезных ископаемых в жизнедеятельности человека
Подходы в преподавании: методы и приемы
Мозговой штурм; метод « Вопрос-ответ»; метод «Карусель»; тест.
Основные идеи, отработанные на уроке
Овладение новыми терминами и понятиями
( Месторождение, рудные полезные ископаемые, доменная печь); применение ИКТ
Источники, оснащение, оборудование:
Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык, физическая культура.
Этапы
время
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс
оценивания
Ресурсы
Организационный момент
3 мин
Эмоциональный настрой «Как живёте?»
-Как живёте? (Вот так!)
-Как идёте? (Вот так!)
-Как бежите? (Вот так!)
-Как вы спите? (Вот так!)
-Как даёте? (Вот так!)
-Как берёте? (Вот так!)
-Как сидите? (Вот так!)
ФО: похвала
Музыкальное сопровождение
Вызов
15мин
Мозговой штурм «Покопаемся в памяти».
Дети отвечают на вопросы:
1.Что такое рельеф?
2.Что вы можете сказать о рельефе нашей Страны?
Поддержка
Деление на группы.
ФО: одобрение
Разноцветные листочки
Работа в группах.
Метод « Вопрос-ответ»
Дети в группах составляют по 4 вопроса для другой группы.
Взаимооце-нивание
и самооце-нивание
Карточки для вопросов
Просмотр презентации «Рельеф». Дети по слайдам закрепили тему.
ИКТ Презентация «Рельеф»
Физминутка
ФО: похвала
Музыкальное сопровождение
Работа в группах. Тест.(стр.27)
Природа родного края. Рельеф. |
1.Что такое равнина? |
2.каким цветом равнины обозначаются на карте? |
3.Каким цветом обозначаются на карте низменности? |
4.Из каких частей состоит холм? |
5.Каким цветом обозначают горы на карте? |
6.Что такое песок, глина? |
7.Что называется выветриванием? |
8.Что такое террикон, карьер? |
9.Почему Прикаспийская низменность окрашена на карте тёмно-зелёным цветом? |
10.Каким цветом обозначены на карте пустыни? |
Взаимооце-нивание смайликами.
Тест-карточка
Осмысление
10мин
Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы.
ФО: похвала
Учебник
Метод « Пересказ по кругу»
ФО: похвала и поддержка
Взаимооце-нивание
Дифференциация- проверка знаний учащихся
Просмотр презентации
« Полезные ископаемые».
Дети А-при просмотре добавляют свои знания,
В-записывают новые слова,
С-смотрят презентацию.
Самооце-нивание
ИКТ Презентация
« Полезные ископаемые»
Зачитывание загадок для другой группы.
Взаимооце-нивание
Карточки-загадки
Анализ и самооценивание урока
3мин
— Что узнали?
— Что вы делали для того, чтобы узнать новое?
— Что было легко?
— Что вам помогало в работе?
Звёзды и облачко
Рефлексия
2 мин
Прикрепляют смайлики:
Урок понравился
Урок хороший
Урок не понравился
Смайлики
Запись домашнего задания
2 мин
Д/З:
С-прочитать, ответить на вопросы
В- прочитать, пересказать
А-подготовить вопросы по теме
Источник
Тема урока: «Полезные ископаемые» 1 урок | Школа: КГУ » Гимназия № 2″акимата города Рудного | ||
Дата: 25 сентября | ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна | ||
Класс: 4 «А» | Количество присутствующих: 24 | Количество Отсутствующих: 0 | |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека. | ||
Цели обучения | Все учащиеся могут: осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые. Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой. Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых. | ||
Критерии успешности | Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам; Знают: обозначения полезных ископаемых; уметь находить полезные ископаемые на карте; Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека | ||
Языковая цель | Учащиеся могут: объяснять прочитанное, классифицировать. | ||
Ключевые слова и фразы: месторождение, бассейн, горючие, рудные, нерудные. | |||
Стиль языка, подходящий для диалога: групповая работа | |||
Предыдущее обучение | Формы поверхности Земли. | ||
Ресурсы | учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица у каждого, стикеры, листы оценивания, дидактический материал, тетрадь ученика, рефлексия на доске, презентация к уроку. | ||
План |
Планируемые
сроки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модули программы
1. Вызов
Проверка домашнего
задания в парах
пересказ
Определение цели и задач урока.
Критерии успешности.
Определение уровня знаний.
» Верю — не верю»
Физминутка
Эмоционально психологический настрой
Тренинг «Волшебный цветок»
Учитель держит в руках цветок с разноцветными лепестками( для деления на группы)
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок, отрывают один лепесток.
Листы оценивания.
-Оценочный лист с указанием всех заданий, которые нужно выполнить на уроке.
Знакомство с критериями.
Близко к тексту
Темп
Эмоциональность
—В парах проверить выполнение домашнего задания по критериям оценивания.
— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки:
— Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)
Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?
( нефть)
Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)
Из него медали льют и за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)
— О чем сегодня мы на уроке будем говорить?
— Как назвать все отгадки?
— Сформулируйте тему урока (Полезные ископаемые)
— Давай те попробуем сформулировать задачи урока:
Знать:
Уметь:
Научиться:
— Чтобы на уроке у нас всё получилось и все получили отличные оценки нам нужно прочитать с вами критерии успешности.
— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю» (верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)
— Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
— Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
— Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
— Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
— Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
— Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?
— Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
— Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
— Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?
— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать? — работа на листочках
(ответы детей вывешиваются на доску)
музыкальная
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.
С помощью цветных лепестков цветка происходит деление на 4 группы по 6 человек.
Учащиеся знакомятся, как будут оценивать свои знания.
Ученики отгадывают загадки.
Формулируют тему урока.
Ученики сами формулируют задачи урока, что мы должны знать, уметь, чему научиться.
Например:
Уметь:
классифицировать полезные ископаемые по группам;
Знать обозначения полезных ископаемых;
уметь находить полезные ископаемые на карте;
Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.
Дети читают с доски критерии успешности.
1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.
2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.
3. Работать по контурной карте.
4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.
Учащиеся пишут свои ответы на вопросы и вывешивают на доску
» Ожидания от урока»
Новые подходы в преподавании и обучении.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Формативное взаимооценивание
Оценивание
(заполнение листа оценивания)
Формативное оцениванием- похвала.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Диалогическое обучение.
Обучение критическому мышлению.
Саморегуляция учащихся.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
2. Осмысление.
Побуждение к осмыслению новой темы.
Кластер
Презентация
Чтение статьи учебника
Работа по карте.
Закрепление. «Мозговой штурм»
Творческая работа.
Индивидуальная
Подсчёт баллов
Контроль и оценка успешности на уроке
Ассоциации к словам
» Полезные ископаемые» — работают в группе. презентуют свой Кластер.
Повторить правила работы в группе.
Презентация по теме » Полезные ископаемые Казахстана»
Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.
Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.
По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.
Работа со статьёй учебника стр. 27 -29
Метод » ЗХУ» — чтение с пометками
Заполняют таблицу ( у каждого), презентуют классу, 1 человек от группы.
Оценивание по критериям.
1. Полезные ископаемые ……. 1б
2. Три группы: рудные, нерудные, горючие. 1б
3. Способы добычи: шахта, карьер. 1б
Работа по карте Казахстана по плану группой.
1. Обвести контур Казахстана на контурной карте в рабочей тетради.(стр. 24-25)
2. Нанести условные знаки и подписать города- месторождения.
3. Рассказать всему классу.( 1 ученик от группы)
— время- 5 минут
Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»
— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?
— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?
— А как отвечает нам природа?
— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?
Творческая работа составление » Синквейна» — по теме полезные ископаемые.
Заполнение Листов оценивания, подсчёт баллов.
— Вернёмся к задачам урока
Умею: классифицировать полезные ископаемые по группам;
Знаю обозначения полезных ископаемых;
уметь находить полезные ископаемые на карте;
Научился отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.
Учащиеся работают в группе, составляют кластер, презентуют его своим одноклассникам.
Учащиеся смотрят презентацию, задают вопросы по ходу.
Подготовленные ученики презентуют свой рассказ.
Учащиеся читают статью учебника и заполняют ( проговариваются критерии)
Полезные ископаемые
Что такое?
Три группы
Способы добычи
Учащиеся работают в тетрадях, наносят условные обозначения, подписывают города, презентуют свою работу.
1) Нефть
2) Каменный уголь
3) Природный газ
4) Железная руда
Ученики отвечают на вопросы, обобщают изученный материал.
Учащиеся составляют синквейн по критериям, зачитывают и оценивают, некоторые зачитываются.
Учащиеся подсчитывают количество баллов за все виды работы на роке, переводят баллы в суммативную оценку.
Учащиеся возвращаются к задачам урока и анализируют свою деятельность.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция учащихся.
Обучение критическому мышлению.
Диалог » Ученик -ученик»
ИКТ, диалоговое обучение
» Учитель — ученик»
Обучение талантливых и одарённых.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Критериальное суммативное самооценивание.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Обучение критическому мышлению.
ИКТ
Обучение критическому мышлению.
Диалогическое обучение.
Формативное внешнее оценивание
Диалогическое обучение
» Учитель — ученик»
Работа с одарёнными.
Формативное самооценивание фишками
Работа с талантливыми и одарёнными.
Формативное критериальное взаимооценивание
Суммативное внешнее итоговое оценивание
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция.
Формативное самооценивание.
3. Рефлексия
Подведение итогов.
— Ваши ожидания? Сбылись ли в течении урока?
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Учащиеся анализируют свою работу на уроке.
Новые подходы в обучении.
Саморегуляция.
ИКТ
4. Д/з
1. Работа с материалами учебника.
2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).
3.Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)
Учащиеся записывают в дневник.
Работа включая всех.
Работа в одарёнными и талантливами.
Дополнительная информация:
Дифференциация.
Как вы планируете поддержать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Индивидуальная помощь, поддержка в течении всего урока.
Сильным учащимся — дополнительная информация о полезных ископаемых, разноуровневое домашнее задание.
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?
У детей листы самооценки в видами работы, они их заполняют по ходу всей работы, в конце урока подсчитывают баллы — итоговая суммативная оценка.
Межпредметные связи.
Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.
Литературное чтение, музыка, география.
Рефлексия
Итоговая оценка
1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?
1. Определение целей и задач урока самими учениками, критерии успешности.
2. Работа с листами самооценивания, в конце урока баллы перевели в оценку, каждый ученик получил отметку за урок.
2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?
1. Самостоятельное деление на группы.( на первом уроке я предложила ученикам разделиться на 4 группы, и одна группа работала не могла найти взаимопонимание)
2. Правильное распределение времени на уроке.
3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Ученики могут формулировать цель и задачи урока. Саморегуляция учащихся на высоком уровне: распределение ролей в группе, соблюдение правил работы в группах, защита групп.
По другому взглянула на слабоуспевающих учеников, они могут связно говорить, отвечать у доски, защищать продукт группы, когда их поддерживают товарищи. Высокомотивированные учащиеся чувствовали себя лидерами при работе, иногда принимали решения за всю группу, приходилось вмешиваться в работу групп.
Источник
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
Источник