Полезные ископаемые гранит природный газ известняк

Полезные ископаемые гранит природный газ известняк thumbnail

Урок по окружающему миру в 3 классе

УМК «Планета знаний».

по теме:

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк»

Учитель начальных классов:

Смирнова Татьяна Валериевна

Елизаветино

2011 год

Урок по окружающему миру в 3 классе

УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

— формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

— формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, в паре

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

— формировать положительную мотивацию к обучению.

— развивать познавательную активность, мышление и речь детей

— формировать чувство уважения к товарищу.

 Оборудование:

Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка.

Оборудование для опытов: воронки, лупы, молоток.

Учебники, тетради, карточки с заданиями.

Карта Ленинградской области.

Презентации детей о полезных ископаемых, слайды.

Интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

— Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний учащихся.

— Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее? СЛАЙД №1

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

— Почему стекло лишнее?

— Давайте его уберем.

— Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

— А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

— Давайте найдем перечисленные горные породы в коллекциях

— Какую горную породу не нашли? (Нефть и природный газ) Посмотрите, пожалуйста, в моей коллекции.

— Какие еще горные породы вы знаете?

— Молодцы!

3. Знакомство с новым материалом.

1) Постановка учебной задачи

— Посмотрите на слова, записанные на доске. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Изучать горные породы)

2) «Открытие» детьми нового знания

— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице 60. (Полезные ископаемые)

— Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

— А почему полезные, как вы думаете?

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Почему ископаемые ?

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

— Можно отнести к полезным ископаемым глину, нефть, газ, песок, гранит, известняк. Почему? ( Приносят пользу человеку, их добывают из различных слоев Земли)

СЛАЙД № 2

— Выполним задание №54 в тетради.

— Проверим, что записали? (Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют полезными ископаемыми)

— Для чего добывают полезные ископаемые? (для хозяйственной деятельности человека в больших объемах)

— Где добывают полезные ископаемые? Прочитайте в учебнике на странице 60 первый абзац и найдите, что такое месторождение?

— Прочитаем. Что запишем в тетрадь в задании №55? (Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.)

— Найдите ответ на вопрос. Кто занимается поиском месторождений?

(Геологи)

— Месторождение полезных ископаемых отмечается на карте.

СЛАЙД № 3- Карта Полезные ископаемые Ленинградской области.

-Давайте посмотрим на карту Ленинградской области. У меня карта на доске, а у вас на партах. Работаем в парах. Условными знаками обозначены полезные ископаемые. Рассмотрим условные знаки.

— Назовите, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области.

— Мы посмотрели на карте месторождения полезных ископаемых, которые добывают в Ленинградской области

— А какие полезные ископаемые добывают в нашей Елизаветинской области? ( Известняк и песок)

— Давайте вспомним. Какие три состояния веществ вы знаете?

СЛАЙД № 1

(Жидкое, твердое, газообразное)

— Давайте заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)

Жидкие

Твердые

Газообразные

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

— Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

— Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.

— Что бы ответить на этот вопрос, давайте послушаем проекты ребят про полезные ископаемые, которые они подготовили, используя справочную литературу.

Читайте также:  Щавель чем полезен и как есть

Выступление детей с проектами: «Глина», «Песок», «Гранит», «Известняк». (Презентации детей)

— Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам? (Все вещества отличаются по составу и свойствам)

Выполнение практической работы в группах.

— А теперь давайте попробуем в ходе выполнения практической работы доказать свойства и состав полезных ископаемых, с которыми нас познакомили ребята.

— Каждая группа получит карточку с заданиями.

По ходу выполнения заданий необходимо заполнять таблицу.

— Послушаем, какую работу выполняла 1 группа?

(Сравнивала глину и песок)

— Какую работу выполняла 2 группа?

(Сравнивала гранит и известняк)

— Какую работу выполняла 3 группа?

(Сравнивала песок и гранит)

— Расскажите про опыт, который оказался самым интересным.

— Что же можно сказать про состав и свойства полезных ископаемых в твердом состоянии? (Полезные ископаемые в твердом состоянии отличаются по составу и свойствам)

3) Первичное закрепление.

СЛАЙД № 4

Заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» свойство в нужный столбик)

Глина

Песок

Гранит

Известняк

Сыпучий, из крупинок, зернистый, прочный, не имеет запаха, не пропускает воду, хорошо пропускает воду, прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение, сырая имеет запах, пластичная.

— Назовите одинаковые признаки глины и песка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки гранита и известняка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки песка и гранита?

— Чем они отличаются?

— А теперь каждый выполните такое задание:

СЛАЙД № 5

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок зернистый, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом,

то послышится шипение

известняк пластичная, сырая имеет запах

и не пропускает воду.

(Один ребенок выполняет такую работу у компьютера.)

— Проверим. Поднимите руку те, кто выполнил задание верно

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Что такое полезные ископаемые?

4)Независимая самостоятельная работа с проверкой.

— Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили свойства и состав глины, известняка и гранита и выполним тест.

Тест.

Подчеркни правильный ответ

1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

Ответы:

1. Гранит

2. Песок

3. Глина

4. Известняк

5. Песок

«5»- без ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

— Проверим по карточке с верными ответами и поставим себе оценку.

— Поднимите руку, кто получил «5», «4»

4. Итог урока. Домашнее задание:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Домашнее задание:

1.Прочитать в учебнике с.60-63 и ответить на вопросы.

2. Дополнить свои проекты информацией о применении полезных ископаемых

3. Приготовить проект про полезное ископаемое по плану.

4. В электронный дневник я выложу кроссворд, а вы дома сможете, его отгадать.

План изучения полезного ископаемого:

1. Название. 

2. Образование и состав

3. Свойства

4. Способ добычи. 

5. Значение и применение.

— Оцените работу каждого в вашей группе.

Рефлексия

— А теперь я вас попрошу на вашей карточке с фамилиями оценить свою работу на уроке. Пусть каждый напротив своей фамилии нарисует один из трех смайликов

«Улыбающийся смайлик» — я доволен своей работой на уроке

«Равнодушный смайлик» — я допустил ошибку

«Недовольный смайлик» — надо постараться и успех придет

Источник

Человек широко использует в хозяйстве богатства земных кладовых — полезные ископаемые. Образовались они много миллионов лет назад. И создала их сама природа.Те места, где залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Месторождения отыскивают геологи. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, техника.

НЕФТЬ

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверх­ности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

Нефть — это очень ценное полезное ископаемое. Из неё получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей. Добытая нефть используется не только внутри нашей страны. Мы поставляем нефть и в другие государства. Потребителю это полезное ископаемое доставляется по нефтепроводам, таким длинным подземным магистралям из труб. Нефть также перевозят железнодорожным транспортом в специальных цистернах, а ещё на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Как добывают нефть

Интересное о нефти для детей

Что делают из нефти

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

По мнению учёных, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые в очень давние времена жили на нашей планете.

Читайте также:  Чем полезна банановая кожура для цветов

Природный газ не имеет цвета, он лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем.

Газ — очень хорошее топливо. Его повсеместно широко используют: на электростанциях, в котельных, на фабриках и заводах, в быту. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию. Из недр земли газ добывают с помощью скважин. Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добы­вая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использо­вать, как и обычный природный газ

В разные районы страны и за границу он поступает по газопроводам, которые проложены на тысячи километров от месторождений этого полезного ископаемого. В нашей стране запасы природного газа большие. Россия является одним из крупнейших в мире экспортёров газа. Но несмотря на большие запасы этого полезного ископаемого, нельзя его расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту.

ТОРФ

Торф имеет красно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в условиях болот из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. Между тем, за год может образоваться только слой торфа всего в один миллиметр. Следовательно, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого. Добывают торф открытым способом, потому что все торфяные месторождения расположены на земной поверхности. Раньше торф добывали исключительно вручную, лопатами. В настоящее время добыча производится при помощи специальных механизированных агрегатов. Торф используется в качестве топлива в жилых домах. Его используют и на фермах в качестве подстилки для животных. Кроме того, торф является хорошим удобрением. Использовать торф нужно экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень сложно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за оставленного костра или брошенной спички…

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Уголь образовался в недрах Земли из остатков древних растений. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении оно даёт много тепла.

В хозяйстве уголь используют как топливо. Он также служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Если глубина залегания угля небольшая, его разработка ведётся открытым способом. Для добычи угля с больших глубин используются шахты. 

Как добывают уголь

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Железная руда — это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Железные руды очень отличаются друг от друга по своему составу, наличию вредных и полезных примесей.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. Чугун хрупок, поэтому идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали, начиная от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды. Кроме железа, в железной руде содержатся ценные металлы: ванадий, кобальт, титан. Титан, например, используется при создании современных самолётов и космических ракет.

Как добывают железо

ГРАНИТ

Гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и после этого становится очень красивым. Гранит имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Поэтому его применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий. Залегает гранит глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Как и где добывают гранит

ИЗВЕСТНЯК

Известняк — это довольно прочный камень белого или серого цвета.Интересно, что люди, которые добывают известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (раньше моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ. Известняк с давних пор используют при строительстве зданий, дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни. Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

ПЕСОК и ГЛИНА

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гра­нита. Песок используют в строительстве, а так­же для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые ва­зы. Ведь влажная глина хорошо лепится и со­храняет форму, которую ей придают. Это свой­ство глины называют пластичностью.

Читайте также:  Полезно ли масло расторопши для лица

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины назы­ваются керамическими или керамикой (от грече­ского слова «керамос» — глина).

Из чего делают стекло

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

 ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА КУБАНИ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

ОХРАНА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Россия богата полезными ископаемыми. В нашей стране добывают нефть, природный газ, торф, уголь, гранит, известняк, железную руду и другие полезные ископаемые.
Запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны, а уже использованные месторождения восстановить невозможно. Поэтому необходимо экономно расходовать подземные богатства.

РОЛИК 1

Видеоурок. Полезные ископаемые

РОЛИК 2

Горные породы. Полезные ископаемые

РОЛИК 3

Кладовые земли

Источник

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник