Полезные ископаемые и их свойства окружающий мир
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру «Полезные ископаемые и их свойства» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Свойства Полезных ископаемых их использование Выполнил Салманова Лидия Васильевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 85 г.о. Самара
2 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые?
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Песок используется для изготовления стекла, при плавлении метала и также при изготовлении кирпича.
7 слайд
Описание слайда:
Глина является основой гончарного, кирпичного производства, используется в медицине, косметологии, применяется при изготовлении посуды, игрушек
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Гранит Гранит – горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется для строительства набережных рек, станций метро, памятников, лестниц, создания колонн. Гранит залегает глубоко в земле, в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
УГОЛЬ добывают в шахтах и карьерах
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Известняк широко применяется в качестве строительного материала. Из него получают известь. Особая разновидность известняка – мел. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Известняк добывают в карьерах.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-176182
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема урока: Полезные ископаемые.
Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.
Задачи:
— образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;
— формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.
— коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;
— воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Начнем урок с географической разминки:
1) Какую планету мы изучаем? (Земля)
2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)
3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)
4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)
5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная — атмосфера, водная — гидросфера, твердая — литосфера)
6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)
7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)
8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)
9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)
10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)
11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)
12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).
13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.
14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)
3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.
К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Почему они ископаемые?
3. Почему они полезные?
4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.
-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?
— Где строители берут материалы для построек — песок, глину, камни?
4. Усвоение новых знаний.
Чтобы построить различные здания — жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.
Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.
Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.
Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.
Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.
Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин — экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).
Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие — жидкие или газообразные (газ).
Заполним схему:
строительные
жидкие
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
топливные
газообразные
рудные
Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.
К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.
Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).
В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.
Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.
— Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное — глину.)
5. ФИЗМИНУТКА «Диктант в ладоши».
Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, «диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.
6. Закрепление
Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)
Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
Какие полезные ископаемые ты знаешь?
Для чего людям нужны полезные ископаемые?
Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?
Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?
Как используют собранный металлолом?
Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?
Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (……, а живая природа — это то что дышит, питается, размножается)
— Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? :
1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.
2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.
3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.
7. Рефлексия.
Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.
— Что вам было уже известно?
— А какая информация оказалась для вас новой?
— О чем бы вы хотели узнать больше?
8. Итог
— Какую тему сегодня изучали?
— Что такое полезные ископаемые?
— Почему они ископаемые?
— Почему они полезные?
— Какой из этапов работы вам понравился больше всего?
— Может ли человек прожить без полезных ископаемых?
— Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?
— Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие — то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.
9. Домашнее задание
учебник стр. 24-27
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Другие методич. материалы›Урок окружающего мира по теме «Полезные ископаемые»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Проект урока.doc
Выбранный для просмотра документ презентация урока.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Учебно-методический пакет по теме «Полезные ископаемые» 3-4 классы Полезные ископаемые. Учитель начальных классов Шатохина И.Г.
2 слайд
Описание слайда:
Что означают слова? Польза- хорошие, положительные последствия, выгода. Копать- разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая отваливая землю, доставать, извлекать. отваливая землю, делать углубление Полезные ископаемые- это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
«Пока задача нелегка мне – узнать, что скрыто в каждом камне.» Пётр Комаров
4 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые свойства добыча использование охрана
5 слайд
Описание слайда:
Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
6 слайд
Описание слайда:
1.Какими свойствами обладает нефть ? 2.Как используется? нефть
7 слайд
Описание слайда:
Исследуйте свойства полезного ископаемого заполните то, что уже знаете, определите то, что ещё предстоит узнать. нефть Коричнево-чёрная имеет, резкий жидкая Для получения бензина, красок. Свойства Цвет блеск Запах Состояние в природе Твёрдость, мягкость, пластичность Прочность, хрупкость Способы использования Название
8 слайд
Описание слайда:
Он очень прочен и упруг, Строителям- надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.
9 слайд
Описание слайда:
1.Какими свойствами обладает гранит? 2.Как используется? гранит
10 слайд
Описание слайда:
Этот Мастер Белый-белый В школе Не лежит Без дела Пробегает По доске, Оставляет Белый след
11 слайд
Описание слайда:
1.Какими свойствами обладает известняк ? 2.Как используется? известняк
12 слайд
Описание слайда:
Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
13 слайд
Описание слайда:
1.Какими свойствами обладает каменный уголь? 2.Как используется? Каменный уголь
14 слайд
Описание слайда:
Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением
15 слайд
Описание слайда:
1.Какими свойствами обладает торф ? 2.Как используется? торф торф
16 слайд
Описание слайда:
жидкое маслянистое тёмного цвета горючее имеет резкий запах Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машин- ное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изго- товления тканей.
17 слайд
Описание слайда:
непрозрачное твердое красно-чёрный прочное не горит полируется нет запаха Используется в строительстве .
18 слайд
Описание слайда:
твёрдое тяжелее воды хрупкий белый есть запах Известняк использует- ся в строительстве,слу- жит удобрением, мелом пишут в школе.
19 слайд
Описание слайда:
черного цвета твердое хрупкое тяжелее воды горючее нет запаха Служит топливом. Из него получают краски, лаки, пластмассы. Из каменноугольной смолы получают лекарства.
20 слайд
Описание слайда:
твердое легкое впитывает влагу хорошо горит чёрно-коричневый есть запах хрупкий Служит для удобрения полей, отапливания помещений, для подстилок скоту.
21 слайд
Описание слайда:
Ежегодно из недр Земли извлекают свыше 10 млрд. тонн различных минеральных богатств. Если месторождения залегают на глубине 20-30 м, выгоднее снять верхний слой горной по- роды, дойти до пласта угля, железной руды и вести добы- чу открытым способом. угольный разрез или карьер
22 слайд
Описание слайда:
Глину- в открытых котловинах- карьерах. Гранит и железную руду добывают в горах.
23 слайд
Описание слайда:
шахта С годами многие поверхно-стные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.
24 слайд
Описание слайда:
Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам пере- качиваются к местам переработки и потребления.
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Почему и как нужно охранять полезные ископаемые
27 слайд
Описание слайда:
С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, нужно охранять полезные ископаемые
28 слайд
Описание слайда:
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искус- ственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
29 слайд
Описание слайда:
1 тонна металлолома экономит 2 тонны железной руды. металлолом
30 слайд
Описание слайда:
«Пока задача нелегка мне – Узнать, что скрыто В каждом камне, Но я в геологи пойду, Руду и уголь – всё найду!» Пётр Комаров
31 слайд
32 слайд
33 слайд
Описание слайда:
кроссворд
34 слайд
Описание слайда:
1 Р 2 А Н И Т 6 8 7 3 5 4 9 1. Он очень прочен и упруг, Строителям надежный друг: Дома, ступеньки, постаменты Красивы станут и заметны. И Т Р Г
35 слайд
Описание слайда:
1 Р 2 А Н И Т 6 8 З В Е С Т 7Н Я К 3 5 4 9 6. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. И Т Р Г И
36 слайд
Описание слайда:
1 Р 2 А Н И Т 6 8 З В Е С Т 7Н Я К Е 3 5 Е Л О З 4 9 5. Оно варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… И Т Р Г И Ж
37 слайд
Описание слайда:
1 Р 2 А Н И Т 6 И Н А 8 Л З В Е С Т 7Н Я К Е 3 5 Е Л О З 4 9 8. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. И Т Р Г И Ж Г И Т
38 слайд
Описание слайда:
1 Р 2 А Н И Т 6 И Н А 8 Л З В Е С Т 7Н Я К Е 3 5 Е Л О З 4 Ь О Л 9 Г 9. Он чёрный, блестящий, Он несёт в дома тепло, От него кругом светло Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. И Т Р Г И Ж Г У
39 слайд
Описание слайда:
1 Р 2 А Н И Т 6 И Н А 8 Л З В Е С Т 7Н Я К О С Е 3 5 Е Л О З 4 Ь О Л 9 Г 3. Он о