Полезные ископаемые и минералы для 5 класса

География.  5 класс

Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Планируемые результаты:

предметные:

— должны знать происхождение магматических, осадочных,

   метаморфических горных пород.  

метапредметные:

— должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

— приводить примеры горных пород разного происхождения;

— объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.  

 личностные:  

— проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Характеристика деятельности обучающихся:

— классифицировать горные породы;

— описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

— сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные ресурсы:

— образцы горных пород.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, практическая работа.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Дайте определение понятия «литосфера».

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

 3)Заинтересовать учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно и тоже»! (Состоят из углерода – С!)

III.Изучение нового материала.

(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала)

1.Рассказ учителя.

-Где вы встречали горные породы?

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа с образцами горных пород.

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» — густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные…

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Читайте также:  Допустимая полезная нагрузка на перекрытие это

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ учителя.

Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, — вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

         Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

          Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

IV.Закрепление изученного.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные — метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные — органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные — осадочные).

V.Домашнее задание.

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

VI.Дополнительный материал.

Предложить сказки Бажова прочитать.

Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Задание 1.

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам дополнительные очки.

Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.

Источник

Предмет

География

Класс

5

УМК

  • Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
  • Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. ( DVD)
  • Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
  • Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
  • «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.
  • Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
  • Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов действий

Тема урока

Горные породы и минералы, полезные ископаемые

Цель урока

Организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании

Задачи урока

(планируемые результаты)

  • формирование представлений о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении , организация усвоения основных понятий по данной теме (предметный результат); 
  • развитие умения работать в команде, формировать умение  объяснять способы образования горных пород и минералов  при работе с текстом учебника (метапредметный результат); 
  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физической географии, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения

проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная, групповая, в парах

Средства обучения

доска, проектор, ноутбук, инструкция  «Описание горных пород», коллекция горных пород и минералов

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

организация  своего рабочего  места.

Самоконтроль готовности к уроку

2. Постановка цели и задач урока

Звучит мелодия Э. Грига «В пещере горного короля».

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки — это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету-Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина

 Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень, Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу.

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах сегодня пойдёт речь?

-Как думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

-С чем мы сегодня познакомимся?

 выделяют и формулируют познавательную цель

Формулиро-

вать познавательную цель

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Читайте также:  Налог на добычу полезных ископаемых ндпи нефть

Выражать свои мысли

Самостоятельно обнаруживают и формулируют  учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

3. Актуализация знаний

— Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

— Где еще можно встретить горные породы?

Сколько минералов может входить в состав горных пород?

— Что мы знаем о горных породах?

-Какие горные породы вы знаете?

-Что такое полезные ископаемые?

-Для чего людям полезные ископаемые?

ориентируются в своей системе знаний.

Подбор нужной информации

доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

умение выражать свои мысли

оценка — выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

ставят учебные цели и задачи урока;

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

4. Первичное усвоение новых знаний

1.  В начальной школе вы уже знакомились с горными породами и минералами. Чем горная порода отличается от минерала? (если затрудняетесь, обратитесь к учебнику, с.71.)

— Сформируем представление о происхождении и видах горных пород, пользуясь   текстом учебника на стр.71.

Задание: Пользуясь схемой «Виды горных пород» с.71 и текстом учебника с. 72 составьте рассказ о происхождении и видах горных пород»:                                                                 1 ряд – магматические                                            2 ряд – осадочные                                                    3 ряд – метаморфические

Отчет  каждой группы учащихся, сопровождающийся слайдами

 2. Фронтальная беседа:

    — А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

    — А из чего делают автомобили, самолёты?

    — Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

    — Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

   — А почему они полезные? (Ответы детей)

 Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

    — Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

    — К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

     — А какое значение имеет топливо?

     — При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

     — Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

     — Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

     — Молодцы. Перейдём к третьей группе.

     — Как вы думаете, почему они называются строительными?

     — Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

По ходу беседы уч-ся заполняют таблицу:

Рудные (металлические)

 Нерудные

(Строительные)

   Горючие

Железная руда      

гранит

уголь

известняк

нефть

песок

торф

глина

природный газ

3. Выполнение практической работы. 

— Сейчас мы отправимся  в научную лабораторию по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь  и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2 . Определить цвет, прозрачность.

3. Твёрдость.

4. Блеск.

5. Где можно использовать, применить.                                                     На столах лежат образцы полезного ископаемого и план его описания:        Задание: Заполнить таблицу, пользуясь коллекцией горных пород и минералов.

Фамилии, имена учащихся

Название минерала

Цвет

Твердость

Блеск

Использование в хозяйстве

Самостоятельное применение знаний

работают с текстом учебника, осуществляютпоиск нужной информации из учебного текста и схемы,  

извлекают необходимую информацию из прослушанного текста; строят логические рассуждения

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

Читайте также:  Топ 10 полезных фруктов и овощей

структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Поиск и анализ информации

сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.

  вступают в диалог, приводят аргументы

выражают свои мысли полно и точно; работают в парах.

умение выражать свои мысли 

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.

 Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно.

отвечают на поставленные вопросы

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью

отвечают на поставленные вопросы

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

5. Первичная проверка понимания

  1. Заполнение таблицы в соответствии с происхождением горных пород.

Задание: распределить предложенные горные породы в соответствии с происхождением в 3 колонки:

Магматические                         осадочные                             метаморфические

Горные породы: гнейс, мрамор, известняки, глинистые сланцы, мел, песчаник, каменный уголь, торф, поваренная соль, каменная соль, глина, песок, галька, пемза, щебень, гранит.

анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод

анализировать, сравнивать и обобщать факты

управляют поведением, формируют

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

управление поведением, контроль,

коррекция, оценка  действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

контроль, оценка, коррекция знаний.

Объективно оценивать свои знания

6. Первичное закрепление

Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина)

2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

9. Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод

анализировать, сравнивать и обобщать факты

Высказывают своё предположение

Умение ысказывать своё предположение

коррекция знаний.

коррекция знаний.

7. Домашнее задание

Параграф 21, задание №8 найдите в интернете информацию о горных породах своей местности, опишите, как люди их используют.

соотносят то, что уже известно и

усвоено

учащимися, и

того, что ещѐ 

неизвестно.

постановка

учебной задачи на

основе

соотнесения того,

что уже известно и

усвоено

учащимися, и

того, что ещѐ 

неизвестно.

8. Итог урока

1) Осадочные горные породы

а) песок,  

 б) мрамор,

в) гранит,      г) базальт,

д) мел,      

  е) каменная соль

2) Магматические горные породы

3) Метаморфические горные породы

  1. Тестирование:
  2. 1.Установите соответствие:
  1. 2.Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы

2

Примером изверженной магматической горной

 породы может служить базальт

3

Осадочные горные породы могут образовываться при выпадении в осадок

 различных веществ, которые были растворены в воде

4

Магматические горные

породы возникают их метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления

5

Уголь, нефть, известняк,

 мел – все эти горные породы являются осадочными органическими

  1. 3. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:

Золото

Мрамор

Сахар

Соль

Гранит

Дрова

Природный газ

Нефть

Стекло

Каменный уголь

Лёд

Песок

Базальт

Глина

Мел

Обсуждение и выставление оценок

Сопоставляют , оценивают варианты ответов

Сопоставлять , оценивать

Принимают решение при выборе варианта ответа

управление поведением

контроль, анализ ответа учащегося.

самоанализ, самооценка

9. Рефлексия

Под музыку:

А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились с заданиями? Где вы испытали затруднение? Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен…

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Источник