Полезные ископаемые их разведка и добыча 4 класс

Полезные ископаемые их разведка и добыча 4 класс thumbnail

УМК «Гармония»

Урок по окружающему миру на тему:

Полезные ископаемые. Их добыча.

Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;

           познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами

           их добычи;

           познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

           развивать  познавательную активность; умение характеризовать

          объекты окружающего мира; экологическое мышление;

           воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к

           окружающему миру

Ход урока.

     1.Организационный момент.

     Психологический настрой:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому,

Внимание мое растет

Память моя крепка

Голова мыслит ясно

Я хочу учиться,

Я готов к работе

Работаю …

2. Введение в тему урока:

— Из чего построена школа, в которой вы учитесь?

— С помощью чего можно приготовить обед?

— На каком топливе работает двигатель автомобиля?

— Чем выложены дороги?

— Из чего сделаны украшения?

— Где человек взял необходимые ему в быту материалы?

      3. Сообщение темы, цели урока.     Слайд №1.

          — Что же называют полезными ископаемыми?

      Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, — это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

      Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

      Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.

4.Работа по учебнику. 

   — На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

   — А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.

Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.

          — Так на  какие группы можно распределить полезные ископаемые?

Слайд №2

— какие полезные ископаемые относятся к твердым?

Слайд №3

— какие полезные ископаемые относятся к жидким?

Слайд №4

— какие полезные ископаемые относятся к газообразным?

Слайд №5

    -Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои полезных ископаемых.

       5. Физминутка.

       6. Как находят полезные ископаемые?

          — Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?

          Слад №7.

          — Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.

          — Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)

        7. Условные знаки полезных ископаемых.

            — Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

           Слайд №8.

           — Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

         8. Как добывают полезные ископаемые.

           Слайд №9.

           -Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?

            ( песок, глину, нефть, природный газ)

        9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

            — О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.

                     — уголь

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

                     — нефть

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах — нефтеналивных танкерах.

                     — природный газ

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

         10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.

            — А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.

            Слайд №10. (проверка)

        11.Экологические проблемы.     Слайд №11.

              — Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие  же экологические проблемы   возникают

— при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);

— при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);

— при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).

Все эти экологические проблемы решают экологи.

        12. Итог урока.

              — Что называют полезными ископаемыми?

              — На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

— Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.

В классе висят условные знаки:

                                 — нефть

                                 — природный газ

                                 — каменный уголь

                                 — железные руды

                                 — золото

                                 — медные руды

              — Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)

        13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их

добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.

        14. Рефлексия.

— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

Все замечательно, можно двигаться дальше

Усвоил хорошо

Еще испытываю затруднения

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» ( 4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Полезные ископаемые их разведка и добыча 4 класс

2 слайд

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр З

Описание слайда:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

3 слайд

Слои полезных ископаемых

Описание слайда:

Слои полезных ископаемых

4 слайд

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металли

Описание слайда:

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

5 слайд

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды

Описание слайда:

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

6 слайд

кварц		слюда		полевой шпат (белые		(чёрные		 (розовые зёрна)		 зёрна)		 зёрна

Описание слайда:

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

7 слайд

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5.

Описание слайда:

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

8 слайд

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В

Описание слайда:

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

9 слайд

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В в

Описание слайда:

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

10 слайд

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяе

Описание слайда:

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

11 слайд

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорош

Описание слайда:

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

12 слайд

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Описание слайда:

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

13 слайд

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, извест

Описание слайда:

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

14 слайд

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёр

Описание слайда:

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

15 слайд

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КА

Описание слайда:

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

16 слайд

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Описание слайда:

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

17 слайд

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Описание слайда:

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

18 слайд

Буровая платформа для добычи нефти.

Описание слайда:

Буровая платформа для добычи нефти.

19 слайд

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Описание слайда:

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые их разведка и добыча 4 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые их разведка и добыча 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые их разведка и добыча 4 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые их разведка и добыча 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-448374

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Вхожде-ние в тему

3 мин

— Что это?

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Что за страшный камень это?

Непонятного он цвета…

Он из зерен состоит,

Называется… (Гранит)

Без него не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи. (Железная руда)

— О каких предметах были все загадки?

— Какая же тема и цель нашего урока?

Беседа, работа с загадками

Фронтальная

Выдвигает проблему

Подводит к формулированию детьми темы и цели урока

Формулируют тему и цель урока

 Формирование умения регулировать свою деятельность;

 — применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Формирование регулятивных УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

— работать по плану, предложенному учителем.

Проверка домашне-

го задания

5 мин

Тест «Чем различаются минералы»

1 вариант

1. Горные породы состоят:

а) из минералов;

б) зерен.

2. Грифель карандаша сделан:

а) из слюды;

б) графита;

в) кварца;

гипса.

3) Форма слюды:

а) овальная;

б) зерна;

в) пластинка;

г) песчинка.

4) Самый твердый минерал:

а) топаз;

б) алмаз;

в) золото;

г) корунд.

5) Поваренная соль:

а) графит;

б) слюда;

в) галит;

г) рубин.

6) Каменные сосульки с потолка-это:

а) сталактиты;

б) сталагмиты.

2 вариант

1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют:

а) алмаз;

б) гранит;

в) мрамор;

г) песок.

2. Песок-это разновидность минерала:

а) кварца;

б) слюды;

в) гипса;

г) апатита.

3. Самый мягкий минерал-это:

а) гипс;

б) флюорит;

в) тальк;

г) топаз.

4. Минерал, который называют камнем плодородия:

а) апатит;

б) алмаз;

в) кальцит;

г) гипс.

5) Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы:

а) глина;

б) алмаз;

в) гипс;

г) тальк.

6) Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:

а) сталактиты;

б) сталагмиты.

Тестиро-вание

Индивидуальная

Предлагает индивидуальные задания

Организует взаимопроверку

Выполняют задания по карточкам

Осуществляют взаимопро-верку

Оценивают результат

Познавательные-

общенаучные (структурирова

ние  знаний, рефлексия)

регулятивные-

контроль

Стадия вызова

 Стадия осмысления

Домаш-нее задание

Стадия осмысле-ния

5 мин

5 мин

2 мин

13 мин

— Итак, что же сегодня на уроке нас ожидает?

— Верно, вы узнаете много интересного о полезных ископаемых.

— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождением. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть.

— Предлагаю рассмотреть свойства, способы добычи, использование полезных ископаемых и вред или пользу они приносят человеку.

(Способы добычи. Свойства.                          

Полезные ископаемые

Использование                      

  Как находят)

— А теперь откройте учебник на стр 88, читая текст делайте на полях пометки:

«V» — я уже знал эти сведения;

«+» — новая информация;

«?» — я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» — я думал иначе.

— Что нового вы узнали о полезных ископаемых?

— О чем вы думали по-другому?

— С какими сведениями вы не согласны?

— Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (вопросы записываются на доске)

— На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.

— Кто желает приготовить ответы на сложные вопросы? (дети выбирают себе вопросы)

— Узнаем, как находят полезные ископаемые (рассказ учителя)

Сделаем вывод.

— Посмотрим на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.

— Обратите внимание на экран (показ изображения шахты, скважины, карьера)

— Докажите, о чем будем говорить дальше.

— Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих устройств? (рассказ учителя о способах добычи полезных ископаемых)

— Как же перевозят полезные ископаемые к месту переработки?

— Сегодня прозвучало сообщение, при перевозки нефти по Каспийскому морю, произошла поломка танкера и утечка нефти.

—  К каким последствиям это может привести?

( Экономические проблемы, которые возникают при разработке месторождений:

-нарушаются места обитания растений и животных;

-при добыче засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды;

-при транспортировке разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение.)

Беседа

Рассказ

Приём ТРКМЧП

кластер

Приём ТРКМЧП

«инсерт»

Беседа,

опрос

Приём ТРКМЧП

«Тонкие и толстые вопросы»

Работа с картой

Видеометод-

работа со слайдами,

рассказ.

Экономическая проблема

Фронтальная

Групповая

Групповая

Индивидуальна

Фронтальная

Фронтальная

Групповая,

фронтальная

Уточняет понимание учащихся поставленной цели урока

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку

Организует поисковую работу обучающихся, самостоятель-ную работу с учебником

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Формулирует задание

Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе

контролирует выполнение работы

организует коллективную проверку

Анализируют, отвечают на вопрос учителя

Слушают рассказ, делятся своими впечатлениями

Заполняют кластер, высказывают свои предположения в группе

Читают текст, анализируют, подчеркивают характеристи-ки.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Выбор посильного домашнего задания и запись в дневник.

Формулируют выводы наблюдений

Отвечают на вопросы учителя

высказывают свое мнение

Работают в группе, высказывают свои предположения

Регулятивные

УУД:

-целеполагание.

Формирова

ние умения слушать.

Познавательные-развитие памяти, мышления.

Коммуникативные:

— умение работать в группе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми;

— высказывать свое мнение;

-умение работать в паре по решению поставленных проблем;

— вырабатывать  совместные решения при работе в паре

познавательные-

логические-

постановка цели и плана действий;

общенаучные-поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные-оценивание.

Регулятивные-коррекция.

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— высказывать свое мнение;

-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

— вырабатывать  совместные решения при работе в четвертках;

— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД: анализировать сравнивать, группировать различные факты.

Стадия рефлек-сии

Итог урока

8 мин

4 мин

1. Исправление кластера, его дополнение

— Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (кластер исправляется на доске и в группах)

— Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи.

-Что же нового вы узнали?

-Чему удивились?

— О чем хотели бы узнать?

2. Определение причинно-следственных связей.

— От чего, торф добывают там, где болота?

— От чего зависит добыча полезных ископаемых?

— Почему некоторые горные породы называют бесполезными?

3.

— Напишите синквейн на тему «Ископаемые»

1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);

2-я строка-описание темы (2 прилагательных);

3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

(       Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

        Недра.)

4. Оценивание работы группы

— Какая работа вам понравилась? Где трудно было работать? Почему?

5.Самооценка

— У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

-Кто сделал для себя открытие? (синий)

— Кто может сказать, я активно работал на уроке! (красный)

— Кому на уроке было интересно? (зелёный)

-Кому урок подарил хорошее настроение? (желтый)

Прием ТРКМЧП

Работа с кластером

Беседа

Прием ТРКМЧП

синквейн

Беседа

Работа с моделями

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Подводит учащихся к выводу о качестве проделанной работы

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи изученного материала

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Осуществляют самооценку

Регулятивные

УУД: формирование умения оценки и саморегуляции; коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные-структурирова-ние знаний.

Формирование

коммуникативных УУД:

— слушать и понимать речь других;

— высказывать свое мнение;

-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

— вырабатывать  совместные решения при работе в паре;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формирование регулятивных УУД:

— учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Источник