Полезные ископаемые иркутской области 4 класс

Полезные ископаемые иркутской области 4 класс thumbnail

На территории Иркутской области добываются бурый и каменный уголь, железная руда, золото, каменная соль, цементное и облицовочное сырье, огнеупорные глины, каолин, гипс и др. Горнодобывающая промышленность в структуре промышленной продукции Иркутской области занимает 11 %. В структуре стоимости продукции горнодобывающей промышленности золото занимает 47%, уголь — 28%; железная руда — 18%, прочие полезные ископаемые — 7%. Иркутская область занимает четвёртое место в России по добыче золота. Его добыча ведётся из россыпей, 95% золота добывается в Бодайбинском районе. Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 2,6 млрд т, газа — 7,5 трлн кубометров. Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Основной объем добычи производится на трёх месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском. На территории области расположены Ангаро-Илимское газовое месторождение, Ангаро-Ленское газовое месторождение, Ковыктинское газовое месторождение, Верхнечонское нефтяное месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение, Иркутский угольный бассейн, месторождение золота Сухой Лог.

Геология Иркутской области

Особенности геологического строения региона обусловили нахождение в Иркутской области широкого разнообразия месторождений полезных ископаемых. В платформенной части открыты и разведаны месторождения ископаемого угля, каменной и калийной солей, углеводородного сырья, огнеупорных глин, широкого спектра сырья для производства строительных материалов, железных руд, гидроминерального сырья. В складчатых областях на территории Иркутской области расположены уникальный Ленский золотоносный район, Мамско-Чуйская слюдоносная провинция, Восточно-Саянская редкометальная провинция, различный комплекс горнорудного и горнохимического сырья: талька, цементных известняков, облицовочного камня, камнесамоцветного сырья, нерудного сырья для металлургии и другие.

Имеются серьезные основания для выявления месторождений марганца, алмазов, полиметаллов, олова, самородной серы, а также для существенного улучшения минерально-сырьевой базы традиционных полезных ископаемых.

В настоящее время на территории Иркутской области в значительных объемах добываются бурый и каменный уголь, железные руды, золото из россыпей, каменная соль, цементное, облицовочное сырье, огнеупорные глины, стекольные и формовочные пески, гипс, цветные камни, минеральные строительные материалы. Горнодобывающий комплекс в выпуске промышленной продукции области составляет 11%. В структуре стоимости производимой горнодобывающим комплексом продукции на долю золота приходится- 47%, угля — 28%; железной руды — 18%; прочих полезных ископаемых — 7%, в том числе нефти и газа — менее 1%.

Углеводородное сырье

На сегодня Восточная Сибирь по величине прогнозных ресурсов нефти и газа относится к числу потенциально наиболее благоприятных геологических объектов в материковой части России.

Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов только в пределах Иркутской области составляет: по нефти — 2050 млн. т., по газу — 7,5 трлн.м³. Разведанные запасы нефти и газа в пределах Сибирской платформы на сегодня позволяют рассматривать Восточную Сибирь, как один из перспективных регионов для создания нового центра добычи углеводородного сырья. В Иркутской области открыты крупные месторождения — Ковыктинское (газ), Верхнечонское, Ярактинское, Дулисьминское (нефть, газ).

Открытые и разведанные в Иркутской области месторождения нефти и газа уже в ближайшее время могут стать реальными эксплуатационными объектами.

Промышленная добыча углеводородного сырья в перспективе может стать одной из базовых отраслей в горнодобывающем комплексе Иркутской области. Эффективность разработки месторождений может быть существенно повышена за счет комплексного использования и попутных компонентов: гелия, конденсата, других легких углеводородных компонентов, а также попутных высокоминерализованных рассолов.

В Иркутской области к началу 2006 года открыто 11 месторождений углеводородного сырья, доказанные запасы газа составляют 2,27 триллиона кубометров, начальные суммарные ресурсы газа составляют более 11 триллионов м³.

Доля минерально-сырьевого комплекса в региональном валовом продукте в 2009 составляла только около 9%

Уголь

Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, южной части Тунгусского бассейнах, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Ресурсы ископаемых углей в области на 01.01.2000 года — 46 млрд. тонн, из которых балансовые запасы по кат. А+В+С1 составляют 8.2 млрд. тонн, запасы кат. С2 — 6.2 млрд. тонн.

Основная часть учтенных запасов (96%) сосредоточена в Иркутском бассейне на юге области, здесь же добывается основная масса угля: каменного и бурого. Иркутский бассейн располагает углями от зрелых бурых (БЗ-18%), длинно-пламенных (Д-44%) до газовых жирных (Г6-ГЖ-38%). Основная масса добываемого малосернистого угля используется в энергетике.

Основной объем добычи производится на трех месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском.

Иркутский угленосный бассейн простирается с юго-востока на северо-запад, от Иркутска до Нижнеудинска. На его территории выявлено около 40 месторождений: Черемховское, Тулунское, Азейское, Мугунское, Каранцайское, Ново- Meтeлкинскоe, Базойское, Ишuдейское и. др. Общие геологические запасы угля составляют 180 млрд. т.

Канско-Ачинский угленосный бассейн находится на западе области и является восточной оконечностью Канско-Ачинского бассейна, основная часть которого сосредоточена в Красноярском крае. Угли бурые, высокозольные, залегают пластами среди юрских образований, неглубоко от земной поверхности. Изучены три месторождения: Урало — Ключевское, Кантарское и Шиткинское. Общие геологические запасы 1,1 млрд. т и балансовые — 100 млн. т.

Читайте также:  Что полезно а что вредно здоровый образ

Тyнгyсский угленосный бассейн в основном находится в Красноярском крае, на территорию, нашей области заходит его восточная часть с рядом месторождений в Усть-Илимском (Жеронское, Зелендuнское) и в Ербогаченском районах.

Золото

Иркутская область по добыче золота традиционно занимает третье-четвертое место в России (10% от общероссийской добычи), золото до настоящего времени извлекается исключительно из россыпей. Более 95% золота области добывается в Бодайбинском районе, за 150 лет из его недр извлечено порядка 1200 тонн учтенного металла.
Государственным балансом запасов на территории Иркутской области учтено 320 россыпных и 6 рудных объектов. По подготовленным запасам рудного золота область занимает первое место в стране, велик ресурсный потенциал и россыпного золота, что позволяет рассматривать Иркутский регион как один из наиболее привлекательных для инвестирования развития золотодобычи.

Иркутская область обладает крупнейшей в России рудного золото, включающей разведанные месторождения Сухой Лог, голец Высочайший, Вернинское, Первенец, оцененные Догалдынское, Центральное, Юбилейное, Невское, Кавказ, Ергожу, Гурбей и около 40 перспективных рудопроявлений.

Ленская золотоносная область занимает значительную часть Патомского нагорья. Наибольшую известность и хозяйственную значимость приобрел Бодайбинский золотоносный район. Среди метаморфических сланцев, прорванных разнообразными интрузивными породами, находится коренное золото, а в древнечетвертичных и современных отложениях — россыпное. Эксплуатация золотоносных россыпей в Бодайбинском районе ведется беспрерывно с 1843 г.по настоящее время. Здесь были — найдены самородки золота весом 12,337 кг; 10,103 кг; 6,5 кг и менее, хранящиеся в Алмазном фонде России. Перспективы Бодайбинского золотоносного района связаны с развертыванием работ по добыче коренного золота.

Объем добычи золота в 2002 году в Иркутской области составил 16 тонн, что является рекордным показателем за весь период добычи золота

Железные руды

Разведанные и подготовленные к промышленному освоению запасы железных руд области составляют 1895582 тыс.т кат. В+С1; 16273958 тыс.т кат. С2 прогнозные ресурсы по состоянию на 01.01.1998 годы равны 13585 млн.т.

Месторождения железных руд сосредоточены в четырех рудных районах: Ангаро-Илимском, Ангаро-Чунском (центральная часть Иркутской области), Ангаро-Катском и Иркутно-Китойском (соответственно север и юг Иркутской области).

Железная руда, сосредоточена в Ангарской железорудной провинции и Байкальском железорудном бассейне. В Ангарской провинции открыто свыше 30 месторождений, объединенных в Присаянский, Чунский, Ангаро-Илимский и Ангаро-Катский районы. Общий запас железной руды — 4,5 млрд. т. Содержание железа в руде колеблется от 30 до 70% (в среднем 35-40%), примеси серы и фосфора невелики. Месторождения находятся вблизи железной дороги, Братской и Усть-Илимской ГЭС.

Другие полезные ископаемые

Из широкого круга неметаллических полезных ископаемых на территории Иркутской области в эксплуатации находятся месторождения огнеупорных глин, магнезита, формовочных и стекольных песков, каменной соли, талька, гипса, облицовочных камней, слюды-мусковита, полудрагоценных и поделочных камней и минеральных строительных материалов.
Калийная соль находится в Непском калиеносном бассейне, обнаружена геологами во время поиска нефти. Калиеносный бассейн занимает площадь в 20 тыс. км2, в нем сосредоточено свыше 70 млрд. т высококачественной калийной соли. Эта самый крупный калиеносный бассейн не только в России, но и в мире.

Гипс. В области установлено около 40 месторождений гипса с промышленными запасам и около 400 млн. т. Особое место занимает Унгинский гипсоносный район в треугольнике
Тыреть — Разъезд – Делюр -Первомайск, где ведется разработка гипса. Он залегает в виде пластов, линз и гнезд среди нижнекембрийских доломитов и известняков. Мощность пластов колеблется от 1 до 25 м. Bтopoe кpyпнoe месторождение Заларинское. Здесь прослеживается два пласта гипса: верхний мощностью 10-18 м и нижний 5-8 м. Гипс используется, в строительстве, медицине, в сельском хозяйстве, в химической промышленности.

Тальк. Онотское месторождение талька относится к числу крупнейших в стране. Запасы достигают 4 млн. т. Месторождение находится верхней части бассейнов рек Онота и Малой Белой. Тальковые жилы расположены по горизонту доломитов и магнетитов докембрия.
На базе месторождения работает рудник, продукция которого вывозится за границу.

Графит. Ботогольское месторождение графита в Восточном Саяне между реками Уриком и Китоем является лучшим в России. Открыто финским промышленником Алибертом в 1848 г. который начал его добывать является лучшим в России. Открыто финским промышленником Алибертом в 1848г., который начал его добывать и вывозить в Германию на карандашную фабрику Фабера. Кроме Ботогольского месторождения графита имеются месторождения на реках Нижней Тунгуске и Курейке. Всего в области известно 18 месторождений графита.

В области имеются Малобыстринское месторождение лазурита, открытое в 1820-1851 гг. Пермикиным , и месторождение нефрита в Восточном Саяне, открытое С.С.Щуркиным.

Известняки имеют широкое распространение на берегу, Байкала от мыса Кадильного до Бугульдейки, в долинах Иркута, Олхи, Тойсуке, Малой Ерети и др. Они используются для изготовления цемента, производства соды, карбида кальция.

Читайте также:  Если в квартире фикус чем он полезен

Мрамор. Наиболее известным является Слюдянское месторождение мрамора, на базе которого работает горнодобывающее предприятие АО «Перевал». Олхинский известковый завод из слюдянского мрамора нужно отметить Ольхонское, Цаганходинское, Тюменское.

Глины. имеют широкое распространение, используются для производства кирпича, черепицы облицовочной плитки. Наибольший интерес представляют Трошковское и Каменское месторождения огнеупорных глин, являющиеся базой для Хайтинского фарфоро -фаянсового завода и Ангарского завода керамических изделий.

Гравийно-песчаные смеси. Как и глины, широко распространены, они лежат в аллювиальных отложениях островов и речных трасс. На базе Тулунского месторождения кварцевых песков работает Тулунский стекольный завод. Кварцевые пески, Харгино (побережье Байкала): использовались бывшим Тальцинским стекольным заводом.

Приведенное описание полезных ископаемых не исчерпывает всего их разнообразия. Предстоит их детальное изучение и открытие новых.

Иркутская область располагает практически всеми видами минерального сырья, что позволяет развивать, в больших масштабах промышленно производство, направленное на улучшение социальных условий населения.

Область является одним из важнейших районов страны по подготовленным к освоению запасам и прогнозным ресурсам редких металлов и особенно ниобия и тантала, лития и рубидия. Среди месторождений Саянской редкоземельной провинции выделяются Белозиминское и Вишняковское, крупные прогнозные ресурсы некоторых редких металлов (литий, цезий и др.) содержатся в высокоминерализованных рассолах Ангаро-Ленского солеродного бассейна.

Ссылки

  1. Минеральные ресурсы // Портал Иркутской области
  2. Наука Сибири

Источник

Урок окружающего мира в 4 Б классе МБОУ «СОШ №35» г. Братска

Тема: Полезные ископаемые твоего края.

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать важную роль в экономике страны.

Развивающая:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы и доказательства.

  • Развивать умение сворачивать информацию в таблицу.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

  • Воспитывать уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

  • Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • учебник по окружающему миру 4 класс

  • рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир

  • образцы полезных ископаемых

  • план рассказа о полезном ископаемом

  • компьютерная презентация

  • карта Знаний

Ход урока:

1.Организационный момент. (сл.1)

Психологический настрой. Круг радости.

— Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра.

Нам урок начать пора.

2.Актуализация знаний

— А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем? «Твой край – часть великой России». (сл.2)

Да, мы продолжаем путешествовать по родному краю. А как путешествовать легче, интереснее: в одиночку или компанией? Конечно, даже в песне поётся «Вместе весело шагать по просторам…»

— Тогда, какую форму работы мы будем использовать на уроке? (Групповую)

Правила работы в группе.

— Давайте, вспомним правила работы в группе.

  1. Работать дружно.

  2. Уметь слушать мнение своего друга.

  3. Не выкрикивать.

  4. Работать тихо.

-Какие источники информации нам могут помочь?

(учебник, карта Иркутской области, «карты знаний»)

— Положите перед собой «Карту знаний».

— Рассмотрите её и скажите, что мы уже знаем по этому разделу.

Уже знаю: на доске (карта знаний)

Географическое положение своего края

Часовой пояс, в котором находится наш край

Поверхности и водоёмы нашего края

Что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить природу своего края.

— А теперь « карты знаний» убрали в папочку.

Учитель: А чтобы узнать, как вы это усвоили, мы проведём тест: (На слайдах 3-5)

Проверка и запись результатов в листок достижений. (сл.6)

Почему некоторые ребята допустили ошибки при выполнении теста?

— Вам необходимо в «картах знаний» отметить для себя красные вопросы в той теме, где были допущены ошибки.

Окажите своим одноклассникам помощь в группах, проведите коррекцию знаний, дополните свои «карты знаний» необходимыми данными, не забывайте пользоваться нашей большой «картой знаний».

-Что у вас получилось? (Выступления учащихся — старших в группе)

3.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, а вы хотите узнать, что будем изучать сегодня? Тогда я приглашаю ко мне представителя от каждой группы. На столе у меня лежит чудесный мешочек, который, возможно, поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Дети по очереди трогают предметы)

— Посовещайтесь, пожалуйста, что вы потрогали и назовите тему сегодняшнего урока. (сл.8) (Полезные ископаемые)

— А если, мы путешествуем по родному краю, то можете уточнить тему урока? («Полезные ископаемые твоего края»)

— Какие поставим для себя цели? (изучить полезные ископаемые родного края) (сл.9)

Читайте также:  Что полезно при язве двенадцатиперстной кишки

4.Работа по теме урока.

— Полезные ископаемые мы изучали в 3 классе.

— А давайте вспомним, что такое «полезные ископаемые»? (сл. 10)

(Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

— Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?

— А что вам интересно было бы узнать о полезных ископаемых нашего края?

(Какие полезные ископаемые залегают в Иркутской области. Где их добывают? Как и кто добывает?)

— А кто из вас ответит уже сейчас на последний вопрос: кто добывает полезные ископаемые? (Полезные ископаемые добывают геологи) (сл.10)

— Для чего человек добывает полезные ископаемые? ( Он их использует для хозяйственных нужд)

— Где использует в своём хозяйстве? (В быту: свет, тепло, приготовление пищи, на производстве: для выплавки металлов, в радиоэлектронике, в строительстве и т.д.)

— На прошлом уроке в качестве домашнего задания группе ребят было предложено найти сведения о некоторых полезных ископаемых нашего края и сделать небольшое сообщение. Мы будем не просто слушать, а одновременно заполнять свои карты знаний и карточки для подведения итога работы, которые у вас есть в каждой группе. Каким значком обозначается то или иное полезное ископаемое, вам напомнит лист, лежащий на столах. И договоритесь, кто в группе будет воспринимать текст на слух, а кто читать слайды, т.к. информация выступающих дублироваться не будет.

— Договорились? Тогда слушаем Дашу.

  1. Выступления учащихся (Презентации)

1) Представление полезного ископаемого – золота. (Шилинец Даша)

— Что мы отметим в «картах знаний» и в таблицах, прослушав сообщение Даши? (Дети отмечают месторождение золота)

— А как вы поняли, что такое месторождение? (Скопления полезных ископаемых)

— Чем вы можете гордиться за свой край? (Тем, что 10% золота добывают в нашем крае)

— Покажите главное месторождение золота в Иркутской области. (Бодайбо), отметьте его значком в своих «картах знаний», на контурной карте в ТПО и в общей карте.

— На большую « карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения золота.

— А кто скажет что такое «МЕСТОРОЖДЕНИЕ»? (Слайд 11)

2) Представление полезного ископаемого – каменная соль. (Непомнящий Артур)

— Что отметим в своих картах знаний и табличках после выступления Артура? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае — п.Тыреть, Заларинского района, его свойства и применение)

— Покажите его на карте Иркутской области.

— На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменной соли.

3) Представление полезного ископаемого – каменный уголь.(Овсянников Никита)

— Что внесёте в таблицу и в «карту знаний» теперь?

( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – района, его свойства и применение)

— На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля

4) Представление полезного ископаемого – железная руда. (Бузмаков Егор)

— Какие знания вы почерпнули из выступления Егора? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае — г.Железногорск – Илимский, Рудногорск, его свойства и применение)

— На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля

6. Итог работы.

— А теперь давайте подведём итог проделанной работы.

На слайде у меня появится общая таблица сведений о полезных ископаемых, которые нам представляли ребята. Вы сравните её со своими маленькими, проверите, всё ли успели заполнить.

— Итак, какие вы ещё знания приобрели, что отметили на своих «картах знаний»?

– Справились мы с целями и задачами, которые ставили в начале урока?

  1. Бережное отношение. Вывод.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые на нашей Земле?

— Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к полезным богатствам, которые невозможно восстановить.

  1. Рефлексия.

— Кто был вам сегодня помощником в получении новых знаний?

— Как бы вы оценили их работу?

— Кто ещё был активным участником работы на уроке?

— Покажите мне условным знаком, с каким настроением вы уходите с урока. (большой палец – вверх или вниз)

  1. Домашнее задание.

— Кому захотелось побольше узнать о полезных ископаемых?

— Приготовьте к следующему уроку сообщение о том полезном ископаемом Иркутской области, о котором сегодня не говорилось.

— Где можно найти информацию?

-Учебник стр. 133-135, вопросы.

Источник