Полезные ископаемые иркутской области для детей
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии на тему «Полезные ископаемые Иркутской области»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Полезные ископаемые Иркутской области» Автор работы: учитель географии Камышанова Л. В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 57 2017 г
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность работы Недра Иркутской области содержат богатейшие природные ресурсы. По разнообразию, запасам полезных ископаемых и их благоприятному сочетанию область занимает одно из первых мест в стране.
3 слайд
Описание слайда:
Проблемный вопрос: На сколько хватит нашим потомкам полезных ископаемых?
4 слайд
Описание слайда:
Цель и задачи: Цель: 1. Выяснить на сколько богата Иркутская область полезными ископаемыми. Задачи: Выяснить какие полезные ископаемые находятся в недрах Иркутской области. Определить предприятия, где используются полезные ископаемые. На сколько хватит полезных ископаемых.
5 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства
6 слайд
Описание слайда:
Типы полезных ископаемых Выделяются следующие типы: твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли); жидкие (нефть, минеральные воды); газовые (горючие газы, гелий, метан)
7 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых Горючие (осадочные) Рудные (магматические) Нерудные (неметаллические)
8 слайд
Описание слайда:
Горючие полезные ископаемые Без горючих полезных ископаемых — нефти, природного газа, угля, торфа — нет энергетики. Для любой страны они являются стратегическим сырьём.
9 слайд
Описание слайда:
Рудные полезные ископаемые Руда — вид полезных ископаемых, природное минеральное образование, содержащее соединения полезных компонентов (минералов, металлов) в концентрациях, делающих извлечение этих компонентов экономически целесообразным Рудные Железная руда Медь
10 слайд
Описание слайда:
Нерудные полезные ископаемые Нерудные полезные ископаемые — неметаллические полезные ископаемые, используемые в промышленности и строительстве в естественном виде или как сырье
11 слайд
Описание слайда:
Какие полезные ископаемые добывают в Иркутской области?
12 слайд
Описание слайда:
GOOGLE — карта размещения полезных ископаемых
13 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Иркутской области
14 слайд
Описание слайда:
На каких предприятиях используются полезные ископаемые? ООО «Байкальский Камнеобрабатывающий Завод» Город Иркутск Основной вид деятельности — резка, обработка и отделка камня для использования в строительстве, в качестве дорожного покрытия
15 слайд
Описание слайда:
На каких предприятиях перерабатываются полезные ископаемые? ОАО «Иркутский керамический завод» Основной вид деятельности — производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины. ООО «Байкальский завод » металлоконструкций Основной вид деятельности — обработка и изделия металла, строительные металлоконструкции.
16 слайд
Описание слайда:
На каких предприятиях перерабатываются полезные ископаемые? ОАО «АНГАРСКЦЕМЕНТ» Основной вид деятельности – производство цемента Ангарский нефтеперерабатывающий завод Основной вид деятельности — производство продуктов нефтепереработки, нефтехимии и химической продукции производственно-технического назначения
17 слайд
Описание слайда:
Ангарский нефтеперерабатывающий завод ОАО «Иркутский керамический завод»
18 слайд
Описание слайда:
Объем добычи угля в регионах России, 2015 г. Регион Объем добычи млн. т % Кемеровская область Красноярский край Ростовская область Иркутская область Читинская область Сахалинская область Приморский край Прочие 95 32 20 15 12 3 10 76 36,1 12,2 7,6 5,7 4,6 1,1 3,8 28,9 Всего 263 100,0
19 слайд
Описание слайда:
Минералогический музей им. А.В. Сидорова Иркутского международного национального исследовательского технического университета
20 слайд
Описание слайда:
Соцопрос:
21 слайд
Описание слайда:
Вывод: Моё исследование состоит в том, что я изучила месторождения полезных ископаемых Иркутской области, рассчитала и проанализировала скорость добычи полезных ископаемых на сегодняшний день
22 слайд
Описание слайда:
На сколько хватит полезных ископаемых? Если скорость добычи полезных ископаемых будет такая же, как и сейчас, то вот в каком году исчезнут те или иные полезные ископаемые: Золото исчезнет в 2020 году Нефть — в 2024 году Природный газ — в 2060 году Каменный уголь — в 2190 году Железная руда — в 2390 году
23 слайд
Описание слайда:
Список литературы https://geographyofrussia.com/poleznye-iskopaemye/ https://polpred.com/?cnt=195&fo=6&obl=69&dsc=1 https://irkipedia.ru/content/poleznye_iskopaemye_irkutskoy_oblasti Учебное пособие “ География Иркутской области ” В.М. Бояркин, И.В. Бояркин ИД «Сарма» Иркутск 2013 Минералогический музей им. А.В. Сидорова Иркутского международного национального исследовательского технического университета
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-344894
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Ноябрь: Тема недели: «Наш край – Сибирь». «Богатства нашего края». Продолжительность недели: 05.11.- 08. 11. 2019г. Гюльмалиева Е.В. Кормилицина Е.Л.
Цель: дать представление о полезных ископаемых и об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Время
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
7.00- 7.50.
Трудовые поручения детям: протереть игрушки влажной тряпкой и расставить их по местам. Навести порядок на книжной полке.
Календарь природы: наблюдения за погодой. Фиксация наблюдений.
Работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон региона; изучение поверхности земной коры.
Цель: дать детям представление о Сибири – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.
Работа в уголке природы: «Опрыскивание, рыхление и полив растений»
Цель: обогащать представления детей об операциях по уходу за комнатными растениями, поддерживать познавательный интерес.
Рассматривание иллюстраций и фото с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
Цель: познакомить со способами добычи полезных ископаемых.
Речевое развитие
Цель: учить детей составлять описательные рассказы о полезных ископаемых, используя план-схему. Правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине. Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине
Рассматривание настоящих ювелирных украшений и украшений на картинах знаменитых портретистов, рассматривание журналов и каталогов с фотографиями ювелирных украшений.
Цель: расширить представления о разнообразии драгоценных камней.
Исследовательская деятельность.
— цвет полезного ископаемого;
— какой он на ощупь.
— можно ли нанести царапины на нем?
Цель: познакомить со свойствами и качествами полезных ископаемых.
Рассматривание фотографий гербов городов, на которых изображена соль (Энгельса (бык везет чашу с солью), Солигалича (три ступки с солью), Усолье-Сибирское (кубики соли).
Ситуация для общения.
«Свойства песка, глины и камня».
Цель: закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камень для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов.
Исследовательская деятельность.
Опыт: «Почему говорят: крепкий, как камень?».
Цель: дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами.
7.50-
Утренняя гимнастика. Комплекс № 25 (упражнения с предметами)
8.05-8.10
Подготовка к завтраку: умывание, дежурство (воспитание КГН, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)
Завтрак, полоскание рта после еды (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование представлений о ЗОЖ)
8.50-9.00
Создание мотивации к НОД: организация стимулирующей обстановки, сюрпризных моментов, проблемных ситуаций
9.00- 10.35.
15.50. – 16.15.
Занятия
Познавательно — исследовательская деятельность. (Ф.Ц.К.М.)
Тема: « Кладовая природы»
Цель: познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (соль и уголь) добываемыми в Иркутской области. Показать их применение в жизни человека.
Музыкальная деятельность
( см. план музыкального руководителя)
Занятия
Познавательно-исследовательская деятельность (Ф.Э.М.П. / конструирование)
Колесникова Е. В.
Занятие №8 (повторное)
Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6»
Цель: продолжать учить:
— устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;
— решать логическую задачу на установление закономерностей;
Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.
Изобразительная деятельность (лепка)
Тема: «Малахитовые бусы»
Цель: познакомить детей с поделочным камнем – малахитом. Развивать умение детей подбирать пластилин по цвету, правильно смешивать его, чтобы получить тот или иной цвет малахита; вылепить бусы разной формы, используя знакомые приемы лепки.
Двигательная деятельность
( см. план инструктора)
Занятия
Изобразительная деятельность (аппликация)
Тема: «Малахитовые бусы»
Цель: учить различать круг и овал («кругленькая», «длинненькая»), правильно называть форму («овальная»). Учить вырезывать круглую и овальную форму из квадрата и прямоугольника, закругляя углы при срезании.
Наклеивать бусы разной формы и цвета в чередовании.
Коммуникативная деятельность (ситуации общения)
Рассказ воспитателя: «Люди, которые добывают уголь»
Цель: познакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля, с машинами, которые помогают людям.
Музыкальная деятельность
( см. план музыкального руководителя)
Занятия
Коммуникативная деятельность (восприятие художественной литературы)
«Сказка про каменный уголь», сказки Яны Баклыковой «Сказ о соли»
Речевое развитие
Цель: учить детей составлять описательные рассказы о полезных ископаемых, используя план-схему.
Правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине. Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине
Изобразительная деятельность (рисование)
Рисование по сюжету сказки «Серебряное копытце»
Цель: научить создавать композицию сюжета сказки, совершенствовать умение работать гуашью, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность при работе, прививать любовь к народному творчеству
Двигательная деятельность /улица/
Закрепление основных видов движений.
Цель: закреплять навыки бросания предметов в цель двумя рукой.
Занятия
Коммуникативная деятельность (подготовка к обучению грамоте и руки к письму) / ситуации общения с педагогом психологом.
Занятие №8(итоговое)
Тема: «Деление слов на слоги и составление слов из слогов»
Цель: упражнять детей в делении слова на слоги;
• закреплять умение составлять слова из слогов;
• развивать мелкую моторику.
Двигательная деятельность
( см. план инструктора)
9.20-11.40
Прогулка
Карточка №
Наблюдение: «Что такое заморозок»
Цель: формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Очистка участка от мелкого мусора.
Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.
Прогулка
Карточка №
Наблюдение: «Ветер воет на просторе»
Цель: формирование интереса у детей наблюдать за изменениями силы ветра. Обогащение словаря: ветер, ветерок, ветрище.
Уборка на участке.
Цель: учить детей оказывать посильную помощь в уборке участка; формировать соответствующие трудовые навыки, продолжать учить пользоваться детскими граблями, метлой.
Прогулка
Карточка №
Наблюдение: «Какая сегодня погода?»
Цель: формирование умения детей определять состояние погоды, замечать изменения ежедневно. Учить детей (с помощью взрослого) пользоваться уличным термометром.
Трудовая деятельность: Собери песок вокруг песочницы.
Цель: воспитывать желание содержать участок в чистоте.
Прогулка
Карточка №
Наблюдение за птицами
Цель: закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питания. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Трудовые поручения: подметание асфальтных дорожек.
Цель: поощрять желание поддерживать порядок на территории участка.
Прогулка
Карточка №
Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.
Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.
Трудовая деятельность:
наведение порядка на игровой площадке
Цель: учить детей собирать после игры игрушки в назначенное место, формировать осознанное отношение к порядку.
12.00-12.25
Подготовка к обеду, обед (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)
12.25- 15.00
Подготовка к дневному сну, дневной сон (воспитание КГН, навыков самообслуживания, сохранение психофизического здоровья)
15.00-15.10
Подъем, закаливание, гимнастика после сна, (сохранение психофизического здоровья, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)
15.15- 15.25
Полдник (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)
15.35- 16.00
Индивидуальная работа:
Даниил, Илья, Саша, Иван М.
Д/и ««Подбери фигуру»
Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Чтение сказок Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
Цель: познакомить детей с героями сказок народов Урала. Развивать художественный вкус, чувство языкового ритма.
Индивидуальная работа:
Ангелина М, Лера Д, Кирилл,
Миша, Арина, Леня С.
Математическая игра: «В поисках маленького соболенка».
Цель: уточнить представление о пространственных отношениях: «вверху», «внизу», «на», «над», «под».
Игры на развитие мелкой моторики — пазлы, мозайки
Цель: развитие творческого воображения.
Индивидуальная работа: Даша, Леня Н, Артем, Александра, Даниил, Лера Л, Даша.
Д/ игра: «Про что я говорю» (с мячом)
Воспитатель называет свойство полезного ископаемого, а ребенок называет его.
Д/игра: «Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Индивидуальная работа: Ангелина М, Костя, Илья, Рома,
Саша К, Оля.
Д/игра: «Разложи образцы».
( по цвету, прозрачные непрозрачные, тяжелые – легкие).
Цель: продолжать учить определять свойства и качества предмета.
Работа с ножницами: «Вырезывание изображений по шаблону»
Цель: закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, обводить карандашом по контуру, аккуратно вырезать.
Индивидуальная работа: Рома Ярослав Аня Ангелина М Настя.
Д/игра по ФЭМП: «Чиним одеяло»
Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.
Развитие связной речи
Д/игра: «Кто больше заметит небылиц?»
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
16.00- 17.00
Прогулка
Карточка №
Упражнение: «По камушкам».
Цель: упражнять в беге, равновесии в ходьбе по «камушкам» (кирпичики), умении быстро действовать по сигналу.
Прогулка
Карточка №
П/и: «Ловишки — перебежки»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увертыванием, формировать умение действовать по сигналу. Развивать быстроту, ловкость.
Прогулка
Карточка №
Развитие движений: «Прыжки вверх с места»
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Прогулка
Карточка №
П/и: «Шалтай-Болтай».
Цели: выполнять движения согласно тексту; учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.
Прогулка
Карточка №
Элементы спортивных игр.
Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.
Цель: развитие ловкости, координации движения.
17.10- 17.30
Подготовка к ужину, ужин (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование представлений о ЗОЖ)
17.40- 19.00
Прогулка, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Источник
На территории Иркутской области добываются бурый и каменный уголь, железная руда, золото, каменная соль, цементное и облицовочное сырье, огнеупорные глины, каолин, гипс и др. Горнодобывающая промышленность в структуре промышленной продукции Иркутской области занимает 11 %. В структуре стоимости продукции горнодобывающей промышленности золото занимает 47%, уголь — 28%; железная руда — 18%, прочие полезные ископаемые — 7%. Иркутская область занимает четвёртое место в России по добыче золота. Его добыча ведётся из россыпей, 95% золота добывается в Бодайбинском районе. Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 2,6 млрд т, газа — 7,5 трлн кубометров. Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Основной объем добычи производится на трёх месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском. На территории области расположены Ангаро-Илимское газовое месторождение, Ангаро-Ленское газовое месторождение, Ковыктинское газовое месторождение, Верхнечонское нефтяное месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение, Иркутский угольный бассейн, месторождение золота Сухой Лог.
Геология Иркутской области
Особенности геологического строения региона обусловили нахождение в Иркутской области широкого разнообразия месторождений полезных ископаемых. В платформенной части открыты и разведаны месторождения ископаемого угля, каменной и калийной солей, углеводородного сырья, огнеупорных глин, широкого спектра сырья для производства строительных материалов, железных руд, гидроминерального сырья. В складчатых областях на территории Иркутской области расположены уникальный Ленский золотоносный район, Мамско-Чуйская слюдоносная провинция, Восточно-Саянская редкометальная провинция, различный комплекс горнорудного и горнохимического сырья: талька, цементных известняков, облицовочного камня, камнесамоцветного сырья, нерудного сырья для металлургии и другие.
Имеются серьезные основания для выявления месторождений марганца, алмазов, полиметаллов, олова, самородной серы, а также для существенного улучшения минерально-сырьевой базы традиционных полезных ископаемых.
В настоящее время на территории Иркутской области в значительных объемах добываются бурый и каменный уголь, железные руды, золото из россыпей, каменная соль, цементное, облицовочное сырье, огнеупорные глины, стекольные и формовочные пески, гипс, цветные камни, минеральные строительные материалы. Горнодобывающий комплекс в выпуске промышленной продукции области составляет 11%. В структуре стоимости производимой горнодобывающим комплексом продукции на долю золота приходится- 47%, угля — 28%; железной руды — 18%; прочих полезных ископаемых — 7%, в том числе нефти и газа — менее 1%.
Углеводородное сырье
На сегодня Восточная Сибирь по величине прогнозных ресурсов нефти и газа относится к числу потенциально наиболее благоприятных геологических объектов в материковой части России.
Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов только в пределах Иркутской области составляет: по нефти — 2050 млн. т., по газу — 7,5 трлн.м³. Разведанные запасы нефти и газа в пределах Сибирской платформы на сегодня позволяют рассматривать Восточную Сибирь, как один из перспективных регионов для создания нового центра добычи углеводородного сырья. В Иркутской области открыты крупные месторождения — Ковыктинское (газ), Верхнечонское, Ярактинское, Дулисьминское (нефть, газ).
Открытые и разведанные в Иркутской области месторождения нефти и газа уже в ближайшее время могут стать реальными эксплуатационными объектами.
Промышленная добыча углеводородного сырья в перспективе может стать одной из базовых отраслей в горнодобывающем комплексе Иркутской области. Эффективность разработки месторождений может быть существенно повышена за счет комплексного использования и попутных компонентов: гелия, конденсата, других легких углеводородных компонентов, а также попутных высокоминерализованных рассолов.
В Иркутской области к началу 2006 года открыто 11 месторождений углеводородного сырья, доказанные запасы газа составляют 2,27 триллиона кубометров, начальные суммарные ресурсы газа составляют более 11 триллионов м³.
Доля минерально-сырьевого комплекса в региональном валовом продукте в 2009 составляла только около 9%
Уголь
Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, южной части Тунгусского бассейнах, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Ресурсы ископаемых углей в области на 01.01.2000 года — 46 млрд. тонн, из которых балансовые запасы по кат. А+В+С1 составляют 8.2 млрд. тонн, запасы кат. С2 — 6.2 млрд. тонн.
Основная часть учтенных запасов (96%) сосредоточена в Иркутском бассейне на юге области, здесь же добывается основная масса угля: каменного и бурого. Иркутский бассейн располагает углями от зрелых бурых (БЗ-18%), длинно-пламенных (Д-44%) до газовых жирных (Г6-ГЖ-38%). Основная масса добываемого малосернистого угля используется в энергетике.
Основной объем добычи производится на трех месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском.
Иркутский угленосный бассейн простирается с юго-востока на северо-запад, от Иркутска до Нижнеудинска. На его территории выявлено около 40 месторождений: Черемховское, Тулунское, Азейское, Мугунское, Каранцайское, Ново- Meтeлкинскоe, Базойское, Ишuдейское и. др. Общие геологические запасы угля составляют 180 млрд. т.
Канско-Ачинский угленосный бассейн находится на западе области и является восточной оконечностью Канско-Ачинского бассейна, основная часть которого сосредоточена в Красноярском крае. Угли бурые, высокозольные, залегают пластами среди юрских образований, неглубоко от земной поверхности. Изучены три месторождения: Урало — Ключевское, Кантарское и Шиткинское. Общие геологические запасы 1,1 млрд. т и балансовые — 100 млн. т.
Тyнгyсский угленосный бассейн в основном находится в Красноярском крае, на территорию, нашей области заходит его восточная часть с рядом месторождений в Усть-Илимском (Жеронское, Зелендuнское) и в Ербогаченском районах.
Золото
Иркутская область по добыче золота традиционно занимает третье-четвертое место в России (10% от общероссийской добычи), золото до настоящего времени извлекается исключительно из россыпей. Более 95% золота области добывается в Бодайбинском районе, за 150 лет из его недр извлечено порядка 1200 тонн учтенного металла.
Государственным балансом запасов на территории Иркутской области учтено 320 россыпных и 6 рудных объектов. По подготовленным запасам рудного золота область занимает первое место в стране, велик ресурсный потенциал и россыпного золота, что позволяет рассматривать Иркутский регион как один из наиболее привлекательных для инвестирования развития золотодобычи.
Иркутская область обладает крупнейшей в России рудного золото, включающей разведанные месторождения Сухой Лог, голец Высочайший, Вернинское, Первенец, оцененные Догалдынское, Центральное, Юбилейное, Невское, Кавказ, Ергожу, Гурбей и около 40 перспективных рудопроявлений.
Ленская золотоносная область занимает значительную часть Патомского нагорья. Наибольшую известность и хозяйственную значимость приобрел Бодайбинский золотоносный район. Среди метаморфических сланцев, прорванных разнообразными интрузивными породами, находится коренное золото, а в древнечетвертичных и современных отложениях — россыпное. Эксплуатация золотоносных