Полезные ископаемые это 3 класс плешаков

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

Читайте также:  Полезные ископаемые в mass effect 2

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Разработка урока по окружающему миру в 3классе

(по учебнику А.А. Плешакова)

Авторы: Телегина С.Ю.-

учитель МОУ Плоскинской ООШ

2014год

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

  1. Создать условия для:

    • усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

    • осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Дидактический материал и оборудование: географическая карта, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых и их применении.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

Читайте также:  Как полезно есть микс из ягод

На доске пословица: « БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

Что вы видите? Прочитайте.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Как вы думаете, почему я взяла её на наш урок?

Какую большую тему мы начали изучать? (Чему учит экономика.)

3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторение пройденного.

Без чего не может существовать экономика?

— Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.

Практическая работа.

Учитель выдает детям образцы полезного ископаемого (известняк).

-Внимательно рассмотрите, то что вы получили. Заполните таблицу.

Самостоятельная работа.

Проверка выполнения работы.

Есть ли одинаковые ответы?

У кого нет ответа? Кто не смог сделать? Почему?

С чем вы встретились?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение?

(Нужно понять причину затруднения)

4.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы выполняли?

Какими знаниями вы пытались воспользоваться?

В чем причина вашего затруднения? ( Нет четкого правила, инструкции, по которой можно определить тип данного образца)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Кто догадался, что это за камни перед вами? ( полезные ископаемые)

Что вы пытались сделать? Какова же тема урока?

(Полезные ископаемые и их значение в жизни человека)

— Кто попытается сформулировать цель урока?

(научиться определять свойства и применение полезных ископаемых)

-Давайте подумаем, что нам поможет определить свойства и применение полезных ископаемых? (нужно составить план действий)

ПЛАН

1.Определить название полезного ископаемого.

-С помощью чего мы можем это сделать? ( с помощью учебника, атласа-определителя)

2. Определить свойства.

-Как? (с помощью учебника, атласа-определителя, на ощупь, по запаху)

3. Применение полезного ископаемого. ( с помощью учебника, атласа-определителя)

4. Вывод о значении полезного ископаемого в жизни человека.

6. Реализация построенного проекта.

-Опираясь на план, используя дополнительный материал заполните данную таблицу снова.

(Работа в парах)

— Какие результаты получили? ( Заслушиваем ответы)

-Почему похожие результаты?

-Кому было трудно?

7. Первичное закрепление.

-Для закрепления данного умения выполним задание четко по плану, всё проговаривая в слух.

— Заполните таблицу в рабочей тетради, пользуясь учебником. (с. 48 Железная руда)

Вывод: Что такое полезное ископаемое? Проверим по учебнику, по словарю.

8. Самостоятельная работа. (Работа в группах, парах)

Каждая группа, (пара) получает свой образец полезного ископаемого и записывает результаты своего исследования в таблицу.

Проверка. Заполнение общей таблицы на слайде.

9. Включение в систему знаний, повторение.

— Где мы можем использовать эти знания?

-Зачем нужно знать свойства полезных ископаемых?

-К какому киту экономики относятся полезные ископаемые?

-Что значит «полезные?» «ископаемые»?

-Что вы знаете о добыче полезных ископаемых?

10. Просмотр видео фрагмента о полезных ископаемых.

— Что нового узнали о добыче полезных ископаемых?

— Где добывают песок и глину?

-Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?

— Как называется место где залегают полезные ископаемые?

— Как добывают нефть и природный газ?

-Как добывают гранит и железную руду?

-Зачем добывают полезные ископаемые?

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель мы ставили на уроке?

-Удалось ли достичь цели?

-Каким образом?

_Вспомните пословицу, с которой начали урок?

-Нам пришлось потрудиться, чтобы открыть новые знания?

Оцените свою работу на уроке.

12.Домашнее задание.

Подготовить рассказ о полезном ископаемом, котрое добывают в нашем крае.

Зад. В рабочей тетради № 8с.29

Источник

«Полезные ископаемые» по предмету «Окружающий мир», 3 класс (система: «Школа России»)

Учитель начальных классов Благова Т.В.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Система: «Школа России».

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

  • Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их некоторыми свойствами; способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.

  • Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.

  • Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • карта, атлас «Ямало-Ненецкого автономного округа», коллекция полезных ископаемых, инструкция, карточка «Помогай-ка», условные обозначение полезных ископаемых;

  • учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Воспитание культуры учебного труда.

II. Актуализация опорных знаний.

Подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.

Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.

Учитель.

? Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Экономика».

Читайте также:  Листовой салат чем полезен и противопоказания

? Назовите «три кита» экономики.

Дети.

? Природные богатства, капитал, труд.

Учитель.

? Без чего не возможно производство товаров и услуг?

Дети.

? Без природных богатств.

Работа со схемой.

Учитель.

? С какими природными богатствами мы уже познакомились?

Дети.

? Воздух, вода, почва, животные, растения.

Учитель.

? Что такое верхний плодородный слой земли?

Дети.

? Почва.

Учитель.

? Как использует человек почву?

Ответы детей.

Учитель.

? Как называется эта отрасль сельского хозяйства?

Дети.

? Растениеводство.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Постановка темы и цели урока.

Выведение учащимися темы урока.

Учитель.

? Продолжите ряд.

Дети.

? Полезные ископаемые.

Учитель.

? Так какая тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока.

Учитель.

? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи.

V. Изучение нового материала.

Продолжение работы со схемой.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

? Давайте выясним, что такое полезные ископаемые?

? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

? Подберите синонимы к каждому из слов.

Предложить детям разобрать слово «ископаемые» по составу.

Работа в группах.

Постановка проблемной ситуации.

Учитель.

? Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

? Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, называют полезными ископаемыми.

? Что вы отнесете к полезным ископаемым?

VI. Практическая работа.

Использование частично-поискового метода.

Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

Учитель.

? Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию.

Инструкция

1) Раскрой учебник на стр. 48-51.

2) Используя план практической работы на стр. 48, изучи сведения о полезных ископаемых (название).

3) Заполни таблицу в рабочей тетради на с. 26.

? Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».

Карточка «Помогайка»

1. Название.

2. Свойства:

а) цвет;

б) твердое или жидкое;

в) прозрачное или непрозрачное;

г) плотное или рыхлое.

3. Способы добычи.

4. Значение и применение.

5. Условное обозначение на карте.

Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых.

1 группа – железная руда, известняк.

2 группа – нефть, глина.

3 группа – гранит, каменный уголь.

Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.

Проверка.

Учитель.

? Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.

Учитель.

? О каких полезных ископаемых вы узнали?

Дети перечисляют.

Учитель.

? На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые?

Состояние

Твердые

каменный уголь

гранит

железная руда

известняк

Жидкие

нефть

Газообразные

природный газ

Способы добычи

Карьеры

глина

известняк

гранит

Шахты

каменный уголь

Скважины

нефть

газ

Учитель.

? Что такое месторождения?

Применение

Строительные

глина

известняк

гранит

Топливо

каменный уголь

нефть

Металл

железная руда

Предложить детям разобрать слово «применение» по составу.

VII. Обобщение.

Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей.

Детям показываются картинки или предметы. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.

Например:

ванилин, фотопленка – каменный уголь;

Конфета, сыр – нефть;

краски, пластилин – глина;

лампочки, стекло – песок;

ложка, самолет – железная руда.

Учитель.

? Что делают люди этих профессий:

шахтер;

геолог;

старатель;

бурильщик.

Дети отвечают.

Развитие словарного запаса.

Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.

Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.

VIII. Охрана полезных ископаемых.

Учитель.

? Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Работа с атласом.

Заслушиваются сообщения о добыче нефти и газа в нашем округе.

Фронтальная беседа.

Учитель.

? Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Дети отвечают.

Учитель.

? Почему нужно беречь полезные ископаемые?

Дети.

? Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.

IX . Рефлексия.

Учитель.

? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

X. Домашнее задание.

Подготовить сообщение.

Источник