Полезные ископаемые это 3 класс проект
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Полезные ископаемые
Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.
I. Организационный момент
(Представление.)
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
II. Актуализация знаний
Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.
III. Определение темы урока.
(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.
Я предлагаю вам разгадать загадки, из которыхмы с вами поймём о чем же мыбудем сегодня говорить:(СЛАЙД)
- Это топливо, сырьё
- Не кладут ее в варенья,
- Он нужен очень детворе,
- Становлюсь собой в плену огня.
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
Но кладут ее в соленья,
Но кладут ее в борщи,
В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже. (Песок)
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков. (Железо)
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)
— Какую цель ты поставим на уроке?
Также мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.
— Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)
— А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?
Полезные ископаемые— это природные богатства, которые люди добываютиз глубины земли и ее поверхностии используют в хозяйстве . (СЛАЙД)
Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)
Что относится к : Горючие:нефть, торф (что такое торф?)(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.
Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.
Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.
Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.
Жидкие: нефть, минеральная вода.
(17 слайд) Газообразные: природный газ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название с его св-вом) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)
IV. Физминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!
(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.
— Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?
(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами.
А всем ли вам известно, что такое месторождение?(Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. )
Парная РАБОТА ПО КАРТЕ:
(слайд) Сейчас мы с вами поработаем в парах, но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в парах. Мы с вами уже с первого класса работаем в парах, посмотрите на экран, прочитайте глазами.
А работать мы с вами будем на физической карте РБ. На физ.картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Условные обозначения у вас выделены в сноске в левом углу, называется она «Месторождения полезных ископаемых». В парах у нас будут роли: один будет геологом, другой будет записывать. Кто у вас будет искать месторождения, кто будет записывать?
Вам нужно найти название нескольких месторождений: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.
Посмотрите как условно они обозначаются. На эту работу я даю вам 3 минуты.
(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.
(СЛАЙД) Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установкии бурят скважины.
V. Итог урока
Итак, что женазывают полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?
Рефлексия
1.Чему я научился сегодня на уроке?
2.Что мне было трудно?
3.Что я запомнил?
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые»(3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
31 слайд
32 слайд
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд
37 слайд
38 слайд
39 слайд
40 слайд
41 слайд
42 слайд
43 слайд
44 слайд
45 слайд
46 слайд
47 слайд
48 слайд
49 слайд
50 слайд
51 слайд
52 слайд
53 слайд
54 слайд
55 слайд
56 слайд
57 слайд
58 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-469664
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?
3 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
4 слайд
Описание слайда:
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.
5 слайд
Описание слайда:
Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
6 слайд
Описание слайда:
Назовите горючие полезные ископаемые.
7 слайд
Описание слайда:
Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.
8 слайд
Описание слайда:
Угольная шахта В шахте Полезные ископаемые Месторождения Каменный уголь Карагандинское, Экибастузское, Ленгерское месторождения (Южный Казахстан)
9 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Нефтегазоносные провинции Территория Каспийского шельфа, полуостров Мангыстау, Прикаспийская низменность.
10 слайд
Описание слайда:
Добыча нефти
11 слайд
Описание слайда:
Добыча газа
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Назовите руды чёрных металлов.
15 слайд
Описание слайда:
Железная руда (магнитный, красный и бурый железняки).
16 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Железная руда Соколовско – Сорбайское месторождение, Сарыарка, северное Приаралье.
17 слайд
Описание слайда:
Название руд чёрных металлов Магнитный железняк Бурый железняк Красный железняк а) цвет; чёрный тёмного цвета с вишнёво-красным оттенком латунно-жёлтого цвета б) плотный/рассыпчатый/мягкий; плотный плотный плотный в) состоит/не состоит из отдельных зёрнышек; мелкозернистый мелкозернистый мелкозернистый г) притягивается/не притягивается магнитом; притягивается магнитом не притягивается магнитом не притягивается магнитом е) прочный/непрочный. прочный прочный прочный
18 слайд
Описание слайда:
Назовите руды цветных металлов.
19 слайд
Описание слайда:
Медь, свинец, цинк, алюминий, серебро, золото.
20 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Медь Жезказган, Конырат.
21 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Свинец, цинк Рудный Алтай (Риддер)
22 слайд