Полезные ископаемые кавказа география 8 класс

Полезные ископаемые кавказа география 8 класс thumbnail

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация «Кавказ. Природные районы и ресурсы. 8 класс»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Кавказ. Природа.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Кавказ. Природные районы и ресурсы. Материал к уроку в 8 классе. Подготовила

Описание слайда:

Кавказ. Природные районы и ресурсы. Материал к уроку в 8 классе. Подготовила учитель географии Тат.Каргалинской СОШ Ахметова Лилия Ильдаровна

2 слайд

Кавказ Площадь — около 440 тыс. км² Делится на физико-географические районы:

Описание слайда:

Кавказ Площадь — около 440 тыс. км² Делится на физико-географические районы: 1.Предкавказье 2. Горная система Большого Кавказа 3. Закавказье

3 слайд

Предкавказье Прикубанская низменность Ставропольская возвышенность Терско-Кум

Описание слайда:

Предкавказье Прикубанская низменность Ставропольская возвышенность Терско-Кумская низменность

4 слайд

Прикубанская низменность Занимает высоты между 0 и 300 м от берегов Азовского

Описание слайда:

Прикубанская низменность Занимает высоты между 0 и 300 м от берегов Азовского моря на северо-западе до предгорий Кавказского хребта на юге

5 слайд

Краснодар

Описание слайда:

Краснодар

6 слайд

Ставропольская возвышенность Расположена в центральной части Предкавказ-ской

Описание слайда:

Ставропольская возвышенность Расположена в центральной части Предкавказ-ской равнины. Наивысшая точка — гора Стрижамент (831 м)

7 слайд

Пятигорск Высочайшая точка в окрестностях города — вершина горы Бештау (1401,

Описание слайда:

Пятигорск Высочайшая точка в окрестностях города — вершина горы Бештау (1401,2 м). В черте города находятся гора Машук (993,7 м, с уставленной на ней 112-метровой телеретрансляционной вышкой) и её отроги.

8 слайд

Терско-Кумская низменность занимает юго-западную часть Прикаспийской низменно

Описание слайда:

Терско-Кумская низменность занимает юго-западную часть Прикаспийской низменности и по характеру ландшафтов относится к ее полупустынной физико-географической провинции.

9 слайд

ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ

Описание слайда:

ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ

10 слайд

ЗАДАНИЕ Используя знания об особенностях компонентов природы Кавказа, попробу

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ Используя знания об особенностях компонентов природы Кавказа, попробуйте определить, какими природными ресурсами богат этот район? Изучите описание природных ресурсов в учебнике и составьте рассказ.

11 слайд

Природные ресурсы Кавказа I. Полезные ископаемые На Кавказе сосредоточены вес

Описание слайда:

Природные ресурсы Кавказа I. Полезные ископаемые На Кавказе сосредоточены весьма разнообразные минерально-сырьевые ресурсы. Запасы полиметаллических руд и руд цветных металлов вольфрамомолибденовые руды (Тырнаузское).

12 слайд

 Тырныаузский ГОК

Описание слайда:

Тырныаузский ГОК

13 слайд

Самым ценным богатством Кавказа является нефть. На Кубани известно Хумаринско

Описание слайда:

Самым ценным богатством Кавказа является нефть. На Кубани известно Хумаринское месторождение углей Богатые месторождения газа

14 слайд

II. Минеральные воды Своеобразными полезными ископаемыми являются минеральные

Описание слайда:

II. Минеральные воды Своеобразными полезными ископаемыми являются минеральные воды. На Кавказе находятся крупнейшие курорты, использующие минеральные воды: Сочи с Мацестинскими сероводородными источниками, курорты минераловодческой группы с разнообразными по составу водами района лакколитов — углекислыми (Кисловодск, Ессентуки), железистыми (Железноводск), сероводородными и радоновыми (Пятигорск). Наряду с известными старыми источниками открыты и эксплуатируются новые — Серноводск, Горячий Ключ, Нагутское, Чвежипсинское в бассейне реки Мзымты (в районе Адлера).

15 слайд

Полезные ископаемые кавказа география 8 класс

16 слайд

III. Лесные ресурсы Обширные массивы лесов дают прекрасную строевую и деловую

Описание слайда:

III. Лесные ресурсы Обширные массивы лесов дают прекрасную строевую и деловую древесину (бука, ели, пихты, сосны, дуба). Леса используются также в оздоровительных целях. Многие виды реликтовых и широколиственных пород и многочисленные декоративные кустарники украшают парки по всему черноморскому побережью.

17 слайд

Леса Кавказа имеют большое природоохранное значение, поэтому во многих лесных

Описание слайда:

Леса Кавказа имеют большое природоохранное значение, поэтому во многих лесных массивах возможны лишь выборочные рубки На южной стороне ГКХ елово- пихтовые леса

18 слайд

Растения Черноморского побережья Кавказа. Каштановые леса Буковые леса

Описание слайда:

Растения Черноморского побережья Кавказа. Каштановые леса Буковые леса

19 слайд

IV.Рекреационные ресурсы Большое число дней с солнечным сиянием и море являют

Описание слайда:

IV.Рекреационные ресурсы Большое число дней с солнечным сиянием и море являются лучшими лечебными и профилактическими средствами. Разнообразные рекреационные ресурсы привлекают сюда массу отдыхающих.

20 слайд

Черноморское побережье Кавказа

Описание слайда:

Черноморское побережье Кавказа

21 слайд

V.Агроклиматические ресурсы Обилие света, тепла и влаги в сочетании с плодоро

Описание слайда:

V.Агроклиматические ресурсы Обилие света, тепла и влаги в сочетании с плодородными почвами являются исключительно благоприятным условием возделывания плодовых и технических культур, в том числе чая и цитрусовых. Исключительно разнообразны растительные ресурсы. Сухие степи и полупустыни Предкавказья используются как пастбища, преимущественно для тонкорунных овец. Горные луга (альпийские, субальпийские, луговые поляны лесных поясов) — прекрасные летние пастбища и сенокосные угодья.

22 слайд

Самый северный чай в мире.

Описание слайда:

Самый северный чай в мире.

23 слайд

Высокогорные пастбища

Описание слайда:

Высокогорные пастбища

24 слайд

Субальпи́йские луга́ встречаются в горах выше верхней границы леса. На Кавказ

Описание слайда:

Субальпи́йские луга́ встречаются в горах выше верхней границы леса. На Кавказе и в Альпах субальпийский пояс находится на высоте 1700—2300 м над уровнем моря.

25 слайд

Рододендрон кавказский

Описание слайда:

Рододендрон кавказский

26 слайд

Альпи́йские луга́ высокогорные луга, расположенные выше субальпийских лугов и

Описание слайда:

Альпи́йские луга́ высокогорные луга, расположенные выше субальпийских лугов и лесов. Растения этих лугов очень маленькие, приземистые, они едва возвышаются над почвой. В этом отношении альпийские луга сходны с тундрой.

27 слайд

VI. Гидроэнергетические ресурсы Велико значение рек Кавказа для искусственног

Описание слайда:

VI. Гидроэнергетические ресурсы Велико значение рек Кавказа для искусственного орошения и обводнения в Предкавказье. Горные реки богаты гидроэнергией, а их долины благоприятны для строительства гидроэлектростанций. Уже используются энергетические ресурсы Сулака, Терека, Ардона, Баксана, Зеленчука и некоторых более мелких рек. На горных реках производится сплав леса, нижний отрезок течения Кубани может использоваться для судоходства.

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые кавказа география 8 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые кавказа география 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Полезные ископаемые кавказа география 8 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые кавказа география 8 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

33055030229

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

 åù¸ äîâîåííûé ïåðèîä, â ÑÑÑÐ íà ñåâåðíîì Êàâêàçå áûëè îòêðûòû ìíîãî÷èñëåííûå ïðîÿâëåíèÿ ñâèíöà, öèíêà, âîëüôðàìà, ìîëèáäåíà, îëîâà, ñóðüìû, ðòóòè, ìûøüÿêà, æåëåçà è ðÿäà äðóãèõ ïðî÷èõ ðóäíûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Èç íåðóäíûõ, êîòîðûå íåñóò íå ìåíüøóþ ïîëüçó äëÿ ïðîèçâîäñòâà è ïðîìûøëåííîñòè îáëàñòü ðàñïîëàãàåò çàïàñàìè êàìåííûì óãëåì, ãðàâèåì è êâàðöåâûìè ïåñêàìè.  öåëîì, áûëè äîêàçàíû îãðîìíûå ïåðñïåêòèâû ýòîé îáëàñòè íà ðàçëè÷íûå âèäû ñûðüÿ, â îñíîâíîì íà ìåäíîêîë÷åäàííûå, âîëüôðàìîâûå è ñòðîíöèåâûå ðóäû, íåôòü è ìèíåðàëüíûå âîäû. Ìåíüøåå çíà÷åíèå èìåþò âñòðå÷àþùèéñÿ â ýòîì ìåñòå æåëåçíûå, ìàðãàíöåâûå, àëþìèíèåâûå, îëîâÿííûå, è íåêîòîðûå äðóãèå ðóäû, âñòðå÷àþùèõñÿ íà Ñåâåðíîì Êàâêàçå â îòíîñèòåëüíî íåáîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ. Ñ íà÷àëîì Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ãåîëîãîðàçâåäî÷íûå ðàáîòû áûëè ïðèîñòàíîâëåíû, è âîçîáíîâëåíû ëèøü ñ 1946 ãîäà.

Ñåâåðî-Êàâêàçñêàÿ ÍÃÏ(Íåôòåãàçîíîñíàÿ ïðîâèíöèÿ) îõâàòûâàåò òåððèòîðèè Êðàñíîäàðñêîãî è Ñòàâðîïîëüñêîãî êðàåâ, ðåñïóáëèê Àäûãåÿ, Êàáàðäèíî-Áàëêàðèÿ, Ñåâåðíàÿ Îñåòèÿ, Èíãóøåòèÿ, ×å÷íÿ , Äàãåñòàí è Êàëìûêèÿ, ÷àñòè÷íî Ðîñòîâñêîé è Àñòðàõàíñêîé îáëàñòåé, à òàêæå ñìåæíûõ àêâàòîðèé Àçîâñêîãî è Êàñïèéñêîãî ìîðåé ñóììàðíîé ïåðñïåêòèâíîé ïëîùàäüþ 286 òûñ. êì 2, èç êîòîðûõ 75 òûñ. êì 2 ïðèõîäèòñÿ íà àêâàòîðèè. Ñ ñåâåðà Ñêèôñêàÿ ïëèòà ãðàíè÷èò ñî ñòðóêòóðàìè Âîñòî÷íî-Åâðîïåéñêîé ïëàòôîðìû, à ñ þãà — ñ àëüïèéñêèìè ñêëàä÷àòûìè ñîîðóæåíèÿìè Áîëüøîãî Êàâêàçà.

Ïî îñîáåííîñòÿì ãåîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ è ðàçìåùåíèÿ ìåñòîðîæäå íèé íåôòè è ãàçà ïî ïëîùàäè è ðàçðåçó â ñîñòàâå Ñåâåðî-Êàâêàçñêîé ÈÃÏ âûäåëÿþòñÿ øåñòü íåôòåãàçîíîñíûõ îáëàñòåé (ÍÃÎ) — Èíäîëî-Êóáàíñêàÿ, Çàïàäíî-Ïðåäêàâêàçñêàÿ , Öåíòðàëúíî-Ïðåäêàâêàçñêàÿ, Âîñòî÷íî-Ïðciùêàâêàçñêàÿ, Òåðñêî-Êàñïèéñêàÿ è êðÿæà Êàðïèíñêîãî, à òàêæå Àçîâñêèé ñàìîñòîÿòåëüíûé ãàçîíîñíûé ðàéîí (ÑÃÐ). Ñåâåðî-Êàâêàçñêàÿ ÍÃÏ ÿâëÿåòñÿ ñàìîé ñòàðîé íåôòåãàçîäîáûâàþùåé òåððèòîðèåé Ðîññèè. Çà 135 ëåò îñâîåíèÿ çäåñü îòêðûòî áîëåå 320 íåôòÿíûõ è ãàçîâûõ ìåñòîðîæäåíèé, èç êîòîðûõ ÷àñòü ïî÷òè èëè ïîëíîñòüþ âûðàáîòàíà. Ê 1995 ã. â ïðîâèíöèè äîáûòî 838,0 ìëí ò íåôòè è 665 ìëðä ì3 ãàçà. Ïèê äîáû÷è íåôòè ïðîéäåí â 1971 ã. (35 ìëí ò), à ãàçà — â 1968 ã. (49 ìëðä ì3).  1994 ã. äîáû÷à íåôòè è ãàçà ñîñòàâèëà ñîîòâåòñòâåííî 6 ìëí ò È 5 ìëðä ÌÇ • Ïåðñïåêòèâû ïîäãîòîâêè çàïàñîâ â ïðîâèíöèè âåñüìà îãðàíè÷åííû è ðåàëèçóþòñÿ â îñíîâíîì çà ñ÷åò ìåëêèõ, ñëîæíîïîñòðîåííûõ ìåñòîðîæäåíèé, ïîäíàäâèãîâûõ çîí, íåìíîãî÷èñëåííûõ ìàëîèçó÷åííûõ ïëîùàäåé è èíòåðâàëîâ îñàäî÷íîãî ÷åõëà. Êàê ðåãèîí âîçìîæíûõ çíà÷èòåëüíûõ îòêðûòèé ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ ëèøü ðîññèéñêèé ñåêòîð àêâàòîðèè Êàñïèéñêîãî ìîðÿ.

Óãîëü â Ñåâåðíîì Êàâêàçå íå òàê ðàñïðîñòðàíåí, à òî ÷òî èìååòñÿ ïðåäñòàâëåíî ìåëêèìè ìåñòîðîæäåíèÿìè, îáúåäèíÿåìûìè â Êóáàíî-Ëàáèíñêóþ, Êóáàíñêóþ, Áîêñàíñêóþ è Âîñòî÷íî-Äàãåñòàíñêóþ ãðóïïû ñ îáùèìè ðåñóðñàìè 0, 194 ìëðä ò, áîë üøàÿ ÷àñòü êîòîðûõ îòíîñèòñÿ ê êàòåãîðèÿì ïðîãíîçíûõ. Ìåñòîðîæäåíèÿ ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü èíòåðåñ êàê èñòî÷íèêè áûòîâîãî òîïëèâà.

Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå Ñåâåðíîãî Êàâêàçà Äëèííîïîñò, Êàâêàç, Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå

Îáðàçîâàíèþ ðóäíûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ â öåíòðàëüíîé ÷àñòè ÑÊ ñïîñîáñòâîâàëè ìíîãîôàçíàÿ ìàãìàòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü è âóëêàíèçì. Ðàñïëàâëåííàÿ ìàãìà ïîäíèìàëàñü ïî ìíîãî÷èñëåííûì òðåùèíàì è ðàçëîìàì â äðåâíèõ êðèñòàëëè÷åñêèõ ïîðîäàõ Ãëàâíîãî Êàâêàçñêîãî è Áîêîâîãî õðåáòîâ: â ïðîòåðîçîå ìîùíûå ãðàíèòíûå èíòðóçèè âíåäðèëèñü â êðèñòàëëè÷åñêèå ñëàíöû, êîòîðûå ñîõðàíèëèñü â âèäå ïåãìàòèòîâûõ æèë. Íà íèæíåïàëåîçîéñêèå ñëàíöû ãðàíèòíûå èíòðóçèè îêàçàëè ìåòàìîðôèçèðóþùåå âîçäåéñòâèå è â çîíå èõ êîíòàêòà îáðàçîâàëèñü êâàðöåâûå è êâàðöåâî-êàðáîíàòíûå æèëû ñ ïîëèìåòàëëè÷åñêèìè ðóäàìè (áàññåéíû ðåê Ìàëêà, Ìóøò, Òûçûë, Êûðòûê). Ñàìîå êðóïíîå ìåñòîðîæäåíèå öâåòíûõ ìåòàëëîâ — Òûðíûàóçñêîå âîëüôðàìî-ìîëèáäåíîâîå ìåñòîðîæäåíèå, êîòîðîå âõîäèò â Òûðíûàóçñêèé ðóäíûé ïîÿñ, ñâÿçàííûé ñ çîíîé òåêòîíè÷åñêèõ ðàçëîìîâ çåìíîé êîðû.

Óíèêàëüíîå ïî çàïàñàì Òûðíûàóçñêîå âîëüôðàìî-ìîëèáäåíîâîå ìåñòîðîæäåíèå, íà ïðîòÿæåíèè äåñÿòèëåòèé ÿâëÿëîñü îñíîâíûì ïîñòàâùèêîì âîëüôðàìà â ñòðàíå. Åãî çàïàñû îáåñïå÷èâàþò ýêñïëóàòàöèþ ìåñòîðîæäåíèÿ ïðè ñðåäíåãîäîâîé äîáû÷å ðóäû 1 ìëí. ì3 â òå÷åíèå 25 ëåò. Ïðè ýòîì íà êîìáèíàòå ìîæåò áûòü ïîëó÷åíî ïîðÿäêà 2800 ò âîëüôðàìà è 360 ò ìîëèáäåíà åæåãîäíî.

Ê ñêàðíàì ïðèóðî÷åíû ìåñòîðîæäåíèÿ ìåäè, ñâèíöà, öèíêà, âîëüôðàìà, ìîëèáäåíà, óðàíà, æåëåçà è äð. Îñíîâíûå âèñìóòî-îëîâÿííûå, ñóðüìÿíî-ñâèíöîâûå è àëþìèíèåâûå ìåñòîðîæäåíèÿ ñîñðåäîòî÷åíû â áàññåéíå ðåêè Áàêñàí, ñâèíöîâî-öèíêîâûå — â áàññåéíàõ ðåê Òûçûë, Ìóøò, Õàñàóò è â ñðåäíåì òå÷åíèè ðåêè Ìàëêè. Ðóäíûå æèëû çàëåãàþò ñðåäè êðàñíûõ ãðàíèòîâ è ìåòàìîðôèçîâàííûõ èìè íèæíåïàëåîçîéñêèõ ñëàíöåâ. Èçâåñòíû ðóäîïðîÿâëåíèÿ ñâèíöà è öèíêà â Òûðíûàçñêîì âîëüôðàìî-ìîëèáäåíîâîì ìåñòîðîæäåíèè, ïî ñðåäíåìó òå÷åíèþ ðåêè Êåñàíòû, â áàññåéíàõ ðåê ×åãåì è ×åðåê.

Ìåñòîðîæäåíèÿ ìåäè ðàñïîëîæåíû â çîíå êîíòàêòîâ ãðàíèòîâ ñ êðèñòàëëè÷åñêèìè ñëàíöàìè è ìðàìîðàìè, ãëàâíûì îáðàçîì íà ñåâåðíûõ ñêëîíàõ Ãëàâíîãî êàâêàçñêîãî õðåáòà: â ìåæäóðå÷üå Áàêñàíà è ×åãåìà, à òàêæå â âåðõîâüÿõ ×åðåêà-Áåçåíãèéñêîãî. Ðóäíûå òåëà ïðåäñòàâëåíû æèëàìè è ïîëîñàìè äëèíîé 200 — 350 ì è ìîùíîñòüþ äî 5 ì. Ñîäåðæàíèå ìåäè 1,6-2,0%. Ìåñòîðîæäåíèå ìåäè ïî ðåêå Êåñàíòû ïðîòÿãèâàåòñÿ ïîëîñîé â 14 êì. Ìåäíàÿ ðóäà íàõîäèòñÿ â ìåòàìîðôèçîâàííûõ ñëàíöàõ â âèäå òîíêèõ ïðîæèëîê è âêðàïëåíèé. Ñîäåðæàíèå ìåäè îò 1 äî 8%. Ñîïóòñòâóþùèìè ìåòàëëàìè ÿâëÿþòñÿ çîëîòî, ñåðåáðî è âèñìóò. Ïðîãíîçíûå ðåñóðñû ìåäè ñîñòàâëÿþò 300 òûñ. òîíí.

 âåðõîâüÿõ ×åãåìà, à òàêæå â ìåæäóðå÷üå ×åðåêà-Áàëêàðñêîãî è ×åðåêà-Áåçåíãèéñêîãî îáíàðóæåíû ìûøüÿêîâûå ðóäû. Îíè ïðèóðî÷åíû ê êîíòàêòíûì çîíàì ãðàíèòîâ ñ êðèñòàëëè÷åñêèìè ñëàíöàìè. Îñíîâíûì ðóäíûì ìèíåðàëîì ÿâëÿåòñÿ ìûøüÿêîâûé êîë÷åäàí, êîòîðûé çàëåãàåò â êâàðöåâîì òåëå, îáðàçóÿ ðàçëè÷íûå ôîðìû: ãíåçäà, ëèíçû, æèëû, âêðàïëåíèÿ.  ìûøüÿêîâûõ ðóäàõ ñîäåðæèòñÿ è çîëîòî.

Ìåñòîðîæäåíèÿ îëîâÿííûõ ðóä íàõîäÿòñÿ â äâóõ ðàéîíàõ: íà âîäîðàçäåëå ìåæäó ×åðåêîì-Áåçåíãèéñêîì è ×åãåìîì áëèç ãîðû Èëèïñàð è íà ïðàâîì áåðåãó ðåêè Òþòþñó-Ìóêóëàíñêîå ìåñòîðîæäåíèå.

Ìåñòîðîæäåíèÿ çîëîòà (êîðåííîå çîëîòî, ðîññûïíîå çîëîòî) èçâåñòíû âî ìíîãèõ ðàéîíàõ ÑÊ. Çîëîòî â íåáîëüøèõ êîíöåíòðàöèÿõ ñ äðóãèìè ìåòàëëàìè ïðèñóòñòâóåò âî âñåõ ðóäíûõ ìåñòîðîæäåíèÿõ â ïåãìàòèòîâûõ è êâàðöåâûõ æèëàõ. Ñàìîñòîÿòåëüíûå êâàðöåâî-çîëîòîðóäíûå æèëû ìîùíîñòüþ äî 1 ì èçâåñòíû â âåðõîâüÿõ ×åãåìà. Ñ÷èòàþòñÿ çîëîòîíîñíûìè áàññåéíû ðåê Ìàëêà è Ìóøò, ãäå çîëîòî ñîäåðæèòñÿ â êâàðöåâûõ è êâàðöåâî-êàðáîíàòíûõ æèëàõ ñðåäè ìåòàìîðôèçîâàííûõ ñëàíöåâ íèæíåãî ïàëåîçîÿ. Ðîññûïíîå çîëîòî — â òåððàñîâûõ îòëîæåíèÿõ ñðåäíèõ òå÷åíèé ×åãåìà, Áàêñàíà, Ìàëêè.

Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå Ñåâåðíîãî Êàâêàçà Äëèííîïîñò, Êàâêàç, Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå

Ýòà ãðóïïà ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ âóëêàíè÷åñêîãî è îñàäî÷íîãî ïðîèñõîæäåíèÿ èìååò áîëüøîå íàðîäíîõîçÿéñòâåííîå çíà÷åíèå, òàê êàê íàøëà øèðîêîå ïðèìåíåíèå â ñòðîèòåëüíîé ïðîìûøëåííîñòè.

Òóô, ïåïåë, ïåìçà — èñêîïàåìûå âóëêàíè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Òóô — ñöåìåíòèðîâàííûå ðûõëûå ïîðîäû âóëêàíè÷åñêèõ èçâåðæåíèé: ïåïëà, ïåñêà, áîìá, à òàêæå îáëîìêîâ ïîðîä íåâóëêàíè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ; ïåïåë — íåñöåìåíòèðîâàííûå ðûõëûå òóôîâûå íàêîïëåíèÿ; ïåìçà — ïîðèñòàÿ, ëåãêàÿ âóëêàíè÷åñêàÿ ãîðíàÿ ïîðîäà, îáðàçóþùàÿñÿ â ðåçóëüòàòå âñïó÷èâàíèÿ è áûñòðîãî çàñòûâàíèÿ ëàâû.

Íåðóäíûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå íà ÑÊ âñòðå÷àþòñÿ ïîâñåìåñòíî. Ñàìûå èçâåñòíûå ìåñòîðîæäåíèÿ — Çàþêîâñêîå (òóô) , Êàìåíñêîå (òóô), Êóðêóæèíñêîå (òóô, ïåïåë), Ëå÷èíêàåâñêîå (îáëèöîâî÷íûé òóô), Íàëü÷èêñêîå (òóô, ïåïåë, ïåìçà), Êåíæåíñêîå (ïåïåë, âóëêàíè÷åñêèé òóô), Áåëîðå÷åíñêîå (ïåïåë). Ìîùíûìè òîëùàìè òóôà, ïåìçû è ïåïëà ñëîæåíû Ëåñèñòûé è ïàñòáèùíûå Õðåáòû.

Òóô, îáëàäàþùèé ïðî÷íîñòüþ, ëåãêîñòüþ è íèçêîé òåïëîïðîâîäíîñòüþ, ïðèìåíÿåòñÿ êàê ñòåíîâîé ñòðîèòåëüíûé ìàòåðèàë. Èç ðàçðåçàííûõ òóôîâûõ áëîêîâ âîçâîäÿò ìíîãîýòàæíûå äîìà, õîçÿéñòâåííûå ïîñòðîéêè.

Ïåìçà øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ â õèìè÷åñêîé è ñòåêîëüíîé ïðîìûøëåííîñòè, à òàêæå ïðè èçãîòîâëåíèè àáðàçèâíûõ ìàòåðèàëîâ. Ïåìçà ñëóæèò íàïîëíèòåëåì â ëåãêèõ áåòîíàõ. Ïîðèñòîñòü äåëàåò å¸ ïðåêðàñíûì òåïëîâûì è çâóêîâûì èçîëÿòîðîì. Ïåïåë è ïåìçîâûé ïåñîê ïðèìåíÿþòñÿ â êà÷åñòâå ãèäðàâëè÷åñêèõ äîáàâîê ê öåìåíòó.

Èìåþòñÿ ìåñòîðîæäåíèÿ îáëèöîâî÷íîãî ãðàíèòà. Ãðàíèòû ñåðûå, ðîçîâàòî-ñåðûå, ðîçîâûå, êðàñíûå. Õîðîøî ïîääàåòñÿ îáðàáîòêå. Ìåñòîðîæäåíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ â ðàéîíå Òûðíûàóçà, â âåðõîâüÿõ ðåê Ìàëêà è ×åðåê Áàëêàðñêèé.

 ñèëó ñâîèõ ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ãåîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ Ñåâåðíûé Êàâêàç îáëàäàåò íåìàëûìè çàïàñàìè ïîäåëî÷íîãî êàìíÿ îñíîâíàÿ ìàññà êîòîðîãî ñîñðåäîòî÷åíà â Öåíòðàëüíîì Êàâêàçå.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ íà òåððèòîðèè ÑÊ âûÿâëåíû ñëåäóþùèå äåêîðàòèâíî-ïîäåëî÷íûå êàìíè: îáñèäèàí, ìðàìîðíûé îíèêñ, ÿøìû, ñåðïåíòèíèòû, ñåïòàðèè, àïëèòû, ãîðíûé õðóñòàëü, àìåòèñòèçèðîâàííûé ñèðåíåâûé êâàðö, öâåòíîé õàëöåäîí.

Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå Ñåâåðíîãî Êàâêàçà Äëèííîïîñò, Êàâêàç, Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå

Ïîëåâîøïàòîâîå ñûðüå ïðåäñòàâëåíî ìåòàñîìàòèòàìè è àïëèòàìè, ïðèãîäíûìè äëÿ ïðèìåíåíèÿ â ïðîèçâîäñòâå òîíêîé è ãðóáîé êåðàìèêè ôàðôîðîâûõ èçäåëèé. Âûñîêîêàëèåâîå ïîëåâîøïàòîâîå ñûðüå îòíîñèòñÿ ê îñîáî äåôèöèòíûì âèäàì â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Îñâîåíèå èìåþùèõñÿ ìåñòîðîæäåíèé ñëåäóåò ñ÷èòàòü öåëÿìè áëèæàéøåé ïåðñïåêòèâû.

ÑÊ áîãàò êàðáîíàòíûì ãîðíûìè ïîðîäàìè: èçâåñòíÿêàìè, ìåðãåëÿìè, äîëîìèòàìè, ãèïñîì. Èìè ñëîæåíû Ñêàëèñòûé, Ìåëîâîé è Ïàñòáèùíûé õðåáòû. Îñíîâíûìè ìåñòîðîæäåíèÿìè èçâåñòíÿêîâ ÿâëÿþòñÿ Âåðõíå-Êåíæåíñêîå, Ñàðìàêîâñêîå, Çàþêîâñêîå, Áåëîðå÷åíñêîå. Èçâåñòíÿêè èñïîëüçóþòñÿ äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòðîèòåëüíîé èçâåñòè, íî èìåþòñÿ îïðåäåëåííûå ïðåäïîñûëêè äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ èõ â êà÷åñòâå öåìåíòíîãî ñûðüÿ.

Èçâåñòíÿêè Çàþêîâñêîãî ìåñòîðîæäåíèÿ, èñïîëüçóåìûå äëÿ ïðîèçâîäñòâà èçâåñòè, â ñìåñè ñ ãëèíèñòûìè äîáàâêàìè, ïðèãîäíû äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ âûñîêîêà÷åñòâåííîãî öåìåíòà, çàïàñû èõ íå îãðàíè÷åíû, íî îíè â ýòîì íàïðàâëåíèè èñïîëüçîâàíèÿ íå èçó÷àëèñü.

Òàêæå, ïåðñïåêòèâíûå ó÷àñòêè, ãäå ìîãóò áûòü ðàñïðîñòðàíåíî öåìåíòíîå ñûðüå, íàõîäÿòñÿ â ìåæäóðå÷üå Áàêñàí-Çîëêà Áîëüøàÿ.

Êðóïíûå ìåñòîðîæäåíèÿ ãèïñà çàëåãàþò â áàññåéíàõ ðåê ×åãåì è Áàêñàí. Ìîùíîñòü ãèïñîâûõ ïëàñòîâ ïî ×åãåìó äîñòèãàåò 100 ì.  äîëèíå Áàêñàíà îíè ðàñïîëàãàþòñÿ â íåñêîëüêî ÿðóñîâ, è èõ îáùàÿ ìîùíîñòü äîõîäèò äî 200 ì. Êðóïíûå ìåñòîðîæäåíèÿ ãèïñà Áåäûêñêîå è Áàêñàíñêîå.

Ê ðàâíèíàì ïðèóðî÷åíî áîëüøèíñòâî ìåñòîðîæäåíèé ãëèí. Ýòî ë¸ññîâèäíûå îòëîæåíèÿ ðå÷íûõ òåððàñ áàññåéíà Òåðåêà. Êðóïíåéøèìè ìåñòîðîæäåíèÿìè ãëèí ÿâëÿþòñÿ Ïðîõëàäíåíñêîå, Àëòóäñêîå, Ìàéñêîå, Óðâàíñêîå, Øàëóøêèíñêîå è äð. Îñíîâíîé ïðîäóêöèåé ÿâëÿåòñÿ êèðïè÷, è â ìåíüøåé ñòåïåíè — ÷åðåïèöà.

Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå Ñåâåðíîãî Êàâêàçà Äëèííîïîñò, Êàâêàç, Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå

Ãëèíû, ñîñòîÿùèå íå ìåíåå ÷åì íà 60-70% èç ìèíåðàëîâ ãðóïïû ìîíòìîðèëëîíèòà, îáëàäàþùèå âûñîêîé àäñîðáöèîííîé è êàòàëèòè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ, íàçûâàþò áåíòîíèòàìè. Áëàãîäàðÿ ñâîèì ñïåöèôè÷åñêèì ñâîéñòâàì áåíòîíèòîâûå ãëèíû èìåþò âåñüìà ðàñïðîñòðàíåííîå ïðèìåíåíèå â íàðîäíîì õîçÿéñòâå è ïðèìåíÿþòñÿ áîëåå ÷åì â äâóõñòàõ îòðàñëÿõ ïðîìûøëåííîñòè.

Îñíîâíûì èõ ïîòðåáèòåëåì ÿâëÿåòñÿ ìåòàëëóðãè÷åñêàÿ ïðîìûøëåííîñòü, ãäå îíè ïðèìåíÿþòñÿ â êà÷åñòâå ñâÿçóþùåé äîáàâêè äëÿ îêîìêîâàíèÿ æåëåçîðóäíûõ êîíöåíòðàòîâ, à òàêæå êàê ñûðüå äëÿ ôîðìîâêè. Êðóïíûì ïîòðåáèòåëåì áåíòîíèòîâ ÿâëÿåòñÿ íåôòÿíàÿ ïðîìûøëåííîñòü, èñïîëüçóþùàÿ áåíòîíèòû äëÿ èçãîòîâëåíèÿ âûñîêîêà÷åñòâåííûõ ãëèíèñòûõ áóðîâûõ ðàñòâîðîâ.  íåôòåïåðåðàáàòûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòè, à òàêæå â âèíîäåëü÷åñêîé è ñîêîâîé áåíòîíèòû èãðàþò âàæíóþ ðîëü â î÷èñòêå è îñâåòëåíèè ïîëó÷àåìûõ êîíå÷íûõ ïðîäóêòîâ.

Íà Ñåâåðíîì Êàâêàçà áåíòîíèòîâûå ãëèíû íàõîäÿòñÿ òîëüêî íà òåððèòîðèè Êàáàðäèíî-Áàëêàðèè, èìååòñÿ äâà ìåñòîðîæäåíèÿ.

Øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííû ïåñêè è ïåñ÷àíî-ãðàâèéíûå ñìåñè. Ðàâíèíû, ïîêðûòûå àëëþâèàëüíûìè îòëîæåíèÿìè, îáëàäàþò îãðîìíûìè çàïàñàìè òàêîãî ñòðîèòåëüíîãî ñûðüÿ. Êðóïíûìè ìåñòîðîæäåíèÿìè ïåñ÷àíî-ãðàâèéíîé ñìåñè ÿâëÿþòñÿ Óðâàíñêîå, Äîêøóêèíñêîå, Øàëóøêèíñêîå. Äîáûâàåìîå ñûðüå èñïîëüçóåòñÿ äëÿ ïðîèçâîäñòâà áåòîíà, äîðîæíîãî ïîêðûòèÿ, ñòðîèòåëüíûõ ðàñòâîðîâ.

Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå Ñåâåðíîãî Êàâêàçà Äëèííîïîñò, Êàâêàç, Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå

Åñòåñòâåííî, ÷åì áîãà÷å ìåñòî, òåì ñëîæíåå ýòè áîãàòñòâà èñïîëüçîâàòü, êàê áû àáñóðäíî ýòî ïî íà÷àëó íå çâó÷àëî. Èç-çà ãåîãðàôè÷åñêîãî ïîëîæåíèÿ, íàëè÷èÿ öåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ Ñåâåðíûé Êàâêàç ïðèâëåêàåò âíèìàíèå êàê ðóññêèé, òàê è èíîñòðàííûé êàïèòàë, à ïîòîìó â ýòîì ìåñòå ÷àñòî ñõîäèëèñü èíòåðåñû ðàçíûõ ñòðàí, à âðåìåíàìè îíî ñòàíîâèëîñü è àðåíîé âîåííûõ äåéñòâèé. Âðÿä-ëè êòî-òî áóäåò îòðèöàòü, ÷òî ýòî ñèëüíî çàòîðìàæèâàåò îñâîåíèå ëþáîé òåððèòîðèè.

Òåì íå ìåíåå, äîëãîå âðåìÿ ãåîëîãîðàçâåäî÷íîå äåëî íà Ñåâåðíîì Êàâêàçñêîì êðàå áûëî ñàìîì îòñòàëûì â õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ðåãèîíà. Ïðè÷èíîé òîìó áûëî îòñóòñòâèå íàäëåæàùåé ìàòåðèàëüíî-òåõíè÷åñêîé áàçû, è ñàìîå ãëàâíîå — óáåæäåíèå ìíîãèõ ãåîëîãîâ òîãî âðåìåíè ÷òî «ìîëîäûå ãîðíûå õðåáòû, ìàëî ðàçìûòûå, íå íåñóò â ñåáå äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, òàê êàê êîðíè ýòèõ ïðîöåññîâ, îáû÷íî íàèáîëåå áîãàòûõ ìåòàëëàìè, íàõîäÿòñÿ â ãëóáèíàõ è íå îáíàæåíû íà ïîâåðõíîñòè.»

Ìàòåðèàëû íàïèñàíèÿ ïîñòà:
https://knowledge.allbest.ru/geology/3c0a65635b3ad78a5d53b88…
Òåçèñû äîêëàäîâ VI êðàåâîé êîíôåðåíöèè ïî ãåîëîãèè è ïîëåçíûì èñêîïàåìûì Ñåâåðíîãî Êàâêàçà
Ãåîëîãèÿ è ïîëåçíûå èñêîïàåìûå Ðîññèè. Â øåñòè òîìàõ. Òîì 1. Çàïàä Ðîññèè è Óðàë. Êíèãà 1. Çàïàä Ðîññèè

Ìåòêó «ì ñòàâèòü íå áóäó, èáî âñå ìàòåðèàëû íå áûëè ñîçäàíû ìíîé ñ íóëÿ.

Источник