Полезные ископаемые казахстана для 4 класса

Полезные ископаемые казахстана для 4 класса thumbnail

Тема урока: «Полезные ископаемые» 1 урок

Школа: КГУ » Гимназия № 2″акимата города Рудного

Дата: 25 сентября

ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна

Класс: 4 «А»

Количество

присутствующих: 24

Количество

Отсутствующих: 0

Цели обучения, которые

необходимо достичь на

данном

уроке

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цели обучения

Все учащиеся могут: осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Критерии успешности

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

Языковая цель

Учащиеся могут: объяснять прочитанное, классифицировать.

Ключевые слова и фразы: месторождение, бассейн, горючие, рудные, нерудные.

Стиль языка, подходящий для диалога: групповая работа

Предыдущее обучение

Формы поверхности Земли.

Ресурсы

учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица у каждого, стикеры, листы оценивания, дидактический материал, тетрадь ученика, рефлексия на доске, презентация к уроку.

План

Планируемые

сроки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модули программы

1. Вызов

Проверка домашнего

задания в парах

пересказ

Определение цели и задач урока.

Критерии успешности.

Определение уровня знаний.

» Верю — не верю»

Физминутка

Эмоционально психологический настрой

Тренинг «Волшебный цветок»
Учитель держит в руках цветок с разноцветными лепестками( для деления на группы)
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок, отрывают один лепесток.

Листы оценивания.

-Оценочный лист с указанием всех заданий, которые нужно выполнить на уроке.

Знакомство с критериями.

  • Близко к тексту

  • Темп

  • Эмоциональность

В парах проверить выполнение домашнего задания по критериям оценивания.

Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки:

— Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?

( нефть)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют и за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

— О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

— Как назвать все отгадки?

— Сформулируйте тему урока (Полезные ископаемые)

— Давай те попробуем сформулировать задачи урока:

Знать:

Уметь:

Научиться:

— Чтобы на уроке у нас всё получилось и все получили отличные оценки нам нужно прочитать с вами критерии успешности.

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю» (верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

— Верите  ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

— Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

— Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

— Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

— Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

— Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

— Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

— Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

— Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать? — работа на листочках

(ответы детей вывешиваются на доску)

музыкальная

Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.

С помощью цветных лепестков цветка происходит деление на 4 группы по 6 человек.

Учащиеся знакомятся, как будут оценивать свои знания.

Ученики отгадывают загадки.

Формулируют тему урока.

Ученики сами формулируют задачи урока, что мы должны знать, уметь, чему научиться.

Например:

Уметь:

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Дети читают с доски критерии успешности.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Учащиеся пишут свои ответы на вопросы и вывешивают на доску

» Ожидания от урока»

Новые подходы в преподавании и обучении.

Читайте также:  Полезное блюдо из куриной грудки в мультиварке

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Формативное взаимооценивание

Оценивание

(заполнение листа оценивания)

Формативное оцениванием- похвала.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Диалогическое обучение.

Обучение критическому мышлению.

Саморегуляция учащихся.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

2. Осмысление.

Побуждение к осмыслению новой темы.

Кластер

Презентация

Чтение статьи учебника

Работа по карте.

Закрепление. «Мозговой штурм»

Творческая работа.

Индивидуальная

Подсчёт баллов

Контроль и оценка успешности на уроке

Ассоциации к словам

» Полезные ископаемые» — работают в группе. презентуют свой Кластер.

Повторить правила работы в группе.

Презентация по теме » Полезные ископаемые Казахстана»

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Работа со статьёй учебника стр. 27 -29

Метод » ЗХУ» — чтение с пометками

Заполняют таблицу ( у каждого), презентуют классу, 1 человек от группы.

Оценивание по критериям.

1. Полезные ископаемые ……. 1б

2. Три группы: рудные, нерудные, горючие. 1б

3. Способы добычи: шахта, карьер. 1б

Работа по карте Казахстана по плану группой.

1. Обвести контур Казахстана на контурной карте в рабочей тетради.(стр. 24-25)

2. Нанести условные знаки и подписать города- месторождения.

3. Рассказать всему классу.( 1 ученик от группы)

— время- 5 минут

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

— А как отвечает нам природа?

— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Творческая работа составление » Синквейна» — по теме полезные ископаемые.

Заполнение Листов оценивания, подсчёт баллов.

— Вернёмся к задачам урока

Умею: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знаю обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научился отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Учащиеся работают в группе, составляют кластер, презентуют его своим одноклассникам.

Учащиеся смотрят презентацию, задают вопросы по ходу.

Подготовленные ученики презентуют свой рассказ.

Учащиеся читают статью учебника и заполняют ( проговариваются критерии)

Полезные ископаемые

Что такое?

Три группы

Способы добычи

Учащиеся работают в тетрадях, наносят условные обозначения, подписывают города, презентуют свою работу.

1) Нефть

2) Каменный уголь

3) Природный газ

4) Железная руда

Ученики отвечают на вопросы, обобщают изученный материал.

Учащиеся составляют синквейн по критериям, зачитывают и оценивают, некоторые зачитываются.

Учащиеся подсчитывают количество баллов за все виды работы на роке, переводят баллы в суммативную оценку.

Учащиеся возвращаются к задачам урока и анализируют свою деятельность.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция учащихся.

Обучение критическому мышлению.

Диалог » Ученик -ученик»

ИКТ, диалоговое обучение

» Учитель — ученик»

Обучение талантливых и одарённых.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Критериальное суммативное самооценивание.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Обучение критическому мышлению.

ИКТ

Обучение критическому мышлению.

Диалогическое обучение.

Формативное внешнее оценивание

Диалогическое обучение

» Учитель — ученик»

Работа с одарёнными.

Формативное самооценивание фишками

Работа с талантливыми и одарёнными.

Формативное критериальное взаимооценивание

Суммативное внешнее итоговое оценивание

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция.

Формативное самооценивание.

3. Рефлексия

Подведение итогов.

— Ваши ожидания? Сбылись ли в течении урока?

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.

Новые подходы в обучении.

Саморегуляция.

ИКТ

4. Д/з

1. Работа с материалами учебника.

Читайте также:  Полезные инструменты для дома и дачи

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).

3.Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)

Учащиеся записывают в дневник.

Работа включая всех.

Работа в одарёнными и талантливами.

Дополнительная информация:

Дифференциация.

Как вы планируете поддержать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Индивидуальная помощь, поддержка в течении всего урока.

Сильным учащимся — дополнительная информация о полезных ископаемых, разноуровневое домашнее задание.

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?

У детей листы самооценки в видами работы, они их заполняют по ходу всей работы, в конце урока подсчитывают баллы — итоговая суммативная оценка.

Межпредметные связи.

Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.

Литературное чтение, музыка, география.

Рефлексия

Итоговая оценка

1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?

1. Определение целей и задач урока самими учениками, критерии успешности.

2. Работа с листами самооценивания, в конце урока баллы перевели в оценку, каждый ученик получил отметку за урок.

2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?

1. Самостоятельное деление на группы.( на первом уроке я предложила ученикам разделиться на 4 группы, и одна группа работала не могла найти взаимопонимание)

2. Правильное распределение времени на уроке.

3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Ученики могут формулировать цель и задачи урока. Саморегуляция учащихся на высоком уровне: распределение ролей в группе, соблюдение правил работы в группах, защита групп.

По другому взглянула на слабоуспевающих учеников, они могут связно говорить, отвечать у доски, защищать продукт группы, когда их поддерживают товарищи. Высокомотивированные учащиеся чувствовали себя лидерами при работе, иногда принимали решения за всю группу, приходилось вмешиваться в работу групп.

Источник

Казахстан занимает девятое место среди самых больших государств планеты. Однако республика славится не только величиной территории, но и богатством природных ресурсов. Какие полезные ископаемые Казахстана добывают на юге, а какие на западе? Добычей каких ресурсов знаменита республика? Ответим на все вопросы.

Месторождения угля в Казахстане

Карта полезных ископаемых Казахстана богата и разнообразна. На территории республики добывают 99 элементов из Периодической таблицы Менделеева. Однако главным ресурсом РК были и есть горючие полезные ископаемые, а именно уголь.

Основные места добычи угля располагаются в Центральном Казахстане. Наиболее известен Карагандинский угольный бассейн, раскинувшийся на территории степи Казахский мелкосопочник.

Его развитие в 30-е годы XX века дало толчок для работы сталелитейных производств, которые остро нуждались в сырье. Добыча угля повлияла и на развитие металлургии.

Вторым по значимости является Экибастузский угольный бассейн, который располагается на северо-востоке Казахстана.

Всего в Республике найдено более 300 месторождений и разрабатываются 10 угольных бассейнов.

Коксующийся уголь, добываемый в РК, обладает высоким качеством, благодаря чему ценится на родине и за рубежом.

Рудные полезные ископаемые

Развитие металлургии в Республике было бы не возможным без рудных полезных ископаемых.

Казахстан богат месторождениями таких ресурсов, как:

  • железо;
  • хром;
  • марганец;
  • никель;
  • полиметаллы;
  • золото;
  • медь;
  • редкие металлы.

Месторождения железа в Казахстане сосредоточены на севере. Самые богатые и развитые — Качарская и Соколовско-Сарбайская залежи.

Практически все природные запасы хрома Республики обнаружены в Мугоджарских горах, в Кемпирсайских и Донских месторождениях.

Марганцевые ресурсы Казахстана добывают в центральных областях. Самыми крупными признаны Атасуская и Жездинская залежи.

Как и хром, основную массу никеля добывают в Мугоджарских горах на западе Республики. В центральных и северных районах есть около 50 богатых месторождений, которые активно разрабатываются геологами.

Природные ресурсы Казахстана, называемые полиметаллами, содержат ценные медные соединения, а также вкрапления цинка, свинца, золота, серебра. Эти минеральные ресурсы Казахстана добываются на Рудном Алтае и в Текели.

Золото в Казахстане обнаружено почти в 200 месторождениях. В основном они находятся на востоке и северо-западе РК. Небольшие залежи есть также в Центральном Казахстане и на северо-востоке страны.

Месторождения меди в Казахстане славятся на весь мир. 92% медной руды экспортируется за границу. Самые богатые места добычи сосредоточены в центральной части Республики вблизи Жезказгана.

Что касается редких металлов, то они представлены на карте полезных ископаемых РК вольфрамом, сурьмой, ванадием, молибденом, висмутом и другими металлами. Чаще всего они встречаются в месторождениях полиметаллов, расположенных в Джунгарии и на Алтае.

Читайте также: Крупные города Казахстана

Нерудные полезные ископаемые

Республика богата не одними только металлами. Наряду с ними в стране процветает добыча нерудных полезных ископаемых. Самые известные из них:

  • асбест;
  • фосфориты;
  • природный газ;
  • нефть;
  • уран;
  • соль.

Асбестовые месторождения Казахстана занимают лидирующие позиции во всем мире. Самые известные и крупные из них — в Жезкагане и Жетыгаре.

Фосфориты добывают на юге Казахстана. В богатстве этим нерудным ископаемым РК едва не обошла США. На данный момент в мировом списке по добыче фосфоритов государство занимает второе место после Штатов.

Читайте также:  Какой мед полезнее липовый или цветочный

Природный газ в Казахстане добывают в основном в западных областях. Наиболее прибыльные и богатые — Кызылойское, Карачаганакское и Жанажольское месторождения.

Нефтяные месторождения Казахстана составляют около 4% запаса нефти в мире. Среди них есть и «знаменитость» — уникальное гигантское месторождение Кашаган, которое славится своей величиной на весь мир.

Это прибыльное месторождение нефти в Казахстане расположено на западе Республики и приносит около 25 млн тонн нефти в год. Благодаря этому страна имеет все шансы войти в десятку крупнейших мировых нефтедобывающих государств.

Не только нефть в Казахстане славит Республику на весь мир. Добыча и поставки урана относят РК к тройке мировых лидеров наряду с Канадой и Францией. По поставкам концентрированного урана Казахстан даже опередил Канаду, которая около 20 лет оставалась мировым лидером, но в 2009 году уступила первые позиции.

Равно как уникальные месторождения нефти в Казахстане, поражают богатейшие запасы соли. В Прикаспийской низменности есть пласты мощностью более 2 км.

На данный момент основными экономически успешными являются добыча угля, газа и нефти в центре и на западе Республики.

Однако месторождения полезных ископаемых разбросаны по всей территории Казахстана. Должная разработка позволит стране стать богаче и выведет экономику на новый уровень.

Читайте также: Экологические проблемы Казахстана и пути их решения

Источник

Нерудные полезные ископаемые.

Цель урока: закреплять знания учащихся о полезных ископаемых

Задачи урока:

— познакомить с нерудными полезными ископаемыми Казахстана;

— развивать умение работать с текстом, находить информацию, анализировать ее;

— воспитание бережного отношения к природным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: учебник, презентация, карточки с тестовыми вопросами.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой

2. Актуализация знаний

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства называется -…….

Б) Беседа

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— На какие группы их можно разбить?

— Что мы относим к рудным полезным ископаемым?

— К горючим?

-Какая группа полезных ископаемым нами еще не изучена?

3. Сообщение темы и цели урока

4. Работа по теме

1) Слово учителя

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Казахстан богат также и строительными материалами — известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения встречаются во многих районах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг к другу (железо — марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный покров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его перевозке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

2) Работа с учебником

Учащиеся самостоятельно обрабатывают материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

5. Закрепление

Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении темы

6. Итог урока

Взаимопроверка (по слайду)

7. Д/З повторить.

Источник