Полезные ископаемые конспект урок 4 класс

Полезные ископаемые конспект урок 4 класс thumbnail

Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные:

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;

Регулятивные:

  • Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.

Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. 

Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?

Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?

Ответы учащихся.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

3. Проблемная ситуация

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ответы учащихся.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Практическая работа.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану на стр. 149

1. Название.

2. Основные свойства.

3. Использование.

4. Где добывают в нашем крае.

5. Что может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Предметы

1. Гранит

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятники

2. Известняк

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Мел

3. Глина

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Кирпич

4. Каменный уголь

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Лекарства

5. Нефть

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин

Мыло

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Ножницы

Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.

Название

Свойства

Применение

Глина

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Кирпичи, посуда

Песок

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Физминутка

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.

Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

5. Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:

1. Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2. О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

3. Назовите горючие полезные ископаемые:

А – гранит

Б – нефть

В – газ

Г – каменный уголь

4. Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

2) торф

3) железная руда

4) нефть

5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина

2) известняк

3) торф

4) мрамор

6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

1) глина

2) песок

3) известняк

4) торф

7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

2) цвет

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

8. О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

6. Рефлексия

Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание.

Дома:

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52

Источник

Технологическая карта урока

ФИО учителя Прохоренко Виктория Анатольевна

Класс 4 «В»

УМК «Гармония»

Предмет «Окружающий мир»

Тема «Полезные ископаемые, их разведка и добыча»»

Тип урока: урок введения новых знаний (исследовательская работа)

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Природные богатства России», является 4-ым по счету.

Цель: познакомить учащихся с полезными ископаемыми, расширить представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Планируемые результаты:

Предметные: каждый учащийся будет иметь представления о использовании полезных ископаемых.

  • Личностные:

  1. развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

  • Коммуникативные:

1) учить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Познавательные:

1) умение строить небольшие сообщения в устной форме и проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • Регулятивные:

1) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

Методы: наглядный (презентация, учебник), словесный ( беседа).

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: ИТК, презентация, учебник, образцы полезных ископаемых, листы с заданиями, таблица, условные знаки полезных ископаемых, конверты, корзинки, физическая карта России, магниты.

Ход урока

Организационный

момент

-Приветствие.

-Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой.

-Проверяют готовность к уроку и настраиваются на работу.

Л

Закрепление пройденного материала

-Ребята, пожалуйста, возьмите каждый цветную карточку, которая лежит на вашем рабочем месте.

-Сейчас вы будете работать в парах и повторять материал прошлого урока.

-У тех, у кого карточка синего цвета, вы –проверяющие, вы задаете вопросы.

— А у кого желтого, те – отвечающие на вопросы. Ваша подсказка – это ваша карточка желтого цвета.

-Когда вы ответили на вопросы, обменяйтесь карточками и повторите тужу работу.

«Взаимотренаж».

1. Назовите две самые большие равнины: Западно – Сибирская и Восточно – Европейская.

2. Более высокие горы: Кавказские, Алтай, Саяны .

3. В морях, омывающих Россию, есть крупные острова — Сахалин, Новая Земля и полуострова – Таймыр, Камчатка .

4. Самое большое и самое глубокое озёра мира — Каспийское море, озеро Байкал.

5. Наиболее крупные реки России – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

-Берут карточки синего и желтого цвета

-Слушают учителя.

-Проверяют пройденный материал.

-Поднимают руки по просьбе учителя.

-Отвечают.

1. Назовите две самые большие равнины:

З……..С………. и В……. – ……….. .

2. Более высокие горы: К….., А…… , С…… .

3. В морях, омывающих Россию, есть крупные острова — С…., Н…… ……. и полуострова – Т……, К…….. .

4. Самое большое и самое глубокое озера мира — …….. море, озеро …… .

5. Наиболее крупные реки России – Волга, ……. , …….. , Лена, А…… .

-Кто ответил на все вопросы, поднимите руку?

-Кто ответил только на 4, 3, 2 вопроса, тоже поднимите руку?

-Из ходя из проделанной работы, какой можно сделать вывод?

ВЫВОД: 1. Если большинство ребят хорошо справились с заданием, то тему прошлого урока усвоили на достаточном уровне.

2. Если с заданием не справились большинство ребят, то это будет домашним заданием.

Целеполагание

-Сейчас попрошу вас организоваться в группы.

-На протяжении всего урока вы будете работать в группах.

— Сейчас вы возьмёте конверт и к каждой картинке (дома и машины) соотнесете слова.

-Приступаем.

-Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 1)

hello_html_made405c.jpg hello_html_285a30f8.jpg

-А почему вы так сделали?

— Скажите, а что это за ресурсы? Как они называются?

-Правильно, молодцы!

(Слайд 2) с темой урока

hello_html_made405c.jpg hello_html_md259134.jpg

-Тема нашего урока Полезные ископаемые

-А что вы хотели бы узнать?

На доске в виде слов крепится цель урока

1. Почему их так называют?

2. Что относится к ПИ?

3. Как добывают ПИ?

— Ребята, ответьте на вопрос, для чего нужна машина?

-Но что бы машина поехала, ей что нужно?

— А из чего добывают бензин? Кто знает?

— Что бы дома было тепло, круглый год что необходимо?

(Слайд 3) с новыми ПИ уголь и бензин (нефть)

hello_html_made405c.jpg hello_html_md259134.jpg

-Организовываются в группы.

-Выполняют задание.

-Проверяют

-Дома строят из песка, цемента и т.д. Автомобиль делают из стали и т.д.

-Полезные ископаемые.

-Смотрят

-Слушают

-Говорят

-Машина нужна для передвижения.

-Бензин.

-Отвечают.

— Уголь.

Р, К

Изучение нового материала

-Сегодня нам предстоит путешествия в недра Земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми.

-Что такое «недра»?

-Где мы сможем узнать понятие этого слова?

-Правильно, откройте словарь окружающего мира на стр. учебника 175 и найдите определение этого слова. Прочитайте.

-Что же такое Недра Земли?

(Слайд 4 ) определение слова Недра Земли

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью

— Скажите, что означает выражение «разработка недр»? Как можно по — другому сказать?

-Ребята, скажите, почему ПИ так называют?

-Что значит слово «ископаемые»

Вернуться к цели № 1 и указать, что ответили на этот вопрос.

— Есть люди, которые специально исследуют, что находится в Земной коре.

-Как их называют?

— Человек всё время занимается разведкой месторождений полезных ископаемых.

-Что значит месторождение?

-Поработайте с текстом на стр. учебника 83 и дайте определение человека, который изучает полезные ископаемые.

-Кто это?

-Слушают учителя.

-Отвечают.

— В словаре.

-Работают со словарем.

-Читают определение.

-Отвечают.

— Смотрят.

-Добыча полезных ископаемых.

-Отвечают

-Они полезны.

-Отвечают.

-Отвечают.

-Место, в котором находят ПИ.

-Находят в тексте понятие

Геолог – это человек, который изучает методы изыскания полезных ископаемых и их месторождения.

П, К

Физминутка

Мы геологами станем?

Да? – да! (хлопок над головой)

Будут все гордится нами.

Да? – да! (хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами)

Ее не проплывешь («плывут»)

Ее не пролетишь («крылья»)

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! (хлопок над головой)

-А кто же еще помогает геологам в добыче полезных ископаемых?

-Сейчас мы с вами узнаем, кто, где и как добывают полезные ископаемые.

-Каждая группа возьмет зеленый лист. Ваша задача — закончить предложение.

-Будьте внимательны, 4 вопрос не с учебника, вам нужно догадаться о ком идет речь.

-На листах указана стр. текста.

-Работаем с текстом на стр. учебника 85-86

(Стр. учебника 85 первый абзац)

1. Неглубоко залегающие ископаемые добывают открытым способом в ……….. .

2. С помощью (какой техники?) ….. , …… … , ……… ………. , ……. ……… .

3. Какие добывают полезные ископаемые?

…….. , ………. , ………. , ………. , ……… .

4. Профессия человека – это в………ль.

(Стр. учебника 85 конец первого абзаца и весь второй абзац)

1.Если они залегают глубоко, то для их добычи сооружают ……… .

2.Способ добычи: специальные …….. вырубают в пластах ……. ; перевозят по ……. в вагонетках и поднимают на поверхность мощными …….. .

3. Какие добывают полезные ископаемые?

……… ….. и ………….. ……… .

4. Профессия человека – это

(Стр. учебника 86 первый абзац)

1…………. бурят на суше и на дне морей.

2. Какие добывают полезные ископаемые?

……… …. , …….. , ……….. …. .

3. Для транспортировки сооружают ………. , ……………. и ………… .

4. Перевозят полезные ископаемые по ……… ………. в вагонах и ……….. . По морям и океанам везут их …………….. ………. и …….-…….. .

5. Профессия человека – это бу… к и в….ль .

(Стр. учебника 86- второй абзац и стр. 87)

1 Во многих местах нашей страны издавна добывали ………..

2. Выпаривали ее из растворов, которые брали в ………. …….. или получали в ………. ……., закачивая туда ……… воду

3. Соль перевозили из озер …….. и ……… .

4. Города, где добывали соль, стали называть …………., ………. — ……….. .

5. В древности соль ценилась …….. ………, из-за нее ……….. .

— Каждая группа представляет свою работу (Слайд 5-8 с заполненными карточками)

-Отвечают.

-Слушают учителя.

-Выполняют задание в группах.

-Сообщают другим свою работу.

Исследовательская работа.

— Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу.

-Каждой группе достается по одному полезному ископаемому ( нефть, каменный уголь, графит и поваренная соль. )

-В помощь вам предлагается карточка «Помогай-ка» (слайд 9)

«Помогай-ка».

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое, жидкое или газообразное ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет.

5. Где можно использовать, применить.

-Итак, исследование закончено. Теперь выслушаем каждого представителя группы и сравним ответы. (Слайд 10-13 картинки ПИ, которые исследовали дети)

-Внимательно слушают.

-Каждая группа выполняет исследование.

-Представление работ.

К

Закрепление

-У каждой группы в корзинках лежат условные знаки ПИ, которые вы исследовали.

-Возьмите их пожалуйста.

-Откройте физическую карту России в учебнике и найдите местоположение полезного ископаемого, которое исследовали. Возьмите свой условный знак и прикрепите его к физической карте России у доски.

-Каждая группа выходит и прикрепляет условный знак.

(Слайд 14) физическая карта России

-В группах находят местоположение полезного ископаемого и обозначают условным знаком.

Итог урока

-Ребята, как вы считаете, достигли мы цели урока? На все вопросы ответили?

— Что помогло нам в работе?

— Какая задача была сложной для вас?

-Да

-Отвечают.

Рефлексия

Продолжи фразу: (слайд 15)

Мне больше всего понравилось….

Было интересно….

Хочу сказать спасибо….

К

Домашнее задание

Т. с. 38 № 18 (слайд 16)

Источник

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. У нас будет не совсем обычный урок.  На нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

  1. Сообщение темы урока.

На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая.

-А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, народом и т.д.).

 Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах, применении и охране. (появляется слайд с названием темы)

-Давайте сначала разберемся, а что же такое богатство? (…) Если не знаем значения слова, то мы обращаемся к толковому словарю. Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. ( Стр. 50 Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)

— Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые)  Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему полезные?(служат людям).

Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Давайте узнаем о первом полезном ископаемом.

3.Введение нового.

  1. ГРАНИТ.  Кто хочет прочитать загадку?

Слайд   Загадка: Он очень прочен и упруг,

                            Строителям надежный друг:

                             Дома, ступени, постаменты

                             Красивы станут и заметны.

— Кто догадался, что это? (..)

— По каким словам ты узнал?

Давайте посмотрим, что это. Это гранит. О каких свойствах гранита мы можем сказать исходя из загадки? (он прочный).  Рассмотрите гранит и передайте соседям на задней парте. Не забудьте, что нашим гостям тоже хочется его посмотреть. Пускаем гранит по рядам. Я к вам на урок принесла атлас-определитель. Его автор А.А.Плешаков, он же составил и учебник, по которому вы изучаете окружающий мир. Воспользуемся атласом –определителем, чтобы больше узнать о граните. (с.11, Гранит бывает серого, розового и красного цвета. Это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов.

— Как Вы думаете, где используется гранит?

  Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников..) 

— Какими же свойствами обладает гранит? (прочный, твердый, непрозрачный). Правильно. Давайте посмотрим, какими еще свойствами обладает гранит. Для этого проведем опыт. (опускаем гранит в воду)

-Какой мы можем сделать вывод? Что тяжелее вода или гранит? 

Слайд Оказывается гранит еще и не горит, полируется.

— Благодаря каким свойствам гранит часто используется в строительстве?

  Крупнейшим месторождением гранита в России является Челябинская область. Это на севере России. (прикрепляем табличку).

          — А кто знает, что такое месторождение? (скопление). На доске 2 понятия: место рождение и месторождение. Кто мне сможет объяснить разницу. (в первом случае это 2 слова, они обозначают место, где человек родился. Учитель открывает определение. Во втором, это сложное слово, образованное от двух корней. Оно обозначает залежи полезных ископаемых. Открываю второе определение).

Давайте познакомимся с еще одним полезным ископаемым.

2) ИЗВЕСТНЯК.

               Слайд    Загадка: Этот мастер белый-белый

                                             В школе не лежит без дела.

                                             Пробегает по доске,

                                             Оставляет белый след.

Поднимите руки, кто догадался, что это

— А кто знает, что такое мел? Сейчас мы все выясним.

Мы все держали мел в руках. Давайте попробуем сформулировать его свойства (непрозрачный, белого цвета, твердый, плотный). Учитель берет мел.

-А как вы думаете, что будет, если я опущу мел в воду? (…) Давайте попробуем. (Учитель опускает мел в стакан с водой. Мел тонет.)

— Какое свойство мы увидели? (…) Слайд (Мел тяжелее воды). Хотите узнать, что же такое мел? (атлас-определитель с.15. Мел – это особая разновидность известняка. Он образовался из остатков крошечных морских организмов).

-Итак, что же такое мел?

— Где применяется известняк? (…) Применение известняка в строительстве мы можем наблюдать даже у нас в классе. Рассматриваем класс.

-Кто догадается где? (потолок).

 Самое крупное месторождение известняка находится в Московской области.

               Прикрепляем табличку.

Давайте посмотрим, о каком следующем полезном ископаемом пойдет речь.

  1. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.

              Слайд     Загадка: По трубе течет

                                             Пироги печет.

                                                                        На кухне у мамы

                                                                  Помощник отличный.

                                                                  Он синим цветком

                                                                  Расцветает от спички.

-Что это? (…). Вам трудно отгадать эти загадки, так как в основном у всех сейчас электрические плиты. Итак, это природный газ. Слайд 

-На каком из кадров изображен природный газ? (в 3-ем).

-О каких свойствах природного газа мы можем сказать по его виду? (Прозрачный).

— Какие еще свойства вы можете назвать исходя из названия и загадки? (Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу — помощь). Возвращаемся к слайду загадки. Газообразный, следовательно он легче воздуха.

Слайд Рассмотрим остальные свойства природного газа. Он не имеет запаха, газообразное, горючее, легче воздуха.  Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу. Также это очень хорошее топливо. Так как газ используют в газовых плитах, ученые добавили туда…, чтобы при утечке газа люди могли его почувствовать. И еще газ используют в производстве пластмассы. Крупнейшим месторождением природного газа в России является Западная Сибирь.

    Прикрепляем на карту.

Давайте познакомимся со следующим полезным ископаемым.

  1. ТОРФ.

                  Слайд   Загадка:         Росли на болоте растения

                                                       Стали топливом и удобрением.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь?

Это торф.

-Что вы можете сказать о торфе?

Слайд (атлас-определитель, с. 13. Торф узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, из которого образуется торф это торфяной мох — сфагнум. Кроме него в торфяные залежи попадают и другие растения.)

— На каком изображении показан торф? (на 3-ем).

Я покажу, что можно сделать с торфом, а вы подумайте, и сделайте вывод о его свойстве.

Учитель опускает торф в воду. Торф не тонет)

-О каком свойстве говорит нам этот опыт? (торф легче воды)

-Какими еще свойствами обладает торф? (…)Он твердый, легкий, впитывает влагу. Летом в России были очень крупные торфяные пожары. Вы все о них, наверное, слышали.   -Какое свойство способствовало этому? (горючесть). Надо быть очень осторожным с огнем.  Торфяные залежи тлеют до сих пор и до конца с этим справиться пока не получается. Слайд

— Для чего он служит? (для удобрения, подстилка для скота).

 Самые крупные торфяники находятся в Томской области. Но большое число торфяных залежей есть и в Подмосковье.

Прикрепляем табличку на карту.

 Переходим к следующему полезному ископаемому.

  1. НЕФТЬ.

                      Слайд     Загадка: Без нее не побежит

                                                     Ни такси, ни мотоцикл,

                                                     Не поднимется ракета

                                                     Отгадайте, что же это?

(бензин)

-А из чего делают бензин?

Нефть. Слайд  Где изображена нефть? (на 3-ей).

Учитель показывает колбу с нефтью.

-О каких свойствах нефти мы можем сказать? (непрозрачная, жидкая).

Слайд

—  Еще нефть обладает следующими свойствами: имеет резкий запах, маслянистая.

 Где применяется нефть? (получают жидкое топливо, волокна для изготовления синтетических тканей и многое другое).

Давайте проведем опыт. Посмотрите, что я сейчас сделаю.Учитель берет форму с водой, выливает туда нефть.

— Как вы думаете, как мы можем собрать эту нефть из воды? (..) Учитель собирает нефть опилками. Так мы можем очистить от нефти воду.

  Начинается мигание SOS.

Attention! Attention! There is a great ecological problem in America. The oil has got to the Mexican gulf. Fish, birds and animals are dying. They cannot breath! They cannot swim! They  cannot eat! Please, help! America is in danger!

— Ребята, что случилось? (…)

-Где это все произошло?

-Почему в этом тексте употребляется слово oil?(Слово на доске) Как оно переводится? (масло) Да. И также по-английски звучит нефть. Из-за какого свойства нефти, по-английски оно звучит как и масло?

  Слайды

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб. -Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

— Кто знает, почему?

— К чему это привело? (образовалась нефтяная пленка)

-Чем опасна нефтяная пленка? (нет света, нет воздуха). А значит нет жизни, гибнут живые организмы. Поэтому мы должны помнить, что за безопасность окружающей среды, за жизни живых существ отвечает прежде всего человек.

Самые крупные месторождения нефти в России находятся в Ханты-мансийском автономном округе, что на Севере.

Прикрепляем к карте.

4)Физминутка.

      Снимаем таблички.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

  Посмотрите на нашу карту.

-Кто запомнил, в какой части России находится самое большое месторождение нефти? (..) природного газа? Гранита? Торфа? Известняка? Дети прикрепляют таблички.

— Кто помнит, какие из них используются в строительстве? (гранит, известняк) Почему?

— Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (природный газ)

-Какое свойство способствует этому?

— Какое из них относится к жидким? (нефть)

— Какие подземные богатства обладают горючестью? (нефть, природный газ, торф).

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.Возьмите в руки таблицу №1. Самостоятельная работа.

2.Рассмотрите ее.  Что находится в 1, 2,3 колонке?

3. Возьмите в руки зеленые карандаши и линейки.

4. Вам необходимо соединить название, группу свойств и применение.

           5. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Рассмотрите таблицы.

           6. Возьмите в руки синие ручки.

На доске появляется заполненная таблица.

            5.Проверьте и исправьте ошибки в работах.

      6. Если вы не сделали ни одного исправления, поставьте 5, если 1 или 2 исправления – 4. У кого более двух исправлений, поставьте +.

             7. Верните работы.

Поднимите руки у кого 5,4.

  1. ИТОГ.

— О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили? ( о подземных богатствах).

— Как сказать по-другому? (полезные ископаемые)

— Почему они называются ископаемые? (добываются из-под земли)

— Почему их называют полезными? (служат человеку)

Откройте учебники на странице 20. Посмотрите, о каких полезных ископаемых мы сегодня не говорили? (песок и глина, уголь, железная руда). Дома вы прочитаете про эти полезные ископаемые и заполните Таблицы №2«домашнее задание». А ваш учитель на следующем уроке их проверит.

Поднимите руки, кто сегодня для себя открыл что-то новое.

В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

Источник