Полезные ископаемые края и их использование
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2020;
проверки требует 1 правка.
Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Описание[править | править код]
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.
Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.
Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:
- Горное дело
- Горные науки.
Виды полезных ископаемых[править | править код]
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
- Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
- Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
- Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
- Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
- Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
- Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)
Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].
Признаки полезных ископаемых[править | править код]
Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:
- Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
- Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
- Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности
При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.
См. также[править | править код]
- Полезные ископаемые России
- Разубоживание
- Месторождение
Примечания[править | править код]
- ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- ↑ Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
Литература[править | править код]
- Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
- Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
- Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
- Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
- Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.
Источник
План-конспект проведения урока.
Предмет: Кубановедение.
Класс: 4 класс.
Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».
(Строительные полезные ископаемые – песок и глина.)
Тип урока:
урок совершенствования ЗУН (по М.И. Махмутову).
Вид урока:
мультимедийный урок,
урок практических работ (урок-практикум).
Цель урока:
Обучающая:
- обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;
Воспитывающая:
- Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.
Развивающая:
- Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.
Задачи урока:
- установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;
- выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности.
Оборудование:
Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.
Содержание урока.
- Организация начала урока.
- Вступительная беседа.
Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)
Слайд № 2.
— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)
— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?
Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.
Слайд № 3.
Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).
Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.
Полезные ископаемые
рудные (металлические)
горючие строительные железная руда
нефть песок
природный газ глина
гранит
мрамор
Игра «Угадай, кто я»
1)Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Каменная соль)
2)Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
3)Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4)Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина).
— 1 —
6) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.
3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.
— Кто из вас видел песок, глину?
— Какую форму имеют песчинки?
(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)
— Какого цвета песок?
Слайд № 4.
Учитель:
Вы любите, ребята, Как нитка золотая
Пересыпать песок. У вас из кулака
В руках у вас лопата, Бежит струя густая
Ведёрко и совок. Прохладного песка.
Слайд № 5.
— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.
Слайд № 6.Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.
— Где в хозяйстве применяют песок?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)
(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).
Слайды: № 7, № 8, № 9.
Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.
Слайд № 10.
Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
— 2 —
Опыты.
(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы
Слайд № 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)
- Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.
- Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.
- Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).
- Растворяется ли песок в воде?
- Определи, есть ли у песка запах?
- Блестит ли песок?
- Обладает ли песок свойством сыпучести?
- Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).
— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?
Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.
— 3 —
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)
-Какого цвета бывает глина?
-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
Слайд № 14.
— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)
Опыты.
Слайд № 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)
1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?
2) Что легче: глина или вода? Как это определить?
3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)
4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)
5) Обладает ли глина свойством сыпучести?
6) Растворяется ли глина в воде?
7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).
— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?
— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)
(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)
Слайд: № 16, № 17, № 18, № 19.
— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)
Рассказ учителя:
Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.
«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».
(И.Попко «Черноморские казаки»)
Слайд № 20.
Работа по карте.
Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)
4.Закрепление.
А)Игра «Что из чего сделано?»
(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)
Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)
Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.
— 5 —
— Из чего образуется в природе глина?
— Какие свойства глины знаете?
— Где в хозяйстве применяют глину?
Слайд № 13.
— Из чего образуется в природе песок?
— Какие свойства песка знаете?
— Где в хозяйстве применяют песок?
5. Итог:
— Назовите «детей» гранита, перечислите «внуков» гранита.
6. Слайд № 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.
Источники информации.
Используемая литература.
1. Белавина И., Найдёнская Н. Планета — наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М: Издательство «Лайда», 1995.
2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М: Издательство «Вако», 2003.
3. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Планета — наш дом. Мир вокруг нас.- М: Издательство «Лайда»,1995.
4. Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). Самарская обл., г. Чапаевск, 1996.
Адрес в Интернет.
www.priroda.kubangov.ru
Источник
Существует множество природных месторождений важных для человека веществ. Это ресурсы, которые являются исчерпаемыми и которые следует беречь. Без их разработки и добычи многие стороны жизни людей были бы крайне затруднительными.
Полезные ископаемые и их свойства — это объект и предмет изучения геологии горного дела. Результаты, полученные ей, используются в дальнейшем для переработки и производства многих вещей.
Полезные ископаемые и их свойства
Что вообще называют полезными ископаемыми? Это такие горные породы или минеральные структуры, которые имеют большое народно-хозяйственное значение и широко используются в промышленности.
Разнообразие их велико, поэтому свойства для каждого вида специфичны. Можно выделить несколько основных вариантов скоплений рассматриваемых веществ в природе:
- россыпи;
- пласты;
- жилы;
- штоки;
- гнезда.
Если же говорить об общем распространении ископаемых, то можно выделить:
- провинции;
- районы;
- бассейны;
- месторождения.
Полезные ископаемые и их свойства зависят от конкретного вида сырья. Именно этим определяется и область их использования человеком, а также способ добычи и переработки.
Виды полезных ископаемых
Существует не одна классификация рассматриваемого сырья. Так, если в основу положены признаки агрегатного состояния, то выделяют такие разновидности.
- Полезное ископаемое твердое. Примеры: мрамор, соли, гранит, металлические руды, неметаллические.
- Жидкое — подземные минеральные воды и нефть.
- Газовое — природный газ, гелий.
Если же в основе подразделения на виды применение полезных ископаемых, тогда классификация принимает следующий вид.
- Горючие. Примеры: нефть, горючие сланцы, каменный уголь, метан и другие.
- Рудные или магматические. Примеры: все металлсодержащее рудное сырье, а также асбест и графит.
- Нерудные. Примеры: все сырье, не содержащее металлов (глина, песок, мел, гравий и прочие), а также различные соли.
- Камнесамоцветные. Примеры: драгоценные и полудрагоценные, а также поделочные камни (алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, яшма, халцедон, опал, сердолик и прочие).
По представленному разнообразию очевидно, что полезные ископаемые и их свойства — это целый мир, который исследуется огромным количеством специалистов геологов и горняков.
Основные месторождения
Различные минеральные ресурсы (полезные ископаемые) распространены по планете достаточно равномерно согласно геологическим особенностям. Ведь значительная часть из них образуется за счет платформенных подвижек и тектонических извержений. Можно назвать несколько основных континентов, которые наиболее богаты практически всеми видами сырья. Это:
- Северная и Южная Америка.
- Евразия.
- Африка.
Все страны, которые расположены на обозначенных территориях, широко используют полезные ископаемые и их свойства. В те же области, где своего сырья нет, проходят экспортные поставки.
Вообще, конечно, сложно определить общий план месторождений минеральных ресурсов. Ведь все зависит от конкретного вида сырья. Одними из самых дорогих являются драгоценные (содержащие благородные металлы) полезные ископаемые. Золото, например, есть везде, кроме Европы (из перечисленных выше континентов плюс Австралия). Оно ценится очень высоко, а его добыча — одно из самых распространенных явлений в горном деле.
Самой богатой на горючие ресурсы является Евразия. Горные полезные ископаемые (тальк, барит, каолин, известняки, кварциты, апатиты, соли) распространены практически повсеместно в большом количестве.
Добыча полезных ископаемых
Для того чтобы минеральное сырье извлечь и подготовить для использования, применяются разные методы.
- Открытый путь. Необходимое сырье добывается прямо из карьеров. Со временем это приводит к образованию обширных оврагов, поэтому является не щадящим для природы.
- Шахтный способ — более правильный, но дорогостоящий.
- Фонтанный метод выкачивания нефти.
- Насосный способ.
- Геотехнологические методы обработки руды.
Разработка месторождений полезных ископаемых — это важный и необходимый процесс, однако приводящий к весьма плачевным последствиям. Ведь ресурсы исчерпаемы. Поэтому в последние годы особый упор делается не на больших объемах добычи минеральных ресурсов, а именно на их более правильном и рациональном использовании человеком.
Рудные (магматические) породы
К данной группе относятся самые важные и большие по объемам добычи полезные ископаемые. Руда — это такое образование минеральной природы, в котором содержится в большом количестве тот или иной нужный металл (другой компонент).
Места добычи и обработки такого сырья называются рудники. Классифицировать магматические породы можно на четыре группы:
- черных металлов;
- цветных;
- благородных;
- неметаллических компонентов.
Приведем примеры некоторых рудных минеральных ресурсов.
- Марганцевые руды.
- Железные.
- Никелевые.
- Аргентит.
- Касситерит.
- Берилл.
- Борнит.
- Халькопирит.
- Уранинит.
- Асбест.
- Графит и другие.
Золото — рудное ископаемое
Есть среди рудных и особые полезные ископаемые. Золото, например. Его добыча была актуальна издревле, ведь оно всегда высоко ценилось людьми. Сегодня золото добывают и отмывают практически в каждой стране, на территории которой есть хотя бы небольшие его месторождения.
В природе золото встречается в виде самородных частиц. Самым крупным слитком стал найденный в Австралии весом почти в 70 кг пласт. Часто из-за выветривания месторождений и их размывов образуются россыпи в виде песчаных крупинок из этого драгоценного металла.
Из таких смесей его извлекают отмыванием и просеиванием. В целом, это не слишком распространенные и объемные по содержанию полезные ископаемые. Золото поэтому и называют драгоценным и благородным металлом.
Центрами по добыче данного рудного ископаемого являются:
- Россия.
- Канада.
- Южная Африка.
- Австралия.
Горючие ископаемые
К данной группе относятся такие минеральные ресурсы, как:
- бурый уголь;
- нефть;
- газ (метан, гелий);
- каменный уголь.
Применение полезных ископаемых такого рода — это топливо и сырье для получения различных химических соединений и веществ.
Уголь — это такое ископаемое, которое залегает на сравнительно небольшой глубине широкими пластами. Его количество ограничено в одном конкретном месторождении. Поэтому, исчерпав один бассейн, люди переходят на другой. В целом уголь содержит до 97% углерода в чистом виде. Сформировался он исторически, в результате отмирания и утрамбовывания растительных органических остатков. Процессы эти длились миллионы лет, поэтому сейчас запасов угля огромное количество по всей планете.
Нефть по-другому называют жидкое золото, что подчеркивает, насколько важным минеральным ресурсом она является. Ведь это основной источник высококачественного горючего топлива, а также различные ее составляющие — основа, сырье для химических синтезов. Лидерами по добыче нефти являются такие страны, как:
- Россия.
- США.
- Алжир;
- Мексика.
- Индонезия.
- Венесуэла.
- Ливия.
Природный газ, который представляет собой смесь газообразных углеводородов, это также важное промышленное топливо. Относится к самому дешевому сырью, поэтому особенно масштабно используется. Страны-лидеры по добыче — Россия и Саудовская Аравия.
Неметаллические или нерудные виды
К данной группе относятся такие минералы и горные породы, как:
- глина;
- мел;
- песок;
- галька;
- гравий;
- щебень;
- тальк;
- каолин;
- барит;
- графит;
- алмазы;
- кварц;
- апатиты;
- фосфорит и прочие.
Все разновидности можно объединить в несколько групп по области использования.
- Горно-химические минералы.
- Металлургическое сырье.
- Технические кристаллы.
- Строительные материалы.
К этой же группе часто относят и камнесамоцветные ископаемые. Области использования полезных ископаемых нерудной природы многогранны и обширны. Это сельское хозяйство (удобрения), строительство (материалы), стекловарение, ювелирное дело, техника, общехимическое производство, производство краски и так далее.
Источник