Полезные ископаемые краснодарского края для детей
Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»
Цели урока:
образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;
воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;
развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.
Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»
Ход урока.
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы урока.
1. Определение темы урока.
— Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям — надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
10. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
— Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)
— Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:
1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?
2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?
3. Где они применяются?
III. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)
— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)
— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)
1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.
2. Нефть, природный газ – горючие.
3. Железная руда – рудные (металлические)
2. Работа по карте. (Слайд 5-8)
— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)
— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).
— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)
3.Чтение текста учебника (стр.75)
4. Физминутка.
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)
— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.
IV. Практическая работа. Песок и глина.
— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.
Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?
— Какое строение имеет песок? Глина?
— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?
Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.
— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.
Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?
— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)
— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?
— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины — «рана» на поверхности земли.)
Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.
— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.
V. Закрепление. Тест на изученную тему.
— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?
— Из чего образуется в природе песок и глина?
— Где применяют глину и песок?
VI. Итог урока. Релаксация.
— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.
— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание
— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.
Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна
Источник
Земли Краснодарского края полны природных ископаемых, добыча и переработка которых дает возможность Кубани развиваться и снабжает промышленность важным сырьем.
Кубанские земли всегда считались одними из лучших. Они плодородны и полных полезных ископаемых. Здесь их обнаружено более 60 видов. Залежи сосредоточены в Азово-Кубанской равнине, предгорьях и горах.
Обширная территория края таит в своих недрах огромные запасы газа и нефти, строительных материалов и полезных водных ресурсов. Промышленное развитие Кубани базируется на добыче и переработке природных ископаемых. Они используются рационально и пристально охраняются соответствующими государственными службами.
Целебные источники
Краснодарский край славится источниками с минеральными и термальными водами. Они насыщены полезными для человеческого организма минералами и солями, используются в местных санаториях и бальнеолечебницах.
Минеральные источники обнаружены в предгорьях Кубани. Вода в них имеет соленый или горький вкус, но благодаря ее целебным свойствам успешно используется для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, кожных покровов, опорно-двигательного аппарата.
Залежи строительного материала
От Сочи до поселка Верхнебаканского простираются настоящие горы мергеля. Запасы этого ценного строительного материала, при переработке которого получается качественный цемент, огромны.
Край богат карьерами с песком и гравием, которые используются для изготовления бетона – прочно материала для строительства различных сооружений. Здесь много песчаника и ракушечника. 41 месторождение известнякового и гипсового камня позволяет добывать ценный материал в нужных количествах.
Кубанские леса – естественный источник древесины ценных пород. Здешние лесные массивы имеют великое природоохранное значение.
Горючие богатства
Кубань считается местом зарождения российской нефтепромышленности. Запасы нефти на сегодняшний день достаточно велики – их хватит на 20 лет. Самые крупные месторождения нефти расположены в районе Славянска и Абинска. Отсюда горючее топливо переправляют на перерабатывающие заводы в Туапсе и Краснодара. Из нее получают горючее топливо, а также сырье, используемое в химической промышленности.
Краснодарский край богат «голубым топливом». Природный газ используется в бытовой сфере и на крупных предприятиях.
Залежи каменного угля составляют около 10 миллионов тонн, но разработка месторождения признана нерентабельной.
Другие ископаемые
В Мостовском районе Краснодарского края имеются залежи каменной соли. В некоторых местах толщина пласта составляет 100 метров! Славится местность достатком формового и кварцевого песка, которые используются на металлургических предприятиях.
Поделиться с друзьями:
Увы, большинство животных Краснодарского края считаются исчезающими видами, их легко отыскать внутри Красной книги.
В крае находится несколько курортных городов, таких как Сочи, известная Анапа, Геленджик. Два моря и множество пляжей.
Перечень телефонных кодов городов и других населенных пунктов (поселки, хутора, села) Краснодарского края представленные в алфавитном порядке.
Отдыхать в горах Краснодарского края можно и летом и в зимнюю пору. А вдвойне приятно то, что в большинстве своем наши курортные поселки и города компактно расположились вдоль Черноморского побережья и у кромки и под надежной защитой Великого Кавказа.
Похожие материалы:
Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом
Отправить сообщение
Защита от роботов, решите пример: 8 + 7 =
Источник
Государственное бюджетное специальное (коррекционная) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Шкуринской Краснодарского края.
«Полезные ископаемые Краснодарского края»
Подготовила:
Гайдарова Л.А.
«Полезные ископаемые Краснодарского края»
Цель: рассказать о природном богатстве нашей Родины
Задачи:
-учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые;
– воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края, и поддерживать интерес к изучаемой теме;
– развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
Оборудование: презентация «Полезные ископаемые Краснодарского края», образцы полезных ископаемых Краснодарского края (уголь, глина, песок, галька, щебень), карта Краснодарского края.
Оформление: на доске висит карта Краснодарского края, презентация, на столе лежат образцы полезных ископаемых.
Форма проведения: час общения
Ход мероприятия:
1.Организационный момент:
Усадить детей, настроить их на работу в классе.
2.Сообщение темы:
— Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, что на нем лежит?
Ответы учащихся (глина, уголь, песок, щебень)
-Молодцы! А как это все можно объединить в одно название?
(затрудняются)
— Ребята, это все можно назвать полезные ископаемые! Как вы понимаете словосочетание «полезное ископаемое»?
Итак, полезные ископаемые – это природные богатства, о которых мы сегодня поговорим. Тема нашего занятия «Полезные ископаемые Краснодарского края».
3. Изложение нового материала:
— Воспитатель: В недрах земли скрыты от наших глаз волшебные сокровища. Тот, кто найдет эти сокровища, сможет легко выстроить и обогреть дом, сделать посуду и приготовить еду. Много пользы для человека несут в себе подземные сокровища, потому они и называются «полезные ископаемые».
— Воспитатель: Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Например, гранит – это маленькие кусочки разрушенных гор, а из остатков растений и мелких камешков получается глина. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
— Воспитатель: Полезные ископаемые находятся глубоко в земле и достать их непросто. Открытием и добычей полезных ископаемых занимаются специальные люди – геологи. Они знают много способов, как поднять природные богатства на поверхность. Например, для добычи нефти в земле делают буровую скважину, гранит добывают в карьере с помощью бульдозеров и экскаваторов, а уголь – в шахте
— Воспитатель: Полезные ископаемые человек использует в хозяйстве для изготовления различных предметов, строительства, как топливо и удобрения. Из гранита и песка получится крепкий дом, газом или углем мы его обогреем, слепим красивую посуду из глины, а землю для будущего огорода удобрим торфом.
В недрах Краснодарского края открыто более 60 видов полезных ископаемых, сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.
Строительные полезные ископаемые.
— Воспитатель: Гранит (Слайд 2)
Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.
Прочность — главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.
— Воспитатель: Известняк (Слайд 3)
Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).
Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
— Воспитатель: Песок и глина (Слайд 4 -5)
Песок и глина — очень распространенные полезные ископаемые. Все, я думаю, видели эти полезные ископаемые, сегодня они у нас на занятии и вы можете еще раз на них посмотреть!
Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали твердыми. Их называют керамическими изделиями. Добывают глину в карьерах.
— Воспитатель: Торф (Слайд 6)
Это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.
Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски — брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
4. Физминутка
Вышли гномы на полянку
И затеяли игру,
Раз — все сели,
Два — все встали.
Дружно хлопали руками,
Дружно топали ногами.
Покачали головой
И отправились домой.
Горючие полезные ископаемые.
— Воспитатель: Уголь (Слайд 7)
Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля — горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят в вагонах по железной дороге.
— Воспитатель: Нефть (Слайд 8)
Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей.
Нефть — густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча.
Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани.
Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки. Сейчас наша страна экспортирует нефть во многие страны мира.
— Воспитатель: Природный газ (Слайд 9)
По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовались из остатков растений и животных, которые когда — то жили на планете.
Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите.
Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
Чтобы добыть газ из — под земли, бурят скважины. От месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в города и села.
Рудные полезные ископаемые.
— Воспитатель: Железная руда (Слайд 10)
Железную руду добывают обычно бурого или красноватого цветы. Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды — плавкость. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.
На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь.
— Воспитатель: Помимо этих природных ископаемых, край богат другими не менее ценными и важными, чем те, о которых мы говорили сегодня, это сланцы, мергель, гипс и др., но о них мы поговорим на следующем занятии.
5.Итог
-Воспитатель: Ребята, итак, подведем итог, о чем мы сегодня говорили?
Что важного вы запомнили?
— Воспитатель: Какие полезные ископаемые были сегодня на нашем занятии?
— Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь вы понимаете, как богат наш край, а это предмет для нашей гордости!
Источник