Полезные ископаемые курской области 4 класс
Бикмаева Елена.Равильевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 44» г. Курска |
ТЕМА УРОКА: Полезные ископаемые Курской области.
Цель: распознать и изучить полезные ископаемые курского края
Задачи :
1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае;
2.Изучить свойства полезных ископаемых нашего края;
3Ввыяснить, где добывается и как применяется человеком.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Добрый день, дорогие ребята!
Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и пусть ваша улыбка принесет хорошее настроение всем присутствующим в классе.
Очень хочется, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным и познавательным!
На нашем уроке вам нужно будет самостоятельно добыть знания , самостоятельно работать с информацией и самостоятельно провести исследовательскую работу.
Правила работы в группе вы знаете, но об одном хочу напомнить, что группа работает на общий результат и что немаловажно, от работы каждого в группе зависит отметка каждого в отдельности.
Вам будет необходимо собрать как можно больше карточек .За правильные ответы вы будете их получать и наклеивать на лист, который лежит у каждой группы на столе. А в конце урока мы подведём итог.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
А начнём мы его с проверки домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Слайд 1 Карта полушарий
-в каком полушарии расположена наша страна?(-в восточном полушарии.)
-на каком материке? (- на материке Евразия)
Слайд 2. Физическая карта России
— назовите виды рельефа, встречающиеся на территории России
(-Восточно-Европейская равнина , Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны.)
-воды какого океана омывают нашу страну на Севере?
(-Северного Ледовитого океана .Его моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.)
-на Западе?
(-Атлантического океана. Его моря: Балтийское, Чёрное, Азовское.)
-на Востоке?
(-Тихого океана. Его моря: Берингово, Охотское, Японское.)
-какой океан не омывает нашу страну? (-Индийский.)
-назовите самое большое озеро России. (-Каспийское море)
-назовите самое глубокое озеро России. (-озеро Байкал)
Слайд3. Административная Карта России
-назовите самые крупные республики, области, округа, края в нашей стране.
(-Краснодарский край, Тюменская область, Красноярский край, Амурская область и.т.д.)
-покажите Московскую область, назовите столицу области.
— найдите Курскую область, назовите главный город области.
3. Постановка учебной задачи. Подведение детей к теме урока и постановке задач
Слайд4. Физическая карта Курской области
Расскажите ,где расположен наш край.
(Курская область расположена в юго-западной части Среднерусской возвышенности. Поверхность представляет собой, холмистую равнину с большим количеством рек)
Наш земляк Евгений Носов, так написал о нашем крае:
«Курская земля… В здешних местах Великая Русская равнина вдруг начинает холмиться, дыбиться и далеко видать окрест.
В глубокой древности эту гряду высот так и не смог одолеть ледник, надвигающийся из Скандинавии»
А сегодня мы поговорим о том, что находится под поверхностью земли нашего края. Это — ископаемые.
Что же такое ископаемые? В словаре Ожегова говориться что это
то, что добывается из недр Земли и приносит пользу. /Недрами называют всё то, что хранится под земной поверхностью/
Итак, какова же тема нашего урока?
Полезные ископаемые Курской области.
— Ребята, сейчас я вам предлагаю стать учёными- исследователями и провести серьёзную исследовательскую работу по изучению полезных ископаемых нашего края.
— На столах у вас лежит инструментарий необходимый для исследования:
Образец полезного ископаемого, инструкционная карта по которой вы должны провести исследование и определить название данного образца, дополнительные источники информации – атлас – определитель, учебник, карта полезных ископаемых Курской области). В соответствии с планом, вам предстоит составить сообщение и познакомить с результатами исследования полезного ископаемого. План изучения полезного ископаемого.
Для решения учебной задачи, я предлагаю вам план, по которому вам предстоит изучить подземные богатства нашего края.
Слайд 5.
План
1. Изучить свойства полезного ископаемого
2. Определить название полезного ископаемого (атлас – определитель с.8 — 15, учебник с.150-158, карта области)
3. Найти информацию о местах добычи полезного ископаемого в нашем крае и его условном обозначении
4. Выяснить, как используется человеком (учебник)
4. Практическая работа.
1. Группа, работающая с торфом. На подносе: образец торфа, стакан с водой, мисочка с водой.
Инструкционная карта №1
1.Рассмотрите ископаемое, определите цвет и то из чего оно состоит.
Вывод: Наше ископаемое цвета, при рассмотрении видно, что он состоит из .
2. Проведите опыт для выяснения веса ископаемого.
Для этого в чашу с водой опустите кусочек ископаемого. Что с ним произойдёт?
Вывод: мы заметили, что оно (легче или тяжелее воды) ____________,так как оно (утонул в воде или нет) в воде.
3.Проведите опыт и выясните, впитывает ископаемое воду или нет.
Для этого на кусок ископаемого вылейте немного воды. Что вы замечаете?
Вывод: Оно ( впитывает воду или нет)___________________.
4.Проведите опыт на прочность — разломите.
Вывод: Оно (прочное или нет ) ___________________.
Вывод: Мы считаем, что у нас образец _____________ .
Из книги мы выяснили, что он образовался ________________.
Его используют___________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________
В Курской области его добывают в ___________________________,
Его условное обозначение .
Группа, работающая с железной рудой. На подносе образец ископаемого, магнит, кусок гранита, молоток , разделочная доска, ткань
Инструкционная карта №2
1.Рассмотрите цвет ископаемого.
Вывод :наше ископаемое ________________ цвета.
2.Проведите опыт и выясните, притягивается ископаемое магнитом или нет.
Вывод: мы обнаружили, что ископаемое ________________ магнитом.
3.Проведите опыт и выясните, тяжёлое ископаемое или нет.
Для этого сравните примерно одинаковые кусочки гранита и ископаемого. Какой кусок тяжелее?
Вывод: ископаемое ______________________.
4.Проведите опыт для определения прочности.
Для этого заверните ископаемое в ткань, положите ископаемое на пол на доску и попробуйте разбить молотком.
Вывод: ископаемое (прочное или нет) ____________________.
Вывод :мы считаем, что у нас ______________________
Из книги мы выяснили, что её главное свойство __________________.
Из неё выплавляют ___________ и из __________________.
Из стали делают ________________________________________________.
В Курской области его добывают в ___________________
Её условное обозначение .
Группа, работающая с глиной. На подносе образец ископаемого, лупы, стакан, вода, воронка, ватный диск, доски для лепки, влажные салфетки, миска для мусора.
Инструкционная карта №3
1.Рассмотрите ископаемое под лупой и выясните, из чего оно состоит и скреплены частицы между собой или нет.
Вывод: мы видим, что ископаемое состоит из__________________ , которыемежду собой ______________________.
2. Попробуйте его пересыпать.
Вывод: его (можно или нельзя пересыпать) ____________________.
3.Рассмотрите цвет ископаемого
Вывод :оно ________________________ цвета.
4.Проведите опыт и выясните, пропускает ископаемое воду или нет.
Для этого опустите воронку в стакан, в воронку положите ватный диск, а затем ископаемое. Налейте воды и понаблюдайте.
Вывод :мы выяснили, что полезное ископаемое (пропускает воду или плохо пропускает ) _________________ воду.
5.Проведите опыт
Попробуйте слепить, что- нибудь из влажного ископаемого.
Вывод : мы обнаружили что ископаемое _____________________ и хорошо _______________.
Мы считаем, что у нас __________________________.
Из неё делают _______________________________________________.
В Курской области её добывают в______________________________
Его условное обозначение____________________________.
4 Группа, работающая с песком. На подносе образец ископаемого, лупы, стакан, вода, воронка, ватный диск, влажные салфетки, миска для мусора.
Инструкционная карта№4
Рассмотрите ископаемое через лупу и выясните, из чего оно состоит и скреплены ли частицы между собой.
Выясните, можно ли ископаемое пересыпать.
Вывод: мы заметили, что ископаемое состоит из отдельных _______________ ,которые между собой (скреплены или нет) _______________________ , поэтому его можно _______________ с одного места на другое.
3.Проведите опыт и выясните, пропускает ископаемое воду или нет.
Для этого опустите воронку в стакан, в воронку положите ватный диск
и насыпьте ископаемое, затем налейте волы и наблюдайте.
Вывод: мы обнаружили , что ископаемое ( пропускает воду или нет) воду _____________________.
4.Рассмотрите цвет ископаемого.
Вывод: наше ископаемое ________________ цвета.
Мы считаем, что у нас ___________________.
Из учебника мы выяснили, что он образуется ______________________________________ и используется в _________________ и для изготовления ________________________.
В Курской области его добывают в. .
Его условное обозначение .
5 Оформление результатов.
Группы поэтапно выполняют и оформляют работу. Учитель корректирует готовые работы групп.
6. Презентация результатов работы
Послушайте отрывок из рассказа и догадайтесь, о каком полезном ископаемом в нём говорится.
«Утром, выгнав скот из села, мы издали увидели над болотом клубы густого дыма. – Как разгорелся костёр,- подумали мы. Подогнали коров ближе… Видим: там, где мы вчера оставили костёр, из земли в разных местах валит дым, распространяется удушливый запах. В это время в селе бегали люди, созывая всех тушить болото, но как они не старались, всё же его не потушили. Три дня горело болото, пока не пошёл дождь. »
Группа, работающая с торфом, зачитывает свои выводы.
Вывод: Наше ископаемое тёмно-коричневого цвета, при рассмотрении видно, что он состоит из остатков растений.
Вывод: мы заметили, что оно (легче или тяжелее воды) легче воды ,так как оно (утонул в воде или нет) не утонуло в воде.
Вывод: Оно ( впитывает воду или нет)_впитывает воду._______.
Вывод: Оно (прочное или нет ) непрочное.
Мы считаем, что у нас образец торфа .
Из книги мы выяснили, что он образовался из остатков растений.
Его используют как топливо в жилых домах, на фермах служит подстилкой для животных.
В Курской области его добывают в Железногорске, .
Его условное обозначение .
/На доске вывешивается табличка ТОРФ и прикрепляется условное обозначение/
Группа правильно определила полезное ископаемое, поэтому каждый может взять карточку.
Слайд 6/Фотографии торфяников Железногорска/.
Наши торфяники состоят из тростника и осоки. Толщина слоя достигает 2 метров.
А о каком полезном ископаемом говорится в загадке?
Лежит невзрачна и тверда
А в руки попадёт едва
Станет вдруг пластичной, нужной и практичной.
Группа, работающая с глиной, зачитывает свои выводы.
Вывод: мы видим, что ископаемое состоит из мелких частичек , которые между собой скреплены.
Вывод: его (можно или нельзя пересыпать) нельзя пересыпать.
Вывод :оно ________ коричневого ________________ цвета.
Вывод :мы выяснили, что полезное ископаемое (пропускает воду или плохо пропускает ) плохо пропускает воду воду.
Вывод : мы обнаружили что ископаемое пластичнои хорошо лепится.
Мы считаем, что у нас глина __________________________.
Из неё делают кирпич, черепицу, посуду _________________.
В Курской области её добывают в______________________________
Её условное обозначение____________________________.
/На доске вывешивается табличка ГЛИНА и прикрепляется условное обозначение/
Группа правильно определили полезное ископаемое, поэтому каждый может взять карточку.
Слайд 7.Фото добычи глины
В нашей области встречаются глины гончарные, жирные и пластичные.
Прочитала я интересную легенду, может вы мне объясните, о каком чудесном ископаемом в ней говорится?
Давно это было. Рассказывают, у одной горы большое сражение случилось.
Спрятались бойцы за горой, а на них шло несметное войско Чингисхана.
И случилось чудо: сколько не выпустят стрел войны Чингисхана, все стрелы к себе гора притягивает, сколько ни бросят копий, все к горе поворачиваются.
Группа, работающая с железной рудой, зачитывает свои выводы.
Вывод :наше ископаемое _____ чёрного ___________ цвета.
Вывод: мы обнаружили, что ископаемое притягивается магнитом.
Вывод: ископаемое тяжёлое.
Вывод: ископаемое (прочное или нет) прочное .
Вывод :мы считаем, что у нас железная руда.
Из книги мы выяснили, что её главное свойство плавкость.
Из неё выплавляют ___ чугун ________ и из чугуна сталь .
Из стали делают от обыкновенных ножей до сложных машин.
В Курской области его добывают в Железногорске.
Её условное обозначение .
/На доске вывешивается табличка ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА и прикрепляется условное обозначение/
Группа правильно определили полезное ископаемое, поэтому каждый может взять карточку.
Слайд 8 /видео карьеа КМА/
В области есть несколько крупных месторождений богатых железной рудой, но самое крупнейшее и уникальное –Михайловское, открытое в 1950г. Уникально оно тем, что руду добывают открытым способом.
Подумайте, кто исследовал ископаемое, которое ещё 5 тыс. лет назад в древнем Египте использовали для изготовления украшений, чаще всего стеклянных бус.
Группа, работающая с песком, зачитывает свои выводы.
Вывод: мы заметили, что ископаемое состоит из отдельных _____ частиц, которые между собой (скреплены или нет) нескреплены, поэтому его можно пересыпатьс одного места на другое.
Вывод: мы обнаружили , что ископаемое ( пропускает воду или нет) пропускает воду
Вывод: наше ископаемое жёлтого ________________ цвета.
Мы считаем, что у нас песок_________________
Из учебника мы выяснили, что он образуетсяпри разрушении гранита и используется в строительстве и для изготовления стекла
В Курской области его добывают в. .
Его условное обозначение .
/На доске вывешивается табличка ПЕСОК и прикрепляется условное обозначение/
Группа правильно определили полезное ископаемое, поэтому каждый может взять карточку.
Слайд 9 Добыча песка
Во многих районах области распространены кварцевые пески.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Ребята, я попрошу вас взять листочки. Сейчас я предлагаю вам в игре «Да –нетка» проверить как внимательно вы слушали своих коллег из других лабораторий о полезном ископаемом, которое исследовали.
/Дети на листах в клетку делают условные обозначения : «нет» ___,
«да» . Затем прикладывают эталон – кальку и сравнивают ответы./
Верно ли утверждение:
1.Глина хорошо пропускает воду.
2. Глина обладает хорошей пластичностью.
3.Железная руда легче воды.
4. Из железной руды выплавляют сталь
5.Изделия из глины называются керамическими.
6. Торф твердый, прочный, тяжелее воды.
7. Торф образуется в болотах из остатков отмерших растений.
8.Частицы песка между собой скреплены.
Если у вас ответы совпали с эталоном, можете взять карточку.
8.Знаково-символьная проверка
Вы внимательно слушали выступление каждой группы, познакомились с условными обозначениями полезных ископаемых, у каждого из вас есть карточки с условными обозначениями тех ископаемых, о которых мы сегодня говорили. Я буду вам показывать предмет, а вы должны показать мне условное обозначение того ископаемого, которое необходимо для его изготовления.
Стакан , нож, глиняная игрушка, ножницы, пробирка, керамический горшок, торфяной горшок.
9.Подведение итогов.
Вывесите свои листы с добытыми вами во время урока полезными ископаемыми. Это не только полезные ископаемые но и полезные знания добытые вами в сегодняшнем уроке. Очень хочется, чтобы ваши кладовые всегда были полны. Давайте сравним количество добытых вами знаний. Они практически равны. Поэтому я считаю, что каждый работал на общий результат. Равнодушных и бездельников у нас не было, а значит каждый может получить высший бал.
10.Домашнее задание
Изучить карту Курской области, и узнать где и какие ещё полезные ископаемые у нас имеются.
Карточка для торфа
Инструкционная карта №1
1.Рассмотрите ископаемое, определите цвет и то из чего оно состоит.
Вывод: Наше ископаемое цвета, при рассмотрении видно, что он состоит из .
2. Проведите опыт для выяснения веса ископаемого.
Для этого в чашу с водой опустите кусочек ископаемого. Что с ним произойдёт?
Вывод: мы заметили, что оно (легче или тяжелее воды) ____________,так как оно (утонул в воде или нет) в воде.
3.Проведите опыт и выясните, впитывает ископаемое воду или нет.
Для этого на кусок ископаемого вылейте немного воды. Что вы замечаете?
Вывод: Оно ( впитывает воду или нет)___________________.
4.Проведите опыт на прочность -разломите.
Вывод: Оно (прочное или нет ) ___________________.
Вывод: Мы считаем, что у нас образец _____________ .
Из книги мы выяснили, что он образовался ________________.
Его используют___________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________
В Курской области его добывают в ___________________________,
Его условное обозначение .
Карточка дл железной руды
Инструкционная карта №2
Рассмотрите цвет ископаемого.
Вывод :наше ископаемое ________________ цвета.
2.Проведите опыт и выясните, притягивается ископаемое магнитом или нет.
Вывод: мы обнаружили, что ископаемое ________________ магнитом.
Проведите опыт и выясните, тяжёлое ископаемое или нет
Для этого сравните примерно одинаковые кусочки гранита и ископаемого. Какой кусок тяжелее?
Вывод: ископаемое ______________________.
Проведите опыт для определения прочности.
Для этого заверните ископаемое в ткань, положите ископаемое на пол на доску и попробуйте разбить молотком.
Вывод: ископаемое (прочное или нет) ____________________.
Вывод :мы считаем, что у нас ______________________
Из книги мы выяснили, что её главное свойство __________________
Из неё выплавляют ___________ и из __________________.
Из стали делают ________________________________________________.
В Курской области его добывают в ___________________
Её условное обозначение .
Карточка для глины
Инструкционная карта№3
1.Рассмотрите ископаемое под лупой и выясните, из чего оно состоит и скреплены частицы между собой или нет.
Вывод: мы видим, что ископаемое состоит из__________________ , которыемежду собой ______________________.
2. Попробуйте его пересыпать.
Вывод: его (можно или нельзя пересыпать) ____________________.
Рассмотрите цвет ископаемого
Вывод :оно ________________________ цвета.
5.Проведите опыт и выясните, пропускает ископаемое воду или нет.
Для этого опустите воронку в стакан, в воронку положите ватный диск, а затем ископаемое. Налейте воды и понаблюдайте.
Вывод :мы выяснили, что полезное ископаемое (пропускает воду или плохо пропускает ) _________________ воду.
6.Проведите опыт
Попробуйте слепить, что- нибудь из влажного ископаемого.
Вывод : мы обнаружили что ископаемое _____________________ и хорошо _______________.
Мы считаем, что у нас __________________________.
Из неё делают _______________________________________________.
В Курской области её добывают в______________________________
Его условное обозначение____________________________.
Карточка для песка
Инструкционная карта №4
Рассмотрите ископаемое через лупу и выясните, из чего оно состоит и скреплены ли частицы между собой.
Выясните можно ли ископаемое пересыпать.
Вывод: мы заметили, что ископаемое состоит из отдельных _______________ ,которые между собой (скреплены или нет) _______________________ , поэтому его можно _______________ с одного места на другое.
3.Проведите опыт и выясните, пропускает ископаемое воду или нет.
Для этого опустите воронку в стакан, в воронку положите ватный диск
и насыпьте ископаемое, затем налейте волы и наблюдайте.
Вывод: мы обнаружили , что ископаемое ( пропускает воду или нет) воду _____________________.
Рассмотрите цвет ископаемого.
Вывод: наше ископаемое ________________ цвета.
Мы считаем, что у нас ___________________.
Из учебника мы выяснили, что он образуется ______________________________________ и используется в _________________ и для изготовления ________________________.
В Курской области его добывают в. .
Его условное обозначение .
Источник