Полезные ископаемые определение география 7 класс
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2020;
проверки требует 1 правка.
Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Описание[править | править код]
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.
Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.
Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:
- Горное дело
- Горные науки.
Виды полезных ископаемых[править | править код]
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
- Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
- Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
- Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
- Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
- Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
- Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)
Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].
Признаки полезных ископаемых[править | править код]
Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:
- Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
- Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
- Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности
При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.
См. также[править | править код]
- Полезные ископаемые России
- Разубоживание
- Месторождение
Примечания[править | править код]
- ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- ↑ Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
Литература[править | править код]
- Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
- Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
- Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
- Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
- Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.
Источник
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии «Полезные ископаемые, их основные месторождения» ( 7 класс, коррекционная общеобразовательная школа).
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат» ПРЕЗЕНТАЦИЯ по курсу «География» 7 класс Составила: учитель географии 1 категории Сорокина Н.В.
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые, их основные месторождения
3 слайд
Описание слайда:
Все полезные ископаемые относят к природным ресурсам Скопления полезных ископаемых называют месторождениями
4 слайд
Описание слайда:
Разведкой (поиском) полезных ископаемых занимаются геологи
5 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые, лежащие близко к поверхности, добывают открытым способом
6 слайд
Описание слайда:
Если месторождение угля или руды находится глубоко под землей, то используют подземный способ добычи- роют шахты
7 слайд
Описание слайда:
Землю, не содержащую полезных ископаемых, поднимают на поверхность и складывают в высокие холмы- терриконы
8 слайд
Описание слайда:
Для добычи нефти и природного газа бурят скважины
9 слайд
Описание слайда:
Западная Сибирь-крупнейший регион добычи нефти и газа
10 слайд
Описание слайда:
Железную руду высокого качества добывают к югу и востоку от города Курск
11 слайд
Описание слайда:
Месторождения медных руд сосредоточены на Урале, Кольском полуострове и в горах Южной Сибири
12 слайд
Описание слайда:
На севере Восточной Сибири разрабатываются месторождения руд цветных металлов
13 слайд
Описание слайда:
В Восточной Сибири и Якутии добывают алмазы
14 слайд
Описание слайда:
Это очень прочные камни
15 слайд
Описание слайда:
Огранённые особым образом алмазы называют бриллиантами
16 слайд
Описание слайда:
Украшения с бриллиантами считаются самыми дорогими
17 слайд
Описание слайда:
На Урале добывают самоцветы и декоративные камни
18 слайд
Описание слайда:
Из поделочных камней изготавливают вазы, шкатулки, украшения
19 слайд
Описание слайда:
На Среднерусской и Приволжской возвышенностях и на Урале добывают сырьё для производства строительных материалов
20 слайд
Описание слайда:
В Уральских горах много мрамора
21 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это природное богатство России Необходимо бережно относиться к этим природным ресурсам
22 слайд
Описание слайда:
Рефлексия Сегодня я узнал… Меня удивило… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял,что… Больше всего на уроке мне понравилось… Мне захотелось…
23 слайд
Описание слайда:
Благодарю за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-035246
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Урок география 7 класс.
Тема: « Полезные ископаемые , их основные месторождения».
Цель:
- Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их свойствами , способами добычи.
- Развивать умение выделять главное, развивать речевые и мыслительные способности.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам и экономно их использовать.
Оборудование.
Учебник Т. М, Лифанова. «География 7 класс», физическая карта России, наглядные пособия.
Ход урока.
- Организационная часть
-приветствие, готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
-рассказать и показать на карте какие равнины находятся на территории России?
— рассказать и показать на карте горы России.
-перечислить самые высокие горы России.
3. Изучение нового материала.
Учитель сообщает тему урока « Полезные ископаемые , их основные месторождения».
Учитель – Все полезные ископаемые относятся к природным ресурсам. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.
Полезные ископаемые бывают трех видов :
-твердом или сыпучем виде (каменный уголь, песок и т.д.)
-жидком виде ( нефть, питьевая, минеральные воды и т. д. )
-газообразном состоянии (природный газ)
Полезные ископаемые лежащие близко к поверхности земли , добывают открытым способом . Это самый дешевый способ добычи полезных ископаемых.
Этот способ применяется при добыче угля , железных руд и цветных металлов.
Если эти полезные ископаемые находятся глубоко под землей ,то применяется подземный способ — роют шахты.
Для добычи нефти и газа применяют способ бурения.
Задание учащимся.
Составить таблицу, каким способом добывают полезные ископаемые, перечисленные на доске.
Открытый способ — (известняк, песок, торф )
Подземный способ – ( каменный уголь, железные руды )
Способ бурения – (нефть, природный газ)
Учитель. Если посмотреть на эту таблицу , то можно сделать вывод , Нефть и газ, например, добывают подземным способом, используя скважины. Глубоко расположенные твердые ископаемые добывают в шахтах. Большую часть сырья для производства строительных материалов, добывают открытым способом в карьерах. В нашей стране имеются почти все виды полезных ископаемых . Наша страна занимает первое место в мире по запасам природного газа и входит в число ведущих продавцов нефти.
Нефть добывают на Северном Кавказе, в республиках Чечня и Адыгея. Поволжье, республики Татарстан и Башкортостан, Западная Сибирь крупнейшие регионы добычи нефти и газа. Отсюда нефть и природный газ по трубопроводам подаются в другие регионы России и зарубежные страны.
Уголь добывают на северо-востоке европейской части страны, юго-западе России, Урале, юге западной Сибири и на Дальнем Востоке. Большие запасы угля находятся на Среднесибирском плоскогорье и в Якутии.
Россия богата месторождениями железных руд и руд цветных металлов, которые добывают к югу и востоку от города Курска, а также на Урале, Кольском полуострове, Сибири, и Дальнем Востоке.
В Восточной Сибири и Якутии добывают алмазы и золото.
На Среднерусской и Приволжской возвышенности и на Урале добывают сырье производства строительных материалов; строительные пески , известняк, мел, гипс, торф.
Полезные ископаемые — это природное богатство России. Запасы полезных ископаемых небесконечны. Поэтому необходимо бережное отношение к этим природным ресурсам.
4.Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала.
— Что такое полезные ископаемые?
-Какие виды полезных ископаемых вам известны?
— Что называется природными ресурсами?
-Показать на карте крупные месторождения природного газа и нефти.
— Какие полезные ископаемые добывают на территории России?
6. Домашнее задание
1 уровень – прочитать текст стр. 14-16, пересказать содержание текста , где говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча природного газа и нефти.
2 уровень — прочитать текст стр. 14-16. пересказать содержание текста ,говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча железной руды и цветных металлов.
3 уровень — прочитать текст стр. 14-16,показать как обозначаются полезные ископаемые на карте пользуясь приложением стр 2-3.
Источник
Методические материалы
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Технологическая карта |
Теория
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Понятия | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определение понятий «земельные ресурсы», «минеральные ресурсы», «горные породы», «минералы» и «полезные ископаемые». |
2. | Земельные ресурсы | 1 вид — рецептивный | среднее | 1 Б. | Закрепление знаний о земельных ресурсах. Сельскохозяйственные угодья. Малопригодные и неиспользуемые земли. |
3. | Горные породы | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Закрепление знаний о возникновении различных видов горных пород: магматических, метаморфических и осадочных (обломочных, химических и органических). |
4. | Магматические и метаморфические горные породы | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить, какие горные породы относятся к магматическим, а какие — к метаморфическим. |
5. | Осадочные горные породы | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить, какие горные породы относятся к осадочным. |
6. | Группы полезных ископаемых | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить, какие полезные ископаемые относятся к топливным, рудным и нерудным. |
7. | Полезные ископаемые | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Закрепление знаний о закономерностях залегания различных видов полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. |
8. | Месторождения нефти и газа | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить, где сосредоточены основные нефтегазоносные месторождения. |
9. | Верные высказывания | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить верные высказывания о видах горных пород и распространении полезных ископаемых. |
Тесты
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Тренировка по теме Природные ресурсы | 00:08:00 | среднее | 7 Б. | Закрепление знаний о земельных и минеральных ресурсах, видах горных пород и закономерностях залегания полезных ископаемых. |
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Домашняя работа по теме Природные ресурсы | 00:12:00 | среднее | 19 Б. | Закрепление знаний о земельных и минеральных ресурсах, видах горных пород и полезных ископаемых. Связь месторождений полезных ископаемых и строения земной коры. Описание природных ресурсов своей местности. |
2. | Проверочная работа по теме Природные ресурсы | 00:15:00 | среднее | 17 Б. | Проверка знаний о земельных и минеральных ресурсах, видах горных пород и полезных ископаемых. Связь месторождений полезных ископаемых и строения земной коры. Анализ схемы образования горных пород. |
Источник