Полезные ископаемые песок и ее использование
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: » Полезные ископаемые. Песок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Гимназия № 9» г.о. Электросталь
2 слайд
Описание слайда:
Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой, он разного цвета, не имеет запаха, твердый, рыхлый, пропускает воду. Песок бывает желтый, серый, белый, бурый. Песок содержит разнообразные минералы. Основной элемент, составляющий песчинки — это кварц, но в разных количествах встречаются и другие минералы: руда, слюда, гранат, топаз.
3 слайд
Описание слайда:
Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Когда прочная могучая скала в течение сотен лет пыталась выстоять под влиянием порывистых ветров, леденящего холода, сильного ливня, и других природных катаклизмов, она потихоньку разрушалась на крохотные кусочки, которые называются песком. Он выглядит, как мелкие крупинки, из которых состоят горные хребты.
4 слайд
Описание слайда:
МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные породы, за счет постоянного соприкосновения, распад некоторых минеральных элементов в соленом море — все это способствует появлению песка. Морской песок считается самым востребованным и применяется практически везде.
5 слайд
Описание слайда:
РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной чистотой
6 слайд
Описание слайда:
Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие случаи, когда пустыни появлялись там, где раньше простирались моря, но спустя тысячи лет вода ушла.
7 слайд
Описание слайда:
Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски — вымывание светлых элементов, но в отличие от остальных видов песка, которые применяются в хозяйственных и промышленных целях, такой песок радиоактивен. Он непривычно блестящий и его можно встретить в разных уголках планеты. РАДИОАКТИВНЫЙ (МОНАЦИТОВЫЙ) ПЕСОК
8 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для дорог, насыпей создания строительных растворов (кирпичная кладка, штукатурка, фундамент, бетон, тротуарная плитка, бордюры, кольца для колодцев) для декоративного украшения территорий (речной песок) отделочных работ внутри уже построенного здания фильтрация и очистка воды создание материалов для сварки (кварцевый песок)
9 слайд
Описание слайда:
Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре около 1700 градусов! Песок – основной компонент в выплавке стекла
10 слайд
Описание слайда:
2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие — размером с книгу.
11 слайд
Описание слайда:
Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали грелки. По горячему песку полезно бегать босиком, из горячего песка делают ванночки для ног. В современной медицине есть целое направление лечения горячим песком – ПСАММОТЕРАПИЯ. Медицина
12 слайд
Описание слайда:
Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже птицы улетают подальше от зыбучих песков. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. ЗЫБУЧИЕ ПЕСКИ пески в пустыне, перенасыщенные воздухом (газом или горячими парами), влагой, из-за чего способны засасывать вглубь попадающие на них предметы
13 слайд
Описание слайда:
ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам песчаных дюн и создают необычные звуки, которые слышатся даже за километры В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются, то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. «Петь» может только сухой песок.
14 слайд
Описание слайда:
ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Но если песок намочить, то он хорошо держит форму.
15 слайд
Описание слайда:
Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно место. Образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если песок сыпать долго, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
16 слайд
Описание слайда:
Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло? Выводы: песок тяжелее воды тонет не растворяется
17 слайд
Описание слайда:
Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой), воронка, бумага. В воронку вложить бумагу, а сверху в воронку насыпать песок. Налить воду до краев воронок. Водопроницаемость песка Вывод: песок хорошо пропускает воду Эта способность связана с его строением.
18 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-939620
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Минералы и горные породы / Горная порода Песок
Песок — мелкообломочная рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен минералов разрушенных горных пород. Природный песок представляет собой рыхлую смесь зёрен размером 0,14-5 мм., образовавшуюся в результате разрушения твёрдых горных пород. Состоит главным образом из зёрен минералов (кварца, полевого шпата, слюд и др.), мелких обломков пород и иногда частиц скелетов ископаемых организмов (кораллов и др.).
Размеры зёрен в песках колеблются обычно от 0,1 до 2,0 мм.
По величине зёрен выделяют пески:
- грубозернистые (2,0-1,0 мм.),
- крупнозернтнстые (1,0-0,5 мм.),
- среднезеринстые (0,5-0,25 мм.),
- мелкозернистые (0.25-0,01 мм.).
Форма зёрен бывает окатанная, полуокатанная, угловатая и остроугольная — в зависимости от происхождения и длительности переноса зёрен.
По происхождению песок может быть речным, озёрным, морским и донным, а по составу — кварцевым, глауконито-кварцевым, аркозовым, магнетитовым, нефелиновым, слюдистым, полимиктовым и др. Чаще всего встречаются кварцевые и полимиктовые пески с большей или меньшей примесью других минеральных компонентов (глина, слюды, хлорит, окислы железа, полевой шпат, глауконит, карбонаты).
Часто пески бывает мономинеральными кварцевыми, и тогда состоят из почти чистого кварца.
В зависимости от условий залегания природные пески могут быть речные, морские, горные, овражные. Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Горные пески обычно более загрязнены вредными примесями, чем речные и морские.
В результате естественной цементации песков образуются песчаники.
Термин пески в геоморфологии используется для обозначения равнинных пространств, покрытых более или менее мощным песчаным покровом.
Практическое использование
Песок широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки фасадов зданий и разных изделий, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий и в быту (засыпка дорожек, устройство детских песочниц, туалетов для кошек, грунтов в теплицах и др.), при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ. Широко спользуется в бетонном производстве; при производстве железобетонных изделий, бетона высоких марок прочности. Важный материал при строительстве дорог, насыпей, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров, колодезных колец (в этих случаях используют крупнозернистый песок Мк 2,2 — 2,5). Мелкий строительный песок используется для приготовления накрывочных растворов. Речной строительный песок широко применяется в различных декоративных (смешивают со связующими компонентами и красителями для получения специальных структурных покрытий) и отделочных работах. Строительный речной песок выступает компонентом асфальтобетонных смесей, которые используются в строительстве и укладке дорог. Кварцевые пески — ценное сырьё для стекольной промышленности.
Песок в строительстве
В современном строительстве чаще всего используются речной песок и карьерный песок.
Речной песок — это природный материал, добываемый со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глинистых частиц, а так же камней и камушков. Модули крупности речного песка в основном средние. Частицы речного песка бывают мелкими (до 2 мм.), средними (2,0 до 2,8 мм.) и крупными (от 2.9 до 5 мм.). Цвет речного песка может быть серым или желтым. Речной песок считается универсальным материалом и используется для любых видов строительных работ, так как в его составе отсутствуют различные примеси. Речной песок стал основным компонентом, необходимым для производства бетона. Также речной песок широко используется для различных отделочных работ. Речной песок применяют в качестве компонента для асфальтобетонных смесей при строительстве дорог, он бывает необходим также во время укладки дорог. Основным недостатком речного песка является его высокая себестоимость, что существенно снижет возможную область его применения.
Карьерный песок. В отличие от речного песка, карьерный песок как правило содержит различные примеси, в частности, глину и пыль. В связи с этим для приготовления растворов карьерный песок использовать проблематично. Однако при помощи несложного оборудования карьерный песок промывается в ангарах или насыпях большим количеством воды. После обработки вымыванием карьерный песок может быть использован в качестве наполнителя для бетонов. Крупный карьерный песок применяется для устройства оснований и покрытий автодорог и аэродромов.
Искусственный песок
Искусственный песок получается в результате дробления таких горных пород как гранит, мрамор, известняк, а также техногенных субстанций — шлаков и тд. Искусственный песок обычно применяют для приготовления декоративного раствора и для фактурного слоя наружных строительных панелей.
Керамзитовый песок (мелкий керамзит) — строительный материал, который не является песком в строгом смысле этого слова, но поскольку такой термин укоренился, то о нём тоже следует упомянуть. Керамзитовый песок — сыпучий пескообразный материал, получаемый искусственно обжигом глинистой мелочи. Процесс обжига происходит в специальных вращающихся и шахтных печах. Также керамзитовый песок можно получить с помощью дробления керамзитового гравия. Как правило, размер частиц такого песка составляет от 0,14 до 5 мм. Главным назначением керамзитового песка является наполнение лёгких бетонов. Существует несколько способов получения керамзитового песка, но самым эффективным на сегодняшний день является обжиг в кипящем слое. Такая технология является наименее затратной, что обеспечивает в итоге более низкую себестоимость керамзитового песка; объём полученного песка всегда меньше, чем объём гравия.
Добыча песка
Песок добывается открытым и намывным способом. Для этого используется различное оборудование. Тот или иной способ выбирается исходя из условий, в которых добывается материал. К месту добычи обязательно организовывается удобный подъезд. Это важно сделать для рационального использования денежных средств.
Месторождения песка есть по всему миру.
рассказать об ошибке в описании
Свойства горной породы
Источник
Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).
(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с видами полезных ископаемых;
— формировать навыки различать полезные ископаемые;
Развивающие:
-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;
-развивать внимание и речь, логическое мышление.
Воспитывающие:
— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;
— воспитывать потребность в знаниях;
— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой, песок, глина, диск со слайдами.
Ход урока.
1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.
2. Актуализация знаний учащихся. (1 мин)
Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.
-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?
-Кто сможет ответить?
Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).
3. Изучение нового материала. (1 мин)
I.Проблемный вопрос
Учитель: Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?
Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).
Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.
Учитель: Так что же такое полезные ископаемые?
Ученик: Полезные ископаемые — это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.
II. Объявление задач урока
— Мы продолжаем работу по изучению полезных ископаемых
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование.
–В группах разгадайте ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (ребус на партах)
– Правильно! (Геолог.) На доске появляется табличка ГЕОЛОГ.
— Кто такие геологи?
Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!
III. Исследование
1.(Учитель предлагает загадку.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
На доске после разгадывания загадок появляются таблички
Загадка.
Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
— Что же мы будем исследовать? (песок и глину)
2. Практическая часть. Работа в группах.
Через программу ClassroomManagment передаю файл детям с планом экспериментов.
На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.
Полезные ископаемые | Цвет | Состояние | Взаимодейст вие со стеклом | Запах | Сохранение формы | Пропускает ли воду |
Песок | ||||||
Глина |
— Вам были посланы файлы с планом наших экспериментов.
— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка
1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,
2. Нельзя бросать стекло
3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.
4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.
5. Нельзя тереть грязными руками глаза
Используя структуру ФИНК-РАЙТ – РАУНД РОБИН (учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.
На каждый опыт отводится определенное время. На доску выводятся часы.
После каждого опыта делаем вывод по группам, отвечают ученики под номером 4,2
Опыты.
1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. Заполните в таблице. (2 мин)
2.Потрите песком и глиной по стеклу. Что увидели? Какой вывод можно сделать?
Заполните в таблице. (2 мин)
3. Понюхайте сухую глину и песок. Смягчите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.
Заполните в таблице (2 мин)
4. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? (3 мин)
5. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в нее воды. Проверьте пропускает ли эта чашка воду. Заполните в таблице. (3 мин)
3. Выводы.
Используем структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН
Проговариваем выводы по опытам по кругу все 7 групп. Ученики под номером 1 встают и отвечают на вопросы учителя по кругу.
— Каков цвет и состояние песка?
— Каков цвет и состояние глины?
— После того как потерли по стеклу песком и глиной, что заметили?
— Какой был запах у мокрого песка и мокрой глины?
— Что лучше сохраняет форму?
— Пропускает ли чашка из глины воду?
— Для чего можно использовать глину, используя это ее свойство?
Учитель: Вот какие выводы у нас получились:
На доске появляется 1 слайд.
Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.
Глина- плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.
IV. Проверка усвоенных знаний.
Через программу ClassroomManagment отправляю тест детям, в течении 2 минут они его выполняют и отправляют учителю. С помощью полученной диаграммы проверяем усвоение знаний урока.
Вопросы теста:
1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды
а). песок б) глина в) гранит г) железная руда
2. Что хорошо пропускает воду?
а) глина б) кварц в) песок г) известняк
3.Что такое полезные ископаемые?
а) горные породы, которые добывают из недр Земли б) искусственные породы
в) водные источники
4. Как называется профессия людей, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?
а)географы б)геологи в) нефтяники г) топографы
Источник