Полезные ископаемые песок и глина 3 класс беларусь
Человек и мир
Тема. Полезные ископаемые: песок, глина.
Цель: формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, об их значении в хозяйственной деятельности человека на основе изученных основных свойств.
Задачи:
— учить проводить простейшие опыты;
— развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;
— формировать аккуратность и дисциплинированность в процессе проведения практических работ и опытов;
— способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Человек и мир», образцы песка и глины; изделия из глины; предметное стекло; лупы; колбы; воронки; фильтровальная бумага; стакан и тарелки с водой; кроссворд; 5 таблиц для групп, 1 большая сводная таблица; иллюстрации изделий из песка и глины; предметы из песка и глины.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
– «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
– Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.
– Какой урок сейчас?
– Проверяем готовность.
– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок!
Актуализация знаний.
– Ребята, мы изучили тему «Водные богатства Республики Беларусь. Крупнейшие реки и озера». Знания по этой теме мы проверим при помощи кроссворда.
(Каждый учащийся получает индивидуальный вопрос – самые слабые ученики работают в парах.)
– Для поиска ответов вы можете пользоваться физической картой РБ, изображенной на втором форзаце учебника. Разгадав кроссворд, вы узнаете часть темы нашего урока.
Группы получают вопросы. Учитель последовательно записывает ответы в кроссворд (на доске).
Река, которая берет свое начало на Минской возвышенности. (Птичь.)
Так называют нашу страну — страну голубых рек и озер. (Синеокая.)
Самое глубокое озеро, находящееся на территории нашей страны. (Долгое.)
Место впадения реки в озеро, другую реку или море. (Устье.)
Правый приток Днепра. (Березина.)
Выход подземных вод на поверхность земли или в другой источник воды. (Родник.)
Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу. (Река.)
Начало реки. (Исток.)
Углубление, по которому течет река. (Русло.)
Небольшая речка, которая впадает в большую реку. (Приток.)
Крупный левый приток Днепра. (Сож.)
Река, которая течет по территории Брестской и Гомельской областей. (Припять.)
Самое большое озеро Беларуси. (Нарочь.)
Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)
Одна из крупных рек, протекающих в Гродненской области. (Неман.)
Одна из крупных рек Беларуси. (Днепр.)
Сообщение темы и цели урока.
Прочитайте выделенные слова. Так звучит часть темы нашего урока. (Учитель открывает записанную на доске фразу: «Полезные ископаемые».)
– Сегодня мы поговорим о богатствах нашей страны, которые находятся у нас прямо под ногами. Они находятся у меня в «волшебной коробочке». Попробуйте догадаться, что это. А помогут вам в этом – загадки.
– Внимание! Волшебная коробочка!
Он и желтый, и сыпучий —
Во дворе насыпан кучей.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если встретишь на дороге —
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина.)
(Учитель открывает доску с записанной на ней темой урока.)
– Итак, тема нашего урока «Полезные ископаемые: песок, глина». Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке.
– На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на нашем уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать свойства песка и глины. Узнаем, как человек использует эти полезные ископаемые.)
Изучение нового материала.
– С какими природными богатствами нашей страны мы уже познакомились? (Реки и озёра)
– Как вы думаете, можно ли считать песок и глину природным богатством?
(Предположения учащихся)
– Песок и глина относятся к полезным ископаемым. А что вы понимаете под выражением «полезные ископаемые»?
– Что ещё, кроме песка и глины, можно отнести к полезным ископаемым? Почему?
Работа с учебником.
– О том, правильно ли вы рассуждали, узнаете после того, как познакомитесь с текстом учебника (с. 39).
Устный опрос.
– Найдите в тексте и прочитайте, что такое полезные ископаемые.
– Какие полезные ископаемые человек использует в строительстве? (Песок и глина)
– Какие полезные ископаемые человек использует в качестве топлива? (Торф и нефтепродукты)
– Какие полезные ископаемые являются самыми распространёнными? (Песок и глина)
Постановка проблемы исследования
– И сейчас мы с вами попробуем разгадать тайны того, что видим каждый день. Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ?
Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду — песок или глина. Один утверждал, что песок, другой — что глина. Кто из них прав?
Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
Какая связь между песком и стеклянным стаканом?
(Выдвижение гипотез детьми.)
– Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами отправляемся в лабораторию…
Исследовательская работа. Работа в группах.
– Наш класс — это современная лаборатория, и с этого момента вы не ученики, а учёные. Нам предстоит провести нелёгкое, но интересное исследование.
– Чтобы у нас всё получилось, и все опыты прошли удачно, нам нужно следовать определённым правилам. Давайте с ними познакомимся.
Правила (на доске)
Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
Все друг другу помогают.
Конфликты решаются мирным путем.
Когда один говорит, все внимательно слушают.
– Работая в лабораториях, мы установим, какими свойствами обладают песок и глина, на какие свойства человек опирается при их использовании.
– Наша работа включает 6 опытов:
Изучение строения и цвета песка и глины, установление сыпучести.
Изучение твёрдости песка и глины.
Изучение запаха песка и глины.
Изучение растворимости песка и глины.
Установление пластичности песка и глины.
Установление водопроницаемости песка и глины.
(Каждая группа получает задание. Проводит опыт и полученные результаты вносит в таблицу.)
Группа
Опыт 1.
Насыпьте немного песка и глины на бумагу. Рассмотрите их через лупу. Какого цвета песок? Какого цвета глина? Из чего они состоят. Сравните размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?
(Выводы. Песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Песчинки, из которых состоит песок не скреплены между собой, поэтому песок сыпуч. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: желтые, серые, коричневые, белые. Мельчайшие частички глины скреплены между собой. Поэтому глина в комочках.)
Свойства
ПЕСОК
Глина
Сыпучесть
+
–
Размеры частиц
Крупные
Мелкие
Цвет
Различный
Различный
группа
Опыт 2. Возьмите комочек глины и поместите его на предметное стекло. Осторожно потрите им стекло. Стряхните глину и рассмотрите стекло на свет. Что вы заметили на стекле? Проделайте то же самое с песком. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?
(Вывод. Песок твёрдый, он оставляет царапины на стекле. Глина не оставляет следов на стекле, она мягкая.)
Свойства
ПЕСОК
Глина
Твердость
Твердый
Мягкая
группа
Опыт 3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?
(Вывод. Песок не имеет запаха. Влажная глина имеет запах.)
Свойства
ПЕСОК
Глина
Запах
–
+
(во влажном состоянии)
группа
Опыт 4. В один стакан насыпьте немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что вы наблюдаете? Растворяются ли песок и глина в воде?
(Вывод. Ни песок, ни глина не растворяются в воде.)
Свойства
ПЕСОК
Глина
Растворимость в воде
Не растворяется
Не растворяется
5 группа
Опыт 5. Из сырого песка и из глины слепите вначале шарик, затем колбаску, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как вы думаете, почему? Сделайте вывод, каким свойством обладает глина?
(Вывод. Глина пластичная, из неё можно слепить различные предметы. Песок не пластичный.)
Свойства
ПЕСОК
Глина
Пластичность
–
+
(во влажном состоянии)
Опыт 6 – проводит учитель.
В два стеклянных стакана вставляем стеклянные воронки. В воронки помещаем фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки насыпаем до половины влажный песок, а на фильтр другой — столько же истолчённой смоченной глины. Наливаем в обе воронки доверху воды. Наблюдаем, что происходит.
– Какой вывод можно сделать? Как песок и глина пропускают воду?
(Песок хорошо пропускает воду, а глина — плохо. Глина дольше удерживает воду.)
Физкультминутка подвижная
Тихо плещется вода,
(Движение «волна» сначала одной рукой, затем второй.)
Мы плывем по теплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания – руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
(Делают глубокий вдох-выдох.)
И садимся на песок.
(Дети садятся.)
Физкультминутка для глаз
(под музыкальное сопровождение)
– Сели, закрыли глазки, и представьте, что вы находитесь на пляже. На тёплом песочке. Солнышко так ярко светит вам в глаза, что хочется сильно-сильно зажмуриться (дети зажмуривают глаза, а затем расслабляют). Тут пролетела чайка слева – направо и обратно (дети смотрят глазами вправо, затем влево, повторяют). А вот прилетела бабочка и села прямо к вам на носик (дети смотрят себе на нос), бабочка вспорхнула и улетела далеко-далеко (дети смотрят вдаль). А теперь мы с пляжа возвращаемся обратно в нашу лабораторию.
– Ну а сейчас мы послушаем каждую группу. Какие же выводы вы сделали, проведя свои опыты. Результаты каждой группы мы будем заносить в таблицу.
(Отчёты групп)
Свойства
ПЕСОК
ГЛИНА
Сыпучесть
+
–
Размеры частиц
Крупные
Мелкие
Цвет
Различный
Различный
Твердость
Твердый
Мягкая
Запах
–
+
(во влажном состоянии)
Растворимость в воде
Не растворяется
Не растворяется
Пластичность
–
+
(во влажном состоянии)
Как пропускает воду
Хорошо
Плохо
Работа с учебником.
– Давайте сравним свои выводы о песке с текстом учебника (с. 41 – чтение по цепочке).
– Верно ли мы определили свойства песка? Нужно ли что-то изменить в таблице? (Если необходимо, в запись вносятся соответствующие изменения.)
– А теперь сравним свои выводы о глине с текстом учебника (с. 41-42 – чтение по цепочке).
– Верно ли мы определили свойства глины? Нужно ли что-то изменить в таблице? (Если необходимо, в запись вносятся соответствующие изменения.)
– Скажите, а как называется искусство изготовления изделий из глины? (Гончарство) Это одно из древнейших народных ремёсел. А о том, как же оно развивалось на территории нашей страны вы можете узнать вот из такой книги. (Демонстрация книги)
Использование полученных выводов
– Исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:
Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду — песок или глина. Один утверждал, что песок, другой — что глина. Кто из них прав?
Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
– Вы хорошо поработали, правильно определили все свойства песка и глины. Для чего человек использует песок? А глину? (Ответы учащихся подкрепляются демонстрацией изделий из глины и изделий, созданных с использованием песка.)
– Как вы думаете, почему эти полезные ископаемые изучаются вместе, что их объединяет? (Эти материалы используются в строительстве.)
Закрепление изученного материала.
Игра «Да-нет»
– Сейчас я буду зачитывать вам утверждения. Если утверждение верное, вы с ним согласны – вы поднимаете карточку зелёным цветом. А если на ваш взгляд утверждение неправильное, вы с ним не согласны – то поднимаете карточку красным цветом.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называются полезными ископаемыми. (Верно)
Песок и глина – самые редкие полезные ископаемые. (Не верно – «самые распространённые»)
Глина сыпучая. (Не верно – «не сыпучая»)
Песок состоит из мелких песчинок, которые не скреплены между собой. (Верно)
Песок мягкий, пластичный. (Не верно – «твёрдый, сыпучий»)
Глина плохо пропускает воду. (Верно)
Песок и глина не растворяются в воде. (Верно)
Песок имеет землистый запах. (Не верно – «не имеет запаха»)
Глина не имеет запаха. (Не верно – «имеет землистый запах»)
Песок и глина – строительные материалы. (Верно)
Домашнее задание.
С. 39, 41-42 прочит., отв. на вопр.
Дополнительно: найти в дополнительной литературе интересные сведения про песок и глину, подготовить рассказ о них.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
– На все ли вопросы вы получили ответы? Всё ли удалось?
– Ребята, сегодня вы все хорошо и активно работали на уроке. И я говорю вам за это «спасибо». В свою очередь назовите имя того ученика, кому бы вы могли сказать слова благодарности за сегодняшний урок. Свой выбор аргументируйте.
Источник
Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).
(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.
-развивать внимание и речь, логическое мышление.
— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой,песок, глина, диск со слайдами.
Ход урока.
1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: — Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?
— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?
Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.
Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).
3. Изучение нового материала.
Учитель:Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?
Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).
II. Работа с учебником
1. Что называют полезными ископаемыми?
2. Для чего необходимы полезные ископаемые?
3. Где производится добыча полезных ископаемых?
4. Что называют месторождением?
5. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых? На этот вопрос вы сможете ответить, разгадав ребус .
Учитель: – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.
III. Исследование
Учитель: — Что мы будем исследовать сегодня на уроке, узнаем, отгадав загадки.
Он на дорожках во дворе.
И он в стекле расплавлен даже.
Загадка 2.
То увязнут сильно ноги.
Она понадобится сразу.
На доске после разгадывания загадок появляются таблички
Учитель: — Что же мы будем исследовать? (песок и глину)
— Что такое песок и глина? (горные породы).
— Нужны ли человеку эти горные породы?
-Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)
— Какую цель поставим на урок?
Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.
2.Эмоциональный настрой.
Учитель:– На некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.
— Вспомним, что такое лаборатория.
Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.
Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.
Учитель:– Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? Ученик: Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?
Физ.минутка:
«Думательный колпак»
3. Практическая часть. Работа в группах.
На столах стоят подносы со всем необходимым для проведения опытов.
На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.
Полезные
ископаемые
Цвет
Состояние
Взаимодействие
со стеклом
Запах
Сохранение
формы
Пропускает
ли воду
Растворимость
Песок
Глина
— Ученикам под номером №1 выданы файлы с планом наших экспериментов.
Учитель:— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка
1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,
2. Нельзя бросать стекло
3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.
4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.
5. Нельзя тереть грязными руками глаза
Вспомним правила работы в группе.
Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
Все друг другу помогают.
Конфликты решаются мирным путем.
Когда один говорит, все внимательно слушают.
Используя структуру «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»
(Подумай – запиши – обсуди)
Пошаговая инструкция.
Каждый участник обдумывает ответ самостоятельно (1 мин.).
Записывает в свою тетрадь ответ, данный на поставленный вопрос.
Участники команды по очереди обсуждают свои ответы (1 мин.).
Учитель спрашивает представителей команд.
(учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.
На опыт отводится определенное время – 5 минут. Учитель засекает время по таймеру.
После опытов делаем вывод по группам, один ученик от каждой группы зачитывает свои выводы, остальные заполняют до конца таблицу.
Опыты.
Опыт №1. Что такое глина и песок, из чего они состоят.
Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. (твёрдое, жидкое, газообразное)
Заполните в таблице.
Вывод: песок — ……….. горная порода, состоящая из отдельных ……………, не соединённых между собой. Песок сыпуч.
Глина- …………….. горная порода. Она состоит из ………………..
частиц, которые скреплены между собой.
Песок и глина бывают ………………………. цвета.
2. Опыт №2. Действие песка и глины на стекло.
Положите перед собой стекло, насыпьте на него немножко глины и потрите о стекло. Изменилась ли поверхность стекла? Почему?
А, если мы потрем песком, что произойдет со стеклом? Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Заполните в таблице.
Вывод: глина не оставила следа на стекле, потому что она мягкая, состоит из пылинок, а после песка ……………… след, потому что песок твердый, он состоит из ……………….
Опыт №3. Имеют ли песок и глина запах.
Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.
Заполните в таблице.
Вывод: песок …………………… запах, глина в сухом состоянии …………………..запах, а сырая глина …………………
характерный запах.
(имеет, не имеет)
4. Опыт №4. Что получится из мокрой глины и мокрого песка.
Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?
Заполните в таблице.
Вывод: из песка шарик высох и ………………….. , а из глины он
………………… свою форму шара. При высыхании глина …………
форму, а песок …………. .
Опыт №5. Как глина и песок проводят воду.
В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.
Заполните в таблице.
Вывод: Мы наблюдали: в стакане с песком вода появляется ………………, а глина воду ………………………. . Значит вода свободно проходит через ………………….. , а через глину — ………
6. Опыт №6. Растворяются ли песок и глина в воде.
Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? А что осталось на его поверхности? Растворяется песок в воде?
А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной?
Вывод: песок опустился на дно, значит он ………………., на поверхности осталась песочная пыль, в воде песок …………. растворяется. Глина ……….. растворяется в воде, но постепенно оседает на дно, опять получается глина.
4. Выводы.
Учитель: Вот какие выводы у нас получились:
На доске появляется слайд.
Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.
Глина— плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.
Составление синквейна
Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.
У одних листки-модели- «горки песка», а у других листки-модели-«комки глины».
Ребята выбирают лучшие из работ своей команды.
1.Песок. 1. Глина.
2.Рыхлый, желтый. 2.Вязкая, голубая.
3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.
4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.
5.Не продукт! 5.Полезна!
IV. Творческая работа с цветным песком.
«Песочная церемония»
Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов. Песок – основной компонент в выплавке стекла. Речной песок чаще всего применяют для декоративных целей.
Песок – замечательнейший материал для детского творчества!
Сегодня я познакомлю вас с очень интересной и красивой церемонией. Называется эта церемония- песочной. Всыпая в сосуд разноцветный песок, мы создадим с вами оберег, который наполним своими добрыми чувствами и пожеланиями. Пусть человек, который возьмет его в руки, почувствует тепло наших сердец, ощутит всю ту доброту, которую мы в него вложили.
Теперь я предлагаю вам создать оберег, насыпайте в этот сосуд по очереди песок разного цвета. Не торопитесь, думайте в этот момент о самых добрых пожеланиях, ведь все это обязательно сбудется!
Подобно тому, как эти отдельные песчинки не смогут разделиться и снова вернуться в свои сосуды, так и наши дружеские пожелания, и лучшие чувства останутся навсегда в этом сосуде!
Источник