Полезные ископаемые по учебнику 3 класса

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

Читайте также:  Полезные баги в сталкер зов припяти

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

«Полезные ископаемые» по предмету «Окружающий мир», 3 класс (система: «Школа России»)

Учитель начальных классов Благова Т.В.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Система: «Школа России».

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

  • Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их некоторыми свойствами; способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.

  • Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.

  • Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • карта, атлас «Ямало-Ненецкого автономного округа», коллекция полезных ископаемых, инструкция, карточка «Помогай-ка», условные обозначение полезных ископаемых;

  • учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Воспитание культуры учебного труда.

II. Актуализация опорных знаний.

Подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.

Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.

Учитель.

? Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Экономика».

? Назовите «три кита» экономики.

Дети.

? Природные богатства, капитал, труд.

Учитель.

? Без чего не возможно производство товаров и услуг?

Дети.

? Без природных богатств.

Работа со схемой.

Учитель.

? С какими природными богатствами мы уже познакомились?

Дети.

? Воздух, вода, почва, животные, растения.

Учитель.

? Что такое верхний плодородный слой земли?

Дети.

? Почва.

Учитель.

? Как использует человек почву?

Ответы детей.

Учитель.

? Как называется эта отрасль сельского хозяйства?

Дети.

? Растениеводство.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Постановка темы и цели урока.

Выведение учащимися темы урока.

Учитель.

? Продолжите ряд.

Дети.

? Полезные ископаемые.

Учитель.

? Так какая тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока.

Учитель.

? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи.

V. Изучение нового материала.

Продолжение работы со схемой.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Читайте также:  Плакат полезное не полезное своими руками

Фронтальная беседа.

Учитель.

? Давайте выясним, что такое полезные ископаемые?

? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

? Подберите синонимы к каждому из слов.

Предложить детям разобрать слово «ископаемые» по составу.

Работа в группах.

Постановка проблемной ситуации.

Учитель.

? Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

? Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, называют полезными ископаемыми.

? Что вы отнесете к полезным ископаемым?

VI. Практическая работа.

Использование частично-поискового метода.

Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

Учитель.

? Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию.

Инструкция

1) Раскрой учебник на стр. 48-51.

2) Используя план практической работы на стр. 48, изучи сведения о полезных ископаемых (название).

3) Заполни таблицу в рабочей тетради на с. 26.

? Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».

Карточка «Помогайка»

1. Название.

2. Свойства:

а) цвет;

б) твердое или жидкое;

в) прозрачное или непрозрачное;

г) плотное или рыхлое.

3. Способы добычи.

4. Значение и применение.

5. Условное обозначение на карте.

Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых.

1 группа – железная руда, известняк.

2 группа – нефть, глина.

3 группа – гранит, каменный уголь.

Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.

Проверка.

Учитель.

? Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.

Учитель.

? О каких полезных ископаемых вы узнали?

Дети перечисляют.

Учитель.

? На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые?

Состояние

Твердые

каменный уголь

гранит

железная руда

известняк

Жидкие

нефть

Газообразные

природный газ

Способы добычи

Карьеры

глина

известняк

гранит

Шахты

каменный уголь

Скважины

нефть

газ

Учитель.

? Что такое месторождения?

Применение

Строительные

глина

известняк

гранит

Топливо

каменный уголь

нефть

Металл

железная руда

Предложить детям разобрать слово «применение» по составу.

VII. Обобщение.

Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей.

Детям показываются картинки или предметы. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.

Например:

ванилин, фотопленка – каменный уголь;

Конфета, сыр – нефть;

краски, пластилин – глина;

лампочки, стекло – песок;

ложка, самолет – железная руда.

Учитель.

? Что делают люди этих профессий:

шахтер;

геолог;

старатель;

бурильщик.

Дети отвечают.

Развитие словарного запаса.

Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.

Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.

VIII. Охрана полезных ископаемых.

Учитель.

? Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Работа с атласом.

Заслушиваются сообщения о добыче нефти и газа в нашем округе.

Фронтальная беседа.

Учитель.

? Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Дети отвечают.

Учитель.

? Почему нужно беречь полезные ископаемые?

Дети.

? Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.

IX . Рефлексия.

Учитель.

? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

X. Домашнее задание.

Подготовить сообщение.

Источник

Тема: «Полезные ископаемые».

Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: презентация, учебник «Школы России»  Окружающий мир 3 класс 2 часть (А. А. Плешков), карточки, заготовки.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин.

Учитель приветствует учащихся. Организация внимания школьников.

Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно.

Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Карандаши, линейка, ручка, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

II.  Актуализация знаний

Словесный — ответы на вопросы;

практический-игра.

5 мин.

— Давайте проверим домашнюю работу. Итак, откройте Р.Т. Я пройду и посмотрю.

Читайте также:  Полезные советы по ремонту стиральной машины

-Кто хочет прочитать выполненное домашнее задание.

1)Подпишите, что составляет основу экономики.

Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей).

2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

3)Что такое природное богатство? (То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

Выполнять задания, записывать правильно ответы.

Регулятивные:

— развивать логическое  мышление;

— развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.   Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

III. Мотивационный этап

Практический,

вопросы первичного восприятия;

словесный – объяснение.

5 мин.

Прослушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету

 — Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

Формулировать тему урока.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Личностные:

-смыслообразование.

IV. Постановка учебной задачи

Словесный.

Прием- беседа, слово учителя

7 мин.

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?(О полезных ископаемых )

-Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе

-Какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств – полезных ископаемых.

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

Какова цель нашего урока? (Ответить на вопросы и изучить полезные ископаемые)

Формулировать тему, задачи урока.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Читать текст в учебнике.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка

1-2 мин

Показывает движения.

Выполнять упражнения.

V. Решение учебной задачи

Практический, ответы на вопросы;

Письменные упражнения.

7 мин.

Беседа. Работа с учебником.

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Работа в тетради. Работа в группах.

Вам нужно объединиться в группы, я раздам вам коллекции полезных ископаемых. Сначала вместе обсуждаете, затем каждый записывает.

Стр. 28 №2.

Затем каждая группа рассказывает об одном полезном ископаемом.

Читать, записывать значение, делать вывод.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.

VI. Первичное закрепление

5 мин

Работа в тетради. Работа в парах.

Сейчас откройте ваши учебники на странице 47.

№3. Вам нужно заполнить пропуски.

Подведение итогов.

Выполнять задания в Р.Т.

Познавательные:

 выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

VII. Вторичное закрепление

5

мин

Работа с учебником.

Давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?

Как охраняют полезные ископаемые? (Презентация, рассказ учителя)

Выполнять задания в Р.Т.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

VIII. Итог урока

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Рефлексия

Домашнее задание

4 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Рубрика обсудим и проверь себя. Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

-Домашнее задание.

Учебник: прочитать текст на стр. 46-49, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 50.

Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

Источник