Полезные ископаемые республики коми для детей

Полезные ископаемые республики коми для детей thumbnail

                   Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

«Воркута» кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты

«1 №-а прогимназия»  муниципальнöй   сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.

«Путешествие в кладовые Коми — земли. Полезные ископаемые»

                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                           Инжуватова А.Е.

                                                                                                                       (базовая).

                                                                               г. Воркута

                                                                                2016 год 

Задачи:

  • Дать представление  о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых;
  • иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
  • Презентация в программе PowerPoint

Ход занятия

1. Орг. момент.

3. Сообщение темы и целей занятия.

 Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое «недра»? Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.

У.  Ребята, а вы знаете,  как добывают полезные ископаемые? Слайд 1,2, (добыча угля, нефти)

Рассматривание иллюстраций с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте  глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском.

— А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 4. (схема расположения пород)

4. Работа по теме занятия. -У вас на столах разложены коллекции полезных ископаемых.

— Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?

5. Практическая работа детей.

На столах лежат образцы минералов

6. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Слайд 5 –Гранит

— Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

Где в нашем городе вы видели гранит

Ответы детей

Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

СЛАЙД 5- уголь

каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь?

Читайте также:  Вишня сухая чем она полезна для здоровья

(В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

СЛАЙД 6 — ТОРФ

торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

Слайд 7 – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое

 Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Слайд 8 – мел

Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде

Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Слайд 9 — нефть

А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)

– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

Слайд 10 — природный газ.

По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел) 

3.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 

4.

На кухне у мамы помощник отличный. 
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

5.

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл. 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

6.

Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина)

Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

7.

Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий. 
Он несет в дома тепло. 
От него кругом светло. 
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

— Что нового вы узнали сегодня на занятии?

— Как вы думаете нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?

Источник

Источник

Вид: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность

Воспитание любви и уважения к родному городу, краю является важной частью нравственно-патриотического воспитания. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в развитии нравственно-патриотических чувств дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

2016 год — это юбилейная дата для нашей республики, тем более важную роль она играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Цель — систематизация представлений и знаний о родном городе, крае через знакомство с традициями, фольклором, достопримечательностями и природными богатствами, способствующих формированию нравственных ценностей.

Задачи:

  • формировать у детей познавательный интерес к родному краю;
  • дать детям первоначальные знания о республике, коми народе;
  • познакомить с основными промыслами коми народа, национальным костюмом, традициями и бытом коми крестьян;
  • развивать способность чувствовать красоту родной природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее;
  • развитие интереса к коми традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, традициям родного края.

Тип проекта: творческий, групповой, познавательный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный:

  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
  • Подбор литературы, иллюстраций, стихотворений, сказок и рассказов, загадок, пословиц; презентаций и мультфильмов.
  • Создание и пополнение предметно — развивающей среды.

II. Основной:

  • беседы;
  • образовательная деятельность;
  • экскурсии;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр мультфильмов о Республике Коми «Чукля», «Йыркап»;
  • рассматривание иллюстраций сказок;
  • оформление выставки творческих работ.

III. Заключительный:

  • Развлечения: КВН «Мой любимый Коми край!», «Посиделки народа Коми».
  • Оформление макета «Полезные ископаемые Республики Коми»

Тематический план работы:

Беседы: «Коми край наш северный», «Значение животных в жизни Коми народа», «Коми народная игрушка», «Почему леса нашей республики называют лёгкими планеты?», «Достопримечательности нашего города Усинска».

ООД:

  • знакомство с животными Республики Коми: «Как дикие животные готовятся к зиме», «Северный олень», «Кто носит самые большие рога?», лепка «Олень»;
  • знакомство с бытом Коми народа: «Как рукодельница семью одевала», «Коми народный орнамент», «Посуда коми народа», «Наряды коми красавиц», «История костюма Коми народа»;
  • знакомство с природными богатствами: «Путешествие к Гномам», «Путешествие по Парме (лесу);
  • исследовательская деятельность «Полезные ископаемые нашего Коми края»;
  • путешествие с использованием презентации по городам Республики Коми.

Экскурсии:

  • посещение выставки на открытом воздухе «Военная техника»;
  • посещение выставочного зала «Вортас»;
  • экскурсии по городу;
  • рассматривание интерьера коми керки (избы) (рассматривание деревянной посуды, рассматривание женского костюма коми народа, рассматривание одежды коми охотника).

Закрашивание контурных картинок «Животные родного края», лепка по контуру «Коми узоры», создание орнамента Коми народа при помощи отпечатка.

Дидактические игры:

«Найди пару» (закрепление внешнего вида и названия элементов коми орнамента»), «Коми домино» (развитие внимания, закрепление элементов коми орнамента), «Что из чего» (учить группировать предметы по материалу, из которого они сделаны, закреплять народные промыслы коми народа).

Игра — эксперимент:

«Какие корни у растений тундры?»

Разучивание считалок:

Прилетели в тундру утки

Позолоченные грудки,

Чтоб утяток выводить…

А тебе сейчас водить!

Сильный северный олень

Нас катает целый день!

Но на нарту всем не сесть

— Значит, ты останься здесь

Вышло солнце из-за туч,

Уронило яркий луч

Прямо в травы и цветы…

Этот лучик ищешь ты!

Прибежала к нам лиса

Через реки и леса…

Быстрым зайчиком в кусты

Убегай скорее ты!

Все ребята встали в круг.

Серый волк примчался вдруг!

Он клыкастый погляди!

Самый, смелый выходи!

Отгадывание загадок на тему «Животные и растения Республики коми».

Рассматривание альбомов «Животные и растения севера», «Лекарственные травы нашего края», «Одежда и посуда Коми народа».

Знакомство с подвижными коми народными играми: «Медведюшко», «Воробей», «Мышка, мышка, дай мне угол», «Ловля оленей», «Оленевод», «Берегись охотника, «Бой медвежат», «Гонки на нартах», «Звери и птицы».

Рекомендации для родителей «Как знакомить детей с родным Коми краем», брошюра для родителей «Знакомство с Коми орнаментом».

Результаты работы:

  • Выставка творческих работ в мини – музее на тему «Мой родной город, моя родная республика». Дети приобрели знания об истории родного города Усинска, своей республики, ее природных богатствах, традициях и фольклоре. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
  • Изготовление макета «Полезные ископаемые Республики Коми.
  • Участие и победа в конкурсах муниципального и республиканского уровня.
  • Участие и победа семей воспитанников в конкурсах муниципального и республиканского уровня.
Читайте также:  Все нужное и полезное для девушек

Источник

Светлана Витязева
Викторина с детьми старшего дошкольного возраста «Изучаем Республику Коми»

Викторина «Изучаем Республику Коми».

Образовательные цели: систематизация представлений о Республике Коми; активизация словаря по теме «Наша Родина – Республика Коми»; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепление названий крупных городов и рек, народов, населяющих РК, названий народных промыслов, имен знаменитых деятелей культуры и искусства; совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие цели: развитие диалогической речи, речевого слуха, развитие общих речевых навыков, интонационной выразительности; просодической стороны речи; артикуляционной и общей моторики, развитие речевого дыхания.

Воспитательные цели: воспитание гордости за малую Родину, гражданско – патриотических чувств; навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд.

Ход занятия

В группу под музыку входят две команды, встают друг напротив друг друга и произносят приветствие.

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, а викторина на тему «Изучаем Республику Коми». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды, поприветствуйте друг друга.

Команда «Катшасинъяс» (Ромашки).

(девиз команды)

Команда «Кодзувкотъяс» (Муравьишки).

(девиз команды)

Педагог: Мы живем в стране у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна. Потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Так называется наша большая Родина, а мы сегодня поговорим о нашей малой Родине.

Давайте начнем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы закончите.

Цель: систематизация представлений о РК; совершенствование грамматического строя речи; совершенствование синтаксической стороны речи.

Наша Республика называется….Коми.

Коренным народом Республики Коми являются….коми.

Столица РК – город…Сыктывкар (по-старому Усть-Сысольск)

Самые известные реки РК ….Вычегда, Сысола, Печора.

В РК самые крупные города …Воркута, Ухта, Усинск, Печора, Инта.

Усть – Сысольск основала…. Екатерина.

Педагог: Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.

Конкурс №1. «Государственные символы».

Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам.

Педагог: Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн). Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов флаг Республики Коми. Где можно увидеть такой флаг? (На государственных зданиях, жилых домах в дни государственных праздников).

Что изображено на нашем гербе? (дети объясняют цвета и символы)

Слушание гимна Республики Коми.

Конкурс №2. Национальный костюм.

Выберите изображение коми национального костюма и объясните.

-Что носят женщины? (задание для команды «Кодзувкотъяс»).

-Что носят мужчины? (задание для команды «Катшасинъяс»).

Конкурс №3. Достопримечательности.

Цель: воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности.

Педагог: Я приглашаю по одному игроку от каждой команды пройти к мольбертам. Игроки получают секретное задание. Команды должны собрать картинки, назвать. (Дети собирают из пазлов достопримечательности Сыктывкара и Республики Коми).

Подвижное упражнение (движения под музыку).

Конкурс №4. Полезные ископаемые и промышленность Республики Коми.

Цель: совершенствование навыков словообразования.

Педагог: Давайте вспомним, какие полезные ископаемые добывают в нашей Республике (нефть, газ, уголь, лес,). Если добывают уголь, то промышленность называется….угольная, если газ…газовая…

Конкурс №5. Народные промыслы.

Цель: закрепление названий национального орнамента.

Педагог: Я предлагаю вам вспомнить и назвать основные элементы коми-орнамента. Это задание на скорость – кто быстрее и правильнее назовет элемент (элементы коми орнамента достаются из сундучка).

Конкурс №6. Кроссворд «Реки Республики Коми».

Цель: закрепление названий крупных рек; развитие диалогической речи, речевого слуха.

Педагог: Следующий конкурс – кроссворд о реках Республики Коми. Могучие, полноводные реки несут свои воды в моря.

1. На этой реке стоит столица Республики Коми? (Вычегда)

2. Название этой реки одинаково со старинным названием города? (Сысола)

3. Эта река просыпается самой последней весной, самая длинная и полноводная в Республике Коми? (Печора)

Конкурс №7. Коми сказки.

Цель: закрепление имен и названий.

Педагог: Богата наша Родина сказками. Назовите главного богатыря коми сказок. А как в наших сказках называется Леший? Водяной? Баба – Яга? Змей – Горыныч?

Педагог: Молодцы, ребята! Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в коми народную игру «Пышкай».

(подведение итогов и награждение).

Педагог: Мы с вами гордимся нашей Республикой Коми, где живет много хороших людей, есть густые леса и чистые реки, полезные ископаемые, богатая история, которую нам с вами еще предстоит узнать.

-Атть, аддзысьлытдз!

Источник