Полезные ископаемые родного края 4 класс

Полезные ископаемые родного края 4 класс thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛУХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ»

КОНСПЕКТ

КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МОРДОВИИ»

(УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»)

Полезные ископаемые родного края 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА СОСТАВЛЕН

УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «ЛУХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ» Г.О. САРАНСК

ЛЯМЦЕВОЙ СВЕТЛАНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ

САРАНСК, 2016– 2017

Учебно-методический комплект: «Перспективная начальная школа» (Авторы учебника: Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А.).

Тема урока: «Полезные ископаемые. Закрепление. Полезные ископаемые Мордовии».

Тип урока: комбинированный (с использованием регионального компонента).

Девиз урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно».

Цель урока: продолжить формирование географических представлений у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление детей о полезных ископаемых, их использовании; познакомить школьников с полезными ископаемыми Республики Мордовия и их месторождениями.

Задачи урока:

Предметные:

  • обобщить знания учащихся о полезных ископаемых (ребята должны вспомнить: что мы называем полезными ископаемыми, на какие группы их можно разделить, по каким признакам);

  • сформировать у детей представление о полезных ископаемых родного края – Республики Мордовия; научить их работать с топографической картой Республики Мордовии, ориентируясь по знакам и условным обозначениям;

  • продолжить формирование у детей знаний о природе родного края.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;

  • развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы по описанию полезного ископаемого местности с опорой на «карточку – помогай-ку»);

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.

Познавательные:

  • развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;

  • развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Коммуникативные:

  • развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.

Личностные:

  • воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и одноклассников.

Оборудование:

  • учебник (под редакцией Федотовой О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А.); «карточка – помогай-ка» для каждой группы; индивидуальные карточки для самостоятельной работы (раздаточный материал); электронная презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint; мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

  • Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас сегодня видеть и для того, чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…«. Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

  1. Актуализация знаний.

  • К нам на урок пришли наши старые знакомые – Маша и Миша. Они принесли загадки, которые вы должны отгадать:

    1)

    Он очень прочен и упруг,

    Строителям — надёжный друг:

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы будут и заметны. (Гранит)

    6)

    Оно варилось долго

    В доменной печи,

    На славу получились

    Ножницы, ключи. (Руда)

    2)

    Этот мастер белый-белый

    В школе не лежит без дела:

    Пробегает по доске,

    Оставляет белый след. (Мел)

    7)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобится сразу. (Глина)

    3)

    Он очень нужен детворе

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    8)

    Покрывают им дороги,

    Улицы в селении,

    А ещё он есть в цементе.

    Сам он удобрение. (Известняк)

    4)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный.

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Газ)

    9)

    Росли на болоте растения,

    Стали топливом и удобрением. (Торф).

    5)

    Без неё не побежит

    Ни такси, ни мотоцикл,

    Не поднимется ракета

    Отгадайте, что же это? (Нефть)

    10)

    Он чёрный, блестящий,

    Людям помощник настоящий.

    От него кругом светло,

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали. (Уголь)

    11)

    Из глубоких скважин воду извлекаем. Что вода полезная, мы, конечно, знаем. И прозрачная она, словно бы хрустальная. Называется вода – … (минеральная).

  • Как назвать все эти отгадки? (Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов).

  • В какую группу можно объединить все отгадки? (Полезные ископаемые).

  • На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые? (Твёрдые: гранит, мел, уголь, торф, известняк, глина, руда. Жидкие: нефть, минеральная вода. Газообразные: газ).

  1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова.

  • Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? Посмотрим в словаре Ожегова.
    Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая;

2) отваливая землю, делать углубления;

3) отваливая землю, доставать, извлекать.

  1. Физкультминутка.

По дорожке шли, шли, много камешков нашли.

Читайте также:  Овощи и фрукты полезные продукты 2 младшая

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке прыгаем на левой ножке.

И по этой же дорожке прыгаем на правой ножке.

  • Дети, все полезные ископаемые человек широко использует в хозяйстве. Из них изготовляют множество предметов, без которых трудно представить нашу жизнь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  • Какое слово лишнее? Почему? 

Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф.

  • Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые.

  1. Изучение нового материала.

  • Ребята, посмотрите внимательно на карту Мордовии, есть ли на ней топографические знаки, которые указывают на наличие нефти, каменного угля, железной руды? (Нет, потому что в Мордовии нет залежей этих полезных ископаемых).

  • Но Мордовия богата строительными материалами. Назовите, ориентируясь по знакам на карте, что используют в строительстве, какие полезные ископаемые?

  • Сегодня на уроке вы мне поможете выяснить, какие полезные ископаемые Мордовии имеют народнохозяйственное значение.

«Карточка – помогай-ка» (для каждой группы):

  1. Название.

  2. Свойства (основное).

  3. Способы добычи.

  4. Применение.

  5. Месторождения на территории Мордовии.

Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов.

  1. Глины– разнообразен выбор глин – кирпичные, огнеупорные – используются в производстве кирпича, находятся в Рузаевском районе, г. Саранск, Лямбирском, Ромодановском, Ичалковском районах Республики Мордовия.

  2. Пески – встречаются почти во всех районах Мордовии. Крупнозернистые пески – в Рузаевском и Кочкуровском районах, Ковылкинском и Зубово-Полянском районах, силикатные – на территории Мордовии распространены довольно хорошо в долинах рек Мокша, Сура и Алатырь, в Ковылкинском районе работает завод силикатного кирпича. Песок используется для строительства и покрытия дорог.

  3. При прокладывании дорог не обойтись без такого полезного ископаемого как строительный камень (щебень). Он есть везде, больше всего его в Ельниковском районе.

  4. Мел и известняк – используется для производства высококачественного цемента, залежи мела и известняка расположены на востоке Мордовии: в Кочкуровском, Лямбирском. Чамзинском, Дубёнском, Атяшевском, Ардатовском, Ромодановском районах. На основе в посёлке Комсомольском Чамзинского района работает Алексеевский цементный завод и Атемарский комбинат строительных материалов.

  5. Фосфаты – используются как ценное удобрение. Их основные запасы сосредоточены в левобережье реки Мокши у села Краснослободск и села Рыбкино.

  6. Минеральные краски – это горные породы, которые используются как в промышленности, так и в быту (охра, мумия, сурик). Крупными местонахождениями минеральных красок являются село Чукалы Ардатовского района и село Анаево Зубово-Полянского района. Известны и местонахождения и в Кочкуровском районе.

  7. Горючие сланцы – используются как топливо. Их запасы в основном в селе Ичалки.

  8. Торф – имеет большое хозяйственное значение. Основное местонахождение в пойме реки Мокша и реки Вад. Используется как топливо, удобрение, идёт для подстилки скоту, пригоден для получения низких сортов бумаги. В Луховке, на теплицах, торф используется для выращивания рассады в торфо-перегнойных горшках.

  9. Морёный дуб – сотни лет назад росли в этих местах дубовые леса. Водные потоки разрушили берега. Дубы падали на дно реки, заносились илом, консервировались и пропитывались минеральными солями. Пролежав под вожжой без доступа воздуха, дуб принял чёрную окраску. Кроме того, дуб приобрёл прочность и долговечность. Чёрный морёный дуб используется в мебельной промышленности. На Мокше дуб применялся для отделки Дворца съездов в Москве. В пределах Мордовии ведётся только небольшая добыча сырья, часто носящая хищный характер.

  1. Физкультминутка.

Геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и сделаем физкультминутку.

Мы геологами станем. Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками), бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами), ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья). Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем и своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).

  1. Самостоятельная работа.

  • А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

  1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  1. врачи;

  2. геологи;

  3. строители.

  1. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  1. песок, глина;

  2. гранит, торф;

  3. каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

  1. оловянная и медные руды;

  2. каменный уголь, природный газ;

  3. графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  1. мрамор, гранит;

  2. природный газ, нефть;

  3. золото,

5. 3ачем мы собираем металлолом?

  1. мы сохраняем запасы руды;

  2. очищаем территорию от мусора;

  1. 3) участвуем в соревновании между классами.

  • Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проекту).

  • А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

  • Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

  • Молодцы!

  1. Закрепление. Удивительные факты.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Читайте также:  Потеть в бане полезно или нет

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

  • А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).

  • Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

  1. Итог урока.

  • Итак, мы видим, что у нас в Мордовии немало полезных ископаемых, без которых не может обойтись человек.

  • Но в то же время при их переработке атмосфера получает вредные яды, пыль, загрязнение воздуха.

  • Отсюда возрастает загрязнение воздуха, которым мы дышим. В Чамзинском районе слой цемента несколько сантиметров покрывает всё: почву, листья на деревьях. Нельзя открыть форточки, бельё становится твёрдым.

  • Стоит задача: улучшить конструкцию газопылеуловителей на трубах заводов.

  • Полезные ископаемые – это клад нашей страны. Поэтому их нужно беречь и охранять.

Три клада у Природы есть: вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда – целы они – все возродится снова.

  1. Домашнее задание.

  • Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради.

Источник

Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные:

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;

Регулятивные:

  • Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.

Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. 

Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?

Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?

Ответы учащихся.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

3. Проблемная ситуация

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ответы учащихся.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Читайте также:  Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае

Практическая работа.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану на стр. 149

1. Название.

2. Основные свойства.

3. Использование.

4. Где добывают в нашем крае.

5. Что может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Предметы

1. Гранит

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятники

2. Известняк

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Мел

3. Глина

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Кирпич

4. Каменный уголь

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Лекарства

5. Нефть

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин

Мыло

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Ножницы

Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.

Название

Свойства

Применение

Глина

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Кирпичи, посуда

Песок

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Физминутка

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.

Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

5. Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:

1. Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2. О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

3. Назовите горючие полезные ископаемые:

А – гранит

Б – нефть

В – газ

Г – каменный уголь

4. Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

2) торф

3) железная руда

4) нефть

5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина

2) известняк

3) торф

4) мрамор

6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

1) глина

2) песок

3) известняк

4) торф

7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

2) цвет

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

8. О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

6. Рефлексия

Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание.

Дома:

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52

Источник