Полезные ископаемые русской равнины 8 класс
Инфоурок
›
География
›Конспекты›Урок географии 8 класс Природные ресурсы Русской равнины.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Природные ресурсы Русской равнины география 8 класс.docx
Выбранный для просмотра документ заповедники .pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Выбранный для просмотра документ природные ресурсы Русской равнины.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
1. Топливно-энергетические ресурсы: а) уголь – каменный Печорский и бурый Подмосковный бассейны. б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север. в) торф. 2. Минеральные ресурсы: а) металлические (железная руда)- КМА (Курская магнитная аномалия). Медно-никелевые руды, железные руды на Кольском полуострове. б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак. Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.
2 слайд
Описание слайда:
1 группа — зима, 2 группа – весна, 3 группа – лето, 4 группа — осень
3 слайд
Описание слайда:
Исследование в группах: Первая группа — Полезные ископаемые. Вторая группа — Водные ресурсы. Третья группа – Почвенные и агроклиматические ресурсы. Четвертая группа – Природные зоны и рекреационные ресурсы Русской равнины.
4 слайд
Описание слайда:
Каковы пути рационального использования полезных ископаемых Русской равнины? Проблема: карьеры, отвалы пустой породы, котлованы, нарушение земель, почвы, ландшафтов. Пути решения: рекультивация почв (восстановление), создание прудов. Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.
5 слайд
Описание слайда:
2. Водныересурсы. Проблема рационального использования. 1.Чем богатыреки Русскойравнины? 2.Какие реки используются для орошения, в какой зоне? 3.Почему Волга стала портом пяти морей? Практическая работа на контурной карте Отметить реки: Западная Двина, Северная Двина, Печора, Волга, Ока, Дон, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень, Селигер, Эльтон, Баскунчак. Каналы:Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, им.Москвы, Волго-Донской. Водохранилища: Рыбинское,Цымлянское, Волгоградское, Куйбышевское, Саратовское, Камское. Назватьотрицательные последствия ГЭС. 2. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами. 2. Какие проблемы возникают при использованииводных ресурсов?
6 слайд
Описание слайда:
1 1 3 2 5 4 6 7 2 3 7 6 5 4
7 слайд
Описание слайда:
1.Полезныеископаемые. Проблема рационального использования Месторождения каких металлов есть наРусскойравнине? Какиегорючие полезные ископаемые есть, их местонахождение(бассейны угля и нефти); соли, ихместорождения? 2.Практическая работа на контурной карте Отметить бассейны: Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности. Печорский угольный бассейн. Подмосковный угольный бассейн. Поваренная соль озеро Баскунчак. Нефть между Волгой и Уралом. Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове. Какие экологическиепроблемы возникают при добыче полезных ископаемых? Каковыпути рационального использования природных полезныхископаемых вы можетепредложить. 2. Вывод: способы добычи иопределить их ценность.
8 слайд
Описание слайда:
3. Почвенныеи агроклиматические ресурсы. Проблема рационального использования. Какие самые плодородныепочвыРусской равнины? По почвенной картеопределитькакие почвы преобладают и почему? 3.Что выращивают в степной и лесостепной зоне? 4. Что выращивают в лесной зоне? 5. Что выращивают в Нечерноземье? 6. Как используются лесные и пойменныелуга? Практическая работа на контурной карте Отметить типы почв цветными карандашами при помощи почвенной карты: арктические и тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, бурые полупустынные. 1.Где и почему производят мелиорацию земель? 2. С чем связана проблема Нечерноземья? 3. Какие проблемы возникают при использовании земель?
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины Здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Они почти полностью распаханы. Агроклиматические ресурсы (сочетание положительных температур и увлажнения), а также плодородных почвы, способствуют развитию сельского хозяйства. Лесная зона — рожь, ячмень, пшеница, картофель, лен, овес. Степная и лесостепная зона – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, просо. К югу – садоводство, бахчеводство. Проблемы: Черноземы подвержены ветровой и водной эрозии. Нечерноземье – развитие сельского хозяйства: почвы не столь плодородны, но агроклиматические ресурсы позволяют выращивать зерновые и овощные культуры) Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги). Пути решения проблемы – мелиорация (улучшение), в основном осушение земель, а также создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники (внесение удобрений, известкование почв) и почвозащитные севообороты.
12 слайд
Описание слайда:
Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы. На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес. Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник. К югу – садоводство, бахчеводство.
13 слайд
Описание слайда:
Природные зоны и рекреационные ресурсы Русской равнины. Способы решения проблемы рационального использования Какие природные зоны расположены на территории Русской равнины? Какие из них занимают наибольшую площадь? Приведите примеры, в какой части Русской равнины произошли наибольшие изменения. В чем это проявляется? Из дополнительного материала повторите определение рекреационные ресурсы. Какие рекреационные ресурсы присутствуют на Русской равнине? Практическая работа на контурной карте Отметить заповедники Русскойравнины. Города «Золотого кольца». Как вы понимаете термин «рациональное природопользование», «рекреационные ресурсы»? 2. Приведите примеры, в какой части Русской равнины произошли наибольшие изменения. 3. Как решается проблема сохранения природы Русской равнины.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Природные зоны и рекреационные ресурсы Русской равнины. Преобладает лесная зона. Лесные ресурсы – это таежные, смешанные, широколиственные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями. Лесные ресурсы представлены разнообразными породами. Проблемы использования лесных ресурсов: Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв. Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.
16 слайд
Описание слайда:
Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов, Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины. Рекреационные ресурсы – места отдыха. На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.
17 слайд
Описание слайда:
Озеро Селигер Общая площадь около 260 км2, из них на островные участки приходится около 38 км2, общее количество островов примерно 160. Самым крупным считается остров Хачин. Главной местной достопримечательностью, созданной человеком, является монастырь Нилова Пустынь.
18 слайд
Описание слайда:
На одном из мысов Селигера находится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен на высоком берегу на юго-западе озера Селигер.
19 слайд
Описание слайда:
Место это очень популярно среди туристов. Селигерский край имеет богатейшее историко-культурное наследие. Здесьмного памятников археологии, неолитических стоянок, мест древних городищ, монастырей, скитов, церквей, старинных усадеб и сел. По Селигерскому краю проложено множество туристических автомобильных, велосипедных маршрутов. Славится озеро среди рыбаков-любителей: рыбалка здесь весьма увлекательна. В большом количестве водится в озере щука, язь, налим, судак, лещ, ряпушка и другие виды рыб.
20 слайд
Описание слайда:
В День России на Красной площади подвели итоги конкурса «Семь чудес России», объявленного осенью 2007 года. Победителями стали три рукотворных: Собор Василия Блаженного, Петергоф, Мамаев курган и статуя Родины-материи и четыре природных достопримечательности Долина гейзеров на Камчатке, Эльбрус Кавказа, озеро Байкал, Столбы выветривания республики Коми.
21 слайд
Описание слайда:
Победителями стали три рукотворных и четыре природных достопримечательности
22 слайд
Описание слайда:
Собор Василия Блаженного Главный храм Красной площади, построенный по указу Ивана Грозного. Возведение собора было начато в связи с завоеванием Казанского ханства.
23 слайд
Описание слайда:
Восемь отдельных церквей храма символизируют восемь решающих боев за Казань. Эти церкви сгруппировали вокруг девятой, главной.
24 слайд
Описание слайда:
Петергоф Дворцовый комплекс, основанный в начале XVIII века. В парке Петергофа расположены 150 фонтанов и три каскада.
25 слайд
Описание слайда:
Мамаев курган и статуя Родины-матери По легенде, застава на этом кургане основана ханом Мамаем. 2 февраля 1943 года в районе Мамаева Кургана закончилась Сталинградская битва. Мемориал в честь этой битвы построили на кургане в 1959-1967 годах.
26 слайд
Описание слайда:
Главная составляющая комплекса Мамаев Курган — статуя Родины-Матери 52 метровой высоты. От подножия к верху кургана ведут 200 ступеней, символизирующие 200 дней и ночей Сталинградской битвы
27 слайд
Описание слайда:
Золотое кольцо России
28 слайд
29 слайд
30 слайд
Описание слайда:
Переславль-Залесский
31 слайд
Описание слайда:
Ростов Великий
32 слайд
Описание слайда:
Ярославль
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд
Описание слайда:
Владимир Успенский собор Дмитровский собор
37 слайд
Описание слайда:
Александров
38 слайд
Описание слайда:
Гусь-Хрустальный
39 слайд
40 слайд
41 слайд
42 слайд
Описание слайда:
Сергиев Посад
43 слайд
44 слайд
Описание слайда:
Юрьев-Польский
45 слайд
Описание слайда:
Вывод: Территория богата различными ресурсами, но на значительной части Русской равнины природа изменена деятельностью человека. Особенно большие изменения произошли в лесостепной и степной зоне, в смешанных и широколиственных лесах и в южной части тайги. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать. В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя «лунный» ландшафт с карьерами и отвалами.
46 слайд
47 слайд
48 слайд
49 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«География России. Природа.», Баринова И.И.
К уроку:
§ 27. Русская (Восточно-Европейская) равнина 151
Номер материала:
ДБ-1213387
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
МБОУ гимназия «Интеллект»
Конспект
открытого урока по географии на городском методическом объединении по географии
учителя высшей квалификационной категории Шониной Лилии Николаевны
2013 год
Тема:«Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования»
Кто же, если не мы?
Когда же, если не сейчас?
Цель:
Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).
Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.
Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.
Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
Задачи:
Образовательные: Исследовать природные ресурсы Русской равнины.
Развивающие: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.
Воспитательные: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.
Тип урока: обобщающий и систематизации знаний.
Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК, видео проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель географии: Нам нравиться любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории.
Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности, еловые леса…
Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, что такое природные ресурсы? Какие природные ресурсы вы знаете? для того, чтобы подробно разобраться с вопросом, какие природные ресурсы есть на Русской равнине, мы отправимся в экспедицию, где вы сможете использовать свои знания.
2. Давайте займемся исследованием
На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.
Для этого разделимся на группы:
Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.
Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.
Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.
Четвертая группа – рекреационные ресурсы.
3. Правила и приемы работы
Алгоритм задания.
Вопросы
Проблема рационального использования
1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины.
1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых.
2. Отметить на контурной карте значками все бассейны полезных ископаемых.
2. Вывод:способы добычи и их ценность определить.
3. Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?
Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:
1. Топливно-энергетические ресурсы:
а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.
б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.
в) торф.
2. Минеральные ресурсы:
а) металлические (железная руда)- КМА.
б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.
Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?
Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.
4. Практическая работа на контурной карте
Отметить бассейны:
Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.
Печорский угольный бассейн.
Подмосковный угольный бассейн.
Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.
Нефть на востоке равнины.
Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.
Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.
Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.
5. Мозговой штурм
Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?
Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.
Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.
Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.
Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?
Алгоритм задания
Вопросы
Проблема рационального использования.
По картам атласа и учебника найдите водные системы:
1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции
1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?
Назвать отрицательные последствия ГЭС
2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки и обозначить на карте
3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях
2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?
4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.
3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?
5. Какими породами представлены лесные ресурсы?
Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены с