Полезные ископаемые с описанием в картинках
Видов природных камней насчитывают множество, они классифицируются по месторождению, структуре, составу. Каждый из них уникален и по-своему красив, из-за чего многие применяются в ювелирном искусстве и прикладном художественном творчестве. Одни люди ценят их за красоту, другие – за полезные с практической точки зрения качества, третьих привлекают их лечебные и магические свойства.
Какие виды классификации природных камней приняты у минералогов и ювелиров?
Существует несколько признаков, по которым классифицируют все камни. Чаще используют систему Клюге и Бауэра. Немецкий ученый-минералог Клюге составил список, состоящий из 5 групп минералов. Три включают драгоценные образцы (алмазы, топазы, опалы, гранаты, турмалины), а две отведены для простых самоцветов. Бауэр внес изменения в систему, добавив недрагоценные кристаллы и образования органогенного происхождения.
В России ювелиры пользуются классификацией камней Бауэра, дополненной ученым Ферсманом. Согласно описанию и определнию, природные камни делятся на классы, отдельно выделяют самоцветы для поделок. Киевленко в 1973-м году предложил учитывать цену природных образцов и их предназначение. С того времени систематизация включает ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные самоцветы. Последние дополнения внесены Мельниковым почти 10 лет назад. Он добавил в классификацию Киевленко корректировки, среди которых функциональность минералов.
Таблица разновидностей камней по использованию в ювелирном деле
Природные камни принято разделять на минеральные и органические (при этом все они относятся к неживой природе). Ювелиры же их подразделяют на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Драгоценными минералами называют прозрачные экземпляры, обладающие алмазным блеском, твердостью и прозрачностью. Весовая единица – карат весом 0,2 грамма.
Сапфиры
Остальные 2 разновидности измеряют граммами, в них включено 2400 камней, в том числе и сульфиды. Поделочными называют непрозрачные натуральные ископаемые, имеющие мягкую структуру. Обычно они отличаются рисунком или окраской и блеском. В таблице указан список образований по классам.
Название группы | Класс | Представители природного минерала |
Ювелирные самоцветы | I | Рубины, изумруды, сапфиры (синие), алмазы |
II | Сапфиры (оранжевые, зеленые, фиолетовые), черный опал, александрит и благородный жадеит | |
III | Шпинель, опал (белый и огненный), топаз, турмалин, родолит, аквамарин | |
IV | Хризолит, циркон, пироп (зеленый и розовый), мальмандин, аметист, цитрин, солнечный камень | |
Ювелирно-поделочные камни | I | Лазурит, нефрит, янтарь, горный хрусталь (бесцветный и дымчатый), малахит |
II | Агат, обсидиан иризирующий, амазонит, родонит, шпаты непрозрачные | |
Поделочные ископаемые | — | Яшма, мрамор цветной, флюит, селенит, пегматит, гагат, оникс, лиственит |
Пегматит
Здесь указана часть кристаллов, используемых в ювелирном деле. Насчитывается около 100 разновидностей минералов, но только 20 из них можно встретить часто в разных изделиях.
Виды по происхождению и составу
Список органических образований
В каждой классификации присутствует подразделение камней и минералов по происхождению. Существуют органические, эндогенные, экзогенные и метаморфические образования. Друг от друга они отличаются составом, плотностью, оттенками, сроком формирования и другими характеристиками.
Аммонит
К органическим камням относят окаменелости различных видов, когда-то бывшие живыми организмами либо возникшие в результате биологических процессов. Представители группы имеют следующие названия:
- аммонит;
- перламутр;
- коралл;
- жемчуг;
- янтарь;
- слоновая кость;
- гагат;
- белемнит (или чертов палец);
- окаменелое дерево.
Белемнит
Каждый из них имеет уникальную историю происхождения и свойства. Для образования части камней, бывших когда-то частью живого мира, потребовалось несколько тысячелетий. Однако многие способны сформироваться в течение 7–10 лет.
Камни эндогенного происхождения
Эндогенный процесс проходит в недрах земной поверхности. Камни формируются из силикатного огненно-жидкого расплава, который называется магмой. Представителей группы множество, но не каждый используется в ювелирном деле. Зачастую выбор специалистов падает на кварц, который представлен на фото. Он отличается твердостью, устойчивостью к воде и щелочам.
Кварц
Экзогенные образования
Экзогенный процесс характерен поверхности земной коры, добывают породы на суше и в море. Для формирования кристаллов необходимо выветривание, после чего появляется сразу несколько групп: гидрослюда, каолинит, галит, опал, сильвин. Некоторые являются результатом жизнедеятельности морских обитателей и растительных организмов. Все экзогенные образования имеют отличные от других минералов свойства. Они относительно мягкие, не переносят контакта с водой и кислотами.
Метаморфические минералы
Формирование метаморфических видов минералов происходит под воздействием определенных факторов в земной коре. Для одних требуются высокие температуры и перепады давления, для других – магматические газы или воды. Для начала процесса необходимы ранее образовавшиеся экзогенные образцы. В результате метаморфического формирования минералы становятся прочнее и приобретают высокую плотность.
Как классифицируются камни по структуре?
Классификация минералов включает множество пунктов, в числе которых структура. Ювелирные разновидности имеют кристаллическую структуру. Стоимость природного минерала зависит от преломления, прозрачности, твердости и цвета. Мастера обращают внимание на блеск минерала и игру оттенков, плотность и возможность огранки.
Не любые минералы можно считать кристаллами. К последним по определению относятся только минералы, атомы которых образовывают трехмерно-периодическую пространственную укладку, или кристаллическую решетку.
Кроме того, существуют минералы аморфные и метаминктные – переходящие из кристаллического состояния в аморфное.
Как разделяются полезные ископаемые по месту их добычи?
Ископаемые добывают почти во всех уголках мира, но некоторые удается найти только в конкретных странах.
Пироп
Самыми распространенными поставщиками камней являются: Европа, Китай, Таиланд, Япония, Америка. Определенные элементы горных пород возможно встретить в следующих странах:
- пироп – в Чехии;
- рубин и жадеит – в Бирме;
- сапфир, разные виды кварца и изумруд – в Индии;
- бирюза, нефрит, жемчуг – в Китае;
- янтарь, лазурит, нефрит и алмаз – в России;
- бирюза, хризолит, берилл – в США;
- опал, кварц – в Мексике;
- эйлатский камень – только в Израиле;
- танзанит – только в Танзании.
Центрами обработки представителей неживой природы считаются Франция, Израиль, США, Шри-Ланка. В России подобные предприятия находятся в Москве, Иркутске и Свердловске.
Лазурит
Необычные свойства минералов
Научная характеристика минералов не позволяет считать их живыми, хотя многие люди полагают, что камни имеют способность лечить или оказывать магическую помощь. Однако красивые минералы могут быть как полезными, так и вредными. К счастью, таких ископаемых мало и их трудно встретить. Есть породы с включением светящихся и мягких камней, из которых не изготавливают ювелирных украшений, но применяют в других сферах.
Светящиеся камни (названия и фото)
Минерал под названием «флюорит» светится в темноте, что видно на фото. Бывает любых оттенков: от прозрачно-белого до пурпурного или темно-фиолетового. Начинает светиться, если немного разогреть его в ладонях.
Флюорит
Ученые из Мичигана недавно обнаружили камни с содалитом, которые светятся. Они не относятся ни к драгоценным, ни к полудрагоценным. Однако это не мешает применять их для украшения ландшафта.
Минералы ядовитые (фотографии и описание)
Представители класса сульфидов красивы, но смертельно опасны. Полезно узнать, какие сульфиды относятся к вредным минералам. Галенит – это самый редкий сульфидный минерал, обладающий интересной структурой (см. фото). Людей, контактировавших с токсичным галенитом без средств защиты, поражали серьезные патологии. Часто подбирают сульфидные кристаллы из любопытства, но специалисты стараются обходить камни стороной. Профессионалам знакомы проблемы с дыхательными путями после вдыхания опасной пыли галенита.
Галенит
Еще один минерал, который привлекательно выглядит, но является вредным, имеет название «халькантит». Состоит из меди, серы и воды – компоненты образуют ядовитую смесь. Небольшая доза опасного вещества при пропадании в человеческий организм вызывает отказ внутренних органов.
Некоторые камни проходят облучение, из-за чего изменяют оттенок и свойства. Специалисты считают, что даже после снятия радиоактивности такие горные породы остаются опасными. Облучение стоит дорого, поэтому оно редко используется.
Мягкие камни
На первом месте природный камень тальк, который легко поцарапать и раскрошить. Однако другие сульфиды трудно разломать, но возможно разрезать. На втором месте минерал под названием «асбест», из которого раньше изготавливали скатерти или салфетки, устойчивые к возгоранию. Известны также травертин, известняк, дагестанский ракушечник, которые применяют для строительства домов или отделки стен.
Интересные факты о камнях
Неживая природа насчитывает более 4 тысяч камней, характеристики минералов становятся подробнее. Необычные факты о них никого не оставляют равнодушным:
- камушек «кошкино золото», представленный на фотографии ниже, легко спутать с настоящим золотом по виду, но он не обладает ценностью;
Камушек «кошкино золото» (пирит)
- в природе есть «арбузные» минералы турмалины, имеющие розовую сердцевину и зеленую окантовку;
- алмаз настолько прочный, что им можно поцарапать что угодно;
- хрусталь, цитрин, морион, авантюрин – это один и тот же камень под названием «кварц», имеющий разный блеск и цвета;
- для поисков изумруда в 1 карат перерабатывают до 20 тонн грунта;
- цены на драгоценные самоцветы растут, так как их становится меньше.
Источник
Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»
Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.
Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.
Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.
Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком, расцветает от спички.
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это?
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи…
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.
2. Покрывают им дороги.
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он удобрение.
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.
2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
ь
Песок известняк газ уголь
Железо
Филворд
Найди полезные ископаемые
п
е
с
г
н
х
г
а
з
м
у
г
о
л
е
ф
с
и
ч
р
а
о
к
и
ц
т
о
з
у
а
г
л
н
н
е
ь
л
в
к
м
ш
ь
з
а
ф
ы
ь
е
с
о
р
ф
ы
в
г
а
п
р
т
р
у
д
а
о
р
а
н
л
н
д
м
а
ч
я
э
ж
и
т
я
к
1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи… (Руда).
3. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит).
4. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
5. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
6. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
7. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
8. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
9. В воде родится, А воды боится. ( соль)
Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.
а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.
1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)
2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)
3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)
4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)
5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)
6. Из нефти получают бензин.( +)
7. Песок и глина плотные горные породы? (-)
8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)
9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)
10. Из песка делают стекло? (+)
11. Наш организм может обходиться без соли? (-)
12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)
13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)
14. Железо относится к группе черных металлов. (+)
15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)
16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)
17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)
18. У металлов плохая теплопроводность. (-)
19. Все металлы обладают блеском. (+)
3. Диктант.
1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)
7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)
4. Дополни предложение.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые). Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. (месторождениями. )Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………(строительстве), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. (металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.
5. Топографический диктант.
2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого
3. Подпиши полезные ископаемые
1 2 3 4 5
6. Цифровой диктант
1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк
Вопросы
1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
3. Образуется при разрушении гранита и кварца.
4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор.
6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)
Ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5
Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.
Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных ископаемых.
ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)
СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)
ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)
Рассказ-загадка
Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.
Заполни схему
Что получают из нефти?
Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.
Занимательные вопросы
1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)
2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?
(На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)
3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.
Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?
(Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)
4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?
(Так как добывается из-под земли.)
5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?
(От минералов, входящих в ее состав)
6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?
(Так как песок хорошо пропускает воду.)
7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?
(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)
8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?
(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).
9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?
(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)
10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?
(Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)
11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)
12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?
(Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)
13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?
(Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)
14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)
15. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?
(В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)
16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)
Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Источник