Полезные ископаемые твоего края 4 класс

Полезные ископаемые твоего края 4 класс thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Урок окружающего мира в 4 классе по теме»Полезные ископаемые твоего края»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карта для проверки.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Выбранный для просмотра документ Лист достижений.docx

Выбранный для просмотра документ През -я урока.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Окружающий мир 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Чернова Н.А.

Описание слайда:

Окружающий мир 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Чернова Н.А.

2 слайд

Родной край – часть великой России Твой родной край Московское время Карта т

Описание слайда:

Родной край – часть великой России Твой родной край Московское время Карта твоего края Поверхность и водоёмы твоего края А что можешь сделать ты? Полезные ископаемые твоего края Растения твоего края Отрасли животноводства твоего края и домашние животные Народные промыслы твоего края Заповедные места твоего края

3 слайд

Мой край расположен на материке: а) Африка; в) Евразия; б) Австралия; г) Севе

Описание слайда:

Мой край расположен на материке: а) Африка; в) Евразия; б) Австралия; г) Северная Америка. 2. Мой родной край находится в природной зоне: а) лесов; в)тундры; б) степей; г)пустыни. Тест «Мой край»

4 слайд

3. Искусственный водоём моего края: а)озеро Байкал; в)Братское море; б)река Л

Описание слайда:

3. Искусственный водоём моего края: а)озеро Байкал; в)Братское море; б)река Лена; г)Река Ангара. 4. Мой край имеет форму рельефа: а) горы; б)плоскогорье; в)равнины. 5. Мой край находится в часовом поясе: а)9; б) 3; в) 10; г) 7. Тест «Мой край»

Читайте также:  Детские поделки из бесполезного в полезное

5 слайд

6. Флаг Иркутской области имеет цвета: а) красный, белый, синий; б) белый, зе

Описание слайда:

6. Флаг Иркутской области имеет цвета: а) красный, белый, синий; б) белый, зелёный, коричневый; в) синий, белый, синий; г) зелёный, белый, синий. 7. В озеро Байкал впадает … рек: а)1; б) 328; в)336; г)256. Тест «Мой край»

6 слайд

В А В Б Г В В Проверим:

Описание слайда:

В А В Б Г В В Проверим:

7 слайд

«5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» - 2 – 3 ошибки «2» – 4 и более ошибок Оце

Описание слайда:

«5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» — 2 – 3 ошибки «2» – 4 и более ошибок Оценим свои знания

8 слайд

Полезные ископаемые твоего края

Описание слайда:

Полезные ископаемые твоего края

9 слайд

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения

Описание слайда:

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения; полезных ископаемых; уточнить их свойства.

10 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

11 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

12 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

13 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

14 слайд

Подготовила: ученица 4Б класса МБОУ «СОШ №35» Шилинец Дарья Золото

Описание слайда:

Подготовила: ученица 4Б класса МБОУ «СОШ №35» Шилинец Дарья Золото

15 слайд

Иркутская область занимает 4 место по добыче золота Месторождения золота: Бо

Описание слайда:

Иркутская область занимает 4 место по добыче золота Месторождения золота: Бодайбинский район; Сухой Лог

16 слайд

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку дан

Описание слайда:

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку данный металл не подвержен коррозии, имеет много сфер технического применения, а запасы его невелики. Золото практически не терялось в процессе исторических катаклизмов, а лишь накапливалось и переплавлялось. 

17 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

18 слайд

«Иркутский экспериментальный ювелирный завод ООО Карат»

Описание слайда:

«Иркутский экспериментальный ювелирный завод ООО Карат»

19 слайд

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производств

Описание слайда:

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производство ювелирной продукции из золота 585° пробы, как из собственного сырья так и по договору из давальческого сырья.

20 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

21 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

22 слайд

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для до

Описание слайда:

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи.

23 слайд

Подготовил ученик 4 «Б» класса МБОУ «СОШ №35» Непомнящий Артур Каменная соль

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 «Б» класса МБОУ «СОШ №35» Непомнящий Артур Каменная соль

24 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

25 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

26 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

27 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

28 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

29 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

30 слайд

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Овсянников Никита Каменный уголь

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Овсянников Никита Каменный уголь

31 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

32 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

33 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

34 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

35 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

36 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

37 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

38 слайд

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Бузмаков Егор Железная руда

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Бузмаков Егор Железная руда

39 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

40 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

41 слайд

Цветные руды боксит галенит халькопирит (медь) (алюминий) (свинец)

Описание слайда:

Цветные руды боксит галенит халькопирит (медь) (алюминий) (свинец)

42 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

43 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

44 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

45 слайд

Итоговая таблица Золото Каменная соль Каменный уголь Железная руд Мягкий мета

Описание слайда:

Итоговая таблица Золото Каменная соль Каменный уголь Железная руд Мягкий металл, пластичный коврик Имеет кристаллы прозрачно-белые Твердое , горючее ПИ, серого цвета Плавкое, твердое, плотное вещество, притягивает метал. предметы Открытый, закрытый Открытый, закрытый Открытый, закрытый Открытый (карьерный), закрытый (шахты) Ювелирная продукция, валюта Пищевая промышленность и медицина Сырье для металлур. и хим. промышленности, энергетическое топливо Для получения чугуна и стали 1. Название полезного ископаемого 2. Условное обозначение 3. Свойства 4. Способы добычи 5. Применение

46 слайд

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения

Описание слайда:

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения; полезных ископаемых; уточнить их свойства.

47 слайд

 Почему и как нужно охранять полезные ископаемые ?

Описание слайда:

Почему и как нужно охранять полезные ископаемые ?

48 слайд

1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перев

Описание слайда:

1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Выбранный для просмотра документ Услов.обоз- я.docx

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые твоего края 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-076093

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок окружающего мира

«Перспективная начальная школа»

4 класс

«Полезные ископаемые твоего края»

Задачи урока: изучение полезных ископаемых своего края.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта полезных ископаемых России, карта полезных ископаемых своего края, коллекция полезных ископаемых, выставка книг (материалы по краеведению)

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие ребят и гостей в классе

   2.  Актуализация знаний

Чтобы вспомнить предыдущий материал, давайте  разгадаем кроссворд и узнаем зашифрованное слово.

По горизонтали:

  1. Чертеж какой-либо части земли, моря. Земная поверхность или ее участок, изображенная на плоскости: на бумаге, материи, картоне. (карта)
  2. Эта река занимает 3 место в России по своей длине (Иртыш)
  3. Показывает во сколько раз расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности. Степень уменьшения горизонтальных положений линий местности при изображении их на плане или на карте. (масштаб)
  4.  Это часть поверхности земного шара, на которой принято одно стандартное время, которой еще часто называют местное время.
Читайте также:  Продукты с большим содержанием полезных жиров

По вертикали:

— Что означает зашифрованное слово? Это может быть республика, автономный округ, край или область, где находится населенный пункт, в котором мы живем). Это может быть город, село, деревня, поселок, станция и т.д.(край).

— Как называется ваш родной край? (Омская область)

— Найди на карте наш край и его главный город (ребенок выходит к доске, показывает г. Омск говорит, что на карте он обозначен розовым цветом).

— Определи местоположение г. Омска (Омская область находится в Западно-Сибирской равнине и занимает 1/15 часть от всей РФ.)

— Назовите соседей Омской области? (Омская область граничит с Казахстаном, с Тюменской, с Новосибирской и Томской областью).

— А если сравнить карту Омской области и России, что можно сказать? (что у них разный масштаб)

— На какой карте удобнее изучать наш край и почему?

— А чем богата наша область? (В ней очень много рек и озер)

— Перечислите реки и озера нашей области. (ребенок перечисляет и показывает на карте)

3. Ведение нового материала

— А как вы думаете, какие еще богатства есть в нашей области? (полезные ископаемые)

— Предположите, какая будет тема нашего урока. (Полезные ископаемые твоего края)

Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке, работая в группах (вспомнить, что такое полезные ископаемые,  расширить наши представления, узнать какими полезными ископаемыми богат наш край, их свойства: их месторождение, как добывают, где применяются, как нужно использовать. Учиться бережно, относиться к полезным ископаемым.)

— Из 3 класса вы уже знаете, что такое полезные ископаемые? Напомните, пожалуйста.

(Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)

А почему они ископаемые? А почему полезные?

Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых? (дети высказывают свои предположения).

Давайте будем выяснять это на конкретных примерах и ответим на этот вопрос в конце урока. 

— Если посмотреть на Омскую область, какими полезными ископаемыми богат наш край.(нефть, песок, глина, природный газ, торф).

— Давайте, более подробно остановимся на распространённых полезных ископаемых, которые встречаются в нашей области. Пользуясь, атласом, дополнительной литературой найдем и вспомним нужную нам информацию и представим ее. Карточка-помойка будет вам помощником. (детям дается 5-7 минут для того, чтобы обсудить в группах и презентовать то полезное ископаемое, которое они выбрали).

   1) Нефть

-О каком полезном ископаемом идет речь?

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

  • Что это? Посмотрите, пожалуйста. Это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Легко загорается, горит неярким, желтоватым коптящим пламенем. В воде не растворяется, плавая на ее поверхности.
  • Какое условное обозначение имеет данное полезное ископаемое.
  • Крупнейшие месторождения нефти на территории Омской области:

Прирахтовское и Тайтымское в Тевризском районе.

Ягыл-Яхское. В Тарском районе.

Посмотрите на карту и поставьте флажок – условное обозначение, где у нас добывают нефть. (ребенок выходит к доске и ставит флажок на том месте, где добывают полезное ископаемое)

  • Чтобы пользоваться этим богатством, его необходимо добыть. Просмотр видеофрагмента

(Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. )

  • Для чего человеку необходима нефть? Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий.

(мазут). (нефть помогает человеку приводить в движение машины, самолеты, тепловозы, корабли и т.д)

Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мазь, различные крема, мыло, моющие средства, ткани, пластмассы типографские краски  для журналов, газет, книг.и т.д. .

   2) Природный газ

  • На кухне у мамы помощник отличный,
    Он синим цветком, расцветает, от спичек. (Природный газ)
  • А знаете ли вы что, чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы можно было определить утечку бытового газа по запаху, в него добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах.
  • Какое условное обозначение имеет данное ископаемое?
  • Природный газ добывают в Тевризском  районе – Крапивинское месторождение. (ребенок выходит к доске и ставит соответствующий значок)
  • Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
  • Природный газ широко применяется в качестве горючего в домах для отопления. Его используют как топливо для машин, котельных и т.д. Это один из лучших видов топлива для бытовых и промышленных нужд. Ценность природного газа как горючего состоит еще и в том, что это экологически чистое топливо. При его сгорании образуется гораздо меньше вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Поэтому природный газ является одним из главных источников энергии в человеческой деятельности. Пластмассы делают из природного газа.
  1. Торф
Читайте также:  Полезен ли мед детям 2 лет

На болоте родится,

На топку годится.

Росли на болоте растения

Теперь это топливо и удобрения.

                                                  (Торф)

  • Посмотрите на данное полезное ископаемое и опишите его. (рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета)
  • обозначается:
  • В северных районах области сосредоточены крупные запасы торфа.
  • Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах.  Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции. Применяется торф и для удобрения почв, а также в виде подстилки для скота в животноводческих помещениях.

— Какое общее свойство имеет нефть, торф, природный газ.? (Горючие полезные ископаемые, топливные, т. к. основное свойство – горючесть). Они хорошо горят, выделяют тепло.

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они не возобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – не возобновляемые

РАСХОДОВАТЬ – бережно

ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно

  1. «Песок».
  • Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

  • Опишите его. (состоит из мелких крупинок, частиц. Цвет – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды.)
  • Какое условное обозначение имеет песок? Покажите на карте
  • Черлак, Тавричанка, Азово и Чернолучье — месторождение кварцевого песка.
  • Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, он  незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве. Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
  1.  «Глина» 
  • Если встретишь на дороге,

       То увязнут сильно ноги.

       А сделать миску или вазу-

       Она понадобится сразу. (Глина)

  • Давайте,  вспомним из 3 класса о свойствах воды. Твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
  • Какое условное обозначение имеет глина. Покажите на карте. В Омской области учтено Усть – Ишим, Тевриз, Знаменское, Тара, Муромцево, Крутинка, Тюкалинск, Большеречье, Саргатское, Называевск, Одесское, Черлак и др. месторождение.
  • Используют  в строительстве: Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей и  лекарственных средств. Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодаря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

4. Подведение итогов

Беседа об охране полезных ископаемых

– Месторождения охраняются законом. Добытые полезные ископаемые полностью используются для выплавки металлов. Месторождения предохраняют от затопления. Выработанные карьеры засыпают и на их мести производят посадку деревьев или используют эти территории под сельскохозяйственные угодья.

– Как называются профессии этих людей? (Геолог,нефтяник, шахтер, буровик, камнеобработчик)

Как вы думаете, легкий ли труд у этих людей? Что мы должны делать? (Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)

Тест.

1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

2.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, торф, газ

3.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) нефть, газ

4.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

5. С какими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно?

а) горючие полезные ископаемые.

— Игра « Да-нет» (если да, то зеленый сигнал, если нет, то красный)

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (да)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (нет)

3. Торф, известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (нет, твердые)

4. Торф, каменный уголь применяют в качестве топлива. (да)

5. Кварц – имеет самую высокую твердость. (нет, алмаз)

6. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (да)

7. Наша страна самая богатая в мире по запасам каменного угля. (нет, железной руды)

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в ра