Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш thumbnail

БЕЛОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ФИЛИАЛ МКОУ «ПИВКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».

Конспект урока.

Окружающий мир.

4 класс.

Программа «Перспективная начальная школа».

Учитель:

Нечеухина С. В.

2013г

Тема урока: Полезные ископаемые твоего края.

Цели:  

  1. Создание психолого–педагогических условий для развития познавательной активности.
  2. Формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых нашего края.
  3. Воспитание любви и уважения к окружающему нас миру.

Задачи:

     1. Формировать умения работать с картой, коллекционным материалом.

  1. Развивать коммуникативные отношения учащихся через групповую  работу.
  2. Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, делать выводы, логически мыслить.
  3. Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами,   применением, охраной.
  4. Способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам края.

Оборудование:  ноутбук, учебник, печатная тетрадь, Карта Курганской области, Карта «Полезные ископаемые России», Карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция,  воронки,  фильтрованная бумага, коллекция полезных ископаемых, карточки для работы, карточки для кластера.

Ход урока.

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

— Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.

  1.  Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

1. Загадки.

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.

  1. Он  очень  нужен детворе.
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
  2. Очень прочен и упруг,
    Строителям надежный друг.
    Дома, ступеньки, постаменты
    Красивы станут и заметны. (Мрамор)
  3. По трубе течет,
    пироги печет. (Газ)
  4. Не зря она варилась
    В доменной печи.
    На славу получились
    Ножницы, ключи: (Руда)
  5. Если встретишь по дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу. (Глина)
  6. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением. (Торф)
  7. Он несет в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Черный и блестящий,
    Помощник настоящий. (Каменный уголь)
  8. Ни огня, 
    Ни света,
    А огнем блестит. (Золото)

— Как  назвать все отгадки одним словом?  (полезные ископаемые)

— Сформулируйте тему урока. (Полезные ископаемые)

2. Работа с картой «Природные ископаемые России».

— Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.

3. Игра «Верю – не верю».

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю».(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

  • Верите  ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
  • Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
  • Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
  • Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
  • Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
  • Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в с. Белоярское?
  • Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
  • Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
  • Верите ли вы, что в Курганской  области есть месторождения различных полезных ископаемых?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать?

 (ответы детей вывешиваются на доску)

  • Какие полезные ископаемые залегают в Курганской области?
  • Свойства добываемых полезных ископаемых.
  • Их месторождение.
  • Применение в народном хозяйстве.
  1. Изучение нового материала.

— Поработаем в группах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых залегаемых на территории Курганской области.

1. — Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите,  на какие группы  делятся природные ископаемые?

                                                Природные ископаемые

                                                            /    ׀        

                                             Горючие   Рудные    Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых пользуясь картой.

— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого: пкеос, лгаин, фрот, лезженая  дару).

Самостоятельная работа в группах (выбирается руководитель группы).

— Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого. Все результаты заносите в таблицу на листах.

Инструкция по исследованию торфа.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения торфа в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства торфа:
    а) Какого цвета торф?
    б) Плотное или рыхлое вещество?
    в) Прочный или непрочный?
    г) Тяжелее или легче воды?
    д) Хорошо или плохо впитывает воду?
  • Где используется торф в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи торфа.
Читайте также:  Помидор свежий каждый день кушает полезно

Инструкция по исследованию песка.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства песка:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости песка (Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)

          д) Установить водопроницаемость песка.

 ( выяснить, как  пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

  • Где используется песок в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи песка.

Инструкция по исследованию глины.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства глины:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости глины(Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) .  Установить водопроницаемость глины.

( выяснить, как  пропускает  воду  глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

  • Где используется  глина  в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи глины.

Инструкция по исследованию железной руды.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства железной руды:
    а) Какого цвета железная руда?
    б) Имеет ли блеск?
    в) Твёрдая  или рыхлая?
    г) Прочная или хрупкая?
    д) Легче или тяжелее воды?
  • Где используется  железная руда   в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи железной руды.

Отчёт о проделанной работе руководителей групп.

(На доске появляются условные значки для обозначения торфа, песка, глины, железной руды).

— Какое полезное ископаемое залегает на территории нашего сельского совета? (песок).

— Как относиться надо к природным ископаемым? Почему

Классификация полезных ископаемых.

— Разделите полезные ископаемые, которые исследовали,  на группы и докажите почему так.

1 группа – строительные (песок, глина)

2 группа – горючие (железная руда, торф).

— Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?

Какие полезные ископаемые вы дополнили бы к третьей группе?

                                                Природные ископаемые

                                                            /    ׀        

                                             Горючие   Рудные    Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых?

                                                        Природные ископаемые

                                                            /    ׀        

                                             Горючие   Рудные    Строительные

                                                |                |                             |

                          Каменный  угол   различные руды    глина

                    Торф                                                        песок

                    Нефть                                                      мрамор

                 Природный газ         гранит

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. Игра  «Кто хочет стать миллионером».

https://learningapps.org/myapps.php

  1. Продолжите моё высказывание.
  • сегодня   я     узнал… 
  • было  интересно… 
  • было   трудно… 
  • я   выполнял   задания… 
  • я понял,   что… 
  • теперь я   могу…   
  • я   научился…   
  • меня   удивило… 
  • урок  дал   мне   для   жизни… 
  • мне   захотелось…
  • я расскажу своим родителям…
  1. Домашние задание.
Читайте также:  Если выпить много воды чем полезна

Т. с. 46 – 47, работа с контурной картой,  нанести расположение полезных ископаемых.

Дополнительный материал.

Приложение 1.

Песок – рыхлая сыпучая порода, состоящая из отдельных крупинок, образующаяся из кварца. Форма песчинок овальная, угловатая, величина песчинок различна. На ощупь песок твёрд и груб. Песок окрашен железной ржавчиной, поэтому чаще встречается жёлтого цвета, но бывает и белый. Песок лёгок, но тяжелее воды. Он быстро пропускает воду, почти не задерживая её. Месторождения песков и песчано-гравийных смесей расположены в западных районах области, вблизи района сноса терригенных обломков Урала. Они образовались на нижних террасах Исети, Миасса, являясь аллювием этих рек. Наиболее известными месторождениями строительных песков являются Водолазовское в Катайском и Косулинское в Щучанском районах. Крупные месторождения бетонного песка и гравия довольно высокого качества разведаны в Далматовском районе. Песок чаще всего залегает в верхних слоях земли. Его используют в разных целях. Из песка изготовляют строительные смеси, кирпич, для пищевой посуды используют специальный песок, а так же для изготовления стекла. В летнее время у берегов рек, озёр, а чаще всего возле моря, любители песочных скульптур используют влажный песок для изготовления своих скульптурных работ.

Пески стекольные
Имеется одно месторождение кварцевых песков — Подборновское, расположенное в Белозерском районе. Стекольные пески хорошо отсортированы, озерно-лагунные по происхождению.
 

Глина.

   Сухая глина тверда, хрупка и ломка, легко превращается в мельчайшие пылинки, пачкающие руки; на ощупь эти пылинки мелкие, нежные; при дыхании на глину ощущается характерный глинистый запах (пахнет печкой). Глина в сыром виде очень мягкая, вязкая, пластичная (из неё можно лепить). Глина медленно впитывает в себя воду, набухает и после этого воду через себя не пропускает. Глина – водонепроницаемая горная порода. Глины, содержащие в себе значительные примеси песка, называют «тощими». К кирпичным глинам относятся всевозможные сорта тощих (не пластичных) легкоплавких глин и суглинков, которые не содержат вредных примесей: кусочков серного колчедана, органических веществ и известняка. При обжиге эти глины дают крупнозернистый, пористый, с землистым изломом черепок, проницаемый для жидкостей и газов Основные запасы кирпичного сырья сосредоточены в западной части области, где и находится большая часть кирпичных заводов. Восточные районы не обладают достаточной сырьевой базой для кирпичного производства. Главным видом кирпичного сырья являются морские глины палеогенового возраста. Толща таких глин вскрывается долинами рек Тобол, Миасс, Исеть и их притоков. Мощность глин достигает в  отдельных районах 30-35м.

Торф – это осадочная порода. Образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озёр болотными растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоёмов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков не происходит, так как не хватает кислорода; происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом (50-60%) торфа различного качества. Торф имеет бурый цвет. Он хорошо впитывает воду. Торф – это горючее вещество, поэтому его используют в качестве топлива. Ещё его используют при производстве органических  удобрений. Основное число выявленных месторождений торфа расположено в северо-западной части области. Существует несколько сотен месторождений.

Железная руда – это природное минеральное образование, содержащее железо и его соединения. Руда – это полезное ископаемое, образовавшаяся во время застывания магматического очага, в котором содержатся металлы не в чистом виде, а вместе с такими веществами как кислород и сера. Руды имеют вес и твёрдость, но не достаточно прочны, потому что оставляют след, если поцарапать их ножом. Руда имеет особый металлический блеск, обладает плавкостью и теплопроводностью. Расплавленный металл тягуч и теплопроводен. С давних пор человек ищет месторождения руд, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из их сплавов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость; другим – прочность, твёрдость, долговечность, а третьим – лёгкость и блеск. Чистое железо, например, очень мягкий металл, из которого не сделаешь и гвоздя. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и разные примеси. Железная руда добывается и в нашей Курганской области. Курганская железорудная зона является непосредственным продолжением главного железорудного пояса Тургая в Северном Казахстане. Она располагается в северо-восточном направлении, от границы с Казахстаном до границы с Тюменской областью.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Урок окружающего мира в 4 классе по теме»Полезные ископаемые твоего края»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карта для проверки.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Выбранный для просмотра документ Лист достижений.docx

Выбранный для просмотра документ През -я урока.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Окружающий мир 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Чернова Н.А.

Описание слайда:

Окружающий мир 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Чернова Н.А.

2 слайд

Родной край – часть великой России Твой родной край Московское время Карта т

Описание слайда:

Родной край – часть великой России Твой родной край Московское время Карта твоего края Поверхность и водоёмы твоего края А что можешь сделать ты? Полезные ископаемые твоего края Растения твоего края Отрасли животноводства твоего края и домашние животные Народные промыслы твоего края Заповедные места твоего края

Читайте также:  Разработка полезных ископаемых что это такое

3 слайд

Мой край расположен на материке: а) Африка; в) Евразия; б) Австралия; г) Севе

Описание слайда:

Мой край расположен на материке: а) Африка; в) Евразия; б) Австралия; г) Северная Америка. 2. Мой родной край находится в природной зоне: а) лесов; в)тундры; б) степей; г)пустыни. Тест «Мой край»

4 слайд

3. Искусственный водоём моего края: а)озеро Байкал; в)Братское море; б)река Л

Описание слайда:

3. Искусственный водоём моего края: а)озеро Байкал; в)Братское море; б)река Лена; г)Река Ангара. 4. Мой край имеет форму рельефа: а) горы; б)плоскогорье; в)равнины. 5. Мой край находится в часовом поясе: а)9; б) 3; в) 10; г) 7. Тест «Мой край»

5 слайд

6. Флаг Иркутской области имеет цвета: а) красный, белый, синий; б) белый, зе

Описание слайда:

6. Флаг Иркутской области имеет цвета: а) красный, белый, синий; б) белый, зелёный, коричневый; в) синий, белый, синий; г) зелёный, белый, синий. 7. В озеро Байкал впадает … рек: а)1; б) 328; в)336; г)256. Тест «Мой край»

6 слайд

В А В Б Г В В Проверим:

Описание слайда:

В А В Б Г В В Проверим:

7 слайд

«5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» - 2 – 3 ошибки «2» – 4 и более ошибок Оце

Описание слайда:

«5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» — 2 – 3 ошибки «2» – 4 и более ошибок Оценим свои знания

8 слайд

Полезные ископаемые твоего края

Описание слайда:

Полезные ископаемые твоего края

9 слайд

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения

Описание слайда:

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения; полезных ископаемых; уточнить их свойства.

10 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

11 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

12 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

13 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

14 слайд

Подготовила: ученица 4Б класса МБОУ «СОШ №35» Шилинец Дарья Золото

Описание слайда:

Подготовила: ученица 4Б класса МБОУ «СОШ №35» Шилинец Дарья Золото

15 слайд

Иркутская область занимает 4 место по добыче золота Месторождения золота: Бо

Описание слайда:

Иркутская область занимает 4 место по добыче золота Месторождения золота: Бодайбинский район; Сухой Лог

16 слайд

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку дан

Описание слайда:

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку данный металл не подвержен коррозии, имеет много сфер технического применения, а запасы его невелики. Золото практически не терялось в процессе исторических катаклизмов, а лишь накапливалось и переплавлялось. 

17 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

18 слайд

«Иркутский экспериментальный ювелирный завод ООО Карат»

Описание слайда:

«Иркутский экспериментальный ювелирный завод ООО Карат»

19 слайд

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производств

Описание слайда:

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производство ювелирной продукции из золота 585° пробы, как из собственного сырья так и по договору из давальческого сырья.

20 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

21 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

22 слайд

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для до

Описание слайда:

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи.

23 слайд

Подготовил ученик 4 «Б» класса МБОУ «СОШ №35» Непомнящий Артур Каменная соль

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 «Б» класса МБОУ «СОШ №35» Непомнящий Артур Каменная соль

24 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

25 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

26 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

27 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

28 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

29 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

30 слайд

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Овсянников Никита Каменный уголь

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Овсянников Никита Каменный уголь

31 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

32 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

33 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

34 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

35 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

36 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

37 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

38 слайд

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Бузмаков Егор Железная руда

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Бузмаков Егор Железная руда

39 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

40 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

41 слайд

Цветные руды боксит галенит халькопирит (медь) (алюминий) (свинец)

Описание слайда:

Цветные руды боксит галенит халькопирит (медь) (алюминий) (свинец)

42 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

43 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

44 слайд

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

45 слайд

Итоговая таблица Золото Каменная соль Каменный уголь Железная руд Мягкий мета

Описание слайда:

Итоговая таблица Золото Каменная соль Каменный уголь Железная руд Мягкий металл, пластичный коврик Имеет кристаллы прозрачно-белые Твердое , горючее ПИ, серого цвета Плавкое, твердое, плотное вещество, притягивает метал. предметы Открытый, закрытый Открытый, закрытый Открытый, закрытый Открытый (карьерный), закрытый (шахты) Ювелирная продукция, валюта Пищевая промышленность и медицина Сырье для металлур. и хим. промышленности, энергетическое топливо Для получения чугуна и стали 1. Название полезного ископаемого 2. Условное обозначение 3. Свойства 4. Способы добычи 5. Применение

46 слайд

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения

Описание слайда:

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения; полезных ископаемых; уточнить их свойства.

47 слайд

 Почему и как нужно охранять полезные ископаемые ?

Описание слайда:

Почему и как нужно охранять полезные ископаемые ?

48 слайд

1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перев

Описание слайда:

1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Выбранный для просмотра документ Услов.обоз- я.docx

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые твоего края 4 класс пнш

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-076093

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник