Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний

Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний thumbnail

Урок по окружающему миру

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина)

3 класс

Урок разработан учителем начальных классов

МБОУ СОШ №7г. Городца Нижегородской обл.

Еловиковой И.В.

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина)

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63 ) Программа «Планета Знаний»

Задачи урока:

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки ученика, учебник «Окружающий мир» 3 класс  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов , 2011, оборудование для практической работы (тарелки, глина, песок, лупа)

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Учитель. Сядем кружком, потолкуем ладком о том, о другом и урок со сказки начнем 

В некотором волшебном царстве, в подземном государстве  жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная ,а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы?  Слайд 1.

Спускаемся в пещеру.

 2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Вся поверхность Земли состоит из горных пород.

Слайды 5-9

Что называют горными породами?

Ученик: Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах называют горными породами.

Учитель:Где встречаются горные породы? Только в горах?

Учитель: Из чего состоят горные породы?

Ученик: Из минералов.

Учитель: Приведите примеры?

Ученик: Кварцевый песок состоит из кварца. Гранит из трех минералов: полевого шпата, кварца, слюды.

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

 Молодцы! Справились с заданием и получаете шкатулку с сокровищем  (Достаю шкатулку. В ней глина и песок)

3. Изучение нового материала.

Учитель достает из шкатулки  кусочек глины и песок.

— Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать песок и глину сокровищем . Слайд 10

Тема сегодняшнего урока — исследование свойств песка и глины

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ… – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, их называют полезными ископаемыми. Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу

Практическая работа

Работать будете в паре. Заполняете бланки исследований.

Слайд 11

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Определите цвет.

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину. Слайд 12

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок  и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).  Слайд 13

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

Слайд 14
Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

Практическая работа Слайд 15

Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

Потрогайте, воткните в стакан палочку (рыхлый или плотный)

Слайд 16

4) Возьмите 2стакана и поместите в них воронки.  В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и  налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт. 

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

 — Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

Слайд 17

5) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Учитель: В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

6) Давайте проверим, вылепим чашку. Слайд 18
Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Читайте также:  Что пить молоко или кефир что полезнее

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Проверим записи таблицы  по учебнику страница 61, дополним

https://planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type=

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

— Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность  где  пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду —  важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

— Как называли  такую посуду? Слайд 19

«Посуды нет такой давно, все металлическая  и стеклянная,

  А в старину у всех была посуда …» .(Глиняная)

А глиняная посуда, это хорошо или плохо?  (Ответы детей). Глиняная посуда  самая экологически чистая, полезная для здоровья  человека.  Кто изготавливал посуду и как называлась профессия человека? Гончар

А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

Как добывают песок и глину? (в карьерах) Как это делается? Слайд 20, 21

Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Перечислите свойства песка, глины. Слайд 22, 23

Итог урока Глина и песок  – настоящие сокровища, один из древнейших  освоенных людьми материалов. Сокровище оказывается не только  то, что блестит, но и такая некрасивая на вид глина и песок  тоже является сокровищем. Слайд 23

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

Выставление оценок.

Домашнее задание. Учебник, стр. 60-61,63.. Свойства полезных ископаемых по таблице

Рефлексия Слайд 25

Источник

Инфоурок

Окружающий мир
›Конспекты›Конспект урока в 3 классе по теме «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)» с презентацией, видеороликом. УМК «Планета знаний»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Выбранный для просмотра документ Полезные ископаемые.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Муниципальное общеобразовательное учреждение Россоловская основная общеобразо

Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Россоловская основная общеобразовательная школа Галичского района Костромской области Козлова Н.А., учитель начальных классов

2 слайд

Девиз урока: «Познание нового есть шаг вперёд» К.Д.Ушинский

Описание слайда:

Девиз урока: «Познание нового есть шаг вперёд» К.Д.Ушинский

3 слайд

Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний

4 слайд

Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний

5 слайд

Правила работы в группе: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища;

Описание слайда:

Правила работы в группе: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять совместное решение.

6 слайд

Значение слов: - нужные, необходимые, положительные последствия, выгода. разр

Описание слайда:

Значение слов: — нужные, необходимые, положительные последствия, выгода. разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая отваливая землю, делать углубление отваливая землю, доставать, извлекать.

7 слайд

Полезные ископаемые – это необходимые для жизни и деятельности людей горные п

Описание слайда:

Полезные ископаемые – это необходимые для жизни и деятельности людей горные породы и минералы, которые добывают из недр земли в больших объёмах.

8 слайд

место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах Месторождение -

Описание слайда:

место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах Месторождение —

9 слайд

Геолог - это профессия человека, который занимается поиском месторождений пол

Описание слайда:

Геолог — это профессия человека, который занимается поиском месторождений полезных ископаемых

10 слайд

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали и

Описание слайда:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. По дорожке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немножко отдохнем! И опять работать мы пойдем!”

11 слайд

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Описание слайда:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

12 слайд

Девиз урока: «Познание нового есть шаг вперёд» К.Д.Ушинский

Описание слайда:

Девиз урока: «Познание нового есть шаг вперёд» К.Д.Ушинский

13 слайд

ОЦЕНИ СЕБЯ Оцени свою работу на уроке по пятибалльной системе с позиции: «Я»,

Описание слайда:

ОЦЕНИ СЕБЯ Оцени свою работу на уроке по пятибалльной системе с позиции: «Я», «Мы», «Дело». «Я» -как работал, допускал ли ошибки? «Мы» — насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я им? «Дело» — понял ли материал? Узнал ли больше?

14 слайд

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание №58 в тетради на странице 25 Много еще полезных иско

Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание №58 в тетради на странице 25 Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые урок 3 класс планета знаний

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-768193

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок по окружающему миру в 3 классе

Читайте также:  Полезен ли лен и как его пить

УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

— формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

— формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, в паре

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

— формировать положительную мотивацию к обучению.

— развивать познавательную активность, мышление и речь детей

— формировать чувство уважения к товарищу.

 Оборудование:

Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка. Оборудование для опытов: воронки, лупы, молоток, пробирка

Учебники, тетради, толковый словарь

Презентации о полезных ископаемых, слайды.

мультимедиа, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь своим друзьям. Садитесь.

2. Самоопределение к учебной деятельности.

— Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи. А работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний учащихся.

Отгадайте загадки:

1.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.( песок)

  1. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

  1. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (известняк)

  1. Он очень прочен и упруг,

С известняком он родственник

Бывает серый, красный, желтый,белый

В метро, дворцах он превосходный. (гранит)

СЛАЙД №3

— Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

— Почему стекло лишнее? (слайд 4)

— Давайте его уберем.

— Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

— А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)(слайд 5)

— Давайте найдем перечисленные горные породы в коллекциях

— Какую горную породу не нашли? (Нефть и природный газ) Посмотрите, пожалуйста, в моей коллекции.

— Какие еще горные породы вы знаете?

— Молодцы!

4. Знакомство с новым материалом.

1) Постановка учебной задачи

— Посмотрите на слова, записанные на доске. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Изучать горные породы)

2) Изучение нового материала

— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице 60. (Полезные ископаемые)

— Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

— А почему полезные, как вы думаете? (Работа со словарем)

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Почему ископаемые ?

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

— Можно отнести к полезным ископаемым глину, нефть, газ, песок, гранит, известняк. Почему? ( Приносят пользу человеку, их добывают из различных слоев Земли)

— Выполним задание №56 в тетради.

— Проверим, что записали? (Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют полезными ископаемыми)

— Для чего добывают полезные ископаемые? (для хозяйственной деятельности человека в больших объемах)

— Где добывают полезные ископаемые? Прочитайте в учебнике на странице 60 первый абзац и найдите, что такое месторождение?

— Прочитаем. Что запишем в тетрадь в задании №57? (Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.)(слайд 6)

— Найдите ответ на вопрос. Кто занимается поиском месторождений?

(Геологи)

— Назовите, какие полезные ископаемые добывают в Ульяновской области.

— А какие полезные ископаемые добывают в нашем Вешкаймском районе ? ( песок, глину и когда то добывали мел ) (Региональный компонент)

(Слайд 7)

— Давайте вспомним. Какие три состояния веществ вы знаете?

(Жидкое, твердое, газообразное)

— Давайте заполним таблицу: (слайд 8)

(Таблица на доске, дети по очереди выходят и приклеивают полезное ископаемое в нужный столбик)

Читайте также:  Пшенная каша на воде или на молоке что полезнее

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

— Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

— Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам? (Все вещества отличаются по составу и свойствам)

5. Физкультминутка (музыкальная) (слайд 9)

6. Выполнение практической работы в группах.

— А теперь давайте попробуем в ходе выполнения практической работы доказать свойства и состав полезных ископаемых, с которыми нас познакомили ребята.

— Каждая группа получит карточку с заданиями. (Приложение№1)

По ходу выполнения заданий необходимо заполнять таблицу.

— Послушаем, какую работу выполняла 1 группа? (слайд 10)

(Сравнивала глину и песок)

— Какую работу выполняла 2 группа? (слайд 11)

(Сравнивала гранит и известняк)

Опыт №3 (показывает учитель) Капнем из пипетки на образцы известняка несколько капель пищевого уксуса. Что произошло?

— Расскажите про опыт, который оказался самым интересным.

— Что же можно сказать про состав и свойства полезных ископаемых в твердом состоянии? (Полезные ископаемые в твердом состоянии отличаются по составу и свойствам)

7. Первичное закрепление.

— Назовите одинаковые признаки глины и песка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки гранита и известняка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки песка и гранита?

— Чем они отличаются?

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Что такое полезные ископаемые?

8. Независимая самостоятельная работа с проверкой.

— Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили свойства и состав глины, известняка и гранита и выполним тест.

СЛАЙД №12 (проверка ответов)

Тест.(Приложение №2)

Подчеркни правильный ответ

1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

Ответы:

1. Гранит

2. Песок

3. Глина

4. Известняк

5. Песок

«5»- без ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

— Проверим по карточке с верными ответами и поставим себе оценку.

— Поднимите руку, кто получил «5», «4»

СЛАЙД №13

9. Итог урока. Домашнее задание:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Домашнее задание:

1.Прочитать в учебнике с.60-63 и ответить на вопросы.

2. Приготовить проект про полезное ископаемое по плану.

План изучения полезного ископаемого: (Приложение№3)

1. Название. 

2. Образование и состав

3. Свойства

4. Способ добычи. 

5. Значение и применение.

— Оцените работу каждого в вашей группе.

10. Рефлексия. (Слайд №14)

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Сегодня на уроке:

Я узнал …..

Я научился….

Мне понравилось…..

Я бы хотел…..

Новые знания мне пригодятся…

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.(Приложение№4)

Приложение №1

Практическая работа.

Карточка№1

1.Рассмотрите кусочки гранита и известняка.

2. Определите их цвет и состояние.

3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка.

4. Ударьте по кусочку гранита молотком . Затем по кусочку известняка. Что произошло? (Чтобы не поранить себя осколками, кусочки горных пород надо завернуть в ткань)

5. Запишите свои исследования в таблицу. С.25 №58 в рабочей тетради.

Практическая работа.

Карточка№2

1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу.

2. Определите их цвет и состояние.

3. Потрите песком и глиной по стеклу. Что вы увидели? Сделайте вывод.

4. Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах.

5. Возьмите свои чашки из глины и налейте в них воду. Пропускает ли эта чашка воду?

6. Запишите свои исследования в таблицу. С.25 №58 в рабочей тетради.

Приложение №2

Тест.

Подчеркни правильный ответ

1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

Приложение №3

План изучения полезного ископаемого: (Приложение№3)

1. Название. 

2. Образование и состав

3. Свойства

4. Способ добычи. 

5. Значение и применение.

Приложение№4

Оценочный лист. Оцени свою работу в группе

Активно работал в группе

  1. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Список используемой литературы:

  1. Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (1 часть) ООО «Издательство Астрель»,2013 г.

  2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова (1 часть) ООО «Издательство Астрель»,2013 г.

  3. muzofon.com (музыкальная физминутка)

  4. https://www.mineral88.ru/photo1.html

  5. Фото меловых гор село Ермоловка

Источник