Полезные ископаемые урок 3 класс школа россии фгос
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Тема: «Полезные ископаемые».
Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: презентация, учебник «Школы России» Окружающий мир 3 класс 2 часть (А. А. Плешков), карточки, заготовки.
Этапы урока
Методы и приёмы
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Этап самоопределения к деятельности
Метод – словесный
Прием – подводящий диалог.
1 мин.
Учитель приветствует учащихся. Организация внимания школьников.
Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно.
Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Карандаши, линейка, ручка, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте?
Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.
II. Актуализация знаний
Словесный — ответы на вопросы;
практический-игра.
5 мин.
— Давайте проверим домашнюю работу. Итак, откройте Р.Т. Я пройду и посмотрю.
-Кто хочет прочитать выполненное домашнее задание.
1)Подпишите, что составляет основу экономики.
Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей).
2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)
3)Что такое природное богатство? (То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)
Выполнять задания, записывать правильно ответы.
Регулятивные:
— развивать логическое мышление;
— развивать навыки проблемно-поисковой деятельности. Коммуникативные:
умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.
III. Мотивационный этап
Практический,
вопросы первичного восприятия;
словесный – объяснение.
5 мин.
Прослушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету
— Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Формулировать тему урока.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.
Личностные:
-смыслообразование.
IV. Постановка учебной задачи
Словесный.
Прием- беседа, слово учителя
7 мин.
-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?(О полезных ископаемых )
-Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе
-Какая тема нашего урока?
-Какие задачи мы поставим перед собой?
Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств – полезных ископаемых.
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
Какова цель нашего урока? (Ответить на вопросы и изучить полезные ископаемые)
Формулировать тему, задачи урока.
Отвечать на вопросы, рассуждать.
Читать текст в учебнике.
Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок
Регулятивные:
-умение ставить учебную задачу.
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Физминутка
1-2 мин
Показывает движения.
Выполнять упражнения.
V. Решение учебной задачи
Практический, ответы на вопросы;
Письменные упражнения.
7 мин.
Беседа. Работа с учебником.
Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.
Какие еще полезные ископаемые вы знаете?
Работа в тетради. Работа в группах.
Вам нужно объединиться в группы, я раздам вам коллекции полезных ископаемых. Сначала вместе обсуждаете, затем каждый записывает.
Стр. 28 №2.
Затем каждая группа рассказывает об одном полезном ископаемом.
Читать, записывать значение, делать вывод.
Коммуникативные:
учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.
VI. Первичное закрепление
5 мин
Работа в тетради. Работа в парах.
Сейчас откройте ваши учебники на странице 47.
№3. Вам нужно заполнить пропуски.
Подведение итогов.
Выполнять задания в Р.Т.
Познавательные:
выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.
VII. Вторичное закрепление
5
мин
Работа с учебником.
Давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)
Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?
Как охраняют полезные ископаемые? (Презентация, рассказ учителя)
Выполнять задания в Р.Т.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.
VIII. Итог урока
Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.
Рефлексия
Домашнее задание
4 мин
Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Рубрика обсудим и проверь себя. Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?
-Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на стр. 46-49, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 50.
Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.
Познавательные: делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.
Источник
Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии полезных ископаемых; формирование умения
работать с образцами горных пород; формирование умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
— иметь представления о разнообразии полезных ископаемых; уметь работать с образцами горных пород; различать полезные ископаемые.
— сотрудничать с учителем.
Оборудование: компьютер; презентация, учебник «Мир вокруг нас» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., занимательный материал: экологические загадки, занимательные факты; тематический кроссворд
Этапы, методы и приемы.
Хронометраж
Содержание урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап самоопределения к деятельности (словесный, инструктаж)
1-2 мин
Приветствие:
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна, я студентка педагогического колледжа. И сегодня, урок окружающего мира, проведу у вас я.
-Приветствовать учителя;
— Проверять рабочее место;
П: строить речевое высказывание
Л: принимать образ хорошего ученика.
Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, беседа)
Проверка д.з
Д.з.
-Ребята для начала давайте проверим домашнее задание. Кто может сказать о чем вы разговаривали на прошлом уроке? (Три кита экономики)
Сегодня мы проверим усвоение пройденного материала с помощью теста.
1. Три кита экономики – это:
А) транспорт Г) капитал
Б) строительство Д) труд
В) природные богатства
2. В каком утверждении содержится ошибка?
А) Физическим трудом занимаются строитель, шахтёр, писатель.
Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.
3. К природным богатствам не относятся:
А) воздух В) почва
Б) вода Г) завод
4. К природным богатствам относятся:
А) одежда и обувь В) полезные ископаемые
Б) игрушки Г) книги
-Выполнять задание
П:строить речевое высказывание
П:структурировать знания;
Постановка учебной задачи (репродуктивный)
10 мин
. Подведение к теме урока:
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. И с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю.
-Но для начала, давайте отгадаем загадки:
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
— Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые)
— Что такое полезные ископаемые?
— Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.
— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
-Правильно, сегодня мы поближе познакомимся с полезными ископаемыми. И для этого мы заглянем в кладовую Земли.
Отгадывать загадки. Предполагать тему урока.Отвечать на вопросы, работать с учебником, выполнять задание
П:строить речевое высказываниеП:строить рассуждения
К:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Динамическая пауза
2 мин
Физминутка.
Видеоматериал.
Участвовать в физминтке.
Р.:умение соотносить свои действия с действиями учителя;
Открытие нового знания (объяснительно –иллюстративный)
(словесный, беседа)
5 мин
Работа над новым материалом:
— Итак, тему нашего урока мы будем рассматривать с помощью практической работы.
-Откройте учебник на странице 46.
— Прочитайте первый пункт плана. Что нужно сделать?
Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Придумайте, где применяется это полезное ископаемое
-Но сначала, давайте послушаем немного о них, ваши одноклассники подготовили небольшое выступление.
1 ученик. Рассказывает о песке (слайд)
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца.
Занимательные факты:
Песок бывает чёрной, красной, жёлтой, белой и даже зелёной окраски. На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки.
При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры-фульгуриты. Температура плавления песка более 1700 градусов.
2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).
Глина-осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.
Занимательные факты:
у некоторых народов было принято употреблять глину в пищу. Блюдам из глин приписывались бодрящие и лечебные свойства. Так, в начале нашего столетия в Италии было распространено кушанье под названием «алипа». Оно состояло из смеси пшеницы и мергеля — глинистой породы, добывавшейся недалеко от Неаполя. У некоторых африканских племен, у аборигенов Австралии и островов Тихого океана деликатесом считаются определенные виды белых, голубых и зеленоватых глин. На базарах Ирана до сих пор продается съедобная глина. У народностей Сибири и Дальнего Востока лакомством считалась сметана, приготовленная из каолинита — одного из видов глины — и оленьего молока.
3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Занимательные факты:
Всем известно второе название Москвы – Москва Белокаменная. Именно из известкового камня ее и возводили, так как сравнительно недалеко находились огромные залежи этого материала.
4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких — то живых организмов.
Занимательные факты:
Всем знакомое «черное золото» оказывается, может иметь другие цвета. Известны месторождения красной нефти, голубой, зеленой и бесцветной.
Помада, чулки, жев.резинка изготавливаются при помощи нефтепродуктов и продуктов переработки нефти.
5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)
Гранит — это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выгладит так, как будто он склеен из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют такие камни как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным. Природе чаще всего встречается и используется в промышленности сероватый гранит, но этот камень бывает и красный, и розовый, и даже оранжевый. Используется в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Состоит из кварца, слюды и полевого шпата.
Занимательные факты:
В среднем возраст гранита на Земле составляет около пятидесяти миллионов лет.
Сквозь гранитный массив звуки распространяются намного быстрее, чем по воздуху. Примерно в десять раз.
6 ученик. Рассказывает о каменном угле.
Уголь твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тонет в воде. Применяется, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из смолы делают лекарство. Уголь представляет собой останки растений, невообразимо долгое время пролежавшие глубоко под землёй, в условиях чудовищного давления и без доступа кислорода. Последний фактор является ключевым — именно отсутствие кислорода не позволило растениям сгнить.
Занимательные факты:
Возраст наиболее древних угольных пород составляет порядка 300-400 млн лет.
Японцы использовали уголь для изготовления знаменитых самурайских мечей.
Выполнять практическую работу. Отвечать на вопросы.
П:структурировать знания;
Первичное закрепление во внешней речи (словесный, беседа)
5-7 мин
-Теперь приступайте к выполнению задания.
-Работа в рабочих тетрадях.
— Давайте откроем рабочие тетради на с. 28 и выполним задание под номером 3.
-Работа в учебниках.
— Чтобы узнать, для чего добывают полезные ископаемые прочитайте текст на странице 47. Кто уже прочитал, покажите свою готовность.
-Где используют богатство земных кладовых?
-Какие цели преследуют люди, добывая полезные ископаемые?
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.48, прочитайте текст по цепочке (1 ч.-2 строки)
-Как добывают п.и? По картинке, расскажите о труде шахтёра и геолога.
— Все ли полезные ископаемые твёрдые?
— Как называется место, где хранят полезные ископаемые?
Слушать рассказ, смотреть на экран, отвечать на вопросы, работать с учебником.
П:строить речевое высказывание
П:строить рассуждения
П:осуществлять синтез
Закрепление изученного (словесный, беседа)
3 мин
Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14 кроссворд
Слайды 15-22-загадки.
По горизонтали:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Слушать рассказ.
П: структурирование знаний
Итог урока (словесный, беседа)
3 мин
Проверка:
-Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали?
— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
— Что нового и интересного узнали?
— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
Отвечать на вопросы. Подводить итоги
П:Применять полученные знания,
П:формулироватьт речевое высказывание,
Домашнее задание
в тетрадях выполнить № 4, 5. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Записать д.з
Рефлексия
2 мин
Закончите фразы:
-Я узнал…
-Мне понравилось…
-Мне было интересно…
-Ну, вот мы и дома. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленького гномика. Если понравилось, нарисуйте улыбку, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что у вас получилось.
Анализ деятельности
Р: оценивать результаты работы
Источник