Полезные ископаемые урок географии 6 класс фгос
2) Целепологание
3) Индивидуальная работа с текстом учебника
4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»
5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного ребятами по опережающему заданию.
6) Групповая работа с текстом учебника
V. Первичное закрепление материала.
а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.
б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»
VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»
VII. Проверка усвоения материала.
VIII Рефлексия
Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».
1 Знаю | 2 Хочу знать | 3 Узнал (а) |
Заполните на «Индивидуальном листе» таблицу «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)
См. приложение
Заслушать 1-2 ответа.
Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.
Каждая группа: 1) «получает» карточку — одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики, металлурги, химики, строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).
2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.
3 каждой группой выполняется задание №2 «Наша профессия» (см. приложение)
Заслуживается кратко каждая группа.
Устанавливаются причинно — следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.
Учитель: Ребята, вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно. Они, получив задание, прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.
Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».
— Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.
Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3 «Читаем внимательно». (см. приложение)
Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.
Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах. Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.
Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ» выкладывают образцы и подписывают их.
Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы «Полезные ископаемые» на магнитной доске.
Каждая группа рассказывает о своей работе.
Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.
Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.
Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»
После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе табличку «Интересная профессия».
Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».
В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку. (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)
Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»
Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?
— Познавательные УУД:
— строить логические рассуждения..
Личностные УУД:
-понимать смысл своей деятельности,
-ставить перед собой учебную цель
Личностные:
-четко формулировать определение термина
Познавательные УУД
Выделять в окружающей среде объекты, изучающие на уроке
Коммуникативные УУД
-работать в группе
Регулятивные УУД
-развитие логического мышления
Познавательные УУД
-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.
Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.
Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.
Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.
Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.
Познавательные УУД
-обобщать тематическую информацию;
-учиться графически отображать научную информацию.
Личностные УУД
— расширять кругозор в вопросах профориентации;
-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.
Источник
Урок – поиск. Тема :Полезные ископаемые
Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».
Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.
Тип урока:Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.
Учитель: Пикалова Е.В.
Оборудование:
1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;
2. Компьютер с мультимедийным проектором;
3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас», «Профессия геолог»; 4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;
5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;
6. Карточки индивидуальных групповых заданий;
Планируемые результаты.
Предметные:
1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;
2. Классифицировать полезные ископаемые;
3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;
4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;
2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;
3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.
1. Коммуникативные УУД:
1) Организовывать работу в паре и группе;
2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .
2. Личностные УУД:
1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;
2) Уметь исправлять ошибки;
3. Регулятивные УУД:
1)Определять самостоятельно цель и тему урока;
2) Выдвигать гипотезы предположения;
3) Устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
1)Осознание целостности мира;
2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;
3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.
ХОД УРОКА
I.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения».
Подготовка класса к работе. Поднимают смайлики(желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)
II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока.
Я рада , что вы с хорошим настроением приступаете к уроку. Давайте с этим же настроением ответим на вопросы по домашнему заданию
Вопросы учителя:
— какую оболочку Земли мы изучаем?
— каково строение литосферы?
— сколько вам известно горных пород и минералов? Какие вам известны горные породы и минералы ?
-на какие группы делятся горные породы и минералы?
-можно ли на равнинной территории найти горные породы, почему ?
—Предметные: развитие логического мышления и памяти.
—Коммуникативные УУД:
ясно формулировать ответы на вопросы.
III. Изучение нового материала.
1)Определение новой темы
— Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности?
— Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово
— как люди их добывают? (выкапывают)записать на доске
— Попробуйте сформулировать тему нового урока . Запишите ее в маршрутном листе.
Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему урока
— Познавательные УУД:
— строить логические рассуждения..
2) Целепологание
Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?»
Что вы знаете о них?
Заполните в «Маршрутном листе урока» таблицу
«О полезных ископаемых я…» (1 столбик)
1
я Знаю
2
Хочу знать
3
Узнал (а)
Заслушать 1-2 ответа.
Как вы считаете ваших знаний достаточно для компетентного разговора о полезных ископаемых ?
Давайте сформулируем цель урока, какие задачи нам надо решить для достижения данной цели ?
Со многими ответами я согласна… Итак, …
Заслушать ответы и СКАЗАТЬ цель самой ПРАВИЛЬНО
Личностные УУД:
-понимать смысл своей деятельности,
-ставить перед собой учебную цель
3) индивидуальная работа с текстом учебника.
Составление кластера «Виды П.И.»
Учитель:На пути к цели урока предлагаю выполнить практическую работу с названиями полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах.(карточки с названиями П.И.)
По какому принципу вы можете провести классификацию –разделить — П.И.?
(если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят и выделяют энергию в виде тепла и света человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.(рудные)
Коммуникативные УУД
-работать в группе
Регулятивные УУД
-развитие логического мышления
Познавательные УУД
-Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.
-Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.
IV. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»
Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн)
-каким способом добывают топливные полезные ископаемые (буровая установка, карьерный способ, шахтная добыча угля)-дописать в схеме на доске, как добываются рудные полезные ископаемые (карьер-тимберлитовые трубки при добыче алмазов изумрудов, шахты –на слайде показать)
— Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.?
_ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?
Таня самостоятельно приготовила небольшое сообщение о людях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог
(заслушивают доклад о геологах)
Выполнение физминутки
Личностные УУД
— расширять кругозор в вопросах профориентации;
-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.
V. Путешествие по карте.
Знакомство с условными знаками.
Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам.
Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают.
Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти, газа, железа и т.д.
— Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?
-Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми?
— А нашей малой родине – Ставропольскому краю — есть чем похвалиться в этом отношении? Сначала спросить детей
-Добыча каких полезных ископаемых происходит в Благодарненском районе ? (назвать и полказать фото карьеров Спасского,Бурлацкого,Благодарненского-песчаного и каменного)
(сообщения учащихся о П.И. Ставропольского края)
А теперь я предлагаю поработать в парах и из предложенного перечня полезных ископаемых выбрать те (подчеркнуть) которые используются при (листы одни и те же с набором из 20-25 полезных ископаемых)
Название группы указаны на листке
— строительстве зданий и сооружений
— в машиностроении и металлургии
— в производстве ювелирных украшений
— в снабжении теплом и энергией людей страны
Познавательные УУД
-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.
VI. Проверка усвоения материала.
Ну чтож ребята урок подходит к своему логичному завершению.
Давайте устно заполним последний столбец таблицы урока- я узнал… Как вы думаете задачи поставленные в начале урока выполнены вами ?
Я предлагаю выполнить тестовую работу на оценку(не более 5 вопросов).
Обмен листами, сверка с оригиналом.
Выставление оценок.
VII. Рефлексия
Мне сегодня понравилась ваша работа, дополнительно я хочу отметить работу САШИ МАШИ , какое настроение у вас к концу урока? подняв «Смайлик — настроения».
Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?
Поднимают смайлики( желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)
Источник
Учитель: Ислам С.К. (учитель географии и биологии)
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (урок рефлексия с элементами экологического тренинга)
Методы урока: репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.
а). образовательные:
— ввести, сформировать понятие «полезные ископаемые», «топливные», «рудные», «нерудные» и «геология».
— способствовать формированию знаний о полезных ископаемых.
— Закрепить знания о группах полезных ископаемых, о их свойствах о их использовании и способах добычи.
б). развивающие:
— стимулировать стремление к познанию и любознательность.
в) воспитательные: формирование бережного отношения к природным богатствам страны.
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Домогацких Е.М., и др., (М.: «Русское слово», 2012г); рисунки, схемы: магматические горные породы, конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, проектор и компьютер.
Плакат: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни.» К.Г.Паустовский.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Время проведения: 40 минут.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организацион-ный момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения».
Подготовка класса к работе. Поднимают смайлики( красный-хорошее настроение, зелёный- грустное, синий-безразличное)
Личностные : самоопределение; « я и другие люди»
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Выявляет уровень знаний.
-Прошу выбрать капитанов команды и ппридумать название.
-Сегодня мы с вами совершим ппутешествие. Отвечая на вопросы, ввыполняя задания, члены каждой команды ззаработают за каждый верный ответ 1 жетон, себе и команде. Капитан будет вести ббортовой журнал путешествия, куда знапишет фамилии и имена членов команды и будет отмечать заработанные вами жжетоны. Оценку «отлично» получит тот, ккто наберет больше жетонов, оценку «хорошо» получит тот, кто по количеству жжетонов будет на 2 месте и оценку «удовлетворительно» получит тот, кто по кколичеству жетонов окажется на 3 месте. ККапитанов прошу заполнить журнал и ддоложить о готовности команд.
-Желаю Вам приятного путешествия!
Записываются в бортовой журнал членами команды. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. ……отвечая на вопросы учителя. За правильные ответы получают жетоны.
познавательные: логически из полученного слова и определений, которые использовались для решения кроссворда выделить мысль, что породы имеют разные свойства.
3. Постановка учебной задачи
— Представьте себе, что из космоса на Землю летят наши космические корабли. Чтобы увидели не только мы, но и другие пришельцы (инопланетяне), приближаясь к Земле?
Задает учащимся вопросы, о внешних оболочках земли: (фронтальный опрос)
— Назовите оболочку Земли, где образуется облака, туманы, осадки и северное сияние? Что такое атмосфера? (команда №1)
— Назовите оболочку Земли, состоящих из горных парод и минералов? Что такое литосфера? (команда №2)
— Наши корабли видят: океаны, моря, реки, озера, как называется эта оболочка земли? Что такое гидросфера? (команда №3)
Учитель раздает каждой команде на карточках творческое задание (на знание изученного материала (Приложение №1)
Наблюдает за работой ребят и по ее завершении предлагает каждой команде прикрепить свои работы на доску.
-Подберите слово похожее по смыслу к слову нужное, необходимое? (синоним)
–искать, копать в земле? И что получилось
Необходимое нужное искать копать. (где в земле) Как звучит тема сегодняшнего урока?
Проблема: Где же расположены полезные ископаемые и где их используют?
атмосфера (воздушная оболочка земли) команда №1;
литосфера (твердая оболочка земли) команда№2;
гидросфера (водная оболочка земли)команда№3;
Творческая работа по изученному материалу (команды).
Выполненную работу учащиеся прикрепляют у доски.
(полезные) ответы детей
(ископаемые) ответы детей
«Полезные ископаемые» ответы детей
Формулируют (уточняют) тему урока: Полезные ископаемые. Ставят цели: узнать какие полезные ископаемые есть в нашей стране и в нашей области; виды полезных ископаемых.
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;
логические— формулирование проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения
Рассказ учителя об основных полезных ископаемых, видах, в зависимости от их использования. Основные месторождения полезных ископаемых (показ слайдов).
Работа с учебником. Откройте страницу 88-89 учебника и выпишите основные группы полезных ископаемых. Словарная работа: геология – изучающие горные породы и минералы.
Выписывают основные группы полезных ископаемых (работа с учебником).
Регулятивные : планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, и обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Первичное закрепление
6.Физминутка
7.Самостоятельная работа.
Работа в группах. Сейчас, мы с вами будем геологами, которые открыли большие залежи полезных ископаемых и будем их исследовать.
Сейчас каждая группа получит коллекцию горных парод и минералов и выполнит практическую работу. (Приложение №2) Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.
Географическая физминутка.
Индивидуальная работа. На контурной карте условными знаками нанести основные месторождения нефти, газа, угля, железной руды, золото и алмазов.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие – в их происхождении. Работают в группе, совещаясь заполняют таблицу.
Выполняют упражнения с учителем.
Наносят на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых. Самостоятельная работа. Индивидуально выполняют данное задание на контурной карте.
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные— умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Вопросы закрепление (на слайдах)
Ответы детей.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа»
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
8.Домашнее задание:
Организует рефлексию.
—Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как анализировать диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рад за вас и говорю спасибо.
Прочитать параграф 14 стр. 88-91
Ответить на вопросы и тесты. стр.92
Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского: « В природе шагу не ступить, чтоб тот час, так ли сяк, ей чем-нибудь не заплатить за этот самый шаг…»
За урок все учащиеся получают по 1 оценке ( за характеристику горной породы в практической работе), некоторые получают ещё одну оценку за устный ответ и за кроссворд.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Звучит музыка, учащиеся выполняют на отдельных листах творческое задание.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование
Источник