Полезные ископаемые урок в 5 классе
Технологическая карта урока
Предмет: География
Тема: Полезные ископаемые
Цели: продолжить формировать систему знаний учащихся о литосфере; сформировать у обучающихся умения по внешним признакам определять минералы и горные породы; познакомить с понятием «полезные ископаемые» и их классификацией.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: знать определения понятий и классификацию полезных ископаемых по происхождени, использованию, агрегатному состоянию.
Метапредметные: давать определения понятиям; осуществлять сравнение, классификацию; проводить наблюдение под руководством учителя.
Личностные: освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе); формировать потребность в самовыражении и самореализации.
Средства обучения:
Тип урока: комбинированный.
этапы
время
действия учителя
действия обучающихся
Организационный этап
эмоциональный настрой
Организация класса. Объявление темы урока.
Проверка готовности к урок. Запись даты и темы в тетрадь.
Проверка выполнения домашнего задания
актуализация знаний
Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы давайте вспомним изученный материал и ответим на вопросы.
1. Что такое минералы?
2. Что такое горные породы?
Мы с вами знаем, что горные породы и минералы делятся на группы по:
А) агрегатному состоянию
Б) происхождению
В) использованию.
Давайте вспомним их.
3. По агрегатному состоянию: …….
(пример).
4. По происхождению бывают: …….
5. И так на доске у нас с вами три группы горных пород и минералов по происхождению. На карточках примеры горных пород и минералов. Давайте распределим их по группам.
6. У нас с вами есть очень интересная группа – это метаморфические породы. Давайте вспомним, что такое метаморфизм?
Правильно! Превращение.
7. А какие горные породы получаются в результате этого процесса?
Вам предлагаются карточки, которые необходимо совместить из каких пород сформировались метаморфические породы.
Обучающиеся отвечают на вопросы. Обсуждают варианты ответов.
Мотивационно – целеполагающий этап
мотивация учебной деятельности
Вы уже знаете, что такое минералы и горные породы, что Земная кора в своих недрах содержит огромное их разнообразие. И наша с вами задача познакомиться, как их использует человек.
Деятельный этап (изучение нового материала)
постановка учебной задачи, целеполагания
Постановка цели урока: Так какая же цель сегодняшнего урока?
Обучающиеся формулируют цель урока – узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.
сообщение нового материала
И так. Земная кора содержит огромное количество полезных для человека веществ, которые составляют минеральные ресурсы литосферы.
Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем Крыме, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми? Почему?
Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:
Полезные ископаемые = горные породы и минеры + используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности
Давайте запишем это понятие в тетрадь.
Обучающиеся отвечают.
Обучающие записывают понятие в тетрадь.
эмоциональная или физическая разгрузка
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!
Дети встали, руки на поясе поднять руки вверх 5 хлопков руками поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек. наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты
продолжение изучения нового материала
Давайте познакомимся, на какие группы делятся полезные ископаемые по использованию и составим схему «Полезные ископаемые». Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.
Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых. Прежде, чем составить схему обратимся к учебнику (учебник стр.73, информация в жёлтой рамке).
Составляя схему называем группу, их свойства и особенности, приводим примеры, значки обозначения (топливные или горючие), рудные, нерудные (строительные (песок, глина, известняк, гранит, мрамор), химическое сырьё (каменная соль, сера, графит, фосфориты), минеральные воды и грязи, поделочные камни).
Сделаем вывод: стр. 73 в розовой рамке.
Россия занимает I место в мире по запасам полезных ископаемых.
Обучающие составляют схему в тетради
усвоение новых знаний
1. Сообщения обучающихся.
2. Отгадаем загадки и найдём угаданное полезное ископаемое.
3. По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?
4. Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте (топливные, рудные, строительные).
Обучающие слушают сообщения, отгадывают загадки, отвечают, ищут ошибку,
первичное закрепление
самопроверка
Работа со схемой. Обмен и проверка. Ответы на доске.
Взаимопроверка.
Оценочно – рефлексивный этап (подведение итогов урока)
рефлексия
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?
Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения. Отмечают успешные ответы.
оценка и самооценка деятельности обучающихся
Оценивание ответов.
Аргументация ответов и оценок
домашнее задание
§ 21 до конца, ответить на вопросы устно. Зад. №8 письменно, выучить обозначения полезных ископаемых (в атласе).
Запись в дневник.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Карточки ( выбрать гор. породы по происхождению)
МАГМАТИЧЕСКИЕ: гранит, базальт, вулканический туф, пемза, габбро.
ОСАДОЧНЫЕ: галька, песок, глина, уголь, мел, газ.
МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ: мрамор, гнейс, графит, кварцит.
2. Карточки (метаморфические породы)
мрамор (известняк), гнейс (гранит), графит (уголь), кварцит (песчаник)
3. Карточка
1. Полезные …………………… — это минеры и ………………… …………………, которые человек использует в …..……… …………………………….. …………………………. .
2. Полезные ископаемые делятся на топливные, ………………… и нерудные.
3. Россия занимает ……. место в ……….. по запасам ……………. …………………… .
4. Сообщения
Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Песок.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Используют при строительстве домов.
Кремень
В древности осколки кремня́ использовались для высекания огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремнёвые ножи и т. д.)
5. Загадки
А) Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
Б) Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)
В) Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
Г) Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
Д) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (Песок)
Е) Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
6. Это интересно
А) Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Ещё в древности люди говорили, что «без соли стол кривой» поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.
Б) В разных странах в разные времена гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов.
Источник
Урок природоведения 5 класс.
Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.
Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения привести примеры использования горных пород и минералов человеком.
2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;
3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.
Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.
Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Устный опрос. Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.
Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.
- “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.
- Расшифруй в таблице слово.
- Отгадай ребусы.
«‘ «‘
П Е
- Индивидуальные задания.
А) Заполните перфокарту, отметь знаком «+» — строительные П.И., знаком «*»- горючие П.И.
Строительные П.И. | Горючие П.И. |
Торф | |
Каменный уголь | |
Песок | |
Мел | |
Поваренная соль | |
Гранит |
- Практическая работа
Учитель показывает горные породы и минералы, обучающиеся называют признаки по которым они отличатся.
Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.
- Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.
- Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
- Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с блеском, без блеска – матовые.
- Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
- Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, обучающиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.
- Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.
Название | Цвет | Прозрачность | Блеск | Излом | Твердость | Вес |
- Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.
Отличительные признаки | Гранит | Торф | Мел | Каменный уголь |
Цвет | Серого, красного или зеленого цвета, с вкраплениями черного и белого цвета | светло-коричневый | белый | черный |
Прозрачность | непрозрачный | непрозрачный | непрозрачный | непрозрачный |
Блеск | с блеском | матовый | матовый | с блеском |
Твёрдость | твердый | хрупкий | твердый | Твердый, но хрупкий |
Вес | Тяжелый | легкий | легкий | Тяжелый |
- Подведение итогов урока.
1.Отгадать кроссворд
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
2. Тест «Полезные ископаемые».
1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?
А) геологи;
Б) археологи;
В) биологи;
Г) строители.
2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?
А) все полезные вещества;
Б) витамины;
В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;
Г) древние вещества.
3. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое:
А) каменный уголь;
Б) нефть;
В) гранит;
Г) природный газ.
4.Выдели лишнее:
А) кирпич;
Б) песок;
В) железная руда;
Г) глина.
5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина;
Б) гранит, торф;
В) каменный уголь, поваренная соль.
6. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) оловянная и медные руды;
Б) каменный уголь, природный газ;
В) графит, сера.
7.3ачем мы собираем металлолом?
А) мы сохраняем запасы руды;
Б) очищаем территорию от мусора;
В) участвуем в соревновании между классами.
8.Из какого полезного ископаемого получают металлы?
А) из угля;
Б) из гранита;
В) из руды.
3.Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.
Гранит: ___________________________________________________________.
Глина:____________________________________________________________.
Известняк:________________________________________________________.
Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется
4. Резервное задание.
Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.
1 .горючее; 9. сыпучее;
2. твердое; 10. легче воды;
3. жидкость; 11. газообразное;
4. тяжелее воды; 12. белого цвета;
5. черного цвета; 13. пластичное;
6. желтого цвета; 14. плохо пропускает воду;
7. хрупкое; 15. коричневого или белого цвета.
8. имеет запах;
- Домашнее задание.
1.Творческое задание: нарисовать человечка, состоящего из любого полезного ископаемого, опиши какой у него характер.
Источник
Конспект урока «Полезные ископаемые»
Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.
Задачи:
— образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;
— формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.
— коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;
— воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Наглядность: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.
Ход урока
Вводная часть
Здравствуйте ребята,
Сегодня мы будем говорить о подарках, которые нам даёт наша планета Земля.
— Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ, которая так прекрасна!
Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!
— А без чего невозможна жизнь на Земле? (Без солнца, воды, воздуха, почвы). Слайд
— Солнце, вода, воздух, почва, камни — это какая природа? (Неживая).
— Деревья, цветы, животные, птицы, рыбы — это какая природа? (Живая)
А скажите ребята без чего ещё не может обойтись человек? ( без домов, дорог, транспорта ….)
А скажите ребята из чего всё делают и где берут материалы? Ответы детей…
-Знаете ли вы, из чего сделаны кирпичи и посуда?
— Где строители берут материалы для построек — песок, глину, камни?
Все вещества и материалы нам дарит наша планета и называются они полезными ископаемыми. (название темы вывесить на доске)
Основная часть.
Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор.
Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.
(слово месторождения вывешивается на доску)
Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин — экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых.
Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).
Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие — жидкие или газообразные (газ).
Гранит (детям показывают этот камень на слайде и даётся в руки)
Гранит — это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выгладит так, как будто он склеен из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют такие камни как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным. Природе чаще всего встречается и используется в промышленности сероватый гранит, но этот камень бывает и красный, и розовый, и даже оранжевый. На самом деле, разные цвета гранита зависят от полевого шпата, который входит в его состав и передает граниту свой цвет. В разных уголках Земли цвет камня отличается от остальных. Все это благодаря разнообразной смеси пород, входящих в состав гранита.
Гранит — один из самых прочных материалов.
Гранит распространен практически по всему миру. Так как этот камень широко используется при строительстве и отделке помещений, набережных его добыча важна и обширна. Гранит добывают во многих странах. Что касается России, здесь насчитывается уже более 50
месторождений.
Песок((детям показывают этот камень на слайде и даётся в руки)
Песок — это твердая скала, которую вода и ветер миллионы лет разрушали на маленькие кусочки. В основном, такие кусочки — это маленькие, размером не больше нескольких миллиметров, зерна.
Прозрачные кристаллы здесь – это зерна кварца, но кроме них мы видим и зерна других минералов. Дело в том, что пески на самом деле бывают очень разными, в зависимости от их происхождения. Вулканические пески, например, могут содержать кусочки минералов красного цвета, и тогда пляж будет красным. В мире есть несколько пляжей, где в составе песка встречается зеленый минерал хризолит. Поэтому пляжи там зеленые. А в некоторых странах встречаются черные пески, содержащие много тяжелых минералов, таких как гематит или магнетит.
А ещё с песком играют не только маленькие дети, но иногда и взрослые. Оказывается взрослые художники тоже любят рисовать песком.
Глина (детям показывают этот камень на слайде и даётся в руки)
Глина это очень интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется при разрушении скальных пород. Найти ее можно под верхним слоем земли — для этого достаточно выкопать небольшую яму, хотя иногда она залегает и гораздо глубже. В сухом состоянии глина легко крошится в руках, но стоит только ее только намочить, как она становится пластичной, вязкой и из нее можно лепить различные вещи, как из пластилина. А после высыхания она твердеет и сохраняет свою форму.
Цвет у глины очень разнообразен. Она может быть и белой, и голубой, и серой, и красной, и зеленой.
Глина известна своими полезными свойствами уже многие тысячелетия. Еще до изобретения бумаги люди писали на глиняных табличках заостренными палочками, а после этого высушивали их на солнце. Ученые археологи находят целые библиотеки таких табличек. В настоящее время глину используют очень широко. Она нужна в строительстве — из глины делают кирпичи, цемент, строят дома-мазанки. Так как глина совершенно не боится высоких температур, из нее научились изготовлять посуду. Глина известна и своими лечебными свойствами, поэтому она применяется в медицине. Глина используется и в приготовлении красок для рисования, бумаги, резины.
Обычно глина добывается в тех местах, где когда-то проходили реки (там ее особенно много). Для этого роют целые карьеры. При добыче используют такую тяжелую технику, как экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, конвейеры и др. Сначала удаляется верхний слой земли, а потом машины срезают глину целыми слоями. Добывают глину круглый год. Хотя зимой, чтобы грунт не промерзал, карьер приходится утеплять с помощью торфа, опилок и другого материала. Затем ее грузят на самосвалы и отвозят на перерабатывающие заводы, где глину очищают и делают из нее нужные и полезные в быту вещи.
Каменный уголь (детям показывают этот камень на слайде и даётся в руки)
Каменный уголь – твердое полезное ископаемое, которое используют в качестве топлива с очень древних времен по наше время.
Название этого природного богатства говорит само за себя: уголь выглядит, как черные или серо-черные камни разного размера, часто они имеют красивый глянцевый блеск.
Пласты угля залегают под землей, а образовались они в результате разложения остатков древних растений около 300 миллионов лет назад. Как же это произошло? Растения, находящиеся под давлением толщи земли, без доступа кислорода, подвергались воздействию высоких температур и постепенно превращались в торф. Со временем он терял воду, газ, подвергался прессованию и превращался в уголь.
Несмотря на твердое состояние угля, он достаточно хрупкий и его куски легко ломаются и крошатся. В состав каменного угля входят углерод, водород, кислород. Он содержит золу и серу.
Чтобы поднять уголь на поверхность земли, приходится приложить немало усилий. Если уголь находится неглубоко, его добывают открытым способом в карьерах. Для этого верхний слой горных пород удаляют, а находящийся под ним уголь извлекают и вывозят с помощью специальной техники. Для раскопок используют экскаваторы с ковшами, для перемещения угля до места его погрузки – конвейеры, а вывозят ископаемое на самосвалах.
Если же глубина залегания угля значительная (иногда она составляет более километра), то его добывают с помощью специальных подземных шахт.
Уголь – очень ценное для человечества невосстановимое ископаемое. Его используют в быту для отопления зданий; в металлургии для производства стали, чугуна, выплавки железа; в химической промышленности в качестве сырья для получения графита и нафталина; для производства удобрений, красок, лаков, пластмассы из компонентов угля; в виде жидкого топлива, получаемого в результате процесса разжижения угля.
Торф (детям показывают этот камень на слайде и даётся в руки)
Торф — горючее полезное ископаемое растительного происхождени Образуется в результате естественного отмирания и неполного распада болотных растений под воздействием биохимических процессов в условиях повышенной влажности и недостатка кислорода. Залегает на поверхности Земли или на глубине первых десятков метров .
Известняк (детям показывают этот камень на слайде и даётся в руки)
Известняк стал использоваться людьми в качестве строительного материала уже давно, но его состав люди узнали только после изобретения микроскопа. Этот материал чаще всего белого цвета, но иногда бывает и серого, розового и даже черного. Известняк образовался несколько миллионов лет назад в глубине океана из мельчайших организмов, которые жили вместе большими колониями. Их раковины и скелеты веками прессовались в одно целое под воздействием давления и температуры окружающей среды.
Со временем древние океаны мельчали, вода отступала, а залежи известняка оказывались на поверхности земли. Это привело к тому, что люди смогли добывать этот полезный материал с небольшой глубины.
Белый известковый камень хорошо подходил для строительства домов. Он хорошо проводит воздух, то есть в помещении, построенном из этого материала не бывает повышенной влажности, а значит не будет появляться плесень. Также он хорошо накапливает тепло и не выпускает его из дома. Белый камень легко обрабатывать: пилить, раскалывать и так далее, то есть делать из него строительный материал необходимой формы.
Школьникам известняк известен под видом обыкновенного мела. Все помнят как легко писать им на школьной доске. Мрамор – это тоже разновидность известняка, только созданный под еще бОльшим давлением воды. Из него создают скульптуры, красивую плитку, облицовку зданий.
Сегодня известняк добывают в открытых карьерах, то есть для этого не требуется делать шахты, что намного упрощает работу и увеличивает объемы добычи материала. Надо отметить размеры техники, которую там используют. Например, в ковш экскаватора, выкапывающего материал, могут свободно поместиться двадцать школьников стоя. А в кузов самосвала можно загрузить 6 легковых автомобилей.
Всем известно второе название Москвы – Москва Белокаменная. Именно из известкового камня ее и возводили, так как сравнительно недалеко находились огромные залежи этого материала. Несмотря на то что современное строительство стало больше применять железобетон, металл, керамику и пластик, добыча известняка не уменьшается.
Мел (детям показывают этот камень на слайде и даётся в руки)
Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела? А ты знаешь, что вначале мел был животным? В водах океанов существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей. Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом.
Физкульт минутка
«Петух»
(Исходное положение — стоя, руки перед грудью).
Чтоб быть похожим на орла, (Три толчка согнутыми руками, затем
руки в стороны).
Петух расправил два крыла. (Повторить движения).
И был он горд, и был он смел, (Руки на поясе, голова приподнята с поворотом сначала в одну,
затем в другую сторону).
Пока с забора не слетел. (Руки резко бросить вниз).
Закрепление
Давайте вспомним о каких полезных ископаемых мы с вами говорили и отгадаем загадки:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
5.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
6.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
7.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Мы с Вами вспомнили все полезные ископаемые, а теперь давайте применим одно из них на деле:
Выполнение творческого задания из песка на картоне.
Подведение итогов урока.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Почему они ископаемые?
3. Почему они полезные?
4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Резервные задания:
2. Тест «Полезные ископаемые».
1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?
А) геологи;
Б) археологи;
В) биологи;
Г) строители.
2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?
А) все полезные вещества;
Б) витамины;
В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;
Г) древние вещества.
4.Выдели лишнее:
А) кирпич;
Б) песок;
В) гранит
Г) глина.
5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина;
Б) гранит, торф;
В) каменный уголь, поваренная соль.
3.Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.
Гранит: ___________________________________________________________.
Глина:____________________________________________________________.
Известняк:________________________________________________________.
Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется
Источник