Полезные ископаемые урок в 6 классе домогацких

Полезные ископаемые урок в 6 классе домогацких thumbnail

2) Целепологание

3) Индивидуальная работа с текстом учебника

4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых  в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»  

5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного  ребятами по опережающему заданию.

6) Групповая работа с текстом учебника    

V. Первичное закрепление материала.

а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.  

б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»

VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

VII. Проверка усвоения материала.

VIII Рефлексия

Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».

1

         Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заполните на  «Индивидуальном листе» таблицу        «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)

См. приложение

Заслушать 1-2 ответа.

Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.

Каждая группа:   1) «получает» карточку —  одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики,  металлурги,  химики,  строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).

2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.

3  каждой группой выполняется задание  №2   «Наша профессия» (см. приложение)

Заслуживается кратко каждая группа.

Устанавливаются причинно — следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.      

Учитель: Ребята,  вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно.  Они,  получив задание,  прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.                

Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».    

— Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.

Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3   «Читаем внимательно».  (см. приложение)          

 Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.

Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах.  Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.

Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ»  выкладывают образцы и подписывают их.

Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы  «Полезные ископаемые» на магнитной доске.

Каждая группа рассказывает  о своей работе.

Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.  

Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.

Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»  

После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе  табличку  «Интересная профессия».

Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».    

В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку.  (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких  Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)

Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»

Домашнее задание:  параграф 11;  письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»;  устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

— Познавательные УУД:

— строить логические рассуждения..

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

Личностные:

-четко формулировать определение термина

Познавательные УУД

Выделять  в окружающей среде объекты, изучающие на уроке

Коммуникативные УУД

-работать в группе  

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.

Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.

Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

Познавательные УУД

Читайте также:  Полезный и не калорийные завтрак рецепты

-обобщать  тематическую информацию;  

-учиться графически отображать научную информацию.

Личностные УУД

— расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.

Источник

Предмет

география

Класс

6

УМК

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

Болотникова Н.В.Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география . 6 класс».

Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география . 6 класс».

Географический атлас, контурные карты.

Тип урока

Урок формирования умений и навыков

Тема урока

Полезные ископаемые

Цель урока

Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций, понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразия и вариативности использования.

Метапредметные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, выявлять причинно-следственные связи строения земной коры и видов полезных ископаемых, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные: давать определения терминов, понятий по тематике урока; классифицировать полезные ископаемые; описывать свойства полезных ископаемых; приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека; проводить тематические эксперименты и формулировать выводы на основе их результатов.

Решаемая учебная проблема

Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества?

Основные понятия, термины

Полезные ископаемые, топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, руда, геологическая разведка.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная.

Средства обучения

Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, географический атлас, образцы полезных ископаемых

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы.

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Умение ставить перед собой реальные цели

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Проводит диалог по ранее изученному материалу, акцентирует внимание на основных моментах и подводит обучающихся к определению темы, цели и задач урока. Ставит учебную проблему.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока.

Умение анализировать тематическую информацию

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Умение правильно формулировать ответы, вопросы, тему и задачи урока

Умение планировать порядок действий по достижению поставленной цели

Принятие учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний

3. Актуализация знаний

Читает отрывок из сказа Бажова «Каменный цветок». Даёт задания учащимся: какие горные породы и минералы стали бы главными героями фильма о нашем крае? Какие из них можно считать полезными ископаемыми? Сформулируйте понятие «полезные ископаемые». Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

Работают в парах с текстом учебника.

Принимают участие в обсуждении

Умение строить высказывание

Сотрудничество с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Слушание учителя и сверстников. Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

4. Первичное усвоение новых знаний

Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний и методики воспроизведения изучаемого материала. Мотивирует на работу с коллекциями полезных ископаемых.

Слушают учителя, объясняют рисунки и схемы в презентации

Способность анализировать информацию.

Участвуют в совместном обсуждении материала, излагают своё мнение с аргументами, фактами.

Согласование усилий по решению учебной задачи, умение приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Правильность ответов учащихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах.

Умение слушать. Планирование своих действий по достижению поставленных целей.

5. Первичная проверка понимания

Организует работу учащихся с текстом и рисунками в учебнике. Учитель наблюдает за работой, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся. Проверяет правильность ответов

Читают параграф и рассматривают рисунки, выделяют существенную информацию. Систематизируют учебный материал.

Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации.

Участвуют в обсуждении содержания параграфа в групповом режиме. Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации. Принимают решение.

Уметь формулировать собственное мнение. Уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Строить логически обоснованные суждения. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Читайте также:  Чем полезно растительное масло для здоровья

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Организует выполнение практической работы «Виды полезных ископаемых».

Работают в тетрадях по заполнению таблицы (стр. 39 рабочей тетради)

Умение самостоятельно находить нужную информацию.

Выражают свои мысли по составленным таблицам. Слушают друг друга

Умение правильно выражать свои мысли. Уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Способность давать объективную оценку собственным действиям и достигнутым результатам, а также внешним факторам и явлениям.

7. Домашнее задание

§11, рабочая тетрадь §11 (тестовые задания и картографический практикум)

Записывают домашнее задание в дневник.

Анализируют возможность отбора и сравнения материала по нескольким источникам.

Взаимодействия с учителем.

Слушание учителя.

Осознание качества и уровня усвоения.

Регуляция учебной деятельности.

8. Итог урока

Формулирует вопросы, возвращается к учебной проблеме. Подводит итоги учебного занятия.

Отвечают на вопросы, приводят варианты решения учебной проблемы

Определять уровень усвоения изученного материала.

Взаимодействие с учителем

Умение отвечать на вопросы.

Проводят контроль, самоконтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

9. Рефлексия

Определяет степень усвоения нового материала. Выявление затруднений обучающихся. Коррекция знаний.

Рефлексируют

Умение делать выводы

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях

Саморегуляция

Источник

Урок – поиск. Тема :Полезные ископаемые

Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».

Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.

Тип урока:Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.

Учитель: Пикалова Е.В.

Оборудование:

1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;

2. Компьютер с мультимедийным проектором;

3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас», «Профессия геолог»; 4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;

5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;

6. Карточки индивидуальных групповых заданий;

Планируемые результаты.

Предметные:

1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;

2. Классифицировать полезные ископаемые;

3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;

4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;

2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;

3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.

1. Коммуникативные УУД:

1) Организовывать работу в паре и группе;

2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .

2. Личностные УУД:

1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;

2) Уметь исправлять ошибки;

3. Регулятивные УУД:

1)Определять самостоятельно цель и тему урока;

2) Выдвигать гипотезы предположения;

3) Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные результаты:

1)Осознание целостности мира;

2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;

3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.

ХОД УРОКА

I.Самоопределение к    учебной    деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения». 

Подготовка класса к работе.  Поднимают смайлики(желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)

II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока.

Я рада , что вы с хорошим настроением приступаете к уроку. Давайте с этим же настроением ответим на вопросы по домашнему заданию

Вопросы учителя:

— какую оболочку Земли мы изучаем?

— каково строение литосферы?

— сколько вам известно горных пород и минералов? Какие вам известны горные породы и минералы ?

-на какие группы делятся горные породы и минералы?

-можно ли на равнинной территории найти горные породы, почему ?

Предметные: развитие логического мышления и памяти.

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы.

III. Изучение нового материала.

1)Определение новой темы

— Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности?

— Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово

— как люди их добывают? (выкапывают)записать на доске

— Попробуйте сформулировать тему нового урока . Запишите ее в маршрутном листе.

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему урока

Познавательные УУД:

Читайте также:  Клизмы чем полезны и чем вредны

— строить логические рассуждения..

2) Целепологание

Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?»

Что вы знаете о них?

Заполните в «Маршрутном листе урока» таблицу

«О полезных ископаемых я…» (1 столбик)

1

я Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заслушать 1-2 ответа.

Как вы считаете ваших знаний достаточно для компетентного разговора о полезных ископаемых ?

Давайте сформулируем цель урока, какие задачи нам надо решить для достижения данной цели ?

Со многими ответами я согласна… Итак, …

Заслушать ответы и СКАЗАТЬ цель самой ПРАВИЛЬНО

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

3) индивидуальная работа с текстом учебника.

Составление кластера «Виды П.И.»

Учитель:На пути к цели урока предлагаю выполнить практическую работу с названиями полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах.(карточки с названиями П.И.)

По какому принципу вы можете провести классификацию –разделить — П.И.?

(если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят и выделяют энергию в виде тепла и света человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.(рудные)

Коммуникативные УУД

-работать в группе

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

Познавательные УУД

-Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

-Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

IV. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн)

-каким способом добывают топливные полезные ископаемые (буровая установка, карьерный способ, шахтная добыча угля)-дописать в схеме на доске, как добываются рудные полезные ископаемые (карьер-тимберлитовые трубки при добыче алмазов изумрудов, шахты –на слайде показать)

— Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.?

_ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?

Таня самостоятельно приготовила небольшое сообщение о людях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог

(заслушивают доклад о геологах)

Выполнение физминутки

Личностные УУД

— расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.

V. Путешествие по карте.

Знакомство с условными знаками.

Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам.

Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают.

Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти, газа, железа и т.д.

— Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?

-Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми?

— А нашей малой родине – Ставропольскому краю — есть чем похвалиться в этом отношении? Сначала спросить детей

-Добыча каких полезных ископаемых происходит в Благодарненском районе ? (назвать и полказать фото карьеров Спасского,Бурлацкого,Благодарненского-песчаного и каменного)

(сообщения учащихся о П.И. Ставропольского края)

А теперь я предлагаю поработать в парах и из предложенного перечня полезных ископаемых выбрать те (подчеркнуть) которые используются при (листы одни и те же с набором из 20-25 полезных ископаемых)

Название группы указаны на листке

— строительстве зданий и сооружений

— в машиностроении и металлургии

— в производстве ювелирных украшений

— в снабжении теплом и энергией людей страны

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

VI. Проверка усвоения материала.

Ну чтож ребята урок подходит к своему логичному завершению.

Давайте устно заполним последний столбец таблицы урока- я узнал… Как вы думаете задачи поставленные в начале урока выполнены вами ?

Я предлагаю выполнить тестовую работу на оценку(не более 5 вопросов).

Обмен листами, сверка с оригиналом.

Выставление оценок.

VII. Рефлексия

Мне сегодня понравилась ваша работа, дополнительно я хочу отметить работу САШИ МАШИ , какое настроение у вас к концу урока? подняв «Смайлик — настроения». 

Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

Поднимают смайлики( желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)

Источник