Полезные ископаемые в евразии 7 класс
Рельеф и полезные ископаемые Евразии отличаются огромным разнообразием. Этот континент геоморфологи очень часто называют материком контрастов. Геологическое строение, рельеф континента, а также размещение полезных ископаемых в Евразии будет детально рассмотрено в этой статье.
Материк Евразия: геологическое строение
Евразия — самый крупный материк нашей планеты. 36% суши и около 70% земного населения сосредоточено именно здесь. Почти все материки Земли, по сути, являются осколками двух древних суперконтинентов – Лавразии и Гондваны. Но только не Евразия. Ведь она образовалась из нескольких литосферных блоков, которые долгое время сближались и, наконец, спаялись в единое целое замками складчатых поясов.
Материк состоит из ряда геосинклинальных областей и платформ: Восточно-Европейской, Сибирской, Западносибирской, Западноевропейской и других. В Сибири, на Тибете, а также в районе озера Байкал земная кора посечена огромным количеством трещин и разломов.
В разные геологические эпохи возникали и формировались складчатые пояса Евразии. Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский – самые крупные из них. Они считаются молодыми (то есть их формирование еще не закончилось). Именно к этим поясам относятся крупнейшие горные системы материка – Альпы, Гималаи, Кавказские горы и другие.
Некоторые районы материка являются областями повышенной сейсмической активности (как, например, Центральная Азия или Балканский полуостров). Мощные землетрясения наблюдаются здесь с немалой частотой. Наличием самого большого количества действующих вулканов также может похвастаться именно Евразия.
Полезные ископаемые континента тесно связаны с его геологическими структурами. Но о них мы поговорим далее.
Общие особенности рельефа Евразии
Рельеф и полезные ископаемые Евразии чрезвычайно разнообразны. Они формировались в мезозое и кайнозое, в пределах нескольких древних платформ, соединенных подвижными областями складчатости.
Евразия – второй по высоте материк на планете со средней высотой в 830 метров над уровнем моря. Выше только Антарктида, да и то исключительно за счет мощного ледяного панциря. Самые высокие горы и самые крупные равнины находятся именно в Евразии. И по общему количеству их гораздо больше, нежели на других континентах Земли.
Для Евразии характерна максимально возможная амплитуда (перепад) абсолютных высот. Именно здесь находится наивысшая вершина планеты – гора Эверест (8850 м) и самая низкая точка мира – уровень Мертвого моря (–399 метров).
Горы и равнины Евразии
Почти 65% территории Евразии занято горами, плоскогорьями и нагорьями. Остальное принадлежит равнинам. Пять крупнейших по площади горных систем материка:
- Гималаи.
- Кавказ.
- Альпы.
- Тянь-Шань.
- Алтай.
Гималаи – высочайший горный массив не только Евразии, но и всей планеты. Они занимают около 650 тысяч квадратных километров площади. Именно здесь расположена «крыша мира» – гора Джомолунгма (Эверест). За всю историю эту вершину покорили 4469 альпинистов.
На этом материке также расположено Тибетское нагорье – самое крупное в мире. Оно занимает огромную площадь — два миллиона квадратных километров. На Тибетском нагорье берут свое начало многие известные реки Азии (Меконг, Янцзы, Инд и прочие). Таким образом, это еще один геоморфологический рекорд, которым может похвастаться Евразия.
Полезные ископаемые Евразии, к слову, часто залегают именно в зонах складчатости. Так, к примеру, недра Карпатских гор очень богаты нефтью. А в горах Урала активно добывают драгоценные минералы – сапфиры, рубины и другие камни.
Равнин и низменностей в Евразии тоже немало. Среди них еще один рекорд – Восточно-Европейская равнина, которая считается крупнейшей на планете. Она протянулась от Карпат до Кавказа почти на 2500 тысяч километров. В пределах этой равнины, целиком или же частично, расположено двенадцать государств.
Рельеф Евразии: изюминки и интересные факты
За впечатляющими орографическими рекордами очень легко упустить менее масштабные, но не менее интересные особенности материка. В рельефе Евразии присутствуют, по сути, все известные современной науке формы рельефа. Пещеры и карстовые шахты, кары и фьорды, овраги и речные долины, дюны и барханы – все это можно увидеть в пределах самого крупного континента Земли.
В Словении находится знаменитое плато Карст, геологические особенности которого дали название целой группе специфических форм рельефа. В пределах этого небольшого известнякового плато насчитывается несколько десятков красивейших пещер.
Немало в Евразии и вулканов, как действующих, так и потухших. Ключевская сопка, Этна, Везувий и Фудзияма – самые известные из них. А вот на Крымском полуострове можно увидеть уникальные грязевые (на Керченском полуострове) или же так называемые неудавшиеся вулканы. Ярким примером последнего является известная многим гора Аю-Даг.
Полезные ископаемые материка
Евразия занимает первое место в мире по общим запасам многих минеральных ресурсов. В частности недра материка чрезвычайно богаты нефтью, газом и рудами цветных металлов.
В горах, а также на щитах (выступах фундамента платформ) Евразии сосредоточены солидные месторождения железных и марганцевых руд, а также олова, вольфрама, платины и серебра. К прогибам фундаментов древних платформ приурочены огромные запасы топливных минеральных ресурсов – нефти, газа, угля и горючих сланцев. Так, крупнейшие месторождения нефти разрабатываются в Персидском заливе, на Аравийском полуострове, в шельфе Северного моря; природного газа – в Западной Сибири; угля – в пределах Восточно-Европейской равнины и на Индостане.
Чем еще богата Евразия? Полезные ископаемые нерудного типа также чрезвычайно распространены на материке. Так, на острове Шри-Ланка находится самое большое в мире месторождение рубинов. В Якутии добывают алмазы, в Украине и Забайкалье – гранит высочайшего качества, в Индии – сапфиры и изумруды.
В целом основные полезные ископаемые Евразии – это нефть, газ, железная руда, марганец, уран, вольфрам, алмазы и каменный уголь. По объемам добычи многих из этих ресурсов материк не имеет себе равных во всем мире.
Полезные ископаемые Евразии: таблица и главные месторождения
Стоит отметить, что минеральные ресурсы материка расположены крайне неравномерно. Некоторым государствам в этом плане откровенно повезло (Россия, Украина, Казахстан, Китай и проч.), а другим – не очень (как, например, Японии). Ниже перечислены самые важные полезные ископаемые Евразии. Таблица также содержит информацию о крупнейших месторождениях тех или иных минеральных ресурсов материка.
Минеральный ресурс (тип) | Полезное ископаемое | Крупнейшие месторождения |
Топливный | Нефть | Аль-Гавар (Саудовская Аравия); Румайла (Ирак); Дацин (Китай); Самотлорское (Россия) |
Топливный | Природный газ | Уренгойское и Ямбургское (Россия); Галкыныш (Туркмения); Агаджари (Иран) |
Топливный | Каменный уголь | Кузнецкий, Донецкий, Карагандинский бассейны |
Топливный | Горючий сланец | Баженовское (Россия), Болтышское (Украина), Молларо (Италия), Нордлингер-Рис (Германия) |
Рудный | Железная руда | Криворожский (Украина), Кустанайский (Казахстан) бассейны; Курская магнитная аномалия (Россия); Кирунавара (Швеция) |
Рудный | Марганец | Никопольское (Украина), Чиатурское (Грузия), Усинское (Россия) |
Рудный | Урановая руда | Индия, Китай, Россия, Узбекистан, Румыния, Украина |
Рудный | Медь | Октябрьское и Норильское (Россия), Рудна и Любин (Польша) |
Нерудный | Алмазы | Россия (Сибирь, Якутия) |
Нерудный | Гранит | Россия, Украина, Испания, Швеция, Индия |
Нерудный | Янтарь | Россия (Калининградская область), Украина (Ровенская область) |
В заключение
Крупнейшим материком на нашей планете является Евразия. Полезные ископаемые этого континента отличаются огромным разнообразием. Здесь сосредоточены самые большие в мире запасы нефти, природного газа, железной и марганцевой руды. В недрах материка содержится большое количество меди, урана, свинца, золота, угля, драгоценных и полудрагоценных камней.
Источник
Полезные ископаемые Евразии — горючие, металлические и неметаллические — представлены крупнейшими месторождениями. Их размещение тесно связано с геологическим строением материка и его рельефом.
Наиболее разнообразное сочетание разного по происхождению минерального сырья характерно для платформ. Крупные месторождения руд металлов выявлены в кристаллическом фундаменте древних платформ на щитах, где он расположен близко к поверхности. Это железо, марганец, медь, никель, вольфрам, золото, платина, молибден, уран, полиметаллы. С вулканизмом, проявлявшимся на древних платформах, связаны якутские и индийские алмазы.
Алмазы находят в кристаллическом фундаменте древних платформ, попадавших в зону сжатия литосферы. Сдавливаемые, платформы раскалывались, и в трещины фундамента внедрялось мантийное вещество. Этот процесс получил название траппового магматизма (или вулканизма). Очень высокое давление в трещинах приводило к образованию концентрических структур — трубок взрыва, или кимберлитовых трубок. А в них — алмазов — самых твердых минералов на Земле. |
Осадочный чехол платформ — молодых и древних — содержит богатые запасы каменной и калийных солей, серы, фосфоритов. В прогибах фундамента платформ сконцентрированы бурые и каменные угли. Угольный пояс протягивается через весь материк — от островов Великобритании через Западную Европу, Восточно-Европейскую равнину, Центральную Азию и Якутию, раздваиваясь на востоке в северный Китай и в северо-восточный Индостан. Нефть и газ содержат осадочные толщи, заполняющие прогибы платформ — Западно-Сибирской, Туранской, Скифской, шельфа Северного моря. Мощные нефте- и газоносные зоны приурочены к областям сочленения платформ и молодых поясов — краевым прогибам. Окаймляя с обеих сторон Альпийско-Гималайский складчатый пояс, они протягиваются по Средне- и Нижнедунайским низменностям, Прикарпатью, предгорьям Северного Кавказа, Каспию, Персидскому заливу, северному Индостану, Юго-Восточной Азии. Пески, гравий, глины, известняки, доломиты, слагающие верхний ярус платформ, используются как строительный материал.
Со складчатыми поясами связаны металлические пояса Евразии. Железные, свинцово-цинковые, оловянные, ртутные, урановые и полиметаллические руды концентрируются в пределах древних складчатых поясов — в горах Пиренейского полуострова, Западной Европы, Урала, Южной Сибири, Центральной Азии.
Металлы есть и в молодых складчатых поясах, но приурочены месторождения к их самым древним структурам. Так, горы Тихоокеанского пояса вмещают мировые запасы вольфрама и олова, золото. Через юг Китая, Мьянму, Таиланд в Малайзию и Индонезию протягивается оловянный пояс Юго-Восточной Азии, соответствующий наиболее древним структурам Гималайского пояса. Здесь же сосредоточены железные руды, свинец, цинк, никель, золото, серебро, слюда, графит.
В современных складчатых поясах преобладают месторождения осадочных полезных ископаемых. Это нефть и угли межгорных долин Альп, Иранского нагорья, Малайского архипелага. На Иранском нагорье находятся крупнейшие в мире месторождения серы, на п-ове Малая Азия — фосфориты, асбест. Для Апеннин, Балкан, Малой Азии характерны металлические руды осадочного происхождения (бокситы, железные и магниевые руды).
Следует помнить, что залегания полезных ископаемых Евразии на прямую связаны с геологическим строением Евразии.
Источник
Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Евразии
Цель урока: Формирование знаний и представлений о рельефе и полезных ископаемых Евразии
Модульная технология обучения
География 7 класс
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии
Цель урока: Формирование знаний и представлений о рельефе и полезных ископаемых Евразии
Слайд № 1 1.Образовательные задачи
А. Формирование специальных знаний.
Сформировать умение объяснять зависимость между строением земной коры и формами рельефа
Сформировать умение устанавливать взаимосвязь между строением рельефа и полезными ископаемыми
Сформировать умение работать с атласами и контурными картами и умение находить и показывать основные формы рельефа
Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.
Развить знания о рельефе в целом
Развить умение систематизировать информацию (поиск, отбор) при работе с текстом учебника и атласом
В. Формирование общих умений.
Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и таблицей
Формировать умение работать во времени на всех этапах урока
Формировать научное мировоззрение
2.Развивающие задачи.
Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями: тектоническая структура, сейсмический пояс, литосферная плита, платформа.
Развивать умение сравнивать на примере сравнения различных форм рельефа
Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.
Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы
3. Воспитательные задачи.
Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:
Бережного отношения к окружающему миру
умения критично оценивать результаты
сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности.
уважения друг к другу.
Слайд № 2
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: атлас «физическая география материков и океанов 7 класс», физическая карта полушарий и Евразии, раздаточный материал со списками номенклатуры, компьютер, проектор, учебник, презентация по теме « Рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Структура урока-модуля.
ОМ-1 Организация начала урока.
ОМ-2 Подготовка к усвоению новых знаний.
УЭ-0 Интегрирующая цель для ученика
УЭ-1 Задания по теме «Рельеф Евразии»
ОМ-3 Изучение нового материала и первичная проверка усвоения новых знаний.
УЭ-1 Чтение текста « Особенности рельефа Евразии»
УЭ-2 Составление таблицы «Тектонические структуры и формы рельефа Евразии»
УЭ-3 Прослушивание информации учителя и заполнение таблицы «Соответствие форм рельефа и их высот на карте Евразии»
ОМ-4 Первичное закрепление, контроль и самопроверка.
УЭ-1 Вопросы и тестовые задания
УЭ-2 Вопросы и тестовые задания
ОМ-5 Подведение итогов урока, рефлексия.
ОМ-6 Информация о домашнем задании.
Ф.И. ученика___________________________________________________________
уч.эл.
Учебный материал с указанием заданий.
Рекомендации
по выполнению.
Оценка.
ОМ-2
УЭ-О
Интегрирующая цель урока: В результате работы вы должны знать крупнейшие формы рельефа Евразии, их названия, вершины, различия в расположении полезных ископаемых
УЭ -1
ОМ-3
УЭ-1
УЭ-2
Входной контроль.
Цель: Выяснить исходный уровень знаний по теме.
Задание 1 . Ответьте на вопросы:
А) Что такое рельеф Б) Перечислите основные формы рельефа? В) Какие карты нам могут понадобиться для анализа строения земной коры и определения форм рельефа и какую информацию можно извлечь из этих карт?
Задание 2:Заполните схему:
________
Задание3. Дополните фразу:
В центральных районах Евразии преобладают __________, а в южных и восточных_________________________, следовательно на севере и западе преимущественно______________ , а на юге и востоке_____________________
Контроль. Проверьте правильность выполнения заданий , прочитав ответы на экране. Исправьте ошибки.
Теперь вы готовы к усвоению новых знаний!
Успеха!
Цель: получить новые знания по рельефу Евразии.
Задание 1: Внимательно прочитайте текст
Евразия выше других материков. На её территории расположены высочайшие горные системы (Гималаи — Джомолунгма-8848м.) Равнины отличаются огромными размерами. В Евразии велики колебания высот. Разница между впадиной Мёртвого моря и Гималаями превышает 9км. В основании лежит Евразийская литосферная плита, участки которой так же, как и горные области имеют разный возраст и обозначаются в картах различными цветами. Два сейсмических пояса: Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.
Цель: знать различия форм рельефа, уметь группировать по предложенным параметрам
Задание 2: Заполните таблицу, пользуясь картами атласа
Тектонические структуры Евразии.
Тектоническая структура
Цвет
Соответствующие формы рельефа
Полезные ископаемые
платформы
Древняя складчатость
Средняя складчатость
Молодая складчатость, островные дуги
Устно объясните свой ответ.
Внимание!
На выполнение этого этапа вам отводится
6 мин.
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
На работу с таблицей отводится 12 мин
Слайд № 7
№
уч.эл
Учебный материал с указанием заданий.
Рекомендации
По выполнению.
Оценка.
Контроль. Проверьте правильность заполнения таблицы, исправьте ошибки.
На проверку
2 мин.
УЭ-3
ОМ-4
УЭ-1
ОМ5
ОМ6
Цель. Дополнить полученные знания по теме.
Задание1. Посмотрите презентацию учителя по теме «Горные системы мира»
Задание . Заполните таблицу, используя материал презентации. Действуйте по образцу
Задание2. В таблице выделите маркером те параметры, которые были для вас неизвестны.
Контроль. Проверьте свою работу, сравнив её с правильными ответами на экране. Исправьте ошибки.
__________________________________________________________________________
Выходной контроль. Цель: Закрепить знания по изучаемой теме: ответить на вопросы и выполнить тесты; исправить ошибки.
Цель: Оценить полноту усвоения изученного материала.
Задание : тестовое задание выполняется с выбором одного верного ответа из предложенных. Ответ на вопрос вписывается в свободное место в бланке.
Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов; определив правильный ответ,занесите его в бланк ответов
Бланк ответов
А1. Горы, находящиеся на территории семи государств:
1) Гималаи 2)Карпаты 3) Альпы 4) Скандинавские
А2 . Наименьшую высоту от уровня моря в Евразии имеет:
1) Прикаспийская низменность 2) Индо-Гангская низменность 3) Месопотамская низменность 4) Мёртвое море
А3. В Италии, Турции, Греции возможны землетрясения, так как территории этих стран расположены в пределах областей:
1) древнейшей складчатости 2) древней складчатости 3) новой складчатости 4) на платформе
А4. Самое высокое нагорье:
1) Иранское 2) Тибетское 3)Саяно-Тувинское 4)Среднесибирское
А5. В основании материка лежит:
1) литосферная плита 2) платформа 3) горные складчатые области 4) сейсмические пояса
В1. Какое нагорье занимает большую часть Китая?
В2. Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков
Контроль. Проверьте свою работу, сравнив бланк ответов с правильными ответами на экране. Неправильные ответы зачёркивайте крестиком (Х); подсчитайте количество ошибок и оцените свою работу.
Оценку поставьте в последнем столбце бланка. Исправьте ошибки и проанализируйте их
___________________________________________________________________________
Подведение итогов урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока?
Оцените свою работу на уроке, подчеркнув соответствующее слово: «отлично», «хорошо», «плохо».
Домашнее задание: Проработайте материал модуля ещё раз, таблицу дополните словами, выучите содержание таблицы, исправьте ошибки и проанализируйте их, сделайте другой вариант тестов. Нанесите на контурную карту формы рельефа и вершины, присутствующие в тексте.
Слайд № 8,9
На этом этапе можете пользоваться атласом.
На работу вам отводится 15 мин
Слайд № 10
2мин
«5»без ошибок
«4»1-2 ошибки
«3»3 ошибки
«2» более 3 ошибок.
ВНИМАНИЕ!
На выполнение этого этапа вам отводится
5 мин.
Слайд № 11
По истечении этого времени работу заканчивайте,
В пустых клеточках ставьте крестики.
2мин
Список используемых источников
География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.:учебник/И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П. Дронова.-М.: Дрофа,2014
Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7класс.-М..ВАКО,2012
https://advaitaworld.com/blog/good/page
https://www.wikipedia.org
Источник